Православная проповедь и молитва как феномен современной звучащей речи (Часть первая)

Текст публикуется с сокращениями

2.2.  Суперсегментный уровень

Суперсегментный уровень фонологического анализа связан с рассмотрением просодических средств и их функционирования в молитвенных текстах. При описании просодической организации молитвы дифференцируются два типа молитвенного чтения – каноническое и неканоническое, устанавливаются свойственные каждому из этих типов суперсегментные характеристики как конкретное проявление интонационных средств в рамках синтагмы, высказывания, фразы, текста.

2.2.1. Членение речевого потока в молитве

Анализ членения речевого потока на минимальные единицы в молитвенных текстах обращен к выявлению количественных параметров синтагмы и просодических средств речевой сегментации, установлению принципов и тенденций синтагматического членения, характерных для православной молитвы.

При измерении длины синтагмы подсчитывается количество слогов в пределах минимальной интонационной единицы.

Используются термины "короткая синтагма", "крупная синтагма", передающие относительные количественные параметры синтагмы. При этом учитываются также сложившиеся в современной интонологии представления о средней длительности минимального речевого отрезка, которая ориентирована на длительность выдоха человека и, по данным Ph. Liberman, составляет 2–3 секунды (Liberman 1967: 149).

Для канонического молитвенного чтения характерно членение речевого потока на довольно крупные по протяженности синтагмы, включающие в среднем от 10 до 30 слогов, например [Каждая синтагма молитвословия выделяется в отдельную строку. В квадратных скобках в начале строки указывается количество слогов в синтагме.]  :

[21] Боготечную звезду узревше волсви, тоя последоваша зари:/
 [10] и яко светильник держаще ю,/
 [11] тою испытаху крепкаго Царя:/
[27] и достигше непостижимаго, возрадовашася, Ему вопиюще: Аллилуия/ (57S).

В условиях высокой слитности произношения фонетических слов внутри синтагмы, свойственной каноническому речитативу, сигналом границы синтагмы выступают паузы, а также продление ударных и безударных гласных в последнем слове синтагмы.

Делимитация речевого потока тяготеет к симметричному соотношению длины минимальных речевых отрезков в пределах высказывания, отдельных частей текста и молитвы в целом. Под симметрией понимается свойство объектов "совмещаться с самими собой при обмене местами совместимо или (и) зеркально равных частей" (Урманцев 1974: 32). Симметрия, отражая пропорциональность и соразмерность между составными частями целого, является воплощением законов построения структурных объектов. Принцип симметричного по отношению к центру чередования синтагм разной протяженности лежит, например, в основе членения речевого потока в тропаре из Канона умилительного ко Господу нашему Иисусу Христу:

[22] Время, Иисусе мой, еже дал ми еси, в страсти иждих,
 Иисусе мой;/
[12] темже, Иисусе мой, не отвержи мя,/
[20] но воззови, молюся, Владыко, Иисусе сладчайший, и спаси/ (95R).

Как видно из транскрипции, первая синтагма тропаря состоит из 22 слогов, длина второй уменьшается почти вдвое и насчитывает 12 слогов, в третьей синтагме количество слогов снова увеличивается и достигает 20.
Чаще всего при каноническом молитвенном чтении наблюдается зеркальная симметрия, которая может быть нескольких видов. Во-первых, длина синтагм может возрастать от начала к середине молитвословия или его фрагмента и уменьшаться к концу, например:

[3] Премудрость,/
[9] Пресвятая Богородице,/
[3] спаси нас/ (119F).

Транскрипция показывает, что в молитвенном прошении ко Пресвятой Богородице протяженность первой синтагмы составляет 3 слога, во второй синтагме насчитывается 9 слогов, а третья синтагма, состоящая из 3 слогов, по величине равна первой.

Этот вид зеркальной симметрии имеет модификацию в каноническом молитвенном чтении, когда увеличение длины речевых отрезков от начала к середине молитвословия и уменьшение к концу происходит попарно: каждая часть симметричной пропорции состоит не из одной, а из двух синтагм, например:

[6] ...со страхом зову ти:/
[7] во мне пребуди Спасе,/
[10] и аз, якоже рекл еси, в Тебе:/
[10] се бо дерзая на милость Твою,/
[5] ям Тело Твое,/
[6] и пию Кровь Твою/ (244T).

В приведенном фрагменте из тропаря "Под Твое прибег благоутробие..." первая и вторая синтагмы состоят соответственно из 6 и 7 слогов, третья и четвертая синтагмы насчитывают по 10 слогов, две завершающие тропарь синтагмы включают соответственно 5 и 6 слогов.

