А.И.Куприн (1870 – 1938). Очерк творчества

Александр Иванович Куприн родился 26 августа 1870 г. в городе Наровчате Пензенской губернии, в семье мелкого чиновника. Вскоре после смерти мужа, Ивана Ивановича Куприна, мать будущего писателя Любовь Алексеевна (урожденная княжна Кулунчакова) переезжает с сыном и двумя дочерьми в Москву. С 1876 по 1880 гг. Куприн воспитывался в Разумовском пансионе (сиротское училище), а в 1880 г. становится учеником 2-й Московской военной гимназии. Еще с 1877 г. он начинает писать стихи, а в гимназические годы занимается также переводами французских и немецких поэтов. В декабре 1889 г. в журнале "Русский сатирический листок" был напечатан его первый рассказ "Последний дебют". В 1890 г. Куприн в чине подпоручика окончил Александровское юнкерское училище в Москве и следующие четыре года посвятил военной службе в составе 46-го пехотного Днепровского полка, который дислоцировался в небольших городках Подольской губернии (Проскуров, Гусятин и др.). Впоследствии армейская тема займет видное место в творчестве писателя.

В 1894 г. Куприн в чине поручика выходит в отставку и приезжает в Киев, где сотрудничает в газетах "Киевское слово", "Киевлянин". Как будет вспоминать он позднее, в эти и последующие годы ему пришлось сменить множество разнообразных профессий: грузчика, рабочего кузнечного цеха, землемера, провинциального артиста, газетного репортера и др. Этот жизненный опыт решающим образом повлиял на художественную картину мира уже ранней купринской прозы, для которой характерна экстенсивность в освоении самых разных социальных уровней русской жизни, психологии героев различных профессиональных призваний – от служителей искусства до военных и артельных рабочих. Первую писательскую известность принес Куприну основанный на материале армейской жизни рассказ "Дознание" (1894), где через незначительный бытовой эпизод кражи рядовым татарином "пары голенищ и тридцати семи копеек деньгами"[1]  автору удалось не только психологически емко запечатлеть отупляющее воздействие нравов солдатской и офицерской среды, но и вывести мыслящего героя, тяготящегося формализованным духом этой среды и противопоставляющего ему возможность невербального, искреннего человеческого контакта (образ подпоручика Козловского). Данная тематическая линия получит развитие в таких ранних рассказах Куприна, как "Куст сирени" (1894), "Ночлег" (1895), "Прапорщик армейский" (1897), "Поход" (1901). В этот же период, восхищаясь стихийными, страстными натурами героев книг К.Гамсуна, Р.Киплинга, Д.Лондона, Куприн обращается к темам любви, красоты, к постижению тайны женской души – в рассказах "Страстная минута" (1895), "Лолли" (1895), "Allez!" (1897), "Погибшая сила" (1900), "Сентиментальный роман" (1901) и др. В этом ряду особенно выделяется написанная под впечатлением от поездки в Полесье повесть "Олеся" (1898), где Куприн, с опорой на опыт Л.Толстого – автора "Казаков", развивает классическую для отечественной литературы тему "русский человек на rendez-vous" и воплощает самобытную трактовку идеала гармоничного в своей первородной красоте "естественного" человека, утверждая возвышенно-романтическую концепцию любви, которая преодолевает узкие пределы бытовых форм повседневной жизни.

В 1896 г. Куприн работает корреспондентом на сталелитейном заводе Донбасса. Творческим отражением этих впечатлений стала повесть "Молох" (1896), в центр которой выдвигается "страшная и захватывающая картина" труда тысяч людей, отдающих свои силы, здоровье, внутреннюю свободу "за один только шаг вперед промышленного прогресса". На фоне "удвоенной" интенсивности внешней деятельности ("двадцать лет человеческой жизни в сутки") здесь – в отношениях инженера Боброва с сослуживцами, в любовной драме главного героя, в его попытке бунта против Молоха – раскрывается крайняя степень упрощения личности в эпоху машинного "бума", намечаются предвестия социальных катаклизмов.

В конце 1890-х – начале 1900-х гг. Куприн активно входит в литературные круги. В 1897 г. под Одессой он знакомится с И.Буниным, в апреле 1900 г. в Ялте происходит его знакомство с А.Чеховым, а в 1901 г. Куприн переезжает в Петербург, где состоялось его окончательное профессиональное самоопределение в качестве литератора. Он начинает публиковаться в солидных литературных журналах "Мир Божий", "Русское богатство", о его таланте одобрительно отзывается Л.Толстой. В 1902 г. М.Горький привлекает писателя к сотрудничеству с издательством "Знание", которое в 1903 и 1906 гг. выпускает два тома купринских рассказов. Для произведений Куприна начала 1900-х гг. были характерны постановка острых социальных проблем, дальнейшая разработка "стихийных" характеров "маленьких" людей искусства ("Трус", "Конокрады", "Белый пудель"), а также нередкое выдвижение на первый план драматичных раздумий о краткости земного пути. Последнее начало особенно ярко выразилось в рассказе "На покое" (1902), где прежнему упоению героев сценической игрой, гастролями и актерской славой резко противопоставляется нынешнее доживание ими своего века в приюте, отравленное взаимным озлоблением, богохульством, ощущением "гнусно прошлепанной жизни". В сгущении тягостных бытовых подробностей существования персонажей высветились раздумья писателя об обреченности творческой личности на извечную тоску по семейному уюту, "домовитости", "мирной комнатке", "простому мещанскому счастью".

С 1902 г., в значительной степени под влиянием Горького, Куприн начинает работу над повестью "Поединок", где армейская тема осмыслена во взаимодействии автобиографического опыта и масштабных социальных обобщений. Нравственное разложение армейской среды, раскрывшееся в судьбе и гибели Ромашова, в образе Назанского, в объемном критическом изображении полкового офицерства, вырисовывается здесь в общем социоисторическом контексте русской жизни кануна первой революции. В мае 1905 г. повесть была опубликована в сборнике товарищества "Знание", получила широкий литературно-критический и общественный резонанс и воспринималась в соотнесенности с такими трагическими для России событиями русско-японской войны, как падение Порт-Артура и поражение русского флота в Цусимском сражении.

Среди произведений Куприна середины и второй половины 1900-х гг., прямо или косвенно отразивших дух революционных потрясений, кризисные явления национальной действительности ("Листригоны", "Механическое правосудие", "Мелюзга", "Яма" и др.), особенно выделяется рассказ "Гамбринус" (1907), явивший на примере южного портового города показательный социальный "срез" русской жизни.

Разрушительной энергии "бурных времен", массовых волнений автор противопоставляет стихийную творческую личность, "маленького" человека искусства скрипача Сашку, выступающего в городской пивной. Давняя купринская тема "погибшей силы" здесь обогащается упованием на героическую, всепобеждающую мощь искусства, способную, как верится писателю, сдерживать натиск нарастающей социальной розни.

В 1912 г. вместе с семьей Куприн предпринимает путешествие по Европе, посещает Францию, Италию, Испанию и на основе этих впечатлений создает цикл очерков "Лазурные берега" (1913), а также, расширяя перспективу художественного видения мира и жанровый диапазон своей прозы, работает над повестью "Жидкое солнце" (1912), содержащей в себе элементы научной фантастики и антиутопии.

В конце 1900-х и первой половине 10-х гг. купринское пристрастие к "героическим сюжетам" выразилось в ряде произведений, в центр которых выдвигается образ артистической, волевой личности, восстающей против повседневной рутины и неправды жизни ("Анафема", "Черная молния", "Капитан" и др.). Художественных высот писатель достигает в это время и при обращении к теме любви, разные "лики" которой явлены в построенной на библейском сюжете повести "Суламифь" (1907-1908), в рассказе "Леночка" (1910), где любовное чувство предстает в возвышенных, просветленно-ностальгических воспоминаниях персонажей о молодости, а также в рассказе "Гранатовый браслет" (1910), приобретшем широкую известность в том числе и благодаря осуществленной в сентябре 1915 г. экранизации.

В 1911 г. Куприн переезжает в Гатчину под Петербургом, где в августе 1914 г. в его доме открывается лазарет для раненых солдат Первой Мировой войны. С ноября 1914 г. по май 1915 г. сам писатель находился в действующей армии. В 1919 г., занимая антибольшевистскую позицию, Куприн покидает Россию вместе с отступающей Белой армией, уезжает вначале в Эстонию, затем в Финляндию, а в июле 1920 г. перебирается с семьей в Париж.

В эмиграции Куприн занимается редакторской деятельностью в литературных журналах "Отечество" и "Иллюстрированная Россия", в 1927 г. появляется сборник его новых повестей и рассказов, в которых писатель остается верным изображению своего "излюбленного… человеческого типа – отважного романтика, бросающего вызов судьбе и утверждающего себя ярким поступком" [2] . В поздней новеллистике Куприна ("Лимонная корка", "Пунцовая кровь", "Наташа", "Ночь в лесу", "У Троице-Сергия" и др.) особенно примечателен рассказ "Ольга Сур" (1929) – эта "цирковая история", в которой оригинально преломились некоторые мотивы "Гранатового браслета": и принцип парного сопоставления женских портретов, и изображение "маленького" человека – "незаметного артиста из униформы", спонтанно раскрывающего свою личностную и творческую незаурядность под воздействием любовного чувства, родственного, как и у чиновника Желткова, возвышенному молитвенному переживанию. Из крупных произведений позднего Куприна заметными явлениями стали в значительной степени автобиографичный роман "Жанета" (1934) о драматичной судьбе одинокого русского эмигранта профессора Симонова в потоке суетливой парижской жизни, роман о любви "Колесо времени" (1929), а также пронизанный воспоминаниями о проведенной в Москве молодости роман "Юнкера" (1928-1932), где "выведен многогранный образ прежней Москвы, воспринимаемой как центр духовной жизни России" [3]  конца ХIХ в.

В мае 1937 г., будучи уже смертельно больным, Куприн возвращается в СССР, где в середине июня того же года выходят два тома его "Избранных произведений". Писатель скончался 25 августа 1938 г. в Ленинграде и был похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.

"Гранатовый браслет" (1910)

Рассказ был опубликован в 1911 г. в альманахе "Земля" и вызвал заинтересованные отклики критиков (М.Горький, А.Горнфельд и др.). Сам Куприн назвал это произведение своей "самой целомудренной вещью" о любви.

В экспозиции рассказа запечатлелась объемная перспектива природной жизни. Картины причерноморского ландшафта предстают здесь в разноплановых психологических оттенках, сопряженных как с тревожным ощущением властной, иррациональной морской стихии ("отвратительные погоды", "свирепый ураган", "густой туман", "огромная сирена на маяке ревела днем и ночью"), так и с зарисовками умиротворенной поры предосенних "тихих безоблачных дней". Эти контрасты природного мира предугадывают дальнейшие художественные прозрения стихий человеческой души, сокрытых за будничным течением жизни, а также становятся первоначальным фоном образа центральной героини – "княгини Веры Николаевны Шеиной, жены предводителя дворянства".

На пропущенную через грустно-элегический настрой повествователя картину мира ("еще печальнее было видеть оставленные дачи… жалкий скарб" перебиравшихся в город курортников) в экспозиции накладывается сквозной, идущий уже от мирочувствия Веры мотив увядания, "осени" жизни. В призме ее восприятия здесь передаются "осенний, травянистый, грустный запах", "высокомерная красота" садовых цветов, среди которых были "бутоны и розы, но уже измельчавшие, редкие, точно выродившиеся". Но как бы в предвосхищение последующих взволнованных переживаний героини противовесом всеобщему увяданию здесь становится скрытое напоминание о грядущем цветении бытия: цветы осыпали "семена будущей жизни". Эти детали психологического пейзажа открывают путь к постижению душевного мира героини, где за увядшими супружескими чувствами, за всепоглощающей повседневной суетой (в день именин Веры муж уехал "по спешным делам в город"), за обытовлением жизни, знаком которого становятся подаренные мужем невыразительные серьги – "грушевидные жемчужины", – проступает иное, одухотворенное начало внутреннего бытия Веры, овеянное "отдаленными воспоминаниями детства", а также связанным с днем именин ожиданием "чего-то счастливо-чудесного".

Постижение тайны женской души, столь характерное для литературы Серебряного века, осуществляется у Куприна путем контрастно-сопоставительного изображения психологических портретов двух героинь – сестер Веры и Анны. "Аристократическая красота", царственное спокойствие "холодного и гордого лица" Веры оттеняются при запечатлении загадочных наследственных сил, "монгольской крови" отца, предопределивших облик Анны. Ее погруженность в поток светской суеты парадоксально сочетается с "непонятной прелестью", "грациозной некрасивостью", "глубокой женственностью всех черт", с ее "веселой безалаберностью", "милыми противоречиями", которые исподволь напоминают о гораздо более явной, по сравнению с Верой, семейной драме.

С появлением Анны в рассказе получают развитие образы таинственных стихий природного бытия. Глубоко символичен эпизод, когда Анна эмоционально реагирует на приближение к обрыву: эта власть стихии над человеческой душой, которая в начале рассказа проявилась в упоминании о гибели рыбаков в море, затем обнаружится во внезапных поворотах судьбы Веры, в истории любви и гибели Желткова, в завораживающем душу героини звучании музыки Бетховена…

Проследите, как разворачивается в рассказе образ морской бесконечности, какие психологические оттенки он приобретает. Как через сложное восприятие моря раскрываются особенности эмоциональных переживаний Веры Шеиной?

Через утонченное эстетическое чувство Анны, распознающей розовые оттенки лунного света, запах резеды, присущий морской воде, в рассказе утверждается величие художественного восприятия бытия, которое со всей силой выразится в финальной части произведения. Проанализируйте развернутое описание подарка Анны. Каково символическое значение этой предметно-бытовой детали?

По контрасту с поэзией природы, ее великими, щедрыми дарами ("черные обильные гроздья… тяжело свисали между темной, кое-где озолоченной солнцем зеленью") в рассказе выведены ироничные зарисовки гостей на именинах Веры, воплощающих собой накипь светской праздности карточных игр, салонного пения, кокетства. Какими средствами создаются в рассказе образы гостей?

На фоне этой мозаики публичной жизни рельефно выделяется фигура генерала Аносова, воплощающего излюбленный у Куприна тип бывалого человека, чьи внутренние красота и достоинство прорастают из величавой простоты и мужественного взгляда на житейские невзгоды: "Те чисто русские, мужицкие черты, которые в соединении дают возвышенный образ". В изображении этого социально-психологического характера простого русского солдата, с его "бесхитростной, наивной верой", "ясным, добродушно-веселым взглядом на жизнь", значительную роль играют портретные детали ("величественная голова", лицо, "какое свойственно мужественным и простым людям"), подробности его речевого поведения ("ласковый хриповатый… решительный  бас", "эпически спокойные, простосердечные рассказы"). Предыстория этого героя воссоздает значительный исторический пласт, связанный и с появлением фигур Радецкого, Скобелева, и с упоминанием о польском мятеже, о переправе через Дунай, об атаке Плевны, переходе через Балканы… В то же время здесь раскрылись благородство, широта народного характера, проявившиеся и в отказе Аносова расстреливать пленных во время польского мятежа, и в его душевной заботе о младших офицерах, в способности совершать подвиги "без тени вызова и рисовки". Подумайте, в каких произведениях русской литературы ХIХ-ХХ вв. воплотился подобный социально-психологический тип.

Особый аристократизм, "скрытая нежность" души Аносова выразились в истории его трогательной дружбы с князем Мирзой-Булат-Тугановским, в сокровенной "потребности сердечной любви", которую он после смерти князя перенес на его дочерей. Внутренняя, до конца не высказанная боль Аносова, сопряженная с неудачной женитьбой, где любовь оказалась подмененной дешевой сентиментальностью и растворилась в потоке повседневности, а также с последующей семейной драмой ("Жена сбежала от него с проезжим актером, пленясь его бархатной курткой и кружевными манжетами"), приводит его к пронзительным раздумьям об обмельчании любовного чувства в современном мире. Этот мотив приоткрывает новое, бытийное измерение в центральной сюжетной линии рассказа и оказывается созвучным авторской героико-романтической концепции любви.


Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру