Роль руководителя школы в формировании системы ценностей образовательного процесса

Введение

Актуальность исследования обусловлена необходимостью оптимизации процесса управления современной школой, как саморазвивающейся открытой системы.

Нововведения, способствующие переводу образовательных учреждений на более высокий уровень, требуют соответствующей реорганизации управленческой деятельности, в частности, совершенствование способов и средств внутришкольного управления, особой роли руководителя школы.

Анализ историко-педагогической литературы по проблеме организации управления образовательных учреждений, изучение концепций известных отечественных педагогов Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и современных ученых: Е.Н. Степанова, Н.И. Элиасберга, Ю.К. Бабанского,

В. Караковского , Ю.А. Конаржевского, М.М. Поташника и др. свидетельствует, что вопросы школьного управления всегда были приоритетными для образования, рассматривались с разных точек зрения и связывались с урегулированием правовых, официальных, этических отношений между участниками образовательного процесса.

В Концепции модернизации образования Российской Федерации предусматривается установление преемственности образовательных программ, обеспечение дифференциации и индивидуализации образования, оптимизации школьного управления, декларируется сохранение лучших традиций отечественного образования; современная школа провозглашается важнейшим фактором формирования новых жизненных установок личности, являясь социокультурным образовательным институтом. В этом контексте все более актуальным становится проблема формирования ценностей, а также механизмы управления образовательным процессом.

Анализ исследований по теме, а также практический опыт позволили автору установить, что проблема формирования ценностей как средство оптимизации управления образовательным учреждением остается недостаточно разработанной.

Обобщение теоретического и практического материала способствовало выявлению основных противоречий в управлении современной школой:

- противоречия между традиционными технологиями управления и реальным изменением социально-педагогических условий развития образовательных учреждений;

- противоречия между необходимостью формирования ценностных ориентаций у детей и их недостаточной определенностью в современных социально-культурных обстоятельствах;

- противоречия между существующими ценностями и современными потребностями.

С учетом обозначенных противоречий проблема исследования сформирована следующим образом: выявить и охарактеризовать роль системы ценностей, в том числе и духовных в повышении эффективности управления образовательным процессом.

Указанная проблема определила выбор темы исследования «Роль руководителя школы в формировании системы ценностей субъектов образовательного процесса».

В условиях становления и развития системы управления образовательным учреждением, адаптированным к условиям современного социума, исследование проблемы формирования ценностей является востребованным и практикоориентированным.

Цель исследования – выявить возможности использования опыта формирования ценностей в качестве средства оптимизации управления общеобразовательным учреждением.

Объект исследования - система ценностей как средство повышения эффективности управления образовательным учреждением.

Предмет исследования – процесс формирования системы ценностей как средство оптимизации управления общеобразовательным учреждением.

Гипотеза исследования основана на том, что роль руководителя по формированию ценностей субъектов образовательного процесса эффективна, если:

- теоретически обоснована взаимосвязь формирующихся ценностей с процессом управления;

- выявлена эффективность использования ценностей как средства повышения эффективности управления образовательным учреждением;

- у учащихся и педагогического коллектива сформировано устойчивое уважительное отношение к данному вопросу;

- обеспечены условия поддержки формирования и сохранения ценностей.

Объект, предмет, цель и гипотеза исследования определили решение следующих задач:

1. Выявить сущность ценностей в процессе их формирования.

2. Доказать эффективность и значимость формирования ценностей с позицией оптимизации управления современно школой.

Основными методами исследования являются:

- теоретические методы – изучение и анализ педагогической, дидактической литературы по теме исследования, материалов публикаций по обозначенной проблеме, анализ и синтез;

- эмпирические – анкетирование, наблюдение, собеседования с педагогами, учащимися и родителями, изучение и обобщение опыта школы;

- опытно-экспериментальная работа.

В исследовании принимали участие более 700 учащихся школы, 58 педагогов, члены администрации.

На защиту выносятся следующие положения:

- Устоявшиеся и формирующиеся ценности, как духовно-нравственные каноны поведения оказывают существенное влияние на субъектов образовательного процесса.

- Формирование и развитие ценностей в общеобразовательном учреждении является эффективным средством оптимизации управления современной школой, фактором консолидации усилий педагогического и ученического коллективов, представляющих собой значимый содержательный компонент внутришкольного управления.

- В основе предлагаемой модели управления общеобразовательным учреждением акцент в сфере проявления инициативы смещен в сторону школьника, позволяя ему выбирать свою роль и позицию в системе социальных отношений, обуславливая его включенность в эту систему на основе сформированных и формирующихся ценностей, с учетом его интересов и потребностей.

Модуль управления не противоречит существующему нормативно-правовому пространству школы и предполагает непосредственное участие всех субъектов образовательного процесса.

Научная новизна исследования состоит в том, что определены наиболее эффективные способы оптимизации управления посредством формирования ценностей, систематизированы идеи эффективного управления школой путем инициирования творческих исканий педагогического коллектива, ученического и родительского сообществ. Разработан механизм взаимодействия администрации школы, руководителя и других субъектов образовательного процесса в сфере формирования благоприятного психологического микроклимата. Обосновано влияние ценностей на повышение эффективности управления.

Разработанные методические рекомендации могут быть использованы в условиях реализации педагогической модели в практической деятельности образовательных учреждений. Опыт работы должен представить интерес не только для руководителей и педагогов, но и для родителей.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись не только в педагогической практике школ Псковской области, но и на Всероссийском уровне в процессе выступлений на конференциях и семинарах различных уровнях:

1. На семинаре директоров Палкинского района (24.01.2007г.).

2. На IX Всероссийских Корнилиевских Православных образовательных чтениях, открытое родительское собрание по теме: «Избери жизнь, чтобы жили ты и потомство твое…» (27.02.2007г.);

3.На X (юбилейных) Корнилиевских Православных образовательных чтениях с 20 по 23 февраля 2008г., открытое родительское собрание по теме: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48);

4. На XI Корнилиевских Православных общеобразовательных чтениях с 26 по 28 февраля 2009г., открытое родительское собрание по теме: «Значение личности педагога в процессе воспитания и образования» (Слова назидают, примеры влекут);

5.На Всероссийских Корнилиевских Православных образовательных чтениях, пленарные заседания:

- «Школа, семья и церковь в совместной работе во имя жизни» 2006г.

- «Наша ответственность за жизнь и здоровье» 2007г.

- «Духовно-культурное наследие – основа воспитания личности» 2008г.

- «Образование, которое воспитывает» 2009г;

6. На Выездном заседании Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по образованию «Школа сегодня». Октябрь 2008г.

«Тема семейного воспитания в гимназии»;

7. На подведении итогов Всероссийского Конкурса в области педагогики на соискание премии «За нравственный подвиг учителя» по Северо-Западному округу в 2008г. г.Санкт-Петербург. Декабрь 2008г.

8.На совете начальников Управлений образований районов, области и экспертном совете ГУО. «Формирование школьных традиций как средство оптимизации управления образовательным учреждением» 01.11.2007г.

9. Опыт работы школы по формированию самосовершенствующейся высоконравственной личности ученика регулярно представляется:

- на страницах православно-образовательного портала «Слово».

- в православно – образовательном журнале «Виноград»

(сентябрь-октябрь 2008г. №5 (25)).

10. Публичные отчеты:

- Публичный отчет Муниципального общеобразовательного учреждения

«Печорская гимназия» за 2006-2007 уч. год.

-Публичный отчет Муниципального общеобразовательного учреждения

«Печорская гимназия» за 2007-2008 уч. год.

11. На встрече с операторами национального проекта «Образование» департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования 6.03.2007г.

12.На торжественном приеме у владыки Псковского и Великолукского Евсевия работников образования Псковской области, достигших высоких результатов по возвращению в школу духовно-нравственного обучения и воспитания 22 апреля 2007г.

13. На областном родительском совете: «Система совместной деятельности гимназии г.Печоры и Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря по возрождению православных традиций воспитания» 14.05.2007г.

14. На заседаниях РМО, прошедших на базе школы.

Глава 1. Ценности и их роль в образовательном процессе

1.1. Понятие ценностей

Что такое ценности? Существует два основных понятия:

1) все, что имеет значимый характер – все результаты и продукты духовной деятельности;

2) духовные образования – идеология, цели, представления о должном, прекрасном и истинном.

В современной культуре также существует понятие приоритетных, общечеловеческих, высших ценностей – это правда, красота, цель, гармония, активность, уникальность, совершенство, нужность и необходимость, завершенность, справедливость, порядок, простота, богатство, спокойствие, свобода, игра, самодостаточность.

Структуру ценностей можно представить в следующем виде:

Ценность

Идеал

Совершенный образ, определяющий деятельность человека

Норма

Внутреннее принимаемое обязательство

Принцип

Руководящая идея, основное правило деятельности

Цель

Предвосхищение результата, механизм интеграции действий человека, приводящий их в систему и определяющий направление действий человека

Отношение

Оценивание явления в системе

Значение

Определение смысла, благодаря которому происходит оценивание

Ценности имеют две формы существования:

1) как идеал, культурно-одобряемый образец, т.е. человек ценности знает и принимает;

2) как «ценностные ориентации» - часть субъективного мира человека, его личное достояние, т.е. ценность прожитая человеком, присвоенная в результате личного опыта, драматических переживаний, значимых отношений.

Формирование ценностных ориентаций – процесс достаточно сложный, имеющий временную протяженность, нелинейный по своей сути. Как минимум он включает в себя следующие этапы:

1. Предъявление ценностей человеку

2. Осознание личностью ценности

3. Принятие ценности

4. Реализация ценностных ориентаций в деятельности, общении и поведении

5. Закрепление в статусе качества личности

6. Актуализация в ценностных ситуациях

Процесс формирования ценностей – внутренний, интимно-личностный процесс ценностного становления человека, путь его личностного самоопределения.

Философский словарь под редакцией М.М. Розенталя трактует «Ценности» так: специфически социальные определения объектов окружающего мира, являющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни или природы).

Внешние Ценности выступают как свойства предмета или явления, однако они присущи ему не от природы…, а потому, что он вовлечен в сферу общественного бытия человека и стал носителем определенных социальных отношений.

По отношению к субъекту (человеку) Ценности служат объектами его интересов, а для его сознания выполняют роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности, обозначений различных практических отношений человека к окружающим предметам и явлениям.

К ценностям относят также некоторые явления общественного сознания, которые выражают эти интересы в идеальной форме (понятия добра и зла, справедливости и несправедливости, идеалы, моральные нормативы и принципы). Эти формы сознания не просто описывают какие-то действительные или воображаемые явления реальности, а выносят им оценку, одобряют или осуждают их, требуют их осуществления или устранения, т.е. являются нормативными по своему характеру. Однако к этой нормативной стороне нельзя сводить мировоззренческий, классово-партийный характер общественного сознания.

В словаре русского языка С.И. Ожегова при определении значения слова «ценность» определяется 3 вида: «Культурные, материальные и духовные ценности» (Издание 18, под редакцией Ю.Ю.Шведовой, стр.759).

Поясняя одно из значений «ценности» толковый словарь русского языка под редакцией профессора Б.М. Волина и профессора Д.И. Ушакова выделяет «Духовные и культурные ценности» (т.IV ст. 1214).

1.2. Ценностная природа образования

Сегодня в образовательном учреждении воспитательная работа (читаем между строк - работа с ценностями и смыслами) уже не может рассматриваться как набор определенных мероприятий, добавочных по отношению к урочной деятельности. Она является неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, пронизывает все формы взаимоотношений и взаимодействий между его субъектами.

Естественным образом она входит в само содержание современного образования.

Итак, образование - ценностно по своей природе. Мы, взрослые, работающие с детьми, самим фактом сосуществования рядом и вместе с ними транслируем им определенные ценности. Более того, конкретное содержание нашего с ними общения (например, предметное, ситуативное) уходит, а ценности - остаются и закрепляются в виде внутренних духовных ориентиров наших воспитанников.

«Ценностное поле» - это совокупность ценностей и смыслов, лежащая в основании всей системы жизнедеятельности школы, всех форм взаимоотношений, существующих между субъектами образовательного процесса. Ценностное поле (можно сказать и «ценностный контекст образовательной среды школы») формируется за счет нескольких источников:

  1. Проектируемый ценностный контекст образовательной деятельности
    взрослых (ценности, вносимые сознательно, на основе некоторых концептуальных представлений).
  2. Личные ценности участников образовательного процесса.
  3. Ценности, рождаемые в процессе диалога, совместного развития участников образовательного процесса.

Внесение ценностного контекста в содержание образования - чрезвычайно важная и широко обсуждаемая сегодня в педагогике тема. Хотя правильнее говорить не о «внесении» ценностей в содержание образования (они всегда в нем присутствуют), а об их осознании, актуализации, сознательном проектировании и целенаправленной реализации в процессе педагогической деятельности; о рассмотрении ценностей в качестве фундамента образования, цели, условий его развития.

Фундаментально проблема воспитательных ценностей разрабатывалась Б.Т.Лихачевым, который проанализировал сущность и основное содержание категории "ценность" и выявил источники ценностей воспитательной системы. Для Лихачева ценности составляют духовную основу, базисный духовный компонент личности, определяющий сущность ее внутреннего мира.

В целом, многие современные педагоги и философы образования рассматривают и утверждают ценности в качестве центра педагогической теории и практики. Рассматриваются следующие аспекты ценностного расширения содержания образования:

1. Познание самого себя как важнейшая составляющая образования. Познавший себя человек - гуманен (Маслоу). Ему принадлежит мысль: «Школа должна помочь ребенку заглянуть в самого себя и определить набор ценностей, согласующийся с его неповторимой человеческой сущностью» Познавший себя человек способен жить по- человечески в изменяющемся мире. Прикладной вопрос: как можно организовать познание человеком себя в процессе обучения? Предлагаемые варианты:

а) соотнесение себя, процесса собственного развития с тем, что происходило в истории человечества, в судьбах конкретных людей, литературных героев и т.д.

б) очеловечивание информации. Любая новая информация, будучи усвоенной, ставит человека перед нравственной проблемой: жить и поступать в соответствии с полученным знанием или вопреки нему. Необходимо вслед за усвоением информации простраивать учебные ситуации, позволяющие сформироваться, проявиться осознанной нравственной позиции учащегося.
в) помощь ребенку в поиске ответа на следующие вопросы: Кто я? Как я живу? Зачем так поступаю? Чего я хочу от жизни? От себя? От других людей? Куда двигаться дальше? Чему учиться?

2. Обучение верному выбору как важный аспект содержания образования. Ценностный аспект образования ориентирован на выработку у человека умения делать осознанный выбор в решении жизненных проблем нравственным путем. Цель воспитания - формирование рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей.

3. Отказ от псевдопроблем (надуманных, дидактически сконструированных для обучения), концентрация образования на действительно серьезных проблемах человека и человечества.

4. Осознание прекрасных и удивительных сторон жизни как содержание образования и общая педагогическая установка (Мир - прекрасен и интересен). Исследования показывают, что в момент высших переживаний (страдание, радость, восхищение, переживание справедливости и т.д.) человек испытывает интеллектуальное озарение.

5. Удовлетворение важнейших потребностей человека как содержание образования: в признании, самоуважении, успехе, безопасности, общении, любви и понимании.

Глава 2. Управленческий аспект формирования системы ценностей субъектов образовательного процесса

2.1. Ценности как основа школьной жизни. Место православных ценностей в процессе воспитания учащихся

Школа со своими ценностями, традициями «разумного, доброго, вечного» сегодня многих раздражает. В основе воспитания всегда лежал процесс ориентации на нравственные ценности общества. В последнее же время произошел рост резкого социального расслоения общества, небывалой разнородности нашего общества, когда преобладают сословные ценности, связанные с выживанием, с личным благополучием. Социально значимые ценности отходят на дальний план, стали преобладать эгоистические тенденции.

В качестве иллюстрации этих процессов в обществе можно привести результаты социологических исследований. (Приложнение № 1)

Данное исследование проводилось на территории России в 2007 году. Молодым людям было предложено 8 смысловых блоков-кластеров: - семья-власть- труд- патриотизм- справедливость- дело- эффективность- мораль.

Результаты показывают, что произошли изменения в ценностных предпочтениях молодежи: растет значение индивидуальных ориентации (для одних - это отдых и развлечения, для вторых - красивая и комфортная жизнь, для третьих - собственное благополучие и карьера, для четвертых - благополучие семьи, здоровье, хорошая (оплачиваемая) работа.

Митрополит Калужский и Боровский Климент считает, что «Церковь не должна находиться в церковной ограде и только там заниматься просветительской деятельностью. Эта позиция – остаток советской атеистической ментальности. Церковь не может быть отделена от общества, и ее миссия в обществе – его духовное и нравственное оздоровление, а школа часть нашего общества, а школьники его составляющая. Церковь несет нравственный элемент в школьную среду. Она заботится, чтобы меньше было наркомании, алкоголизма, распущенности. И чем меньше подобных пороков будет проникать в молодежную среду… - тем лучше это для нашего общества».

- Какие самые главные ценности в человеческой жизни?
Правильность ответа на этот вопрос зависит от того, верит или не верит человек Бога. Для православных христиан, а таковыми вот уже тысячу лет являются наши предки, вопрос ясен однозначно. Самой главной ценностью человеческой жизни являются, прежде всего, ценности духовные, по заповедям Божьим и по законам своей совести.

- Каково же место образовательной школы в тот самый поворотный момент, который ставит цивилизацию перед выбором: вернуться к христианскому идеалу Абсолютного Добра или продолжить падать в пропасть.

Школа, педагог должны постоянно помнить об ответственности за духовное здоровье ребенка. Не допустима сегодня жестко фиксированная, унифицированная система знаний, ориентированных на подчинение восприятия, а не на инициативу и творчество. Это ограничивает свободу ребенка, свободу движения, общения, выбора и творчества. Опасность существует, но негативные явления в основном порождение воспитанием в отсутствии свободы, неумением ею пользоваться.

Преодолеть эту опасность позволяет другая глубинная основа производимых преобразований: стремление построить школьную жизнь на основе христианских ценностей.

Перестройка базовых школьных предметов с учетом духовно-нравственных констант России.

Хотя и признается наконец-то высокая роль Церкви в деле воспитания и обучения, но совершенно неоправданно замалчивается, что огромный пласт православной культуры, традиций нашего государства остается в обществе не востребованным, т.к. не используется в процессе обучения по базовым предметам.

Надо говорить сегодня о ведении в базовые предметы элементов православной культуры и этики.

Необходимо на всех уровнях широко показывать обществу то, что понятие «православная культура» не равнозначно понятию «религия», православная культура вбирает в себя значение в рамках светского образования.

Православная культура может передать детям не только нормы традиционной морали и нравственности, но и глубокие знания по философии, истории, культуре, литературе, живописи и т.д., воспитать их здоровыми, духовно богатыми, а нас сделать ответственными.

Развивать интерес к учению без воспитания невозможно, тем более, если основной нашей задачей стоит развитие ребенка. Педагогический коллектив гимназии за образование, которое воспитывает…

2.2. Роль руководителя и педагогического коллектива в формировании ценностей учащихся

Воспитание - это актуализация человеческого качества в человеке,
которая происходит в диалоге воспитателя и воспитанника. Цель
воспитания направлена на формирование рефлексивного, творческого,
нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью
других людей.

Для руководителя, педагога цель, сформулированная таким образом, выглядит несколько необычно, поскольку выражает отказ от некоторого стандарта воспитанности (в виде фиксированных норм поведения). Воспитание сегодня - это, прежде всего, работа со смыслами, ценностями, системой отношений человека, его эмоционально-волевой и рефлексивными сферами, со всем тем, что позволяет человеку осознавать, оценивать и усовершенствовать себя, делая при этом главным критерием собственных действий и поступков совесть.

Сегодня в образовательном учреждении воспитательная работа (работа с ценностями и смыслами) уже не может рассматриваться как набор определенных мероприятий, добавочных к по отношению к урочной деятельности. Оно является неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, пронизывает все формы взаимоотношений и взаимодействий между его субъектами.

В Методических рекомендациях «Нормативно-методическое обеспечение работы классного руководителя» (приложение к Приказу Минобрнауки РФ от 3 февраля 2006 г, № 21) записано: «Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе…»

Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники, начиная с руководителя. Однако, ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя.

Цели и задачи классного руководителя:

Цель деятельности - создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Задачи:

Ø формирование и развитие коллектива класса;

Ø создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

Ø формирование здорового образа жизни;

Ø организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

Ø защита прав и интересов обучающихся;

Ø организация системной работы с обучающимися в классе;

Ø гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;

Ø формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;

Ø организация социально значимой творческой деятельности обучающихся.

Таким образом, сегодня законодательно закреплены основные задачи воспитания школьников и определен главный субъект, персонально отвечающий за воспитательный процесс в современной школе.

Сегодня создана модель эффективной деятельности классного руководителя, которая включает следующие характерные черты:

1) стратегическое управление и долгосрочное перспективное планирование процесса воспитания;

2) направленность содействия воспитательной деятельности на развитие детей;

3) системность осуществления воспитательного взаимодействия;

4) ориентация воспитательного процесса на развитие индивидуальности детей;

5) технологичность работы педагога-воспитателя;

6) диагностическая оснащенность деятельности классного руководителя.

В новых политических и социально-экономических условиях можно эффективно вести воспитательную работу. Но для этого целесообразно перейти от словесного к деятельностному, от аспектного к системному, от социоцентрического к личностно-ориентированному построению воспитательной практики. Такой представляется воспитательная деятельность классных руководителей в начале XXI века.

Воспитанность - одна из решающих жизненных ценностей. Она означает не только тягу к извлечению материальных благ, но и осознание необходимости широкой культуры.

Педагог Н.Е. Щуркова пишет: «Воспитание - это введение ребенка в контекст современной ему культуры благодаря организуемой активной деятельности и непрерывному процессу порождения в личностной структуре ребенка таких новообразований, как

Ø отношение к объективному окружению мира

Ø знание объектов окружающей реальности

Ø умение взаимодействовать с объектами действительности

Процесс воспитания - это организуемая повседневная жизнь ребенка на уровне материальных и духовных достижений общечеловеческой культуры. Это процесс постоянный и беспрерывный.

Она предлагает выделить ряд наилучших положений, практическая реализация которых, затрагивая все сферы школьной жизни, позволяет перевести воспитание в режим повседневности и целостности.

Задачи современной школы:

  1. Высокая культура человеческого взаимодействия и межличностного общения между всеми членами школьного коллектива.
  2. На уроках должна царить культура учебной деятельности (культура мышления, речи, организации учебного труда, использование технических средств, интеллектуальных умений - умение слушать, видеть, ставить вопрос и отвечать на него, умение воспроизводить, творить, читать, писать и др.), а также культура интеллектуальной тишины).
  3. Культура предметно-вещного обустройства школьного дома (в т.ч. и одежда).
  4. Культивирование разнообразной деятельности вне урока (культура осмысления жизни).
  5. Культура творческой деятельности.

Школа рассматривается как специфическая модель социальной среды, в которой едва ли не главным носителем общественных ценностей является учитель.

2.3. Взаимодействие школы и родителей в процессе воспитания

Все начинается с человека, с его воспитания, его внутреннего мира, и начинается в семье. Сегодня кризис семьи достиг вершины. В Конвенции о правах ребенка (1989) декларируется, что «ребенку для полного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания».

Кризис семьи фактически привел к уничтожению российской традиции - не допускать нарушения межпоколенных связей. Но, пожалуй, самое печальное то, что семья по различным причинам стала все больше отстраняться от воспитания детей. Забывается та истина, что родитель, образно говоря, - педагогическая профессия.

Анонимное анкетирование, проведенное среди наших выпускников, показало, к нашей радости, что среди ценностных ориентиров современной молодежи семья пока занимает высокое место ( Приложение №2).

Родителям не хватает педагогических знаний. Поэтому основная роль школы – дать необходимый фундамент познаний, столь необходимый в их каждодневном общении с ребенком.

Наша школа подняла на новую качественную ступень работу лектория для родителей; они активные участники всех значительных школьных мероприятий, Дней открытых дверей и ежегодных тематических родительских собраний в рамках Корнилиевских чтений. Среди родительской общественности широко распространяется положительный опыт воспитания многих семей.

Учащиеся всех классов совершают много экскурсий, изучают достопримечательности своей области, Новгорода, Санкт-Петербурга. И в организации этих поездок участвуют родители. В такие часы крепнет связь школы и семьи, родителей и детей.

Многие формы работы по духовно-нравственному воспитанию детей рождались в школе по инициативе самих родителей при поддержке педагогического коллектива.

Глава 3. Особенности воспитательного процесса в Печорской гимназии

3.1. Сотрудничество церкви и школы: опыт работы

Около двух десятков лет администрация, педагогический коллектив гимназии тесно сотрудничает с Свято-Успенским Псково-Печерским монастырем, с нашей северной жемчужиной русского православия.

Все эти годы слово Божие, духовно-нравственно совершенствуя нас, несет нам дорогой архимандрит Тихон, наместник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Во главе нашей работы стоит иеромонах Августин, катихизатор нашей обители, редактор образовательного православного портала «Слово», и одновременно редактор уже известного журнала «Виноград». В данном издании публикуем и мы свои работы.

Сотрудничество Церкви и школы за долгие годы приобрело разнообразные формы:

Ø совместные интегрированные уроки (литературы и православия);

Ø конференции;

Ø конкурсы, вечера духовной поэзии;

Ø семинары для преподавателей и учащихся, проводимые ежегодно православными учеными, профессорами МГУ и др. ВУЗов Москвы;

Ø выставки; и многое другое.

Мы не начинаем своего большого дела, например начала учебного года, без благословения Церкви, совместной молитвы с детьми. А после последнего звонка в одном из Храмов монастыря получают напутствие и благословение наши выпускники. Присутствуют не только те, кому посвящено богослужение, но и администрация, классные руководители, родители.

Но этому дню предшествует долгий путь изучения ребенком Слова Божьего, «Основ православной культуры», по которому ведет своих учеников представитель Церкви и наш педагог. Все больший размах последнее время в России получает проведение православных образовательных чтений (Например, в 2007 они проходили в 4 округах). Преподобный Корнилий помог нам начать эту работу уже почти 11 лет назад.

В 2008 году Псково-Печерский монастырь и Печорская гимназия провели X юбилейные Корнилиевские православные образовательные чтения, имеющие уже статус Всероссийских (присутствовали представители образования, ученые Москвы, Санкт - Петербурга, Псковской области, Эстонии и др.)

Администрация гимназии взяла на себя смелость проведения в рамках ежегодных чтений открытых родительских собраний, которые мы готовим с Псково-Печерским монастырем, его наместником архимандритом Тихоном. Их тематика не рождалась стихийно, одно собрание как бы подталкивало, формулировало тему следующего:

Ø Духовные истоки воспитания в семье (1998 г);

Ø Роль матери в воспитании ребенка (2000 г.);

Ø Роль отца в воспитании ребенка (2002 г.);

Ø Роль бабушки и дедушки в воспитании детей (2003 г);

Ø Любовь и дружба- основа семейного воспитания (2004 г.);

Ø Место и роль труда в жизни семьи (2005 г.)

Ø Как сделать ребенка счастливым (2006 г.);

Ø Здоровье – дар Божий (2007 г.);

Ø Стремление к личному духовному совершенству родителей - основа семейного воспитания (2008 г.);

Ø Воспитание Словом, Делом и высоким примером (2009 г.)

В сентябре 2006 года, по благословению святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II начало свою работу детское православное движение «Вестники». Печорское отделение работает по благословению митрополита Псковского и Великолукского Евсевия. Следует отметить, что большинство детей и подростков участников данного движения – воспитанники Печорской гимназии.

В рамках Движения работают клубы, в которых каждый из участников может найти себе занятие по интересам.

Самым многочисленным является военно-патриотический клуб «Патриот». На базе этого клуба в апреле 2007 года создан поисковый отряд «Патриот», который участвует в поисковых операциях по обнаружению и перезахоронению воинов-участников ВОВ. За время работы отряда обнаружены останки более 70 воинов, которые были торжественно захоронены в День Победы и День освобождения города от немецко-фашистских захватчиков на Печорском братском захоронении.

Свои творческие способности ребята развивают в театральной студии Движения. С большим энтузиазмом участвуют «Вестники» во всех милосердных делах: помогают пожилым и одиноким людям города, поздравляют и организуют праздники для ветеранов ВОВ, учителей-ветеранов, проводят благотворительные акции помощи детям из малообеспеченных семей и т. д.

Самая главная проблема, которая является угрозой для будущего нашей страны - кризис российской семьи. И причина не столько в материальном положении, сколько в духовной сфере, в их сознании. Вот поэтому общество обращает свои взоры на Церковь, как на одну из немногих сил, способных встать на пути ее распада.

Решение этой проблемы, бесспорно, будет благоприятно воздействовать на духовно - нравственное совершенствование педагога, ученика, родителя, а в целом укрепит Российское государство.

3.2. Результаты управления гимназией по формированию ценностей

Печорская гимназия сегодня – это пространство роста для тех, кто учит и учится, открытое образовательное учреждение, которое работает в режиме социального партнёрства с коллегами, родителями, учащимися и обществом; с государственными, научными и общественными организациями; 15 лет (с 1994 года) работает в инновационном режиме по организации УВП, по внедрению новых технологий, по управлению образовательным процессом в целях повышения престижа и качества образования.

Основная миссия Печорской гимназии: «Развитие нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению». Сегодня школа должна выпускать не только высокообразованных людей, но и достойных граждан общества, патриотов своей большой и малой родины, обладающих сформированным опытом поведения и жизнедеятельности на основе духовно- нравственных ценностей. Поэтому в «Печорской гимназии» постоянно ведётся работа по формированию самосовершенствующейся высоконравственной личности ученика. Она охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, влияние социальной среды. 70 учащихся школы являются участниками детского православного движения «Вестники».

Как ещё наша школа решает проблему нравственного воспитания? Прежде всего, ища опору в учителе. Здесь работают по призванию. Свой моральный опыт, свою стойкость, свою нравственную силу учитель передаёт детям. У нас много хороших детей. Одухотворённые лица, добрые глаза. Такие глаза бывают только у детей, у которых настоящие учителя. Только учитель, которому веришь, как себе, способен воспитать настоящих людей. Вот небольшой пример. В рамках x юбилейных Корнилиевских православных образовательных чтений проходили открытые классные часы.

Классный час «Наши милые предки»

Урок очень трогательный и свидетельствует о большой любви классного руководителя и учителя русского языка к своей работе и детям. Большое вам спасибо. (Г.А. Любимов, заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор физико – математических наук.)

Потрясающая работа учителей, осуществивших столь скрупулёзную подготовку к проведению классного часа. Очень тонкая, психологически выверенная работа во время самого занятия. И, конечно, дети! Удивительные, нежные, добрые рассказы об их предках. Грамотная богатая речь. Детки просто золотые! Спасибо Диане Анатольевне и Анне Михайловне! Спасибо всем ученикам 5-го «А» класса. (С.В. Перевезенцев. Сопредседатель Правления Союза писателей России, доктор исторических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова).

Гимназия является учебным заведением, работающим в инновационном режиме, участвует в 9 Федеральных и региональных проектах и программах. Главное её отличие состоит в создании условий развития всего потенциала личности, способной адаптироваться к новым ситуациям.

Личностный потенциал ученика и учителя – самый большой капитал гимназии. Подтверждением этого являются многочисленные победы: за последние три года педагоги и учащиеся школы 239 раз становились победителями и призёрами районных, областных, всероссийских и международных интеллектуальных и творческих олимпиад, смотров, конкурсов. С 2005 по 2009 г.г. педагоги имеют 67 публикаций и 47 выступлений на федеральном и региональном уровнях.

Пожалуй, самым ярким подтверждением верно выбранного пути работы школы являются две последние награды:

1. Печорская гимназия стала Лауреатом областной премии Администрации Псковской области в рамках приоритетного национального проекта «Образование» ( 2005 – 2006 учебный год),

2. Муниципальное образовательное учреждение «Печорская гимназия» победила в Конкурсе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные общеобразовательные программы (2006 – 2007 учебный год),

  1. Дипломом лауреата награждена Тумановская О. М. – руководитель МОУ «Печорская гимназия» в номинации «За разработку мероприятий в рамках «Года семьи» за победу во II этапе Всероссийского конкурса в области педагогики на соискание премии «За нравственный подвиг учителя» в Северо-Западном федеральном округе в 2008 году.

3.3 Стратегическая программа развития системы воспитания в Печорской гимназии

В 2005 году в Печорской гимназии принята стратегическая программа развития воспитательной системы, которая предполагает разработку эффективных механизмов практики воспитания в расчёте на её системные изменения. Программа предполагает выделение приоритетов на каждом шаге развития-системы воспитания. (См. Приложение №3)

Заключение

Итак, проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила выдвинутую нами гипотезу, показала успешность предложенной нами модели процесса формирования духовно-нравственных качеств подростков на основе приобщения к культурным народным традициям, к духовным ценностям.

Мы приходим к выводу, что воспитание сегодня – это, прежде всего, работа со смыслами, ценностями, системой отношений человека, со всем тем, что позволяет человеку осознавать, оценивать и усовершенствовать себя, делая при этом главным критерием собственных действий и поступков совесть.

Мы наметили перспективы изучения рассматривае­мой проблемы. Основными из них являются следующие:

1. Процесс формирования духовно-нравственных качеств подростков направлен на выработку стабильно положительных ценностных отношений подростка к окружающему миру, к людям, к себе самому.

2. Сущность процесса формирования духовно-нравственных качеств на основе при­общения к культурным народным традициям - в единстве ценностных знаний, ценно­стных ориентации, ценностных отношений подростка к окружающему миру (патрио­тизм, экологическая культура), к людям (толерантность, эмпатия), к себе (человеческое достоинство, здоровьесбережение). Содержание исследуемого процесса представляет сис­тему познавательной, творческой, спортивно-патриотической, благотворительной дея­тельности школьников во взаимодействии со взрослыми.

3. Модель процесса формирования духовно-нравственных качеств подростков на основе приобщения к культурным народным традициям базируется на личностно-деятельностном подходе и включает в себя общность целевых, содержательных, про­цессуальных составляющих (цель, задачи, принципы, содержание, условия, формы, методы и прогнозируемые результаты деятельности). Реализация модели направлена на качественное изменение образовательного процесса; на информационное, эмоцио­нальное, деятельностное наполнение школьной и внешкольной жизни детей.

4. Модель интеграции компонентов процесса формирования духовно-нравственных качеств подростков позволяет раскрыть перед учениками целостную картину мира, нуждающегося в бережном отношении, закладывает основу взаимодействия подрост­ков, педагогов, родителей, представителей общественности.

5. Для диагностики сформированности духовно-нравственных качеств подростков необходимо использовать качественные характеристики, наиболее полно отражающие преобразования личности школьников.

Вместе с тем, в ходе исследования и подведения итогов возникли новые задачи, среди которых: углубление теоретико-методологических аспектов изучения проблемы духовно-нравственного воспитания школьников; изучение преемственности в школь­ном и семейном воспитании. Полагаем, что дальнейший научный поиск приведет к совершенствованию моделей и систем формирования духовно-нравственных качеств подростков в процессе приобщения к духовным ценностям, культурным народным традициям, что, в свою очередь, будет способствовать совершенствованию духовно-нравственного воспитания.


Библиографический список

1. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С.78-80

2. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979. - 534с.

3. Бондаревская Е. В. Гуманизация воспитания как основа возрождения гражданина России, человека культуры и нравственности / Воспитание и развитие личности в обновляющейся системе образования

4. Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие./Е.В.Бондаревская - Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986- 361с.

5. Динамика жизненных ориентаций выпускников средних школ г. Архангельска / Социологические исследования.- 2007, №12- С. 127

6. Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. - М.: Народное образование, 1999

7. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - С. 9-12

8. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников// http://www.ug.ru/?action=topic&toid=5064&i_id=54

9. Нравственное воспитание личности школьника/ Под ред. Колдунова Я. И. - Калуга, 1969-126с.

10. Нравственное воспитание школьников//http://nov1.ucoz.ru/load/4-1-0-5

11. Роль православия в формировании системы духовно-нравственных ценностей современного общества. Слово митрополита Калужского и Боровского Климента на образовательных чтениях ЦФО / Статья/

12. Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, -М:Просвещение, 1995.- 478с.

13. Пути и средства нравственного воспитания//http://www.detskiysad.ru/ped/ped206.html

14. Степанов Е. Н. Повышение профессиональной квалификации педагогов / Классный руководитель. – 2006, № 1, С. 6-11

15. Степанов Е. Н. Современная модель воспитательной деятельности классного руководителя. / Классный руководитель. - 2007, №6. – С. 96

16. Толковый словарь русого языка/ Под ред. Б. М. Волина и Д. И. Ушакова, т. IV, С. 1214


Приложение

Приложение № 1

Пример № 1: исследование жизненных ориентации выпускников средних школ г. Архангельска. В течение 10 лет (1985 - 2005 гг.) педагоги проводили мониторинг жизненных ориентации выпускников школ. Результаты исследования (таблица 2) подтверждают, что в жизненных (читай «ценностных») ориентациях молодых людей за этот период произошли качественные изменения: переосмысление ценностей, снижение рейтинга «позитивных базовых ценностей»:

Таблица 2

Рейтинг

2005 г.

2005 г.

Наименование ценностей

Рейтинг

1985 г.

1985 г.

1

Иметь цель в жизни

1

2

Образование

6

3

3

Трудолюбие и добросовестность

2

4

Быть находчивым, целеустремленным, инициативным

5

5

Способности и талант

8

6

Здоровье

7

7

Отзывчивость и чуткость к людям

3

8

Честность и принципиальность

4

9

Внешность, приятные манеры

10

10

Связь с «нужными людьми»

12-13

11

Умение приспособиться

12-13

12

Активное участие в общественных делах

9

13

Удача, везение, случай

14

14

Помощь родителей, родственников

11

15

Заботиться прежде всего о себе

15

Примечание: только 47-49% выпускников школ г. Архангельска ответили, что уверены в завтрашнем дне.

Пример № 2: социологическое исследование «Ценностные предпочтения молодежи».

Ценностные предпочтения фиксируют акт избирательного отношения к окружающей действительности и связаны с ее спецификой.

Приложение №2

На вопрос «Что для вас ваши родители?» 97% учащиеся ответили «Они самые близкие мне люди».

«Испытываете ли вы благодарность к своим родителям и прежде всего за что?». На первое место по значимости выпускники поставили:

- за саму жизнь - 21%

- душевную поддержку, понимание -21%

- воспитание, культуру - 19%

- пример в жизни - 12%о

Материальную помощь дети ставят в конец. На вопрос «верите ли вы в Бога?»

- определенно, да - 87%

- скорее, да - 10%

- скорее нет - 2%

- нет - 1 %

Но положительного влияния семьи, ее ответственности за жизнь и здоровье детей, формирование их душ, как образа Божия, развитие по подобию Божию, мы не увидели. Освещая вопрос «Испытываете ли вы благодарность к своим родителям, прежде всего за что?» на последнем месте стоит - приобщение к Богу (1%). «Соблюдаются ли обряды вашей веры?» да ответили - 8%, изредка - 89%, нет - 3%; и эта статистика повергает нас в уныние, все что делается, делается во многом, только школой.


Приложение №3

Стратегическая программа развития системы воспитания в Печорской гимназии включает в себя основные цели, задачи, направления содержания воспитательной работы, механизм реализации (основные линии, принципы, этапы).

Программа является одним из главных документов, организующих становление сие темы воспитания на основе духовно-нравственного развития ребёнка в условиях досуга и свободного времени, здорового обреза жизни, определения социально-значимой деятельности.

Механизм реализации программы состоит из системы мероприятий по четырём проектам.

Проект 1. Научно-методическое сопровождение воспитательного проекта.

Проект 2. Семья и школа: партнёрство в воспитательном процессе.

Проект 3. Ученическое самоуправление.

Проект 4. Традиции.

Основные требования к создаваемым проектам - учёт особенностей гимназии.

1.Приграничное местоположение.

2. Сотрудничество со Свято-Успенским Псково-Печерскйм монастырём.

3. Наличие в городе воинских частей.

4. Других учреждений окружающего социума.

5. Материального положения семей обучающихся.

6. Социального статуса семей.

В программе чётко спланирован ожидаемый результат при реализации каждого проекта и программы в целом.

Программа предполагает ресурсное обеспечение выполнения.

1. Нормативно-правовое.

2. Программно- методическое.

3. Информационное.

4. Мотивационное.

5. Кадровое.

6. Материально-техническое

Организацию и контроль за выполнением программа администрация оставляет за собой, Советом родительского комитета гимназии.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру