Риторические труды Ю.В. Рождественского

Подытоживая описание риторических трудов Юрия Владимировича Рождественского, нельзя не сказать о том, что цельность его научной личности состояла в соответствии всего написанного совершаемому в жизни. Научное слово Рождественского равнозначно его жизненному облику и поступкам. Особое чувство правильности, уместности слов и поступков, такта по отношению к другим и дисциплинированной строгости по отношению к себе и близким людям, веселости и энергии, рождаемых точным исполнением долга – создавало неистощимость напряженного труда и необыкновенную его результативность. Юрия Владимировича на все и на всех хватало: «каждый день писать по две страницы (больше не надо!)», каждый день - беседы, консультации, научное и деловое общение на кафедре, дома, в сотне мест, куда «звали» Рождественского. И «на Рождественского» ходили, но не так, как ходят смотреть и слушать - развлечения ради и праздного любопытства – различных властителей дум и смехотворцев, забивая до отказа сверкающие залы или маленькие аудитории. Ходили, чтобы учиться, послушать блестящего и остроумного оратора, обаятельного собеседника, легко переходящего от изящной комплиментарности к простой и поражающей глубокомысленности подлинного знания. Впрочем, у автора этого предисловия недавно была встреча с одним известным артистом-чтецом, который, услышав имя Рождественского, благоговейно и восторженно рассказал, как однажды на вечере в ЦДРИ, Юрий Владимирович «вышел и целый час держал в напряженном внимании огромную аудиторию…» И таких рассказов много.

В «Воспоминаниях школяра», посвященных одному из своих любимых учителей академику Виктору Владимировичу Виноградову, Ю.В. Рождественский предупредительно пишет о том, что Виноградова никогда не интересовала личность или обстоятельства личной биографии писателя, ибо «мелочи жизни» снижают значительность личности и уводят от главного – анализа его текстов. Тем не менее, сам Юрий Владимирович оставил удивительные по точности наблюдения и зарисовки о характере научного общения, приемах научного творчества, которые высказал В.В. Виноградов именно в личных беседах [59]. 

О Юрии Владимировиче как о риторе необходимо писать особенно ответственно. Появление Юрия Владимировича на кафедре ли, в заседании ли отделения культуры и образования Российской Академии образования, всегда рождало чувство объединения и легкости: сейчас «все или многое разъяснится и разрешится». Привносимая им энергия труда и научного товарищества эмоционально зажигала аудиторию – трудно сказать, чего здесь было больше: этическая эмоция говорила о том, что «будем заниматься делом», эстетическая эмоция заставляла любоваться оратором и заслушиваться его словами, рациональная эмоция побуждала к тому, чтобы осваивать трудности научного предмета, всем было легко и «неопасно»  в этом общении (если страх – базовая эмоция) и над всем царил объединительный дух любви к научной истине и внимания друг к другу.

Конкретные деяния Юрия Владимировича еще будут описаны – сделаем ли мы это с тактом, свойственным нашему Учителю? Те горы конспектов, которые лежат у многих его учеников с мыслями, прорастающими то в одном, то в другом сочинении – вдруг замечаешь: «это говорил Рождественский…» Приносят расшифровки его лекций и выступлений с блестящими и искрометными афоризмами – и помнится справедливое предупреждение Ю.В. «не печатать то, на чем не стоит моя подпись…» - как взять ответственность за переложение его мыслей (ведь это запись ораторской речи после самой речи)? Что следует записать из замечательной университетской жизни семидесятых-восьмидесятых годов, когда «смыслостилевые новации» Юрия Владимировича рождали то Татьянин день (ежегодный официальный праздник кафедры, отмечавшийся в Московском университете только здесь), то вдруг «день поклонения старшим»? Как передать необыкновенное хлебосольство Рождественских (с сохраняющей этот стиль Надеждой Александровной), гостеприимство, рождающее главную жизненную ценность – сердечное  единомыслие и промыслительную заряженность души на творчество? Выразителем всего этого были дух и язык общения, отчего рождается уверенность в осмысленности нашего существования, «исторический оптимизм», внушаемый верой в положительную силу науки и ее преобразующее на мир воздействие.

Юрий Владимирович как-то заметил, что «филолог пишет для вечности и труды его начинают изучаться после его земной жизни». В этом влиятельность идей, и если угодно, влиятельность высказанных ритором мыслей и слов. Рождественский предвидел, что его труды будут изучать, к нему тянулись люди, зная, что в его лице всегда найдут понимание своих проблем и главное, совет, что надо теперь делать. Советы Ю.В. в научных и житейских вопросах всегда окрыляли и вдохновляли, хотя точнее сказать, сами занятия наукой вдохновляли жить.

Окруженный научными коллегами, соратниками, учениками, Ю.В. Рождественский прожил напряженную и счастливую жизнь.  Смыслом этой жизни был труд, и прежде всего труд на научной ниве. Более всего Ю.В. ценил научный диалог, был мастером научной беседы, творческая мысль его была неистощима, язык красочен, внимание к собеседнику, приходившему к нему в дом или на кафедру и добросовестно ждущего своей очереди задать вопрос, искренно и нелицемерно. При этом ни тени самолюбования или гордости, ценились прежде всего труд и его результат.

После кончины Юрия Владимировича была организована Комиссия по изучению его научного наследия. Результатом работы Комиссии стали посмертные издания двух томов Словаря-тезауруса терминов общего образования [60]  (грандиозный проект, осуществлявшийся Юрием Владимировичем в Московском университете и Российской академии образования); начато издание «Избранных трудов» Ю.В. Рождественского (первый том включил оставшуюся в рукописи монографию «Философия языка и учебный предмет», статьи по проблемам языков образования и философии языка, в Приложении – статьи учеников, профессоров Московского университета А.А. Волкова и А.П. Лободанова, освещающие творческий путь и научную биографию Ю.В. Рождественского, библиографию его трудов, подготовленную В.В. Яхненко); предполагается издание учебника «Введение в языкознание», подготовленного по курсу, читавшемуся на филологическом факультете совместно с А.В. Блиновым.
Ежегодно проводятся Научные филологические и культуроведческие чтения памяти академика Ю.В. Рождественского, приуроченные ко дню рождения ученого 10 декабря.

Размышляя о русской жизни, Рождественский как-то сказал, что у нас каждый вспахивает свое поле, осваивает и обживает место (в пример был приведен Сергий Радонежский), место становится «окультуренным» и процветаюшим, если последующие поколения сохраняют и развивают эту культуру. Для начала третьего тысячелетия филологическая нива кажется безграничной, как безгранична обрушивающаяся на нас информация, поэтому особая честь и слава тому, кто смог очертить ее пределы, показать собственным творчеством, как необходимо трудиться и «куда нам плыть».


Страница 8 - 8 из 9
Начало | Пред. | 5 6 7 8 9 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру