Православная проповедь и молитва как феномен современной звучащей речи (Часть первая)

Текст публикуется с сокращениями

2.2.2. Основные интонационные модели в молитве

Как было показано в предыдущем разделе, в результате членения молитвенного текста выделяются минимальные речевые отрезки – синтагмы. Каждая из них имеет определенное звуковое оформление, которое выражается в различном взаимодействии акустических компонентов интонации и может быть описано в виде интонационной модели, то есть схемы соотношения частоты основного тона (ЧОТ), интенсивности и длительности.

В этом разделе дается характеристика интонационных моделей молитвенного чтения с точки зрения их формы. Семантические признаки интонационного оформления молитвы подробно раскрываются в 3-й главе.

Исходя из понимания ведущей роли частоты основного тона в оформлении мелодической целостности синтагмы (Цеплитис 1974; Торсуева 1977; Брызгунова 1977б; Светозарова 1982), мы дифференцируем интонационные модели молитвы в зависимости от типа мелодического контура, то есть совокупности характерных для каждой модели изменений ЧОТ (Светозарова 1982: 40).

При описании модели учитывается ее внутренняя структурированность, а именно: наличие интонационной вершины, которая маркирует наиболее важное в смысловом отношении слово синтагмы и выделяется изменением одного из компонентов интонации (ЧОТ, длительности, интенсивности) и/или их сочетанием ; довершинной части (от начала синтагмы до вершинного слова); завершинной части (от конца вершинного слова до конца синтагмы).

[Используемые нами термины "интонационная вершина" и "вершина синтагмы" соотносятся с такими употребляемыми в интонационных исследованиях понятиями, как "синтагматическое ударение" (Зиндер 1979; Светозарова 1982); "фразовое ударение" (Николаева 1969; 1977); "смысловое ударение" (Всеволодский-Гернгросс 1922); "логическое ударение" (Цеплитис 1974); "центр ИК" (Брызгунова 1977б); "акцент" (Bolinger, 1958).]

Кроме того, обращается внимание на иерархию акустически выделенных линейных единиц, входящих в синтагму, в связи с чем различаются основные и факультативные вершины синтагмы. В современных исследованиях речевой интонации широкое распространение получила точка зрения, согласно которой основные вершины могут иметь моновершинный или двувершинный характер (см.: Ковтунова 1976: 49; Светозарова 1982: 123; Русская разговорная речь 1973: 143; Николаева 1977: 243–246; Русская грамматика 1980: II, 203; Бондаренко и др. 1989: 180–181; Фонетика спонтанной речи 1988: 163–164). Противопоставление основных и факультативных вершин строится на учете слитности произношения слов в синтагме. Факультативные вершины появляются в условиях ослабления линейных связей между единицами речевого потока.

При описании интонационных моделей в данной работе дифференцируются их структурные варианты, различающиеся количеством вершин в синтагме. Выделяются моновершинные варианты (с одной вершиной), двувершинные варианты (с двумя вершинами) и поливершинные варианты (с тремя и более вершинами).

Анализ мелодических изменений в интонационной модели строится с учетом следующих характеристик: 1) направления движения тона (ровное, восходящее, нисходящее); 2) формы движения тона (выпуклая или вогнутая кривая в пределах вершинного гласного и окаймляющих его звуков); 3) характера интервала (величина подъема или падения тона для отдельных участков синтагмы); 4) скорости изменения тона (постепенное, плавное, резкое повышение или понижение); 5) диапазона движения тона, или амплитуды колебаний основного тона (обычный, расширенный, суженный); 6) регистра, или уровня (средний, верхний, нижний) базового тона (несущего тона – см.: Кривнова 1976), в рамках которого происходят изменения мелодического контура.

Как показывает анализ имеющегося в нашем распоряжении материала, к числу наиболее частотных и благодаря этому приобретающих статус стилистических маркеров канонического молитвенного чтения относятся четыре интонационные модели.

1. Мономелодическая модель характеризуется ровным движением тона в рамках синтагмы 

[При обозначении м о н о м е л о д и ч е с к о й модели в интонационной транскрипции используются следующие знаки: ровное движение тона в среднем регистре передает знак "РС", ровное движение тона в верхнем регистре – "РВ", например:

РС

Отче наш иже еси на небесех/... (242N);

 РС
...просветителей словенских/... (87F).

В специальной литературе произнесение речи "в один тон" называется монотонией, которая бывает либо полной, если мелодия "имеет лишь одну ноту (один тон)", либо приблизительной, если "повышения и понижения не имеют четких контуров" (Цеплитис 1974: 115–116). В каноническом молитвенном чтении зафиксирована полная монотония, что подтверждается визуализацией речевого материала при инструментальном анализе.

Интонационные модели, характеризующиеся ровным средним или ровным высоким тоном, без каких-либо изменений мелодического контура, относятся исследователями либо к числу просодических средств выражения эмоциональных значений высказывания (Волконский 1913: 100; Суренский 1941: 116–122), либо трактуются как сигналы "второстепенности, малозначительности соответствующего речевого отрезка" (Черемисина 1976: 74), независимости, незаконченности фрагмента речевой цепи (Иванова-Лукьянова 1990: 8). Монотонные мелодические фигуры, оформляющие конечные и неконечные синтагмы, зафиксированы в некоторых севернорусских говорах, где интонационная монотония обычно сочетается с переключением звучания высказывания в верхний регистр (Касаткина 1988: 290291). Однако в современные классификации русской интонации интонационные модели с ровной мелодикой не включаются (см., например: Русская грамматика 1980: I, 96–122; Просодический строй 1996: 85–123).

      РВ
 "...Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века. Аминь/" (73М)

Ровное движение тона в пределах синтагмы наблюдается при каноническом молитвенном чтении в двух регистрах – среднем (РС) и верхнем (РВ). Так, например, в следующем фрагменте из малого славословия мономелодическая модель использована в сочетании с повышением регистра, отрывок из второго молитвословия произнесен в среднем регистре:

 РВ
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу/... (297M);
 РС
Яко милостив и человеколюбец Бог еси/... (363F).

По своей структуре мономелодические модели двувершинны. Первая вершина располагается на ударном слоге первого фонетического слова, вторая – на ударном слоге последнего фонетического слова синтагмы. Акустически обе вершины маркируются увеличением длительности ударного гласного, например:

   РВ
 Ты убо, Господи Боже покланяемый, Царю Святый, Иисусе
                                                                              РВ
Христе, спяща мя сохрани немерцающим светом,/ Духом Твоим
Святым, Имже освятил еси Твоя ученики/ (97N).

Как видно из транскрипции, отсутствие тональных изменений в мономелодических синтагмах компенсируется актуализацией других фонетических признаков (акустических компонентов интонации), прежде всего длительности. В произносимых ровным тоном в верхнем регистре синтагмах из молитвы святого Антиоха вершины выделены продлением инициальных ударных гласных и увеличением длительности гласных в ударном и заударном слогах финального слова. При этом растяжка ударного гласного маркирует интонационную вершину, а удлинение заударного гласного (в первой синтагме) является сигналом границы минимального речевого отрезка.

В современной русской звучащей речи появление двувершинной интонационной модели, или рамочной акцентной структуры (термин см., например: Русская грамматика 1980: II, 203), возможно, как правило, в инверсивных синтаксических структурах стилистически окрашенной прозаической речи (Ковтунова 1976: 49; Светозарова 1982: 123; Русская разговорная речь 1973: 143; Русская грамматика 1980: II, 202–203; Бондаренко и др. 1989: 180–181; Фонетика спонтанной речи 1988: 163–164).

Вместе с тем, как показали исследования, посвященные изучению архаических стихотворных форм, наличие двух фразовых ударений – одно в начале, другое в конце строки – отличает просодическую модель праславянской стихотворной строки (Иванов, Топоров 1963). Эта модель имеет общеславянский характер и свойственна всем славянским просодическим структурам, что подтверждают экспериментальные данные (Николаева 1977: 243–246). По мнению Т.М. Николаевой, восходящая к фразовому оформлению стихотворной строки рамочная обрамленность славянской фразы "соответствует самой древней форме фразово-интонационной модели" (Николаева 1979: 157). Таким образом, двувершинная интонация, характерная для канонического молитвенного чтения, отражает особенности древней просодической системы.

Анализ материала, имеющегося в нашем распоряжении, показывает, что мономелодическая модель представлена в каноническом молитвенном чтении не только двувершинными, но и поливершинными вариантами:

 РВ
/1/ ...и Божественная Крове недостоин есмь, Христе, причащения/... (239Т);
 
РС
/2/ Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом, не прогневайся на ны зело/...
 (122N);

РС
/3/ ...слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки
веков. Аминь/ (297M);

РС
/4/ Воскресе из мертвых Христос истинный Бог наш/... (87F).

Из приведенных транскрипций видно, что обязательному выделению подвергаются ударные слоги инициальных и финальных фонетических слов в синтагме, образуя интонационную рамку. В качестве сигнала факультативной вершины здесь используется один акустический признак – длительность. При этом количество вершин внутри просодической рамки не является строго определенным и варьируется.

2. Нисходяще-восходящая модель (НВ) включает средний ровный тон в довершинной части, понижение тона на гласном (ударном или безударном), предшествующем вершинному, и повышение тона на гласном вершины (интервал тональных изменений, как показывает инструментальный анализ, может составлять от 20 до 45 Hz); завершинная часть произносится на высоком ровном тоне (см. рис. 2 на с. 50) . [В интонационной транскрипции нисходяще-восходящая модель передается знаком "НВ".]

Приведем примеры:

 НВ
Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице,/

 НВ
надеющиися на Тя да не погибнем, да избавимся Тобою от
бед/... (191N).

Нисходяще-восходящая модель не имеет аналогов в современной звучащей речи. В каноническом молитвенном чтении она представлена моновершинными, двувершинными и поливершинными вариантами.
В моновершинных вариантах нисходяще-восходящих моделей вершина, расположенная обычно в начале синтагмы, маркируется мелодическими понижениями и повышениями тона, например:

Н –- РС
...трепещу приемля огнь, да не опалюся яко воск, и яко трава/ оле
страшнаго таинства/... (320)R);


НВ
...Пресвятая Троице, помилуй нас/... (272Т).

          НВ
В двувершинных вариантах  нисходяще-восходящих  моделей  основная  вершина располагается в инициальной части синтагмы, а факультативная – в финальной, например:
 
       НВ                    НВ                           НВ  
Источник благих,/ причащение, Христе,/ бессмертных Твоих
     

                                          НВ
ныне Таинств/ да будет ми свет, и живот, и бесстрастие,/ и к
  

                    НВ
преспеянию же и умножению добродетели Божественнейшия
ходатайственно/... (174R);

  РС                                                                           НВ

Под Твое прибег благоутробие, Блаже,/ со страхом зову Ти/... (244T);
         НВ                                                    НВ
...молитв ради Пречистая Твоея  Матере, / преподобных и Богоносных
отец   наших/... (116M).

Как видно из транскрипции, акустическим сигналом факультативных вершин в этой интонационной модели является продление ударного гласного в последнем слове синтагмы.

Кроме того, в двувершинных вариантах нисходяще-восходящей модели обе вершины могут быть мелодическими и маркироваться нисходяще-восходящим движением тона на первом и последнем фонетическом слове синтагмы. В качестве примера приведем фрагмент богородичного тропаря из канона, входящего в Последование ко Святому Причащению:

         НВ                           (НВ)
...очисти всего от скверны плоти и духа/ (310R).

По нашим наблюдениям, такая разновидность нисходяще-восходящей модели с двумя мелодическими вершинами наиболее характерна для завершающих молитвословие синтагм, например:

  НВ
Трепещу приемля огнь, да не опалюся яко воск, и яко трава/...
 

РВ
како Божественного Тела и Крове брение причащаюся,/ и не-
   

 НВ     (НВ)
тленен сотворяюся/ (244Т).

Транскрипция показывает, что при чтении троичного тропаря из канона, входящего в Последование ко Святому Причащению, рамочная структура первой синтагмы создается инициальным нисходяще-восходящим движением тона и финальным продлением ударного гласного, тогда как в завершающей тропарь синтагме обе вершины отмечены мелодически.

Поливершинные варианты нисходяще-восходящей модели характеризуются обязательной просодической выделенностью начала и конца синтагмы, например:

        НВ
/1/ ...небесных, и страшных, и святых Твоих, Христе, ныне Тайн,/
   

НВ
и Божественныя Твоея и тайныя вечери/... (216R);

НВ

/2/ ...Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми твоими и

                  НВ
всесильными мольбами/ отжени от мене смиреннаго и окаяннаго
     

 НВ
раба Твоего/   уныние, забвение, неразумение,  нерадение/... (270М);
       

 НВ                                                                             НВ

/3/ ...хотящаго мя ныне к пречистым Тайнам приступити/ очисти
           

 (НВ)
всего от скверны плоти и духа/... (310R).

Как видно из транскрипции, акустическими сигналами факультативных вершин в поливершинных вариантах нисходяще-восходящей модели являются длительность и тон. Так, во фрагменте 8-й песни канона из Последования ко Святому Причащению /1/ и в молитве ко Пресвятой Богородице из чина утренних молитвословий /2/ факультативные вершины маркируются увеличением длительности ударного гласного. Во фрагменте из богородичного тропаря /3/ факультативные вершины выделяются мелодически или растяжкой ударного гласного.

3.  Восходящая модель (В) состоит из среднего ровного тона в довершинной части, восходящего движения тона на вершинном гласном и ровного высокого тона в завершинной части . [Для обозначения восходящей модели в интонационной транскрипции используется знак "В".] Например, в следующем фрагменте из молитвы Господней повышением мелодического контура на интонационной вершине оформлена первая синтагма:
4.  

        В                      РС

...да будет воля Твоя,/ яко на небеси и на земли/... (242М).

По своей структуре эта интонационная модель может быть моновершинной (см. рис. 3) и двувершинной (И восресшаго в третий день по Писанием/..." ).

Моновершинный вариант восходящей модели соотносится с ИК-6 в системе интонационных средств, разработанной Е.А. Брызгуновой (см.: Русская грамматика 1980: I, 118). Он представлен в следующем фрагменте из молитвы Макария Великого:

      В                                        В

...но избави мя от лукаваго- и да будет во мне воля Твоя/... (61М).

В двувершинных вариантах восходящей модели просодически выделяются начало и конец синтагмы (. "...Таковей страшней тайне послужившей/..." 79S).

Основная вершина двувершинного варианта восходящей модели, расположенная в инициальной части синтагмы, выделяется повышением тона. Сигналом факультативной вершины могут быть два акустических компонента интонации: тон и длительность. Приведем примеры:

     В                                                                                     В
/1/ ...да неосужденно отверзу уста моя недостойная- и восхвалю
           В
имя Твое Святое/ Отца, и Сына, и Святаго Духа... (61М);
     РС                                         В                (НВ)

/2/ ...радуйся, яко еси Царево седалище:/ радуйся, яко носиши Нося-
                 РС                                                  В
щаго вся./ Радуйся, звездо, являющая Солнце:/ радуйся, утробо
                        (НВ)
Божественнаго воплощения/... (42S);
    

                                                 (НВ)

/3/ ...или кто станет на месте святем Его/... (128R).

Транскрипция показывает, что в молитве Макария Великого из утренних молитвословий /1/ факультативные вершины в двувершинных вариантах восходящих моделей отмечены удлинением ударного гласного в последнем слове синтагмы, тогда как в двух других фрагментах молитвословий финальные вершины выделены мелодически. В первом икосе Акафиста ко Пресвятой Богородице /2/ и в отрывке из 23-го псалма /3/ сигналом факультативных вершин восходящих моделей является нисходяще-восходящее движение тона.

3.1. Квантитативная модификация восходящей интонационной модели характеризуется средним ровным тоном в довершинной части, повышением тона на гласном вершины с одновременным его удлинением, высоким ровным тоном в завершинной части (в интонационной транскрипции  к в а н т и т а т и в н а я  модификация восходящей интонационной модели передается знаком "В") , например:

  ВC                           В                            В
 Премудрость/ Пресвятая Богородице,/ спаси нас/ (266F).

Приведенная транскрипция молитвословия, обращенного к Богородице, показывает, что вторая и третья синтагмы оформлены здесь квантитативной модификацией восходящей интонационной модели, так как вершины этих синтагм отмечены не только восходящим движением тона, но и  растяжкой вершинного гласного.

Квантитативная модификация представлена в каноническом молитвенном чтении тремя структурными вариантами: моновершинным, двувершинным и поливершинным. Так, например, в следующем фрагменте три синтагмы, завершающие молитвословие, оформлены моновершинным вариантом квантитативной модификации восходящей модели:

       РС              НВ                       РВ          РВ          В
...еще молимся/ о милости, жизни// мире// здравии// спасении// 
     В                    В
просвещении// прощении/... (148F).

Кроме моновершинных вариантов, квантитативная модификация восходящей модели в каноническом молитвенном чтении реализуется, как показывает анализ материала, имеющегося в нашем распоряжении, в двувершинных вариантах. Примером может служит звучание следующего фрагмента молитвы "Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом...":

                              В
          ...ниже помяни беззаконий наших, но призри и ныне        благоутробен/... (122N).

Из приведенной транскрипции видно, что маркером факультативных вершин в квантитативных модификациях восходящих интонационных моделей является удлинение ударного гласного.

В нашем материале квантитативная модификация восходящей модели встречается и в поливершинном варианте. В качестве примера приведем транскрипцию звучания одного из фрагментов второго икоса из Акафиста ко Пресвятой Богородице:

       РC                                                            (Н)
...радуйся, совета неизреченнаго таиннице:/ радуйся, молчания
                    В        РC
просящих веро./ Радуйся, чудес Христовых начало:/ радуйся,
    (Н)                    В      РC
велений Его главизно./ Радуйся, лествице небесная, еюже сниде
                       (Н)                                               В
Бог:/ радуйся, мосте, преводяй сущих от земли на небо/... (283S).

Следует отметить дистрибуцию акустических компонентов интонации, выделяющих интонационные вершины в поливершинных вариантах квантитативной модификации восходящей модели: первая вершина, располагающаяся в инициальной части синтагмы, маркируется удлинением ударного гласного; вторая вершина находится в медиальной части синтагмы и отмечается нисходящим движением тона; третья вершина размещается на последнем ударном слоге в синтагме, ее сигналом является повышение тона в сочетании с растяжкой ударного гласного.

4. Восходяще-нисходящая модель характеризуется средним ровным тоном в довершинной части, восходяще-нисходящим движением тона на вершинном слове, средним ровным тоном в завершинной части [в интонационной транскрипции  восходяще-нисходящая модель канонического чтения обозначается как "ВС" (В интонационной транскрипции  восходяще-нисходящая модель канонического чтения обозначается как "ВС").
 ( :

      РС                                      ВС
 ...веровах тем же возглаголах,/ аз же смирихся зело/... (72R).

В отличие от близкой по изменениям мелодики ИК-3, описание которой можно найти, например, в Русской грамматике 1980 года (Русская грамматика 1980: I, 111, 114), эта модель в завершинной части произносится не на низком ровном тоне, как ИК-3, а на среднем ровном тоне ("...для начальствующих/..." (148F)).


Страница 7 - 7 из 10
Начало | Пред. | 5 6 7 8 9 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру