«Евгений Онегин» роман А. С. Пушкина
(По материалам 6-го издания: М., 2005). Составитель А.А. Аникин.
Глава третья
XXXVIII
И между тем, душа в ней ныла,
И слез был полон томный взор.
Вдруг топот!.. кровь ее застыла.
Вот ближе! скачут... и на двор
Евгений! "Ах!" — и легче тени
Татьяна прыг в другие сени,
С крыльца на двор, и прямо в сад,
Летит, летит; взглянуть назад
Не смеет; мигом обежала
Куртины, мостики, лужок,
Аллею к озеру, лесок,
Кусты сирен переломала,
По цветникам летя к ручью,
И задыхаясь на скамью
XXXIX
Упала...
"Здесь он! здесь Евгений!
О Боже! что подумал он!"
XXXVIII строфа вся в движении; автор насытил ее драматическим напряжением в такой высочайшей мере, что действие не могло утихнуть к концу, к последним стихам строфы, а перенеслось в смежную строфу исключительным по выразительности enjambement!
Тоскливые ожидания влюбленной Татьяны прерываются в начале строфы: "Вдруг топот!..", и с восклицанием "Ах!" она выбежала в сени, противоположные тем, к которым прискакал Евгений. Ее стремительное движение поэт передал метким народным выражением "прыг" (что так мастерски применял в своих баснях Крылов).
Пушкин, кроме того, воспользовался приемом повторения глагола "летит, летит" и накоплением имен существительных ("мигом обежала куртины, мостики, лужок" и т. д.); предметы как будто скачут, их движение дает ощущение летящей девушки, вдруг подкошенной, упавшей... Пушкин сразу в XXXIX строфе переходит к драматическому действию:
Здесь он! здесь Евгений!
Гениальный мастер слова, поэт после этого напряжения действия нарочито затягивает изложение перед окончательным ударом, вводит народную песню, звонкому напеву которой Татьяна внимает с небреженьем.
Тревога Татьяны растет. Развязка близится. Вот-вот грянет удар: состояние Татьяны сравнивается с моментом, когда
...зайчик в озими трепещет,
Увидя вдруг издалека
В кусты припадшего стрелка.
Но этот "удар" не был нанесен в III главе, самой маленькой по числу строф в романе.
Пушкин прерывает действие, заканчивая главу подчеркнуто небрежным обращением к читателям:
Но следствия нежданной встречи
Сегодня, милые друзья,
Пересказать не в силах я;
Мне должно после долгой речи
И погулять и отдохнуть:
Докончу после как-нибудь.
Перенеся дальнейшее развитие действия в следующую главу, Пушкин стремится довести до предела композиционный прием замедления. И лишь после размышления Евгения о женщинах и о любви (первоначально замедление было еще продолжительнее: в окончательный текст Пушкин не включил целых четыре строфы), наконец-то, начиная с XII строфы IV главы, рассказано было о свидании в саду Татьяны с Онегиным.
XXXIX
В ней сердце, полное мучений,
Хранит надежды темный сон...
В понимании Пушкина, наряду с обычным словоупотреблением, "сон" — своеобразное душевное состояние, полное внутренней углублённости. В его произведениях обычны словосочетания:
Обманчивей и снов надежды,
Что слава?
("Разговор книгопродавца с поэтом")
Неясных темных ожиданий
Обманчивый, но сладкий сон...
("Алексееву")
Ср. также в романе:
Она поэту подарила
Младых восторгов первый сон (гл. II).
Любви пленительные сны (гл. III).
Как сон любви (гл. IV).
И снов задумчивой души (гл. VI).
Сон моей души (гл. VI).
Вы, сны поэзии святой (гл. VI).
Средь поэтического сна (гл. VII).
И сердца трепетные сны (гл. VIII).
Промчалось много, много дней
С тех пор, как юная Татьяна
И с ней Онегин в смутном сне
Явилися впервые мне (гл. VIII).
ПЕСНЯ ДЕВУШЕК
В черновой рукописи вместо песни "Девицы, красавицы" была другая песня:
Вышла Дуня на дорогу,
Помолившись Богу.
Дуня плачет, завывает,
Друга провожает.
Друг поехал на чужбину,
Дальную сторонку.
Ох, уж эта мне чужбина,
Горькая кручина...
На чужбине молодицы,
Красные девицы;
Осталась я, молодая,
Горькою вдовицей.
Вспомяни меня, младую,
Аль я приревную;
Вспомяни меня заочно,
Хоть и не нарочно.
III глава была окончена в Михайловском. "Михайловские" главы романа (III, IV, V, VI) насыщены "простонародностью": крестьянские песни, обычаи, поверья, сказки на фоне картин типичной севернорусской природы придают этим главам национальный колорит в определенную историческую эпоху.
Крестьянский фольклор именно в эти годы напитал поэтический гений Пушкина вековым богатством народной речи, звонко-буйной и протяжно-унылой песни.
Известное пушкинское "хождение в народ", когда он, по рассказам современников, переодетый в простонародное платье, записывал на ярмарке духовные стихи, заслушивался сказками Арины Родионовны, записывал песни в Псковской губернии, падает на Михайловский период его жизни. Обострился интерес поэта к народно-поэтическому творчеству с 1820 г.: в поездке с Н. Раевским по Донской области в разгар аграрных волнений казачества Пушкин услышал песни о Разине, о понизовой вольнице. Тема о народе помимо ее политического и социально-экономического наполнения встала перед художником еще с новой стороны — со стороны духовной жизни, поэтического творчества народных масс. На юге, в скитаниях по разноплеменным районам, он слышал своеобразное звучание национальных песен — русских и черкесских, румынских и сербских, цыганских, татарских.
Чтение этнографических книг расширяло круг его непосредственных впечатлений, записей, подражаний. Идея народности, особенно после наполеоновских войн, была чрезвычайно действенной в декабристских кругах. Пушкин и в отношении этой злободневной темы своего времени был на передовом посту. Некоторые из современников Пушкина и не подозревали о существовании сборника песен Кирши Данилова, а у Пушкина он — настольная книга, читана и перечитана, служит боевым оружием против литературных староверов в борьбе за введение в литературную речь простонародных, старинных и современных, речений. Пушкин поражал собеседников своим знанием устной поэзии: "Кто из знавших коротко Пушкина не слыхал, как он прекрасно читывал русские песни? Кто не помнит, как он любил ловить живую речь из уст простого народа?" — писал в своих воспоминаниях о Пушкине С. Шевырев.
Известно, что Пушкин передал пачку записанных им песен известному собирателю народного творчества П.В. Киреевскому, сказав ему: "Вот эту пачку когда-нибудь от нечего делать разберите-ка, — которые поет народ и которые смастерил я сам". Киреевский рассказывал Ф.И. Буслаеву, что как он ни старался разгадать эту загадку, никак не мог сладить: "Когда это мое собрание будет напечатано, песни Пушкина пойдут за народные".
Замечательная проникновенность Пушкина в плоть и кровь, в сердцевину народно-поэтического творчества отмечалась всеми знатоками русского фольклора. Песня "Девицы, красавицы", по мнению академика В.Ф. Миллера, "сочиненная, но вполне народная по духу, очевидно, навеянная складом песней, подслушанных поэтом у народа".
Народная песня, песенная обрядность нашли отражение в романе в разных местах, причем Пушкин отметил, что деревенские песни, сказки, поверья входили также в бытовую жизнь дворянской усадьбы. В романе песни поют крестьянская девушка за прялкой, пастух, ямщики, бурлаки, дворовые девушки, "сбирая ягоды в кустах"; п о д б л ю д н ы е п е с н и и х о р о в о д ы были любимы в усадьбе; Татьяна возвращалась после прогулки в именье Онегина, когда в деревне
Уж расходились хороводы.
(см. гл. IV, V, VI, VIII, "Путешествие Онегина")
XLI
Блистая взорами, Евгений
Стоит подобно грозной тени...
Идеализированный портрет героя (в романтическом стиле) показан путем антитезы признаков б л е с к а и т е н и и эмоционального эпитета грозный. Ср. Евгения в последней встрече
с Татьяной:
Его больной, угасший взор,
Молящий вид, немой укор...
Т е н ь довольно часто применяется в романе в приеме сравнения: хандра бегала за ним, как тень (I, LIV); Татьяна бледна, как тень (III, XXXVI); "легче тени Татьяна прыг в другие сени" (III, XXXVIII); "меркнет милой Тани младость: так одевает бури тень едва рождающийся день" (IV, XXIII); "как тень, она без цели бродит" (VII, XIII); "за ней он гонится, как тень" (VIII, XXX); "мелькают мельком, будто тени, пред ним Валдай, Торжок и Тверь" ("Путешествие Онегина").
Страница
4 - 4 из 4
Начало
|
Пред.
|
1
2
3
4
|
След. | Конец
| Все
© Все права защищены
http://www.portal-slovo.ru