Во-вторых, зеркальная симметрия может проявляться в уменьшении длины синтагм от начала к середине фрагмента и возрастании протяженности синтагм к концу высказывания, например:

[13] молю Тя ныне, раб Твой, Чистую нечисты:/
[16] хотящаго мя ныне к пречистым Тайнам приступити,/
[13] очисти всего от скверны плоти и духа/ (310R).

Как показывает транскрипция, в богородичном тропаре из Последования ко святому Причащению длинная синтагма, насчитывающая 16 слогов, располагается в центре и окаймляется двумя равными по протяженности речевыми отрезками, состоящими из 13 слогов.

В-третьих, зеркальная симметрия может возникать в тех случаях, когда происходит пропорциональное по отношению к центру молитвословия чередование синтагм разной длины. Такой принцип членения речевого потока обнаруживается, например, при анализе фонозаписи молитвы святого Макария Великого, входящей в состав утренних молитвословий:

[25] От сна восстав, полунощную песнь приношу Ти, Спасе, и
припадая вопию Ти:/
[12] не даждь ми уснути во греховней смерти,/
[26] но ущедри мя, распныйся волею, и лежащаго мя в лености
ускорив возстави,/
[13] и спаси мя в предстоянии и молитве,/
[21] и по сне нощнем возсияй ми день безгрешен, Христе
Боже, и спаси мя/ (101M).

Транскрипция показывает, что первая синтагма молитвы насчитывает 25 слогов, следующая за ней – только 12, в третьей синтагме количество слогов возрастает до 26, длина четвертой синтагмы снова уменьшается до 13 слогов; завершается молитва синтагмой, протяженность которой составляет 21 слог.

Наряду с тенденцией к симметрии в каноническом молитвенном чтении наблюдается еще одна закономерность делимитации речевого потока, заключающаяся в членении молитвенного текста на пропорционально соотносимые речевые отрезки. При этом синтагмы, на которые делится молитва, по своей длине могут находиться в отношениях либо равенства, либо убывания. Приведем примеры:

 [12] ...рождшая всех святых Святейшее Слово!/
[12] нынешнее приемши приношение,/
[11] от всякия избави напасти всех/... (225S).

Из транскрипции видно, что во фрагменте кондака из Акафиста ко Пресвятой Богородице наблюдается примерно равное соотношение слогов в трех синтагмах.

Вместе с тем возможны и пропорции убывания, отражающие уменьшение длины синтагм в молитвословиях:
 
[8] Слава Тебе, Христе Боже,/
 [6] упование наше,/
 [4] слава Тебе/ (300F).

В приведенном славословии, состоящем из трех синтагм по 8, 6 и 4 слога, соотношение протяженности речевых отрезков может быть представлено как 4:3:2.

В нашем материале обнаруживаются и такие молитвы, в которых длина одних синтагм соотносится в пропорции равенства, других – в пропорции убывания. Такой принцип членения речевого потока наблюдается при чтении тропаря канона из Последования ко Святому Причащению:

[17] Небесных, и страшных, и святых Твоих, Христе, ныне Тайн,/
[16] и Божественныя Твоея и тайныя вечери,/
[8] общника быти и мене/
[8] сподоби отчаянного,/
[5] Боже Спасе мой/ (216R).

Как показывает транскрипция, здесь длины синтагм в первых двух парах (17 и 16 слогов, 8 и 8 слогов) находятся в отношениях равенства, тогда как соотношение длин первой и второй пары синтагм выражается пропорцией убывания – 2:1.

Для канонического чтения характерна также тенденция к контрастному выделению зачина молитвословия (особенно последовательно это происходит в значительных по объему молитвах). При этом в первую синтагму включаются речевые фрагменты, состоящие из 30 и более слогов, тогда как длина второй синтагмы колеблется в пределах от 10 до 20 слогов. Например, первая синтагма в икосе Акафиста ко Пресвятой Богородице включает 33 слога, три последующие синтагмы, по 13, 9 и 12 слогов каждая, значительно уступают ей по протяженности:

[33] Светоприемным свещу, сущим во тьме явльшуюся, зрим
Святую Деву: невещественный бо вжигающи огнь,/
[13] наставляет к разуму Божественному вся,/
[9] зарею ум просвещающая,/
[12] званием же почитаемая, сими/... (288S).

Сравните аналогичную дистрибуцию синтагм по их количественным параметрам в зависимости от места в молитвословии: сочетание открывающей молитву из Последования ко Святому Причащению крупной синтагмы в 32 слога и соседствующих с ней более мелких, которые включают соответственно 12, 12, 7 и 6 слогов:

[32] Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника
мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем,/
[12] ни лобзания Ти дам, яко Иуда,/
[12] но яко разбойник, исповедаю Тя:/
[7] помяни мя, Господи,/
[6] во Царствии Твоем/ (75R).

Неканоническое звучание молитв отличает более дробное синтагматическое членение – средняя величина синтагм составляет здесь 5–7 слогов. Например:

[8] Господи Иисусе Христе,/
[4] Сыне Божий,/
[4] помилуй нас!/
(118A);
[6] ...благослови меня /
[6] на сегодняшний день/
[6] и сохрани меня/
[4] от всех врагов,/
[8] видимых и невидимых/ (43C).

В качестве пограничных сигналов на стыках синтагм выступают паузы.

Наблюдается актуальность для неканонического звучания молитвословий принципа симметричного расположения различных по длине синтагм в пределах высказывания и текста. Вместе с тем в нашем материале этот принцип членения речевого потока представлен только одним видом зеркальной симметрии, когда от начала молитвы к центру происходит увеличение длины синтагм, а от центра к концу – уменьшение. Например, в следующей молитве первая синтагма состоит из 3 слогов, во второй – насчитывается 10 слогов, завершающая синтагма включает 4 слога:

[3] Господи/
[10] Иисусе Христе Сыне Божий,/
[4] помилуй нас/ (118E).

Анализ показывает, что в неканоническом молитвенном чтении преобладающей является тенденция к членению речевого потока на примерно равные по величине синтагмы и стремление к пропорциональности выделяемых     просодически     целостных     фрагментов   речи.    При    этом
молитвенные тексты делятся на синтагмы, которые в зависимости от своей длины находятся в отношениях либо равенства – 1:1, либо нарастания – 1:2, либо убывания – 2:1. Так, например, благодарственная молитва, обращенная ко Богородице, разделена на 5 примерно равных по величине синтагм, первая из которых насчитывает пять слогов, а остальные состоят из шести слогов каждая:
 
[5] Матерь Божия,/
 [6] благодарю тебя/
 [6] за прошедшую ночь,/
 [6] благослови меня/
[6] на сегодняшний день/ (189С).

В краткой молитовке, обращенной ко Спасителю, длина выделенных синтагм находится в отношениях нарастания:

[3] Господи,/
 [7] да будет воля Твоя/ (109С).

Транскрипция показывает, что членение на синтагмы происходит здесь таким образом, что соотношение длины минимальных речевых отрезков (3 слога в первой синтагме и 7 слогов во второй) составляет пропорцию нарастания – 1:2. В противоположность этому делимитация речевого потока в следующем молитвенном обращении:

[4] Храни вас всех/
 [2] Господь/ (339J)

организована таким образом, что синтагмы, включающие 4 и 2 слога, находятся в отношениях убывания.

Наряду с этим выявлены такие акустические признаки, которые характеризуют отличия канонического и неканонического молитвенного чтения. К их числу относятся продление конечного гласного на границах синтагм и членение на крупные синтагмы в зачине молитвы, которые отмечаются в каноническом чтении.

Кроме того, установлены просодические признаки, свойственные и каноническому, и  неканоническому  молитвенному  чтению. Это принципы симметрии и пропорциональности, определяющие членение речевого потока при чтении православных молитвословий. Принципы пространственной организованности звучащей молитвы имеют архаичный характер. Они корреспондируют со стилистической симметрией, зафиксированной исследователями в сакральных библейских текстах (см.: Galliati, Piazza 1956: 31–45; König 1914: 11; Newman, Popper 1918) и в средневековой русской литературе (Лихачев 1965: 418–422; Лихачев 1987а: 446–454), а также отражают общие черты, характерные для культуры русского Cредневековья, поскольку соотносимы с пространственно-временной соразмерностью композиций икон и храмовых росписей, ритмики архитектурных построений и ритуальных движений, конструкции книжного блока (см.: Журавский 1985: 146–147).

Названные признаки, общие для канонического и неканонического молитвенного чтения, позволяют говорить об особенностях речевой реализации русского новоцерковнославянского языка в звучании православной молитвы.


Страница 6 - 6 из 10
Начало | Пред. | 4 5 6 7 8 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру