Алексей Константинович Толстой. Очерк жизни и творчества

Драматургия

Поэзию Толстого в полной мере оценили только в конце XIX – начале XX в. Своевременной ее славе отчасти помешало отсутствие прижизненных сборников – единственный вышел в 1867 г. Широкое, в том числе и европейское, признание он получил благодаря драматической трилогии "Смерть Иоанна Грозного" (1866), "Царь Федор Иоаннович" (1868) и "Царь Борис" (1870).

В изложении событий и трактовке характеров властителей Толстой почти во всем следует Н.М.Карамзину (в некоторых деталях также Н.И.Костомарову). Однако эта трилогия не историческая хроника и, тем более, не зарисовки быта и нравов допетровских времен (как, например, в исторических драмах А.Н.Островского). В ней Толстому удалось воскресить жанр трагедии: неоднократно отмечалось, трилогия в большей степени связана не с историческими хрониками Шекспира, где ставились собственно исторические вопросы, а с его трагедиями. Главная ее тема – трагедия власти, и не только власти самодержавных царей, но шире – власти человека над действительностью, над собственной участью. Русская история у Толстого предстает как трагедия. Все происходящее в ней происходит в большей степени по воле рока, чем по злой воле людей, и все ее конфликты предстают трагическими, т.е. принципиально неразрешимыми. Смуты и народные бедствия лишь отчасти обусловлены нравственными изъянами царей – необузданным властолюбием Иоанна Грозного, безволием и страхом перед ответственностью Федора Иоанновича, моральными компромиссами Бориса Годунова, идущего "окольными" путями к благой, по-видимому, цели. Домашние, лишенные, казалось бы, государственной значимости поступки царей и бояр, участие второстепенных, на первый взгляд, лиц в конечном счете оказываются важнейшими, поистине роковыми обстоятельствами.

Сквозным, проходящим через всю трилогию, является образ Бориса Годунова. С ним связана мысль о неустранимом конфликте бездействия и действия, "прямого" и "окольного" путей, причем к трагическим итогам приводят и тот, и другой. Люди "прямого пути" (как, например, боярин Захарьин) не знают цели высшей, чем сохранить свою честь и поступать по правде, но, лично безупречные, они оказываются неспособны реально повлиять на ход событий. Страшная правда заключается в том, что "любовность" пытающегося всех примирить царя Федора Иоанновича приводит к умножению раздоров, а сама его доброта, доверчивость и боязнь согрешить оказываются источником общественных зол.

Не оправдывает себя и гораздо более действенный, не стесняющийся в средствах "окольный путь" Бориса Годунова, пусть даже он и приводит к желанной цели. Как писала М.Н.Виролайнен, в последней части трилогии оказывается, что "…путь к цели легче, чем то состояние, когда она наконец достигнута. На пути средства оправдывались целью. Достигнутая цель не оправдала средств. По ходу драматического действия с Борисом происходит внутреннее перерождение. […] Главный, искуснейший и прирожденный "делатель" истории, достигнув власти, выходит из игры, сам раздавленный теми средствами, которые привели его к цели. Таков итог трагедии "Царь Борис", которая, вобрав в себя все основные мотивы исторической трилогии, завершает ее" (История русской драматургии. Вторая половина XIX – начало XX в. Л., 1987. С.359).


Страница 6 - 6 из 7
Начало | Пред. | 3 4 5 6 7 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру