Работы лауреатов VI Всероссийского Конкурса по историко- церковному краеведению. Православные традиции семьи Никулиных

Радостные, белые, белые цветы…
Сердце наше, Господи, сердце знаешь Ты.
В сердце наше бедное, в сердце загляни…
Близких наших, Господи, близких сохрани!

Зинаида Гиппиус «Ему».

Словами этой молитвы я обращаюсь к Господу, чтобы попросить за свою семью. Я всегда чувствую любовь и внимание ближних, их сердечную теплоту. С детства я вижу, что традиции моей семьи неразрывно связаны с православием. Об этом я рассказываю в своей работе. Целью моего исследования является: проследить, какие православные традиции поддерживаются в моей семье. Я поставила для себя следующие задачи: собрать и проанализировать необходимый материал, выявить закономерности в развитии семейных православных традиций и прогнозировать их будущее.

В поисках необходимых сведений я много расспрашивала своих родных: бабушку Никулину Любовь Тарасовну, дедушку Никулина Пётра Тарасовича, маму, дядю и многих других. Их устные воспоминания легли в основу исследования. Конечно, я понимаю, что такие источники иногда носят отпечаток личных переживаний, иллюзий, заблуждений. Я это учитывала, сравнивая противоречивые факты, старалась установить объективную истину. В ходе моих поисков, я узнала, что мой дядя Пантелеймон Петрович положил начало очень интересной традиции – изучать историю православия в нашем крае. Я решила поддержать этот почин и попробовать себя в роли исследователя. Для этого я работала с научной литературой, публикациями в периодической печати, с архивными материалами школьного краеведческого музея и документами из личной коллекции Никулина П. П., фотографиями из семейных архивов. Мне посчастливилось быть непосредственным наблюдателем процесса восстановления Успенской церкви, освящения и поднятия купола. Среди учеников нашей школы и воспитанников воскресной школы Александра Невского храма я провела анкетирование, чтобы понять, насколько актуальна тема возрождения православия, стоит ли поднимать эти вопросы, понимают ли меня мои сверстники.

Основная часть.

Я воспитываюсь в большой православной верующей семье. Меня заинтересовал вопрос, как мои родственники пришли к вере. В первую очередь я начала расспрашивать бабушку и дедушку, которые не только многое видели и помнят, но и сами были непосредственными участниками происходивших событий.
Дедушка Никулин Пётр Тарасович рассказывал1, что в 1936 году в колхозе проходили собрания по бригадам, на которых было принято решение закрыть церковь в его родном селе Никольском Воробьёвского района. Он помнит, как в конце 30-х годов вместе со своим отцом Никулиным Тарасом Даниловичем пешком ходил святить пасху в Калач. (Приложение 1) Здесь тоже были закрыты уже все храмы. Освящение проводил священник во дворе у одной местной жительнице Давыдовой Манефы Петровны. Конечно, делалось все это без излишнего шума, не так торжественно и празднично. Собирались только истинно верующие. Случайных, любопытствующих не было. Люди рисковали, их могли арестовать. Но, слава Богу, всё обошлось, доносов не последовало. После войны дедушка Петя посещал или калачеевскую Вознесенскую церковь, которую тогда уже открыли, или ходил в Новотолучеево, где служил отец Петр Волохов. Пётр Тарасович рассказывал, что больших препятствий для посещения храма не было, так как он не являлся ни комсомольцем, ни коммунистом. Однако на работе могли иногда едко высмеять его веру.
 
Бабушка Никулина (Каширина) Любовь Тарасовна вспоминала2, что, когда ей было три года, умерла мама. Отец Каширин Тарас Иванович нёс нелёгкую ношу родительских обязанностей, придерживался всех православных обычаев, перед едой всегда соблюдал общую молитву. Жили они рядом с Никольским храмом, который бабушка посещала с детства. Она тепло отзывалась о дяде – брате отца – Каширине Фёдоре Ивановиче и его жене Александре Павловне. Именно они явились тем семейным стержнем, который помогал в укреплении веры. Все вместе ходили в храм в Новотолучеево.
 
Фёдор Иванович Каширин (1885–1971) каждый день читал Псалтирь и Евангелие. Библия Фёдора Ивановича сейчас находится у Любови Тарасовны. Она вся со следами его заметок. Видимо он читал её очень внимательно. Бабушка Люба рассказала мне, что в 1930 году её дядю Фёдора за религиозные убеждения, которые он не скрывал, арестовали и отправили в лагерь на Дальний Восток. Все родные считали его погибшим. Но в 1940 году он неожиданно вернулся домой. Фёдор Иванович рассказывал, как встречал в лагере священников, как его избили уголовники. Действительно, на всю жизнь у него остался страшный след от травмы на голове. Бабушка Люба говорила, что по возвращении дядя лечил больных молитвами. (Приложение 2) Своего сына Телегина Ивана Давыдовича, инвалида войны, приучил ходить в церковь и читать Псалтирь. Ранее тот был безбожником.

Удивительно, но мои дедушка и бабушка, живущие одной семьёй, считают себя прихожанами разных храмов. (Приложение 3) Дедушка Никулин Пётр Тарасович традиционно ходит на службу в Вознесенский храм. Бабушка посещает кладбищенскую церковь Св. Александра Невского, так как принимала активное участие в его восстановлении и связала с ним свою судьбу. Она поведала мне историю о трудном периоде в 90-е годы XX века, когда приходилось переламывать сопротивление и недоверие общественность и власти, по крупицам собирать средства на восстановление почти безнадёжно разрушенной церкви. (Приложение 4) Когда началась перестройка, ряд местных жительниц во главе с Шалимовой Анастасией Яковлевной решили написать в Совет Министров просьбу разрешить начать восстановительные работы. (Приложение 5) Надо было организовать приход хотя бы в количестве двадцати человек, который будет содержать храм и священника. Через три месяца официальное разрешение было получено. Состоялось учредительное собрание нового прихода кладбищенской церкви. От администрации района присутствовал первый заместитель Шмыков В.А. Председателем избрали Ревину Анну Сергеевну. Храм был построен благодаря денежной помощи жителей Калача и даже зарубежных гостей. (Приложение 6) Я горжусь, что моя бабушка тоже участвовала в этом богоугодном деле. Теперь многие прихожане посещают этот возрождённый храм. (Приложение 7) В этой церкви 25 января 1997 года на Татьянин день крестили меня. (Приложение 8) Поэтому я ношу имя Св. Татьяны. На мои именины мы всегда заказываем молебен в честь моей покровительницы. Когда я подросла, бабушка Люба стала приводить меня и сестёр на службы. Я посещаю воскресную школу при храме.
 
Дядя Пантелеймон Петрович рассказал о моей двоюродной бабушке - старшей сестре Никулина Петра Тарасовича – Татьяне3. (Приложение 9) Однажды в детстве она тяжело заболела. Обратились к врачам, лечили долго, но так и не поставили диагноза. Её мама Александра Терентьевна искала народные средства, но они не помогали. Знакомая посоветовала поговорить с тетей Полей, которая была когда-то связана с монастырем, но теперь жила в миру. В селе Рудня Воробьевского района на дому она и несколько еще женщин читали «Неугасимую», то есть чтение Псалтыря не прекращалось ни на минуту, ни днем, ни ночью. «Привозите ее к нам, пусть поживет, послушает и сама, может, будет читать. Молиться ей надо» - рекомендовала тетя Поля. Из Рудни Таня через три месяца с большим трудом пришла сама. Стала читать Псалтырь, хотя окончила лишь ликбез. Так «Неугасимая» и тетя Поля вошли в ее жизнь. Бабушка Таня стала одним из активных членов православной общины «тихоновцев», как они себя называли. Патриарх Тихон был главным ориентиром курса, а так же отец Иоанн Кронштадский. Отличительной особенностью было поминовение царя Николая II и его семьи о здравии. Возможно, на это повлияла иногда появляющаяся откуда-то с юга царская дочь Мария. Она появлялась до 1970 года. Благословлял и причащал их отец Константин, который служил в Урюпинске на дому. Мне мало что известно о членах этой общины. Бабушку Таню я помню смутно, так как была ещё очень мала, и расспросить её не успела. Однако сохранилась интересная фотография Давыдовой Манефы Петровны, где она снята в военной форме. (Приложение 10) Оказывается, во время Великой Отечественной войны она была старшим лейтенантом, начальником аптеки, бывала на фронте, занималась поставкой лекарств4. Давыдова М. П. была контужена. После войны работала в аптеке № 49 г. Калача.
 
После смерти тети Поли руководство общины возглавили Манефа Петровна и Гавриловна, которые ухаживали за инвалидом детства Галей, им совершенно чужой. Члены этой группы проживали в городе Калаче, Урюпинске, Фролово и в окружающих их селах. Они использовали церковную литературу, изданную до 1917 года, с грифом цензурного комитета. Несколько книг Татьяны Тарасовны сохранились у Никулина Пантелеймона Петровича. (Приложение 11) Это «Синопсис» Дмитрия Митрополита Ростовского и «Служебник» конца XVII века, где упоминается царица Евдокия Фёдоровна. (Приложение 12)
 
Со смертью отца Константина центром стал Калач, во главе с Гавриловной, Галей и еще трех-четырех человек, в их числе Татьяна Тарасовна Никулина. Активных членов было не очень много, около полусотни человек, но поддерживающих и бывающих у Гали и Гавриловны несколько тысяч, включая Воронеж и Москву. Галя имела авторитет не только как болящая, лежащая на досках и деревянной подушке, но и своей образованностью и всесторонним знанием жизни. (Приложение 13) Многие шли к ней за советом. Со смертью Гали начался полный разрыв с официальной церковью. Вначале все ходили в редкие открытые храмы, но с приходом Митрополита Мефодия поползли слухи о том, что он женат и связан с КГБ. Члены группы стали к священникам предъявлять более строгие требования. Посещение храмов, где служили священники пьющие и ведущие светский образ жизни, стало воспрещаться. Одной из церквей, рекомендованной для посещения, была церковь в Новотолучеево, где служил отец Петр Волохов, но когда приход у него отобрали, он служить подпольно отказался, так как всегда был противником внецерковной организации. Последним руководителем оставшихся активных членов была Татьяна Тарасовна. С её смертью в Калаче перестало существовать какое-либо организованное ядро.

Православные традиции в нашей семье бережно поддерживает, продолжает и прививает следующим поколениям бабушка Любовь Тарасовна. Она научила папу соблюдать посты ещё с детства. Свою невестку – мою маму - Светлану Ивановну бабушка познакомила со священником отцом Петром Волоховым. (Приложение 14) Мама и по сей день приходит к нему в семью, побелить, измерить давление, принести воды, так как они уже в преклонном возрасте. Мы с сёстрами по возможности помогаем в этом. Мне он дал следующие наставления5: «Все верующие должны знать своего Творца и Спасителя каждой души человеческой. При всех обстоятельствах надо взывать к Небесному Покровителю. Так поступали предки в древние времена, взывая к Богу о помощи, и они её получали. Наши бабушки и дедушки без креста и молитвы никогда не начинали никакие дела. Если они ехали в путь, то всегда держали в устах имя Божье. По церковному учению все заповеди надлежит исполнять, так как с ними связано благополучие людей».
 
Вся наша семья регулярно отмечает православные праздники. Готовятся специальные блюда. Бабушка на праздник Сорока мучеников печет жаровонков, на Благовещенье – просвирки, на Пасху - сдобную пасху, красит яйца луковой шелухой, чтобы были красные, так как в Евангелие о синих и зеленых яйцах ничего не сказано. Наклейки из магазина она принципиально не использует. Ужин в сочельник постный и состоит из разваренных зёрен риса с мёдом. Под рождество мы идём в храм на рождественское богослужение. Утром на рождество у бабушки и дедушки собираются все дети, внуки и правнуки. Перед Троицей наш дом и двор украшается веточками клёна или ясеня, травой чабреца. Мама готовит букет из веточек и цветов для освящения. Освящённые букеты мы храним весь год. Принято считать, что они обладают целебной силой. Их можно применять в лечебных целях, когда в семье кто-то заболеет, мама заваривает из них чай.

Соблюдать посты – это наша обязательная семейная традиция. За этим следит папа. Однако он не очень строг. Сам личным примером показывает, как надо воздерживаться в пище, но для детей разрешает некоторые послабления, понимая, что мы ещё растём, и нам бывает трудно всё соблюдать. Однако мы понимаем, что пост нужен в первую очередь для очищения души, а уж потом тела. Мои родные стараются исповедоваться и причащаться как можно чаще, особенно перед постом и во время поста.

Как и у всех православных, в нашем доме есть Святой угол. Это дальний правый угол комнаты, ориентированный на восток. Его обустраивали дедушка и бабушка. Потом мы переехали жить сюда. Главное место в Святом углу занимает большая деревянная икона Спас Вседержитель. Ниже находится сборная икона, в которой собраны Святили, Мученицы и глава Иоанна Предтечи – эту икону дала на помин души Никулина Татьяна Тарасовна. Еще ниже находится икона Богоматери, которая перешла по наследству от маминой бабушки. А так же ряд икон, которые мы привезли из поездок по святым местам. В Святом углу находится святая вода и православные книги: Псалтырь, Евангелие и Акафисты.

Как молиться дома, я учусь на примере бабушки Любови Тарасовны и дедушки Петра Тарасовича. Каждый день они читают утреннюю и вечернюю молитвы. На праздники Тропари в Каноннике. Псалтирь и Евангелие стараются читать каждый день, за исключением Страстной недели и до понедельника Фомина, когда Псалтирь не читается. На Рождество и Пасху мы всей семьёй идём к дедушке и бабушке, вместе поём праздничные Тропари.
 
Можно сказать, что к православию внучек тоже приобщает бабушка. С малых лет она всегда брала нас на службу в храм. Как только в храме Александра Невского открыли воскресную школу, то мы с сестрой Яной сразу же стали ее посещать регулярно. Так же ездили в поездки с воскресной школой по святым местам, побывали в Воронеже, Грибановке, Дивногорье, Задонске. Свою младшую сестру Иру я привела в воскресную школу, когда ей было шесть лет. И с тех пор она участвует во всех мероприятиях.
 
Все традиции моей семьи мне очень дороги. Я ценю любые, даже мимолётные встречи с родными, счастье общения. Я думаю, что в моей дальнейшей судьбе я буду поддерживать их и продолжать.

Про меня нельзя сказать, что раньше я была увлечена краеведением. Но теперь всё меняется благодаря моему родному дяде, папиному брату Никулину Пантелеймону Петровичу. (Приложение 15) Он - основатель дела, которое, обязательно, должно стать нашей семейной традицией. Мой дядя - известный в Калаче краевед, обладающий энциклопедическими знаниями по истории нашего края. Он является автором нескольких научных статей6. Хотя у него медицинская профессия, дядя – фармацевт-провизор, темы его исследований широкие. Пантелеймон Петрович много лет собирает материал по родословной нашей семьи и проследил родственные связи до XVIII века. Он интересуется старинными картами и фотографиями, собрал большую фототеку. Любимая его тема - история православных храмов в нашем крае. Работая в архивах, он нашел многие ценные документы, раскрывающие различные аспекты развития православия в Калаче. Один из его сыновей – Андрей – заканчивает исторический факультет, и, будем надеяться, что продолжит его дело.
 
Летом 2012 года я, волею судьбы, сама оказалась причастна к восстановлению самого древнейшего храма Калача – церкви Успения Пресвятой Богородицы. Воспитанники нашей воскресной школы выступали на торжествах по случаю поднятия купола храма. (Приложение 16) Судьба этого старинного церковного сооружения привлекла моё внимание, поэтому я начала свои исследования.
 
Раньше я всегда любила останавливаться у древней колокольни в центре города и слушать, как городские часы отбивают время. (Приложение 17) Я очень удивилась, когда сняли часы, а на главке появился крест. Рядом начались восстановительные работы. Оказалось, что колокольня является частью храмового комплекса. Хотя я с самого рождения живу в Калаче, но ничего не знала о нем. Раньше это полуразрушенное здание не было похоже на церковь, так как верхняя часть с куполом и барабаном была разобрана. (Приложении 18) Я выяснила, что в таком неведении находилась не я одна, но и многие мои сверстники7. Поэтому я решила, не только сама узнать о древнейшей церкви Успения Пресвятой Богородицы, но и рассказать об этом одноклассникам. Конечно, за помощью я обратилась к дяде. Я узнала, как много интересных историй об этом храме он знает. Оказывается, когда была обнаружена редчайшая уникальная «Летопись Успенской церкви» Никулин П. П. участвовал в разборе текста и подготовке его к публикации8. (Приложение 19)

Изучив «Летопись слободы Калача Успенской церкви», научные исследования и архивные материалы, я пришла к выводу, что восстановление этого храма обязательно должно было произойти.
 
Во-первых, Успенский храм – самая древняя церковь Калача, построенная в конце XVII века9. Вначале она была деревянная10. В 1750 году была построена каменная Успенская церковь.
В конце XIX – начале XX века к колокольне были пристроены торговые корпуса и здание церковно-приходской школы. Так сформировался храмовый комплекс церкви Успения11. (Приложение 20) Это вторая причина, почему надо заниматься восстановлением построек. Уникальность этого сооружения заключается в том, что это наиболее полно сохранившийся на территории Воронежской области храмовый комплекс, включающий церковь Успения Пресвятой Богородицы, надвратную колокольню, два торговых комплекса и здание церковно-приходской школы. (Приложение 21)

В архивном документе «Страховая оценка Успенской церкви 27 апреля 1916 г.» даётся описание этого комплекса12. (Приложение 22) Его историческая ценность заключается в том, что здесь отразились все строительные периоды и архитектурные стили, характерные для России с середины XVIII века до начала XX века (от барокко и классицизма до модерна). Однако в архивном документе не описаны архитектурные особенности зданий, приводятся только размеры помещений и материалы, из которых они сделаны. Современные исследователи уделяют больше внимания описанию этих стилевых отличий13.
 
Но самая главная причина, почему надо восстанавливать этот храм, заключается в том, что в наше суетное непростое время люди нуждаются в вере, надежде, духовной поддержке. Это мне стало понятно, когда я узнала, кто помогает восстанавливать церковь. Вот что рассказал мне настоятель Александра Невского храма отец Евгений: «Храм Успения Пресвятой Богородицы начали восстанавливать в 2010 году14. (Приложение 23) Помогала районная администрация. Откликнулись многие калачеевцы»15. В августе 2011 года митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий освятил купол, крест и колокола, чем было положено начало возрождения этой святыни16. Более двух миллионов рублей пожертвовал на благое дело уроженец села Никольское В.С.Захаров17. Проект создания купола был выполнен архитектором Виктором Николаевичем Погодиным, который в своей работе опирался на старые фотографии храма. Работы по поднятию купола, шатра, маковки и креста вели изготовившие их сотрудники волгодонской фирмы. Кран для монтажных работ предоставил россошанский химкомбинат.
Сейчас храм обретает вторую жизнь, а значит, просыпается в прихожанах вера, что словно маяк ведёт их к жизни, наполненной духовностью, нравственностью, желанием творить добро. (Приложение 24)

Заключение.

В данном исследовании мне удалось разносторонний материал по обозначенной проблеме, описать и проанализировать православные традиции моей семьи. Я убедилась, что мои родственники на протяжении всех лет советской власти проявляли стойкость в вере, святость в соблюдении обычаев, не смотря на агрессивное противодействие властей, что жизнь семьи Никулиных зиждется на прочном основании – многолетней православной традиции. Я горжусь тем, что моя бабушка участвовала в восстановлении храма Св. Александра Невского, что мой дядя Никулин П. П. изучает историю православия и передаёт свои знания молодому поколению. Проведённый мною социологический опрос показал, что информации по этой теме у подростков мало и они не вполне ориентируются в происходящих событиях. (Приложение 25) Поэтому я понимаю, что мне надо выступить перед ребятами с сообщением в классе на классном часе и на экскурсии в школьном музее. Я твёрдо уверена, что пришло время восстанавливать храмы, возрождать православие, и мои сверстники в этом меня поддерживают.

Список использованных источников и литературы:

I. Архивные документы:

1. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 799. Оп. 33, Д. 259. Л. 70, 71 об. Выписка из страховой оценки от 27. 04. 1916 года. // Копия из материалов школьного музея.


II. Опубликованные источники:

Касимов С. И вновь звонят колокола. //«Калачеевские зори» №91 20 августа 2011.
Летопись слободы Калача Успенской церкви. // «Калачеевские зори» № 128, 133, 138, 140, 143, 145 за 1997 год, № 5, 30, 42, 52, 53, 72, 73, 78, 99, 102, 103, 108, 111, 114, 115, 122, 124, 130, 145 за 1998 год, № 5, 8 за 1999 год.
Летопись слободы Калача Успенской церкви. Воронеж, 2000. 136 с.
Линникова Н. И воссиял купол. // «Калачеевские зори» №109 2 октября 2012 г.
Линникова Н. Купол на Рождество Богородицы. // «Калачеевские зори» №105 22 сентября 2012 г.
Шмыкова И. И зазвучал звон колоколов // «Калачеевские зори» №40 14 апреля 2012 г.

III. Полевые материалы автора (ПМА):

Никулин Петр Тарасович (1924 г.р.) Г. Калач. Октябрь 2012 г.
Никулина (Каширина) Любовь Тарасовна (1930 г.р.) Г. Калач. Октябрь 2012 г.
Никулин Пантелеймон Петрович (1952 г.р.) Г. Калач. Октябрь 2012 г.
Никулин Василий Петрович (1962 г.р.) Г. Калач. Октябрь 2012 г.
Никулина (Стрельникова) Светлана Ивановна (1974 г.р.) Г. Калач. Октябрь 2012 г.
Отец Евгений Бей (1983 г.р.). Г. Калач. Ноябрь. 2012 г.
Отец Пётр (1933 г.р.) Г. Калач. Ноябрь 2012 г.
Социологический опрос учеников СОШ №1 и воспитанников воскресной школы храма Св. Александра Невского.

IV. Литература:

Кригер Л.В., Чесноков Г.А. Архитектура исторических городов Воронежской области. Воронеж, 2002. 320 с.
Материалы Свода памятников истории и культуры Российской Федерации. Воронежская область. Аннинский, Грибановский, Калачеевский районы. Выпуск 3. Часть 1. М. 1993. 150 с.
Никулин П. На страже здоровья. // Земля калачеевская. Страницы истории Калачеевского района. Воронеж, 1998. 144 с.
100 лет на страже здоровья. История Калачеевской районной больницы. Калач, 2007. 160 с.
Самбикин Д. Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. Выпуск 4-й. // Копия из материалов школьного музея.

Опись приложений.

Мой прадедушка Никулин Тарас Данилович.
Двоюродный прадедушка Каширин Фёдор Иванович.
Мои бабушка Никулина (Каширина) Любовь Тарасовна и дедушка Никулин Пётр Тарасович.
Храм Св. Александра Невского при советской власти.
Участники восстановления храма Св. Александра Невского (слева направо) Шалимова А.Я., Дудкина Е.И., Ревина А.С.
Восстановление храма Св. Александра Невского.
Храм Св. Александра Невского.
Обряд крещения. Я на руках у крёстного дяди Володи.
Никулина Татьяна Тарасовна
Давыдова Манефа Петровна
«Синопсис» Дмитрия Митрополита Ростовского
«Служебник».
Член группы тихоновцев – Галя.
Отец Пётр Волохов
Встреча с краеведом Никулиным П.П.
Воспитанники воскресной школы на торжествах по случаю поднятия купола храма. Встреча с митрополитом Воронежским и Борисоглебским Отцом Сергием.
Колокольня Успенской церкви в 90-е гг. XX в. Реконструкция колокольни. Современный снимок.
Вид Успенской церкви сверху. Фотография до реставрации.
Печатное издание «Летописи слободы Калача Успенской церкви» 2000 г.
Схема расположения храмового комплекса церкви Успения.
Рисунок храмового комплекса церкви Успенской Божьей Матери слободы Калача начало XX в.
Страховая оценка Успенской церкви. 27 апреля 1916 г.
Восстановление храма Успения Пресвятой Богородицы.
Освящение главного купола и креста.
Данные статистического опроса среди учеников средней школы №1 и воскресной школ



РЕЦЕНЗИЯ

Уважаемая Татьяна!

Тема, за которую вы взялись, с одной стороны, при нынешнем отношении к проблемам семьи и демографии, можно сказать, обречена на успех. Но с другой, – выбирая свою родную семью в качестве предмета исследования, берешь на себя крайнюю ответственность, в первую очередь, перед близкими, которые выставляются на всеобщее обозрение. Кроме того, существует опасность впасть в самолюбование (понятно, что все мы любим свою семью) и саморекламу. Скажу сразу, что обе опасности вы преодолели – за счет углубления исторического аспекта.

В работе раскрывается (но вывод не делается), что жизнь семьи Никулиных зиждется на прочном основании – многодесятилетней, если не вековой непрерывной православной традиции. Это – из редких в наше время семей, в которых Православие не прерывалось. В домашнем Красном углу есть старинные иконы, полученные от предков. В храмовых службах регулярно участвовали не только дедушки и бабушки автора, но их родители, т.е. прадеды, среди которых есть репрессированный за веру. К сожалению, этот сюжет в работе не развит, об этом прадеде информации мало. Интересен эпизод о двоюродной бабушке автора – Никулиной Татьяне Тарасовне, которая была активным членом православной общины «тихоновцев»: кто это – истинно православные христиане? Представители Истинно Православной Церкви (иосифляне), Катакомбной Церкви? Другие? Это тоже остается неизвестным.

Вообще в работе много неиспользованных возможностей для развития темы в разных направлениях и недосказанностей. Например, сообщается, что дядя-краевед проследил семейную генеалогию до XVIII в. – какой прекрасный повод еще более углубить непрерывную семейную православную традицию на целый век или больше! Ведь там, наверное, тоже были православные подвижники? Или другое: среди семейных православных традиций не указана молитва (утренняя, вечерняя, перед едой), традиция регулярной исповеди и причастия, празднования именин – они есть? Нет сведений о том, сколько в семье автора детей (можно предположить, что три сестры?) Нет ли традиции совместного пения? Если говорить о церковном краеведении, то надо бы отметить, приобщается к ней лишь автор (кроме известного краеведа-дяди) или другие члены семьи тоже – родители, сестры? Как-то совсем мало сведений о родителях, их затмили деды и прадеды. Кстати, ни у кого из них не указаны годы рождения.

Наоборот, сюжет об истории Успенской церкви и ее Летописи – лишний, это – тема следующей работы, а рассуждения о том, почему надо восстанавливать эту церковь, – наивны, рациональны и, по сути, для неправославных: православные понимают, что храм надо восстанавливать всегда, ведь место его свято, и на нем до скончания века находится ангел, который плачет, пока храм разорен.

Необходимо различать источники и литературу, у них разное место в исследовании. Источники являются базой для изложения темы, введения новых данных, формулирования новых выводов, решения поставленной проблемы; литература – это публикации, привлекаемые для общего сведения, материалы справочного характера. В работе отразились разные виды источников, я советую приводить каждый из видов источников в отдельном списке. Во-первых, это – опубликованные источники; у вас это статьи о восстановлении Успенской церкви из местной газеты. Опубликованные источники указываются по типу: Листова Т.А. Общественно-религиозные праздники на русско-белорусском пограничье («свеча», «Божья свеча», «гулять икону») // Научный православный журнал «Традиции и современность». 2008. № 8. С. 22–53. Или: Шмыкова И. И зазвучал звон колоколов // Калачеевские зори. Газета Калачеевского района. №40. 14 апреля 2012 г. Обратите внимание, что элементы описания книги, журнала, газеты разделяются точкой и пробелом; тире не ставится.

Во-вторых, полевые материалы автора (ПМА) – ваш главный источник, материалы бесед, они оформляются так: ПМА (полевые материалы автора – расшифровывается при первом употреблении). Никулин Петр Тарасович (1892 г.р.) Г. Калач. Лето 2012 г. (т.е. место и время проведения беседы). В-третьих, архивные документы, которые указываются по типу: Государственный архив Тюменской области (ГАТО – расшифровывается при первом употреблении). Ф. 23 (т.е. номер фонда). Оп. 8 (т.е. номер описи). Д. 16 (т.е. номер дела). Л. 122–124 (т.е. номера использованных листов дела). Далее можно привести название документа: Страховая оценка… Интернет-ресурсы указываются, как и обычные статьи: автор, название материала, лишь потом адрес. Примерно так: Федоров Р.Ю. Обряд «Свеча» у белорусских переселенцев в Западной Сибири. URL: http://www.siberianway.ru/belarus/article6.html (дата обращения 30.01.13). А не просто адрес: http://classicpoems.ru/. Все списки должны быть выверены по алфавиту.

Хорошо, что вы осознаете необходимость ссылок, но они должны приводиться так же детально, как источники и литература.

С уважением, пожеланием успехов в доработке исследования и достойном представлении на очной сессии конкурса,

кандидат исторических наук, доцент Галина Николаевна Мелехова



© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру