"Достойный муж, готовый к речи"

Чистый ум зрит вещи в их истинности, искусное слово доносит до других это видение, а чуткий слух приемлет его. Лишенный же всего этого порицает сказавшего.Преп. Максим Исповедник. Главы о любви. II. 97.

Современная риторика – наука о приемах создания новой информации и об управлении речью в обществе

Создание новой информации означает не выражение личного мнения, но компетентное и продуктивное решение значимой проблемы; управление посредством слова означает не обман, словесное насилие, но убеждение в правильности и продуктивности предложенных решений. Мы убеждаемся в том, что прежде отрицали, или в чем сомневались, о чем существуют различные мнения и что связано с возможностью принять различные решения (Немезий Эмесский. О природе человека. М., “Канон”, 1998. С. 128, 131–132). Обладая свободой воли и разумом, мы отвечаем за свои поступки, которые следует предварительно обдумать и обсудить, чтобы предвидеть духовные и физические последствия принимаемых решений. Совещаемся мы о том, что возможно, о чем существуют различные мнения, и убеждаем друг друга посредством доводов, которые выражаются словом: Риторика изучает те словесные формы и приемы убеждения, которые позволяют нам разумно оценить аргументацию и сознательно выработать обоснованную позицию.

Речевое общение осуществляется в определенных формах, которые отложились в ходе развития культуры. Культура представляет собой систему норм (лат. norma – руководство, правило, закон от глагола nosco – познавать, изучать, признавать) и образцов, на основе которых осуществляется текущая деятельность. Норма предполагает класс произведений, объединенных целью речи и особенностями строения. Такие классы произведений, объединенных общими условиями коммуникации и принципами построения, называются родами и видами словесности. Во всем многообразии родов и видов произведений словесности риторика изучает определенный аспект словесного творчества – аргументацию.

Было бы неправильным ограничить предмет риторики какими-либо конкретными разрядами словесных произведений – только ораторской речью, проповедью, публицистикой, массовой информацией, хотя риторика изучает по преимуществу произведения именно такого рода. Аргументация содержится и в научных, и в философских, и даже в художественных произведениях. Риторика изучает любые произведения слова, в которых содержится аргументация. Особенность риторики состоит в том, что изучение произведений слова для нее не самодовлеющая цель, но средство.

Большинство наук о слове, как грамматика, лексикология, стилистика, история языка, теория литературы, ограничивают свой предмет фактами языка – они исследуют продукты речевой деятельности. Предмет риторики – произведение слова, которое еще не создано, но которое предстоит создать.

Риторика включает два основных раздела: общую риторику как учение о выработке и словесной реализации замысла в виде целесообразного высказывания и частную риторику как учение о речевых отношениях в обществе и об управлении речью. Общая риторика содержит (1) учение о риторе; (2) учение об аргументации, то есть об отношении аргументов к аудитории, к которой они обращены и которая принимает решение об их приемлемости; (3) учение о риторическом построении, то есть о создании произведения слова. В учебном изложении риторическое построение обыкновенно поглощает учение о риторе и теорию аргументации. Это делается, чтобы не осложнять и без того трудоемкий процесс обучения.

Риторическое построение представляет собой учение о так называемом “внутреннем слове”. Высказывание рассматривается на уровне общего замысла (семантики), на уровне словесной конструкции (синтактики) и на уровне словесного воплощения (прагматики – отношения слова как выразительного средства к получателю речи), что и проявляется в классическом разделении общей риторики на изобретение (инвенцию), расположение (диспозицию) и выражение (элокуцию).

Частная риторика содержит учение о построении высказываний в конкретных родах и видах словесности. В частной риторике рассматриваются основные виды слова.

Главная цель риторики практическая –  речевая компетентность: выработка индивидуального стиля на основе умения строить завершенные устные и письменные высказывания на определенную тему в определенной жанрово-стилистической форме, что и составляет основу искусства целесообразного слова.

Речевая компетентность складывается на основе владения устной публичной монологической речью – показательной, политической, судебной, гомилетической; таких форм письменной речи, как письмо, документ, публицистика, философская, историческая (повествовательная) проза; а также устной диалогической речи – информационного, диалектического, совещательного диалога. Перечисленные виды речи традиционно входят в разряд изящной словесности: для них характерно сочетание аргументативно-логического и эстетического критериев оценки произведения. Классики  мировой и русской риторической прозы создавали свои произведения в упомянутых видах и жанрах слова. Искусство слова – самое нужное, но и самое сложное из всех искусств, поэтому освоение его требует серьезного труда и основательной подготовки.

Но у риторики есть и образовательная цель, быть может, не менее важная. Освоение искусства слова невозможно без свободного владения литературным языком, без систематического образования – знания богословия, истории, философии, права, художественной литературы. В противном случае искусство слова становится пустословием.

Изучение риторики предполагает совершенное знание русского литературного языка – инструмента аргументации. Поэтому в ходе изучения риторики следует постоянно обращаться к учебникам русского языка, к руководствам по стилистике, к толковым и энциклопедическим словарям, повторяя и оживляя в памяти те разделы школьного курса русского языка, которые, может быть, забыты или не освоены достаточным образом.

Чтобы научиться строить письменную и устную публичную речь, необходимо: (1) понимать, как устроена аргументация, то есть знать теорию; (2) читать и понимать классические произведения, развить в себе умение понимать строение произведения и замысел его автора; (3) упражняться в построении различного рода устных и письменных высказываний, усвоить навыки самостоятельной творческой работы со словом; (4) говорить и писать публично.

 


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру