Неугасимая лампада. Антология русской религиозно-философской поэзии. Часть 2

Иван Сергеевич Аксаков (1823 - 1886)

 

Иван Сергеевич Аксаков родился 26 сентября 1823 г. в селе Куроедово Белебеевского уезда Оренбургской губернии. Он происходил из старинного дворянского рода, оставившего заметный след в истории русской культуры. Отец Ивана Сергеевича - известный писатель Сергей Тимофеевич Аксаков, старший брат Константин известен как публицист, критик, поэт и историк. Литературным трудом занималась и сестра Вера. Раннее детство старших детей С.Т. Аксакова (всего в семье их было четырнадцать) прошло в Оренбургских имениях отца, в 1826 г. семья обосновалась в Москве. Воспитание детей совершалось дома, в патриархальном духе. Семья была на редкость дружной, дети глубоко любили и почитали отца("отесеньку") и мать. Вместе с тем, они получали серьезное домашнее образование. Своеобразны были их игры - например, братья и сестры разыгрывали в лицах эпизоды из "Истории" Н.М. Карамзина.

Начиная с 20-х гг. дом Аксаковых стал центром и ядром, вокруг которого группировались патриотически настроенные представители тогдашней интеллигенции. Аксаковские "субботы" посещали как единомышленники М.П. Погодин, С.П. Шевырев, Н.И. Надеждин, позднее - А.С. Хомяков, братья Киреевские, С.М. Соловьев, так и оппоненты - А.И. Герцен, В.Г Белинский, Т.Н. Грановский, П.Я. Чаадаев. Славянофильство как направление сложилось именно в кругу Аксаковых, и братья Константин и Иван сыграли в его формировании выдающуюся роль.

Окончив училище правоведения, Иван Аксаков поступил на службу. Вначале он ревностно взялся за дело, но столкнувшись с непробиваемым бюрократизмом и равнодушием, господствовавшими в чиновничьей среде, разочаровался в "государственной" деятельности. В 1849 г. он подвергся аресту (правительство относилось к славянофилам недоверчиво, подозревая заговор, причиной ареста были обличительные нотки в переписке Аксакова). Под стражей Иван Сергеевич пробыл всего несколько дней, но конфликт исчерпан не был. Еще три года Аксаков продолжал службу, занимаясь, в то же время литературной деятельностью. Когда ему предложили "оставить авторские труды", он подал в отставку. Дальнейшую свою жизнь Аксаков посвятил утверждению и пропаганде славянофильских взглядов, занимался книгоизданием, изучал экономическую и духовную жизнь русского народа, писал публицистические статьи. В Крымскую войну он вступил в Серпуховскую дружину, которая дошла до Бессарабии, но не участвовала в военных действиях, в 1856 г. служил в комиссии по расследованию злоупотреблений военного времени.

В 1866 г. Аксаков женился на старшей дочери Ф.И. Тютчева, Анне Федоровне, которая стала его помощницей и единомышленницей. Родство с Тютчевым для Аксакова не ограничивалось формальными родственными связями. Взгляды великого поэта оказали на него существенное влияние. Он написал биографию Тютчева, в 70-е гг. развивал его идеи - идеи панславизма, братства славянских народов, в котором России уготована ведущая роль. Взгляды Аксакова были близки другому великому русскому писателю - Ф.М. Достоевскому. Однако официальной идеологии они не соответствовали, и Аксаков был даже выслан из Москвы. Умер Иван Сергеевич 27 января 1886 г.

Анна Федоровна, воспитывавшаяся за границей, приехала в Россию, почти не зная ни языка, ни обычаев, ко многому ей было трудно привыкнуть. Хорошо знавший их семью В. Соловьев вспоминал, что при жизни мужа она нередко спорила с ним, высказываясь критически о некоторых вопиющих безобразиях, распространенных в народе, но после смерти Ивана Сергеевича она почувствовала своим долгом всецело проникнуться его убеждениями, - даже вопреки доводам собственного рассудка. Анна Федоровна пережила мужа всего на три года. Последние годы жизни она занималась изданием его литературных произведений и писем.

Писать стихи И.С. Аксаков начал в юности, писал лирические стихотворения и крупные эпические произведения. В лирике Аксакова ощущается преобладание мысли над чувством. Он и у Тютчева ценил то же качество: "У него не то, что мыслящая поэзия, а поэтическая мысль". Но лирический дар самого Аксакова заметно уступал тютчевскому отчего поэтому большинство его произведений кажутся чересчур ригористичными, схематичными. Поэтическую известность принесла ему поэма "Бродяга", написанная в 1846 - 1850 гг. По стилю и тематике она предвосхищает знаменитую некрасовскую поэму "Кому на Руси жить хорошо", многие ее страницы отражают живое и подлинное "русское чувство".

 

Зачем душа твоя смирна?

Зачем душа твоя смирна?
Чем в этом мире ты утешен?
Твой праздный день пред Богом грешен,
Душа призванью не верна!
Вокруг тебя кипят задачи,
Вокруг тебя мольбы и плачи
И торжествующее зло,
А ты... Ужель хотя однажды
Ты боевой не сведал жажды,
Тебя в борьбу не увлекло?

Ты возлюбил свое безделье
И сна душевного недуг.
В пустых речах, в тупом веселье,
Чредою гибнет твой досуг.
На царство лжи глядя незлобно,
Ты примиряешься удобно
С неправдой быта своего,
С уродством всех его увечий,
Не разъяснив противоречий,
Не разрешая ничего!

Пред Богом ленью не греши!
Стряхни ярмо благоразумья!
Люби ревниво, до безумья,
Всем пылом дерзостным души!
Освободись в стремленье новом
От плена ложного стыда,
Позорь, греми укорным словом,
Подъемля нас всевластным зовом
На тяжесть общего труда!

Безумцем слыть тебе у всех!
Но для святыни убежденья
Полезней казни и гоненья,
Чем славы суетный успех.
О, в этой душной нашей ночи,
Кому из нас бесстрашной мочи
Достанет правду возлюбить?
Кто озарит нас правды светом?.
Одним безумцам в мире этом
Дано лучей ее добыть!..


Из поэмы "Бродяга"

Приди ты, немощный,
Приди ты, радостный!
Звонят ко всенощной,
К молитве благостной.
И звон смиряющий
Всем в душу просится,
Окрeст сзывающий,
В полях разносится!

В Холмах, селе большом
Есть церковь новая;
Воздвигла Божий дом
Сума торговая;
И службы Божии
Богато справлены,
Икон подножия
Свечьми уставлены.
И стар и млад войдет:
Сперва помолится;
Поклон земной кладет,
Кругом поклонится;
И стройно клирное
Поется пение,
И дьякон мирное
Твердит глашение:
О благодарственном
Труде молящихся,
О граде царственном,
О всех трудящихся,
О тех, кому в удел
Страданье задано...
А в церкви дым висел
Густой от ладана,
И заходящими
Лучами сильными,
И вкось блестящими
Столбами пыльными -
От солнца - Божий храм
Горит и светится;
Стоит Алешка там,
И также светится
Довольством, радостью,
Здоровьем в добрый час,
Удачей, младостью
И тем, что в первый раз
На кружку вынул он
Из сумки кожаной
И слышал медный звон
Копейки вложеной,
В труде добытой им...
В окно ж открытое
Несется синий дым,
И пенье слитое...

Звонят ко всенощной,
К молитве благостной...
Приди ты, немощный,
Приди ты, радостный!..
В Хохлове также звон;
В нем также храм стоит;
Бедней убранством он,
Поменьше свеч горит;
Но дружно клирное
Поется пение,
И дьякон мирное
Твердит глашение:
О благодарственном
Труде молящихся,
О граде царственном,
О всех трудящихся,
О тех, кому в удел
Страданье задано...
А в церкви дым висел
Густой от ладана,
Волнами синих туч
Все лица скрадывал,
И солнца слабый луч
Едва проглядывал
В стемневший Божий храм,
Сквозь рощи близкие...
Стоит Параша там,
Поклоны низкие
Перед иконами
Кладет не пo разу,
Вслед за поклонами
И свечку к образу
Усердно вправила:
Ему в спасение,
Ему во здравие,
На возвращение
Домой бродячего...
О ком же молишь так?
Худа ты для чего?
Что очи красны так?
Ты верно плакала,
Иль ночь работала?
Взгрустнув, поплакала,
Но не работала!..


Страница 9 - 9 из 10
Начало | Пред. | 6 7 8 9 10 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру