Исторический опыт межэтнических отношений на евразийском пространстве

Кочевые цивилизации и Русь

3. Народы Северного Кавказа

Северный Кавказ в трактате Константина Багрянородного "Об управлении империей". Правителя Алании Константин называет в гл. 10 "эксусиократором". Это – одно из византийских наименований правителя иноземного народа. Титул упомянут и в "Книге церемоний" [275]. Сходный термин — "эксусиаст" употреблялся применительно как к могущественным Фатимидам, так и к аланам и авасгам — вассалам Византии.

Социально-политическая терминология византийских источников, касающаяся аланского господствующего класса, неоднозначна. Поэтому высказывалось предположение о существовании реального различия в политическом статусе упоминаемых Константином "эксусиократора Алании", с одной стороны, и "архонта Асии" [276] — с другой. Различие в терминологии истолковывалось в том смысле, что "наряду с чисто официально-государственным титулом "эксусиократора Алании", существовало и понятие, "целиком связанное с родовым строем", — "старейшина асов"" [277]. Однако оснований для принятия этой гипотезы нет [278].

Аланией византийцы называли как территорию расселения на Северном Кавказе ираноязычных племен — аланов, так и политическое образование, игравшее в начале Х в. на северо-восточной периферии Византии роль ее аванпоста против хазар и кочевников южнорусских степей. До проникновения в Предкавказье, к началу гуннских нашествий IV в. аланы обитали к востоку от Дона [279]. Формирование аланской материальной культуры приходится на V в., когда в зону их расселения входила уже вся центральная часть Северного Кавказа от верховьев Кубани до пределов Дагестана [280]. С конца VI в. до конца VII в. византийские памятники молчат об аланах, что, возможно, было связано с их зависимостью от хазар [281]. В VIII в. единственным известием об аланах является сообщение Феофана (391. 5–395. 2) о посольстве Льва III на Кавказ, расцениваемое как свидетельство политической независимости аланов от хазарской власти [282]. Доказательством непрекращавшихся, видимо, византийско-аланских связей является обращение аланов в IX в. в христианство [283]. В VIII–IX вв. аланы, в силу давления черных болгар, потеряли часть территории в районе совр. Кисловодска [284].

К Х в. относят формирование средневековой ираноязычной аланской народности на территории от притока Кубани Урупа на западе до притока Терека — Аргуна на востоке. Выделились три основных варианта аланской материальной культуры: западный (верховья Кубани), центральный (Кабардино-Балкария) и восточный — в Северной Осетии и Чечено-Ингушетии [285].

Рост политической самостоятельности Алании на рубеже IX–Х вв. сопровождался постепенным ослаблением политического влияния Хазарского хаганата. Важные последствия для политического положения Алании в Х в. имели походы древнерусских дружин на Каспий и в Закавказье. Так, в составе коалиции русов во время похода на Бердаа в 943/944 г. были и аланы. Победы Святослава над хазарами завершили и борьбу Аланского государства за освобождение от политического влияния хазар [286]. В Х в. наиболее подробные сведения об аланах сообщает ал-Масуди [287].

Вместо распространенных ранее представлений о невысоком уровне политического развития Алании [288] теперь высказывается мнение о том, что Х–XII вв. являлись периодом наивысшего расцвета военного могущества и культуры аланского населения Северного Кавказа, что именно тогда произошло у аланов оформление раннефеодальной государственности. Этот период истории Алании и отражает свидетельство Константина [289].

В. А. Кузнецов локализует "Климаты" Хазарии, т. е. области, подвластные хаганату, лишь в районе Нижнего и Среднего Прикубанья [290]. А. В. Гадло, напротив, считает что здесь имеется в виду более обширный район Северного Кавказа, борьба за влияние в котором и определила характер алано-хазарских конфликтов [291].

Целью Византии, как следует из рассматриваемого текста, было закрепление своего влияния в северокавказском регионе путем отторжения от Хазарии Крыма и Боспора (см. гл. 11) и укрепления алано-византийского союза против хазар; вместе с тем предполагалось, используя силы кочевников (печенегов и узов), противопоставить их не только хаганату, но и Алании.

Этногеографические данные о Северном Кавказе. Подобно тому как Русь и тюрки-кочевники Причерноморья связываются византийцами с другими "северными" народами "скифской" общностью, определенное положение в последней занимают народы Кавказа и Предкавказья. К ним имеют отношение два из трех традиционных [292] "скифских" племен — "кавказские" и "меотские" [293].

Раздел о двенадцати ветрах в "Историях" Иоанна Цеца выделяется среди тринадцати тысяч стихов произведения не только метрически: исследование вскрывает неоднократное редактирование его автором, пересмотр текста [294]. И это не случайно: в соответствии с направлениями каждого из ветров в эту классификацию попадает и территория между Черным и Каспийским морями. Так, северный ветер Борей овевает "скифов" и Эвксинский понт, а "гиркан" и "колхов" — Мее [295]. Итак, Северокавказский регион ограничен с одной стороны Кавказским хребтом с Каспийскими воротами [296] , с другой — Гирканским, т. е. Каспийским морем [297]. Но это пространство очерчено для византийца и другими своеобразными пределами: оно располагается между двумя традиционно принимаемыми границами Европы и Азии, каковыми считались Танаис-Дон [298] либо Кавказские ворота [299].

В соответствии с этим ориентиром и строились византийские землеописательные сочинения. Встречаемые в них этносы в историографии нередко привлекаются для анализа этногенеза северокавказских народов. Так, например, рассматриваются античные и византийские сведения о киммерийцах, скифах, меотах, синдах, керкетах, зихах, исседонах, меланхленах, агафиреах, гуннах, хазарах, половцах и др., принимаемых в качестве предков современных северокавказских народностей [300].

Большинство из перечисленных народов упоминается в анализируемых источниках (как "скифские" или "северные" племена). Сначала представим себе их суммарную сводку, получаемую на основе наших источников. На рассматриваемой территории византийскими авторами XII — первой половины XIII в. поселяются "скифы", "сарматы", "киммерийцы", "меоты", "кавказцы", "синды", "кораксы", "аримаспы", "иссидоны", "масагеты", "гиркане", "меланхлены", "агафирсы", "гелоны", "аланы", "авасги", южнее — "колхи" и "лазы", а также "гунны", "узы", "саки", "геты", "даки", "вастарны", "илпимолги", "невры", "иппиоды", "левкосиры". Эти народы включаются и в византийские этногеографические классификации [301].

Наконец, основная масса сведений о кавказцах связана с "ивирами" [302], имя которых стало, по византийским представлениям, собирательным для ряда кавказских народностей [303]. Однако поскольку основное значение в наших памятниках "ивир" — грузин, то в силу наложенных в начале ограничений по региону (рассматривается только Северный Кавказ), большей изученности данных византийских источников о Грузии  этот сюжет здесь окажется вне поля непосредственного анализа.

Таков общий взгляд византийцев на народы, связанные с этой областью. Таким образом, внешне этногеографическая структура населения территории между Черным и Каспийским морями представляется неоднородной и путаной. Что же действительно относится к Кавказу и Предкавказью и может быть использовано для анализа его этногеографии? Ведь в наших разнородных сведениях возможно косвенное отражение этногенетического процесса (в порядке ретроспекции).

Принципиальную основу византийских этно-географических предствлений составляет античная традиция. Выявление их античного субстрата, а затем двустороннее их сравнение поможет установить реальные, "живые" этнические наименования кавказских народов, актуализировать этнонимы, отмеченные по К. Дитериху [305], "литературным атавизмом", выявить "нулевые" этниконы с определением их места и функции в анализируемой системе.

Скифы. Помимо собирательного значения термина [306] и антикизированного [307], имеет и узкоэтническое: "собственно скифы" [308]. Языковые данные, приводимые нашими источниками ("скифское" приветствие, являющееся фактически куманским [309], "скифское" название Меотиды — Азовского моря — "Карбалык") [310], свидетельствуют о тюркском содержании этникона. Это соответствует основному его значению в византийской литературе XII—XIII вв.[311]. В этом же плане объяснимы и деконкретизованные термины риторов, описывающих внешнеполитические успехи василевса Мануила I, в частности против "скифов" [312]: военно-географический контекст речей (войны в Венгрии, Подунавье, на Корфу) делает естественным понимание под упоминаемыми рядом "скифами" и "савроматами" придунайских тюркских кочевников, а не жителей Кавказа. К тому же к середине — концу 50-х гг. (а именно к событиям этого времени относятся рассматриваемые свидетельства) кавказских походов Мануила не было. Иначе — у Феодора Аланского: по пути от Боспора Киммерийского (Керчи) в центр аланской епископии он углубляется в середину "Скифии" [313]. Он же сообщает о заселении "Скифии" аланами [314]. Если оставить в стороне собирательный смысл термина (который распространяется и на аланов), то, судя по контексту, речь идет о приазовских степях, которые, по античным традиционным представлениям, могут относиться к "Скифии" [315]. Итак, данные о кавказской локализации византийскими авторами XII—XIII вв. (без специальных оговорок!) этнически конкретных (т. е. не "собирательных" или антикизированно-литературных) "скифов" нет; при наличии специальных атрибуций географически "Скифия" может относиться и к предкавказской степной зоне (Приазовье), что, однако, связано с античной литературной традицией; первый тезис не исключает вопрос о тюркском элементе в этнической структуре населения Кавказа XII—XIII вв.

Киммерийцы. Наиболее употребительна традиционная литературная поговорка о "киммерийской тьме", восходящая к античности [316]. Со ссылками на античных авторов, "киммерийцы" локализуются в Крыму [317]. Неоднократно упоминаются гомеровские киммерийцы Италии [318]. В переносном смысле как о "киммерийцах" говорится о земле сербов [319] и жителях Солуни [320]. Итак, их локализация, основанная на определенных литературных традициях, не имеет отношения к Кавказу и Предкавказью; сам термин в рассматриваемых источниках не несет этнического содержания.

Савроматы и сарматы. Представления о "сарматах" ("савроматах") [321] и локализация их неоднозначны. Помимо античного мифа о "сарматках" — воинах [322], упоминаются и савроматы как конкретная этническая единица наряду с "росами" — русскими и "собственно скифами" — тюрками [323]. Здесь возможно следование античной традиции при перечислении "северных" народов, как в ряде одних случаев [324], но возможно и обозначение этим этнонимом тюркских кочевников Причерноморья, как в других [325]. Прослеживаются следы связи са(в)р(о)матов с Кавказом: территория "Савроматии" заселяется аланами [326]; там же находится горный хребет Алан, от которого якобы произошло название "аланы" [327]; "савроматы" упоминаются вместе с "колхами" и жителями районов Нижнего Кавказа и Фасиса [328]. Вместе с тем Иоанн Цец, пристальный интерес которого к Кавказу известен, сообщая о "кавказских скифах" по Страбону [329], не относит к ним "сарматов", хотя в его источнике указывается, что "сарматы" в большинстве своем — все "кавказцы" [330]. Итак, наряду с античными реминисценциями, термин "сарматы (савроматы)" употребляется в "актуализованном", этническом смысле. Прослеживается связь с Кавказом: территория предкавказских степей и предгорий. Это, возможно, ретроспективное отражение миграций и этногенетических процессов на Северном Кавказе (с Предкавказьем). Однако, вероятно, ввиду распространенности тюркского содержания этнонима в XII— XIII вв. "савроматы" не включаются в кавказские классификации византийцев

Мас(с)агеты. Помимо античного мифа о воинственных "масагетках" [331], "масагеты" вместе с "аримаспами" помещаются на краю земли, за Кавказом [332]; вспоминается и замысел похода Кира Великого на "массагетов" и "иссидонян" [333]. Наши источники дают недвусмысленные атрибуции: "массагеты" византийцами прямо отождествляются с авасгами [334], аланами [335] или албанами [336]. Неоднозначность этих атрибуций объяснима неточностью этнических дефиниций византийцев в отношении трех последних кавказских народностей. Кавказцами представляются "массагеты", участвовавшие в совместных военных действиях с "ивирами" [337]. Не исключен кавказский смысл "массагетов" — гостей (как и "скифов") Михаила Айофеодорита [338]. Вместе с тем в других случаях возможно понимание "массагетов" как тюркских кочевников Придунавья [339]. В этой связи встает проблема индивидуального авторского употребления этнонимов. Итак, византийские авторы актуализируют архаический термин, прямо отождествляя "массагетов" с современными народами Кавказа. Сам этноним употребляется в "живом", обиходном повествовании; смысл термина проясняется при учете его кавказских атрибуций. В связи с тем что кавказская локализация массагетов в наших источниках не единственная, встает проблема преимущественного авторского употребления: для Цеца, например, "массагеты" — исключительно древнее название авасгов, в то время как Никифор Василаки подразумевает под "массагетами" придунайских кочевников.

Гунны. Узы. Сведения о них ("кавказские скифы" вблизи Гирканского—Каспийского моря) [340] не выходят за рамки античной традиции [341]. Ретроспективно отражена их кавказская локализация.

Аримаспы, Исси/(е)д(он)ы. Со ссылкой на античные источники [342] локализуются рядом друг с другом [343]. Сведения идентичны античным [344] . Намек на некоторую близость к Кавказу [345], связь с "массагетами" — кавказцами [346] — этих мифических племен необходимо иметь в виду: в свете этих сближений возможна закаспийская локализация.

Меоты. Упоминаются лишь как один из "северных" народов [347]. Показательна практическая неупотребимость даже в переносном значении, хотя количественно немало упоминаний о Меотиде, населении Северного Причерноморья: возможно, этот этноним (даже в плане ретроспекции) уже вытеснен (например, "аланами").

Кораксы. Синды. Упоминаются наряду с "восточными ивирами" (т. е. кавказскими в отличие от "западных ивиров" — испанцев) как лучшие производители тканей [348]. Характерна "актуализированная" окраска сообщения, несмотря на его античный субстрат [349]. Архаизированный термин, относящийся к кавказскому причерноморскому населению. Приводятся античные цитаты о кораксах [350].

Меланхлены. Со ссылкой на древних авторов понимаются как "черноризцы" (в иносказательном смысле) [351]; упоминаются в каталоге "северных" народов — по Дионисию Периэгету [352]. Самостоятельного значения не имеют.

Иппимолги. Невры. Иппиподы. Вастарны. Последнее замечание справедливо и в данном случае: перечисление в каталоге "северных" народов (по Дионисию) [353] не дает возможности использования этих свидетельств для наших целей. Отождествление "иппиподов" с "хазарами" не приближает нас к Кавказу, так как "хазары" в источниках XII в. обозначают население Сугдеи (Сурожа) [354]. Вариант написания этнонима "вастарны" приводит Никифор Влеммид ("ватарны") [355].

Агафирсы. Гелоны. Помимо комментария Евстафия [356], упоминаются Цецем в качестве "северных" народов (вместе с "меотами", "скифами", "кавказцами") [357]. Помещаются по античной традиции [358] между Ацарктийским ветром и Бореем [359] ("гелоны" — к северу от Эвксинского понта), не имея тем самым отношения к Кавказу и Предкавказью.

"Кавказцы", Упоминаются в числе "северных" племен [360]: очевидно собирательное — не этническое — значение термина.

Албаны. В соответствии с региональными ограничениями мы не рассматриваем сведения о Кавказской Албании; важно отметить, однако, что этот этноним нередко смешивается с именем "аланы" [361].
Колхи. Идентичны "лаза", помещаются вблизи "массагетов" — авасгов; иначе называются "азиатскими скифами" и "левкосирами" [362]. Живут в пределах "Ассии"(?) у Фасиса [363]: очевидна закавказская локализация.

Лазы. Идентичны "колхам" [364]. Указываются "лазские" моды [365]. Сближаются с Трапезундом [366], близки Понту [367].

Халивы. "Скифский" этнос [367]. Локализуются в Армении [369] или в Керчи [370].

Аласты. Встречаются единственный раз в послании патриарха Германа II [371]. Ни с кем не отождествляются; сопоставление с латинской версией послания [372] позволяет идентифицировать их с "лазами" (lapsus calami писца?).

Зихи. Помимо титулов в актах [373], сообщается о подчинении монголо-татарам [374]. Традиционна античная локализация "зихов" — джигов.

Гиркане. Их овевает ветер Мее [375]. Упоминаемые среди восточных стран между Ассирией и Двуречьем [376], "гиркане" локализуются тем самым на южном берегу Каспия, не относясь к Северному Кавказу. "Гиркания" представляется северной границей парфян [377].

Аланы. Данные языка свидетельствуют о индоевропейском происхождении "аланов" наших источников [378]. По Иосифу Флавию, — "европейские скифы" — у Меотиды и Танаиса [379]. Распространились с Кавказских гор на "Ивирию", заполнили почти всю "Скифию и Савроматию" [380]. Алан — горный хребет в "Сарматии", от которого пошло имя "аланов" [381]. Термин употребляется в титулатуре [382]. Аланская епархия на Кавказе [383]. Аланы упоминаются как жители Крыма [384], Константинополя [385] , Солуни [386], Подунавья [387]. Завоеваны монголо-татарами [388].

Авасги. Термин употребляется исключительно в современном смысле, обозначая народ [389], государство [390], епархию константинопольского или антиохийского патриархата [391].

Геты. Даки. Перечислены в каталоге "северных" народов [392], как архаизированные термины употребляются для обозначения, скорее всего, дунайских кочевников [393]. К Кавказу отношения не имеют.

Саки. Включены в "скифскую" общность [394]. Упоминается античный миф о женщинах "саков" [395].

Таким образом, применительно к территории Кавказа и Предкавказья "северные" народы, "скифскую" общность византийских источников XII—XIII вв. следует рассматривать дифференцированно: ряд антикизированных этниконов территориально не имеет отношения к кавказским народам; упоминание древних народов, некогда связанных с Северным Кавказом, но к XII в. уже исчезнувших или откочевавших (сарматы, массагеты, гунны, узы, меоты, кораксы, синды и др.), показательно в качестве ретроспективного отражения эволюции этнической структуры населения Северного Кавказа. Нередко в данном случае архаические этниконы актуализируются византийскими авторами, отождествляясь с современными народами. Сведения об аланах в основном относятся к событиям, современным источникам. Этникон в переносном или архаизированном смысле неупотребим. Термин относится к народу, к государству, к церковной епархии. Рассматриваемые данные не подтверждают бытующих предположений об отсутствии этнической категории "аланы" и об единственно политическом значении термина [396]: этнический и политический смысл этого термина не являются взаимоисключающими, а приводимые нашими источниками языковые факты подтверждают наличие особого, аланского этноса. Не опровергает этого и уже отмечавшаяся путаница в написании византийцами этнонима.

Ссылки

275. Const. Porph. De cerem. P. 688. 2; Ostrogorsky G. Die byzantinischen Staatenhierarсhie. S. 52; Soloviev A. Le nom byzantin de la Russie // BS. 1947. Т. 9. P. 34, n. 10.

276. Const. Porph. De cerem. P. 688. 2,6.

277. Кузнецов В. А. Алания в Х–XIII вв. С. 233.

278. Бибиков М. В. Византийские источники. С. 143.

279. Altheim F. Geschichte der Hunnen. В., 1959. Bd. 1. S. 342.

280. Кузнецов В. А. Аланские племена. С. 30–35.

281. Кулаковский Ю. А. Аланы. Отд. II.

282. Чичуров И. С. Византийские исторические сочинения. С. 42 и след., 65 и след., 136.

283. Кулаковский Ю. А. Аланы. С. 142–144.

284. Кузнецов В. А. Аланские племена. С. 30.

285. Кузнецов В. А. Локальный вариант аланской культуры на территории Кабардино-Балкарии // Учен. зап. Кабардино-Балкарск. НИИ. Нальчик, 1959. Т. XVI. С. 149.

286. Гадло А. В. Восточный поход. С. 59–68.

287. Минорский В. Ф. История Ширвана С. 204–207.

288. Ванеев З. Н. Средневековая Алания. Сталинири, 1959. С. 86 и след., 142 и след.

289. Кузнецов В. А. Алания в Х–XIII вв. С. 23 и след.; Тогошвили Г. Д. Византия и Алания // Изв. АН Груз. ССР (Мацне). Сер. ист., археол., этногр. и ист. искусства. 1978. № 2. С. 60–79; Гадло А. В. Этническая история. С. 187 и след.; Авдиенко В. Г. Этносфера Алании как фактор христианизации: (К постановке проблемы) // Археология и вопросы этнической истории Северного Кавказа. Грозный, 1979. С. 102–105; Кузнецов В. А. Очерки по истории алан.

290. Кузнецов В. А. Алания в X–XIII вв. С. 15 и след.

291. Гадло А. В. Восточный поход. С. 60 и след.; Он же. Этническая история. С. 196–197. О географии и административно-политической структуре хаганата см.: Магомедов М. Г. Древние политические центры Хазарии // СА. 1975. № 3. С. 63–74; Он же. Хазарские поселения в Дагестане // Там же. № 2. С. 200–216; Михеев В. К. Подонье в составе Хазарского каганата. Харьков, 1985; ср.: Koesller A. The Thirteenth Tribe. The Khazar Empire and its Heritage. L. 1976; Golden P. B. Khazar Studies. Vol. 1–2; Bazin L. Pour une nouvelle hypothese sur l’origine des Khazars // Byzantino-Altaica. Bochum, 1983. S. 51–71. Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М., 1990. С. 67 и след.

292.  Ср.: Strab., XI.498; Ptolem,, Geogr., VI. 14.

293. Цец. Ист., VIII.762—776.

294. Leone P. A. M. Significato e limiti della revisione della "Historiae" di Giovanni Tzetzes. — Aevum, 1963, vol. 37, p. 245 sq.

295. Цец. Ист., VIII.674—677.

296. H. Вас, Энк. Анд. Комн., 196 и ел.; К. Ман., Мон 308.195 и ел.; ср.: М. Ит., 100.13 и сл.

297. Цец. Ист., VIII.772—773; М. Хон., 1.172.

298. H. Вл., 463.42; Цец. Комм. Лик., 1288; Евст. Сол., Комм. Дион., 14.652.

299.  Цец. Комм. Лик., 887.

300.  Народы Кавказа. М., 1960, т. 1, с. 63 и ел.; ср.: Гаглойти Ю. С. Этногенез осетин по данным письменных источников. — В кн.: Происхождение осетинского наро¬да. Орджоникидзе, 1967, с. 74 и cл.; Крупнов Е. И. Древ¬няя история Северного Кавказа. М., 1960, с. 395 и сл.; Он же. Средневековая Ингушетия. М., 1971, с. 40 и cл.; и др.

301. Цец. Ист., XII.887 и ел.; Цец. Комм. Лик., 887; Н. Вл., 464, 9 sq. Eecm. Сол., Комм. Дион., 302.

302. Цец. Ист., V.588 и сл.

303. Например: Цец. Пис., 10.4; Цец. Ист., 1.706—707.

304. Каухчишвили С. Г. Georgica. Тбилиси, 1967, т. 7.

305. Dieterich К. Byzanttnische Quellen. Bd. 1, S. XVII ff.

306. Цец. Пис., 62.16; К. Ман., Речь., 182.320—321; Цец. Ист., ХII.896—900.

307. Цец. Пис, 137.6—14; Цец. Ист., XII.868—879 — ср.: Dion. Perieg., 654 sq.; Ael. v. H., XII.38; Anonym. de Mulier. Paradox. Gr. 213 West; Herod., IV.121 sq.

308. Цец. Ист., ХII.896—900.

309. Цец. Теог., 304 и cл.

310. Цец. Ист., VIII.766 и cл.

311.  Moravcsik Gy. Byzantinoturcica. Bd. 2, S. 281.

312.  M. Сол., 158.20; M. Ант., 379—380.

313.  Ф. Ал., 11 и cл.

314.  Ф. Ал., 5.

315.  Цец. Ист,, VIII.761 и cл.

316.  Евст. Сол., Соч., 265.73—74; Евст. Сол., Речи, 62.9; Евст. Сол., Комм. Од., 1642.27 и cл. (Х.86); Ф. Пр., Кат., 11; Н. Вас, Энк. Адр. Комн., 81; Евм. М., 267.29; М. Хон., II. 101.4; Цец. Пис, 136.23; Цец. Ист., XII.837 и cл.; Цец. Комм. Лик., 1427; ср. Евст. Сол., Соч., 235.84—85; Ф. Пр., Фр., 160.

317.  Евст. Сол., Комм. Од., 1671 (XI. 14); Цец. Ист., XII.835—836; ср.: Schol. Aesch. Prom., 830; Sch. Ном. К 86: Plut. Mar., 11.6 sq., Dion. Per., V.168.

318.  Цец. Алл., XI.9, 12, 19, 20, 23; XII.8; Цец. Комм. Лик., 695; Цец. Ист., XII.843 и сл.

319.  Евст. Сол., Соч., 349.92.

320.  Ф. Пр., Фр., 286—287.

321.  Здесь в отличие от античных памятников данных для отнесения "савроматов" к матриархату (в противо¬положность "сарматам") нет; ср.: Ростовцев М. И. Ски¬фия и Боспор. Л., 1925, с. 11; Греков Б. Н. Пережитки матриархата у сарматов. — Вестник древней истории, 1947, № 3.

322.  Евст. Сол., Комм. Ил., 1159.51 (XVIII.514); Цец. Ист., ХП.868—879; ср.: Dion. Per., 654 sq.

323.  Цец. Ист., XII.896.

324.  Евст. Сол., Комм. Дион., 302; Я. Вл., 460.35 и сл.

325.  М. Сол., 158.20; М. Анх., 379—380.

326.  Ф. Ал., 5.

327.  Евст. Сол., Комм. Дион., 305.

328.  К. Maн., Мон., 308.196.

329.  Цец. Ист., VIII.772 и сл.

330.  Strab., XI.498.

331.  Цец. Ист., XII.893 и сл.

332.  К. Май., Ром., 11.92.

333.  К. Май., Энк., 94.197.

334.  Цец. Ист., V.587; XII.893; Цец. Комм. Лик., 887.

335.  И. Григ., 34.1.

336.  Зон., XI.24.

337.  Кинн,, 166.

338.  К. Ман., Речь, 182.320—321.

339.  Н. Вас, Речь, 332.22; Н. Вас, Энк. Акс, 210; Н. Хон., Речи, 150.14—22.

340.  Цец. Ист., VIII.772—773.

341.  Strab., XI.505 sq.; Dion. Per., 714.1134.

342.  Zenoth. Peripl., 650—651; ср.: Schol. Aristoph. Plut., 586 (p. 140.19).

343.  Цец. Ист., VII.675—684.

344.  См.: Arist, fr. I, p. 245 Kinkel.

345.  K. Maн., Ром., II.92.

346.  Там же; К. Maн., Энк., 94.198.

347.  Цец. Ист., VIII. 761; Цец. Пис., 62. 15; ср. Schol. Ar. Ran., 298a, p. 783, 11.

348.  Цец. Ист., XI.835—838.

349.  Paus., VI.26.4; Luc. Cat., 21; Schol. Luc. Macr., 5 de Salt. 63; Plut. de Pyth. or., 4; Plin. Nat. hist., VI. 17.

350.  Цец. Ист., X.371—374; ср.: Hippon. fr. D; Strab., XII.578; Aelian. Nat. an., 17, 34.

351.  Евст. Сол., Соч., 239.7; 255.28.

352.  Евст. Сол., Комм. Дион., 302, 309.

353.  Там же.

354.  Цец, Ист., XIII.84—88.

355.  Н. Вл., 460.35—36.

356.  Евст. Сол., Комм. Дион., 302.

357.  Цец. Пис, 62.15; ср.: Schol. Ar. Ran., 298a, p. 783.11 sq. Koster.

358.  Агафисты — Herod., IV.48; Ptolem. Geogr., Ш.5.2. Гелоны —Herod., IV.10; Steph. Byz. S. v.

359.  Цец. Ист., VIII.752—753.

360.  Цец. Пис, 42.16.

361.  Зон., XV.1 и cл.; И. Ант., 1125 В; ср.: Н. Вас, Энк. Адр. Комн., 203 в рукописном чтении: Cod. Escor. gr.. Y — II — 10, 11 v.

362.  Цец. Комм. Лик., 887.

363.  К. Ман., Мон., 309.196.

364.  Цец. Комм. Лик., 174; 887.

365.  Евст. Сол., Взят., 50.21—33.

366.  Нил Докс., 1198.

367.  И. An., 274.21—27.

368.  Цец. Комм. Лик., 1109.

369.  М. Хон., II.5.7—9, см. Lampros Sp.—M. Хон., II.550.

370.  Феодальная Россия... С. 100.

371.  Герм.

372.  Matthei Parisiensis monachi Sancti Albani Chronica Majora / ed. H. R. Luard. — Rerum Britannicarum medii aevi SS. London, 1876, vol. 3, № 57, p. 448 sq.

373.  Н. Хон., Догм., 273; Акт. Ман., 485; 22—24; Тип. И. Пр., 62.22.

374.  Г. Пах., I.345. 5—9.

375.  Цец. Ист., VIII.674—677.

376.  Н. Хон., Ист., 787.10—788.1.

377.  М. Ит., 100.12—13.

378.  Цец. Теог., 18 и сл.; ср.: Н. Хон., Ист., 250.19; 252.16.

379.  Цец. Комм. Лик. 887; ср.: Ios. Flav. de b. Iud.,VII.7, 4.

380.  Ф. Ал., 5.

381.  Евст. Сол., Комм. Дион.

382.  См. пометы в: Codd. Mosqu. Synod. (ГИМ) 324; Paris. Reg. 1004; Paris, gr. 880.

383.  Нил Докс., 1105. С; Ф. Ал., 14; Я. Ант., 1125 В; Акт. Патр.

384.  Ф. Ал., 5.

385.  Цец. Ист., XIII.359.

386.  Евст. Сол., Взят., 88.22—23.

387.  Я. Григ.

388.  Г. Пах., 1.345.5—9.

389.  Кинн., 183.6—13; Зон., XV.1 и cл.

390.  Зон., III.761.14; XVII.9, 14 и др.

391.  Нил Докc., 1105 ВС.

392.  Евст. Сол., Комм. Дион., 302.

393.  Н. Вас. Речь., 332.23.

394.  Цец. Ист., XII.896—900.

395.  Цец. Пис, 137.9; и др.; ср.: Aelian. v. H., XII.38; Demetr. de eloc, 3213; Nic. Damasc, fr. 12 M. Anonym. de mulier. Paradox. Gr. 213 West.

396.  Гаглопти Ю. С. Аланы и вопросы этногенеза осетин. Тбилиси, 1966, с. 105, 165, ср.: Кузнецов В. А, Аланские племена Северного Кавказа, с. 74.


Страница 5 - 5 из 7
Начало | Пред. | 3 4 5 6 7 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру