Приглашение к женскому счастью

Жена и муж: супружество

Храмова: Одного для всех сценария жизни женщины в семье и обществе не может быть, каждый из них диктуется своими условиями: например, состоянием души или личностными качествами самой женщины. Многое зависит и от того, кем является ее муж: если мужчина серьезный локомотив в семейной связке, если он очень точно и бережно относится к строительству семьи – тогда назначение женщины одно, она может быть главным образом женой и матерью, если нет – тогда сценарий ее жизни совершенно иной.

Однако, хочу подчеркнуть, в любом случае все-таки женщине надлежит сначала стать женой –простроить супружество. Почему? Да потому что без фундамента супружеских отношений никакого родительства быть не может.

Савельева: Несмотря на то, что путь каждой женщины индивидуален, должны быть общие закономерности. Какую же позицию или место необходимо женщине занять, чтобы ее семья получилась благополучной? Надежда Григорьевна, Вы обозначили некоторую ступенчатость в освоении семейного пространства, и, первой из этих ступеней назвали роль жены. Какой она должна быть - жена?

Храмова: Об этом очень хорошо и точно сказано Иваном Ильиным в его малюсеньком эссе «Женщина»: «Женщина – цветок, женщина –дитя, и женщина-Ангел»! Женщина, становясь чьей-то женой, должна стать своего рода ангелом-хранителем: принять на себя служение, если угодно, обязанность охраны нравственности и целостности молодой семьи, которую ей повезло создать. Она – главная ее хранительница!

Щур: Совсем недавно я говорила об этом со своей старшей внучкой, которая находится у нас в стадии перспективного замужества: «То обстоятельство, что вы с Сашей можете создать семью – большое счастье и Божий Промысл для тебя! Ведь могло так случиться, что он мог не появиться в твоей судьбе, что его именно к тебе Господь Бог направил и что он выбрал именно тебя».

Я лично поддерживаю идею, что мужчина выбирает жену – это вовсе не означает, что ее выбирают как вещь в магазине! В семье, полноценной по-настоящему, очень важно для женщины ощущение, что выбрали ее. В этом ей выпадает шанс обрести целое. Она может видеть недостатки своего избранника жизни (вообще-то идеальных людей нет!), но вместе с ним приходят новые задачи жизни, которые нужно решать вместе с ним.

Теперь ей надо набраться мужества, принять все то, что с этим счастьем приходит! А для этого потребуется духовное напряжение, без него счастья на свете не бывает просто по определению: все зарабатывается трудом, радостным, замечу, не галерным – и в этом счастье, когда ты не просто барахтаешься в жизненном бульоне, а мудро и мужественно строишь именно в этих обстоятельствах Дом общего жития.

Савельева: Давайте обозначим некую точку отсчета в вопросе: кто есть женщина в паре с мужчиной.

Слободчиков: «По достоинству равна, по происхождению – вторична», вот именно в этом вопросе коренится психологическая проблема современных женщин, которые везде и во всем хотят быть первыми: во владении мужем, детьми, имуществом и прочее.

Савельева: Ходит в народе такая недобрая шутка, что женщина создана из ребра – единственной кости, где нет мозга.

Храмова: Так шутят те, кто толком не знает вопроса. Дело в том, что значение слова "ребро" в древнееврейском языке гораздо шире, чем в русском: это и "часть", и "грань", и даже "кость, которая хранит и защищает жизнь". Есть даже указание на то, что именно это место ближе всего к человеческому сердцу. Это означает, Женщина и Мужчина только вместе и есть полноценный Человек, так написано в Библии: «Мужа и жену - Сотворим его», то есть плоть – одну, и если бы женщина осознала это, быть может и не захотела бы первенства!

Бог создал мужчину, от него женщину, от нее ребенка, таким образом, ребенок придан женщине, женщина – придана мужчине и ему служит, а тот – придан Господу, он ему соработник. И наоборот: Господь Промыслом своим заботится о мужчине, мужчина заботится о женщине, а она – о ребенке! Вот такая изумительная семейная иерархия!

Когда мужчина по своей ли воле или в силу того, что женщина отсекает его от служения идеальному, происходит следующее: служение и забота перерождаются в прислуживание. Мужчина начинает прислуживать женщине, а она в свою очередь, ребенку! В результате мы получаем детоцентричную семью, а это антропологическая катастрофа, после которой у женщины начинается патологическая потребность во власти, в контроле надо всем!

Щур: Женщина стопроцентно проигрывает как в горизонте детоцентризма, так и в горизонте человекоцентризма – когда муж становится кумиром: вот это святое, добытчик! Он ушел, и все в твоей жизни обрушилось!

Храмова: Мы сейчас, к моему большому сожалению, можем действовать не от внутренней потребности и понимания иерархии, а только отталкиваясь от почти идеальных образцов, которые можно найти лишь в литературе – у нас сейчас нет идеологии. Воздух должен напитаться поиском этих проблем, и ответов, нужно создать много пунктов скорой помощи!

Понять бы это нам, женщинам, и занять свое место: ведь только здесь и есть сила наша, и творчество наше, и счастье наше! Под крылом мужа. Возможно и его приспущенные крылья поднялись бы! Современная женщина редко задумывается, что быть замужем – это радость и честь, что мужа надо благодарить за статус, который он дает ей – статус замужней женщины! Этот статус можно сравнить с кувшином, который не дает разлиться по земле любому изысканнейшему напитку!

Статус этот обозначает и ее миссию: жена – вовсе не эльф, восседающий на облаке, а Ангел-хранитель с огненным мечом, охраняющий нравственность детей, мужа, семьи, знающий меру строгости и ласки, чувствующий, где надо промолчать или даже шепнуть, а когда проявить силу и твердость! Это ангельское служение по “изведению честнаго от недостойного” и есть предназначение женщины требовать от своего любимого наилучшего, чтобы он был выше себя!

Слободчиков: Иначе он оказывается ниже себя. А цивилизация сегодня настроена на то, чтобы отсечь это идеальное.

Щур: В жизни, как известно, случается всякое и разное. Любое жизненное испытание может человека направить либо к небесам, либо вниз… Как известно, несчастье – великий учитель! Так вот женщина обязана поддерживать взлетные потоки домочадцев, задавать вектор их развития! Испокон веков известно, что умный возница, когда после многих верст его лошадь падала от усталости, не хлестал ее, а поднимал ей морду до той степени, чтобы та видела в дальней перспективе свою деревню, и тогда – лошадь поднималась! Также и человек, упав, тоже видит не горизонт, а грязь! Любящая жена и мать имеет обязанность поднять голову того, кто упал, вдохнуть в него силы: “Посмотри, вот у тебя какая перспектива есть, и я – с тобой!”

Савельева: Сегодня не только женщина утеряла «женское» и растеряла понимание роли мужа, но и мужчины потеряли «мужское», не осознают по-настоящему свою роль, и кто первый потерял это понимание большой вопрос?

Слободчиков: Сегодня и у мужчин, и у женщин стерлось понятие ПОЛНОТЫ! Культивируется феминность-мускулинность в своей отдельности - особности, полнота же означает, что в естественном организме нет властителей, в нем все симфонично: левый глаз не мешает правому уху, он даже не задумывается об этом. А мы все о функциях говорим: учительской, ученической, родительской и т.д., отец – это одна функция, жена – другая, вот такой раскол в сознании. Любовь начинается с полноты, где неразличимы муж и жена в единой плоти, потому и ищет человек полноты!

Храмова: И потому они заменяют и восполняют друг друга! Сегодня с мужчинами беда: и наркотиками балуются, играют, и пьют, и гуляют, и не работают… Да, очень трудно с такими мужчинами в семье, и женщина говорит: «А вот и не буду я ничего делать!» Это неправильно, согласно закону восполнения полноты в семейной паре жена, несмотря ни на что, ограждает детей от безобразий и продолжает относиться с уважением к их отцу (при нем и за глаза). Хотя бы до поры до времени. Жена, исполняя свою миссию, удерживает спасительную для детей семейную иерархию и стройность, более того, она в муже восполняет его неполноту и ущербность!

Слободчиков: Замечательное русское слов «полнота»: в этом смысле муж, жена и дети в отдельности друг от друга – бессмысленные существа. Почему? Они ущербны, частичны, потому как смысл не дробится на части. Он всегда целостен.

Как сказал герой «Сокровенного человека» Андрея Платонова: «Без меня народ неполный!» Это про все так можно сказать: и про социум, общество и про семью. «Без меня семья – неполная, общество – неполное» Только вдумайтесь в эту фразу! Вытащи любого из народа, и народ ущербен, и я ущербен по сопричастности, по факту! То есть полнота – это не интеграция, не синтез, не брачный договор, это – со-бытийное единство, это – неслиянность-нераздельность.

Отец и мать: родительство

Храмова: Мама, конечно, самый главный воспитатель в семье. Если упростить модель семьи: муж – директор предприятия, он подсказывает стратегическое направление действий: вот так – правильно, хорошо, а вот так – зря, не надо было этого делать. Она – начальник производства, учительница, няня и т.д. Это при том, когда папа – «локомотив» с правильными взглядами на семью, когда в семье есть материальный достаток, в противном случае – совершенно другое положение у женщины.

Савельева: Многие убеждены, что место женщины - у домашнего очага, но представление о домохозяйке, как об успешной и социально благополучной женщине не всегда является верным.

Храмова: Да, многие женщины ощущают неудовлетворенность, основная проблема состоит в том, что они, в основном обслуживая нужды других, теряют значимость собственной личности. Если женщина замыкается на доме, если не реализовывается личностно, это может потом губительно сказаться на взаимоотношениях с подросшим ребенком. Подросток не будет помнить как мама его везде водила, возила: в школу, на гимнастику, хоккей, или английский, как она едва успевала рулить. Придет время он подумает: «Мама, а ты кто, кроме того, что мама? Что ты из себя представляешь?» Женщина поневоле может растеряться. Этого хорошо бы не забывать тем, у кого есть материальная возможность не работать. Социальное дело, пусть оно мизерное, может послужить женщине опорой, когда в качестве няни детям своим станет не нужна.

Щур: Кстати сказать, неправомерно ссылаться на опыт женской судьбы начала XX века и ранее, когда женщина могла быть только в семье: тогда структура семьи была совершенно другой, другими были семейные отношения и институты социализации были совершенно иными, чем сейчас! Наконец, ожидания от нее были другими.

Савельева: "Когда думаешь о детях, они представляются самыми милыми существами на свете, однако иметь детей - совсем не то же самое, что рассматривать семейный альбом. В реальной жизни их нужно кормить, одевать, купать, они ссорятся друг с другом и с вами, а в конце концов бывает, что вырастают и больше не хотят иметь с вами ничего общего» – поверьте, так рассуждают многие!

Храмова: На самом деле женщина должна радоваться, это как раз это и есть признак полноты в семье. Вы спросите: «Но когда так бывает?» Когда мать понимает природу души ребенка, когда ребенок для нее – не фактор ублажения самой себя, а дело всей ее жизни, за которое она будет держать ответ на Cтрашном суде, понятно, если она - человек верующий. Но и для неверующего человека ответ не заставит себя долго ждать, придется пожинать плоды своего воспитания: каким вырастет наше дитя – такова наша старость! Друзья, главная профессия всех взрослых людей на земле – это родительство! Речь идет не о счастливой судьбе наших детей, а качестве их личностей. Ведь что такое мама? Она понимает, что такое воспитание ребенка, что значит для него отец, а что – мать, когда и к кому больше поворачивается ребенок… Мама вспахивает почву детской души: ее предназначение в том, чтобы максимально расширить пространство души ребенка.

Савельева: А отец?

Храмова: Сейчас то и дело слышишь: «отец должен уделять ребенку столько-то своего времени в день… » А я скажу, от отца достаточно одного доброго участливого продуктивного взгляда на ребенка, выражения искренней радости ему!

Слободчиков: Борис Сергеевич Братусь писал о своих детских впечатлениях: «Папу я почти не видел, нас воспитывала полоска света под дверью кабинета работающего отца. И мама, которая говорила: «Папа работает!» И уважение к старшему, и положение отца, и любовь матери – все здесь выстроено гармонично!

Главное и первое для ребенка в отце - это то, что тот ему всегда рад, это на самом деле дает ребенку право на жизнь.

Щур: А безотцовщина – это и есть неподтвержденность права ребенка быть! Отец должен даже в промахах углядеть хорошую твою черту характера… В моем послевоенном детстве, отстаивая себя, приходилось и драться. Пришли как-то жаловаться на меня, а отец сказал: «Девка в меня - какая сильная!» Я поняла: папа за меня, и потом в жизни никого не боялась! Сначала подтверждение – «ты мой сын, моя дочь», а потом нюансы: так делать не хорошо, или «ты этого себе не позволяй, сынок»!

Современная женщина об этом зачастую забывает, к сожаленью для нее муж – это даже не добытчик, а ее работник.

Неразделимое единство

Храмова: Все смешалось и запуталось в головах, но обычно в паре все-таки кто-то догадывается, в чем заключается истина. Женщине эта возможность дана от природы: с рождением ребенка она вдруг начинает слышать эту правду, или хотя бы искать ее. Ведь для того, чтобы воспитывать ребенка, прежде всего ей нужна хорошая семья, нужны хорошие отношения! Потому что ругающиеся родители, особенно в присутствии детей, – это кошмар, это формирование конформистов, людей беспринципных и без целеполаганий.

Слободчиков: Да, семейный раздор – катастрофа, но для ребенка – это еще и своего рода психологической аборт: не телесно, а духовно калечится человеческая душа: от «выученной беспомощности» в детстве до тотального «малодушия» во взрослой жизни.

Храмова: Ребенок живет в триаде Господь - родители – дитя. Мама и папа для него равноценны и равнозначны, хотя к каждому из них в силу их природы отношение у него разное. Представляете, вдруг «ценность» мамы уничтожает «ценность» папы или наоборот, папа опрокидывает маму – все, это тупик, ничего святого не остается, для ребенка после этого истины на земле нет!

Слободчиков: Вот здесь и скрыт источник сиротства, синдром которого переживают сегодня многие дети при живых родителях. Дети, фактически оказавшиеся после войны сиротами, психологического, духовного сиротства не испытывали! Это я по себе знаю. А сегодня наоборот: юридического сиротства нет, а есть духовная катастрофа сиротства при живых родителях. Обесценивание одного родителя другим имеет более страшные последствия, чем при физической потере родителей! Авторитетов у ребенка нет, он оказывается в полном одиночестве, для него все кругом враги. Гениальный роман знаменитого писателя Ирвинга Стоуна так и называется «Все люди – враги». Вот это и есть психологическое сиротство, когда все люди враги, начиная с родителей, и кончая всеми остальными. Дай Бог, кому-то повезет с бабушкой-дедушкой! Вот Вера Григорьевна придумала очень хорошую методику под названием ЛЕСЕНКА: ребенку предлагается поставить условную фигурку (это он сам) на ту или иную ступеньку, на которую, по его мнению, его поставят мама, папа, бабушка и другие. Спрашивают, а кто бы тебя поставил на самую-самую верхнюю ступенечку, и вдруг неожиданный ответ: «Дядя Вася». Оказывается, это его сосед. Счастье, что он есть, потому что и папа, и мама, как правило, ставят его на нижнии ступеньки: бесконечные замечания, замечания, замечания… А вот сосед дядя Вася, с которым он видится, быть может раз в месяц, приходя в гараж, даст ему гайку подкрутить какую-нибудь, и скажет ему: «Какой ты молодец, какой ты ловкий, как у тебя здорово получается» – восторгается им, поощряет.

От сердца к сердцу

Щур: Очень многое зависит от того, кто с тобою рядом окажется! Это замечание относится к функции бабушек и дедушек! Выдающийся философ Анатолий Сергеевич Арсеньев еще в советское время указывал на то, что есть уникальный путь трансляции нравственности, когда ребенку на пути попадается человек, который и является носителем нравственности. Тогда передача происходит из рук в руки, из души в душу, не только через тексты, образование, а опытно – в живом общения с родными, близкими, значимыми людьми. Это и есть путь трансляции нравственности, которая моментально укореняет нас в этой жизни, и позволяет выстоять в жизненных невзгодах. Потому что я знаю: меня любят, меня кормили, поили, шлепали, но и любили и принимали как единственного на всем белом свете! Такое желание уникальности и неповторимости лежит в природе человека (а ведь перед Богом мы все уникальны и неповторимы)! Вся народная воспитательная культура, если так можно сказать, упакована детско-умилительными подтвердительными прибаутками – их множество великое: «ты мой единственный», «умница–разумница моя», «яхонтовый мой, сахарный внучек» и т.д. По-другому бабушки наши с детьми и не разговаривали, так было в традиционной культуре.

Храмова: Такое воспитание здорового восхищения и умиленности детским, когда ребенка включают в любое дело по его силам, пускай он перенесет с одного места на другое прутик, но за это его похвалят, поддержат, делает ребенка смелым, бесстрашным перед жизнью, компетентным, желающим жить, творить. Жизнелюбие – самый главный результат такого материнского воспитания!

Савельева: А как относиться к плохому в ребенке?

Храмова: Огорчаться, но говорить ему, что он самый хороший, самый послушный, и ребенок будет именно на эти качества настраиваться, будет искать этого послушания.

Сделать главное главным

Щур: Довольно долго ребенок ищет подтверждения тому хорошо ли, правильно ли, что он появился на этот свет. Вообще до пяти лет любое мелкое замечание в свою сторону ребенок переживает: «значит мама меня не любит». Об этом раньше в нашем народе очень хорошо знали, а мы стали об этом забывать! Вот ребенок плачет, а как мать реагирует на его плачь? Раздражительность и недовольство в интонациях матери означает для ребенка: «плохо, что я появился на свет». Ребенок запоминает то, как ты говоришь, а не то, что говоришь. Он и мир воспринимает через маму.

Хочу еще раз обратить внимание на принципиально важную мысль, которую высказала Надежда Григорьевна, относительно духовно выверенной иерархии и взаимной солидарности в семье. Если эти главные скрепы семейного единства деформируются, мы попадаем в ловушку взаимных претензий и раздражений, в ловушку подмен и замещений. На место взаимной любви, заботы, жертвенности приходят лишь знаки их – дорогие вещи, товары ненасытного потребления. Я каждый раз говорю: «В десять лет - айпад, в двадцать – машина, а в тридцать – что Вы ему предложите?»

Храмова: Наркотики….

Щур: Да, и так может случиться…

Сейчас всю заботу о ребенке превратили в подготовку его к жизни, причем готовя к жизни, его лишают реальной жизни – здесь и теперь! Особенно это касается обеспеченных, на первый взгляд состоявшихся, хороших матерей. Они озабочены тем, как максимально предоставить ребенку из того, что есть вокруг. Моя знакомая, казалось бы, здравомыслящая мама, в два годика отдала сыночка в специализированный французский детский сад. Последствия могут оказаться катастрофическими. Тут даже к гадалке не надо ходить. Нарушается логика и закон нормального развития ребенка: дошкольное детство дано ребенку для одного – для игры, он учится понимать, что живет в мире людей, в игре он проигрывает разные роли, осваивает понятия «хорошо» - «плохо», «добро» - «зло», учится оценивать свои поступки с помощью нравственных категорий.

Он должен успеть напитаться этими впечатлениями, только после этого ему станет интересно об этом много чего знать. В норме - лишь к семи годам формируется устойчивая познавательная мотивация. Без этой основы не может быть подлинного образования – как важнейшего дела всей моей жизни!

Слободчиков: Вообще-то можно сформулировать главный педагогический закон, к сожалению, юридически пока не закрепленный: всякая преждевременность – есть растление (не обязательно нравственное, оно может быть и чувственным), а всякая преждевременность – есть инфантилизация, задержка в развитии. Неважно, какими мотивами руководствовались родители, воспитатели, вообще – взрослые в том или ином случае – это преступление. Нельзя, например, мальчику в двенадцать лет заниматься тяжелой атлетикой: он расти не будет, девочки его любить не будут, потому что станет квадратным и маленьким. Вы ему судьбу заложили: пускай и чемпионом стал, а существо - несчастное! И девочке в 13 лет неправильно участвовать в конкурсе красоты, потому что… (далее без комментариев). Поэтому французский садик с 5-ю языками для двухлетнего ребенка – это педагогическое преступление взрослых и беда для этой несчастной семьи.

Девочка: дочь, жена, мать

Савельева: В контексте уже сказанного, как же нужно воспитывать девочку, чтобы она стала идеальной для своих детей и мужа?

Храмова: Современная девочка думает, что она выходит замуж для того, чтобы иметь себе благо, чтобы потреблять. Выходя замуж, она ждет наслаждений! Ко мне за помощью в семейном конфликте обратился молодой офицер. Он мне говорит: “И достаток у нас в семье есть!” А она: “Да! А у нас машина не того класса!” Видите, достаток есть, а ей надо еще и еще – прямо по сказке о рыбаке и рыбке: “хочу быть владычицей морской”! Дело в том, что потребность в материальном никогда не насыщается, это принципиально! В результате страдает душа.

Достижения женского счастья таким образом невозможно, а вот на поприще служения – сколько угодно! Девочкам внушили, что счастье в потреблении!

Щур: Есть еще один психологический закон: если какой-либо орган нашего «психического тела» не действует или в запустении - он отмирает. Беда нашего времени в том, что мы не побуждаем нашу душу трудиться во имя высшего, идеального, ей предлагается обслуживать телесные запросы и угождать им!

Храмова: Особенно часто это встречается в жизни очень обеспеченных людей, погруженных во всенасыщение: они теряют наслаждение жизни, и начинают его искать что называется «на острие». И тогда полностью теряется чувство реальности! Это страшная вещь – ориентация только на богатство! Мало кто учит девочек тому, что женское служение – и есть счастье!

Вера Григорьевна сказала, что счастье без напряжения не бывает, так вот к этому наших девочек нужно подготовить. К тому, что будут трудности, которые нужно терпеливо преодолевать, что это и есть путь возрастания! Она, как Сольвейг, должна быть готовой нести невзгоды, зная, что надо самой сохраняться в своей женскости и в сострадании и жалости, детей растить в уважении к отцу! Жене будет важно научиться не укорять, а восполнять и покрывать любовью все грехи-огрехи своего любимого супруга – мужа и отца.

Источники силы

Савельева: Нас спросят, где набраться таких сил?

Слободчиков: Тертуллиан, кажется, сказал, что всякая душа по природе своей христианка, и может быть в наибольшей степени, это относится к женщине. Именно она, в отличие от мужчины, по природе своей имеет прямой доступ к Господу. Сказано: деторождением она спасаться будет; родящая женщина избрана Богом по природе своей. Она жизнедающая и этим она сродна Господу и близка к Нему, если, конечно, правильно устроена ее жизнь.

Щур: Поэтому она и Ангел – хранитель, и путеводительница, и млекопитательница, и домостроительница – все эти качества она должна в себе обнаружить и понять, что это и есть колоссальный источник ее силы и Радости! В этом ее подлинное творчество и достоинство!

Храмова: Хочется несколько слов сказать о такой важной составляющей идеальной жены и матери – многочадии. Величие женщины в семье, ее достоинство с рождением каждого ребенка в семье умножается, а материнство становится более насыщенным терпением, мудростью и любовью. Причем каждый последующий ребенок умножает материнскую любовь к предыдущим детям, которая перерастает в материнскую мудрость. Главное – выстроить правильные взаимоотношения между детьми.

Савельева: Сколько мы наблюдаем многодетных семей, в которых нет порядка!

Храмова: Это правда. Многие современные женщины считают многодетность удобной формой своего существования. Вот мы и получаем некачественное материнство! Дети не умыты, не причесаны, дом – не убран, все заставлено! Семья и дети – это великий труд по организации жизни каждого и всех!

Качественное многочадство я видела в своей семье, где было семеро детей: все дети учились в музыкальной школе, росли в красоте - мама украшала дом. При этом она печаталась в местной газете, папа очень любил и маму и детей, слушал маму, праздники у нас были. Основанием для праздников являлся только труд! Нас воспитывали в труде, каждого учили радоваться своему труду, мама говорила: «Нет большей радости человеку, чем любоваться плодами дел рук своих!» Это же закон жизни, который знали у нас раньше. Идея расслабления и праздника без преамбулы, без основы – это беда! И еще, все ее дети должны были уметь дружить.

Мама перед смертью сказала: «Я все-таки ни в одном из вас не ошиблась» Как же она должна была вглядываться в ребенка, чтобы увидеть какие у кого были таланты и способности, чтобы знать дозу занятий, трудов и усилий для каждого, кто сколько понесет.

Она старалась, чтобы пустоты в жизни у каждого ее ребенка не было, не было пустого провождения времени.

…. Как-то в школе меня укорили: «А что это у вас так много детей?!» Я со слезами к маме, а она, прошедшая концлагерь, ответила: «Мы с папой вас рожали, чтобы Россия жила!»

Щур: Оказывается, проблема в том, какое у женщины в материнстве и замужестве смысловиденье! Бывает, правда и вынужденное одночадство, но качественное! Надежда Григорьевна говорит об идеале, когда появление нового ребенка обнаруживает в матери неистощимый источник любви.

Конечно, молодая мать бывает далека от идеала, но если она понимает, что должна быть в этом векторе, должна совершенствоваться как личность (а иначе за ней никто не пойдет), все получится! Нельзя забывать, что воспитать личность может только личность: матери нужно самой развиваться, доформировываться!

Женщина должна много размышлять, пристально вглядываться во все происходящее в ее жизни, поверять свои мысли и поступки с идеалом, не считать только себя хозяйкой своего положения, и главное – быть в доверии Богу, а остальное все приложится!

Пожелания

Храмова: Желаю, чтобы всякая мамочка возрадовалась, что она мать, что ей поручено такое интереснейшее дело и счастье одновременно – воспитывать ребенка! Помните, что Женщина на самом деле Божий дар: и мужчине, и жизни, и миру. А мы должны узнать в себе этот дар, без которого нет полноты в жизни! Прислушивайтесь к мудрым советам, и пусть станут они вашими мыслями, вашими поступками! Выдайте свой продукт, свой метод. Наука и традиция могут Вам только подсказать о законах бытия женщины в семье, но исполняются они как искусство, причем очень личное. И желаю радости, ведь если женщина позволяет себе быть унылой и депрессивной, не ищет средств к радости в семье, которая не вдохновляет ее и не утешает – она не есть женщина… как если бы соль была бы несоленой! Мужчины без этого воздуха радости в семье жить не могут, не умеют, поэтому они уходят из нее. Женщине нельзя быть на слезе! На самом деле – это самоподпитывающее действие: как только начинаешь все делать с любовью и радостью, каждый день становится светлым! Будьте сами и воспитывайте своих дочерей хозяйками тональности жизни семьи!

Щур: Разговаривайте с дочками о высоком, не отчаивайтесь, все подлинное – догонит и прорастет! Как говорили мудрые бабушки в старину: влюбится – причешется. Более того, чем более мы верны тому, что говорим и делаем, тем скорее получим обратную связь. Без разумных взрослых молодая девушка не в состоянии простроить идеальных отношений: у нее нет ни опыта, ни житейской мудрости. Донесите до них: семья – это творческая площадка реализации женского предназначения. Она и есть источник той самой мотивация, которая дает силы все успевать! Все делать ради: подметаю – ради того, чтобы в мой дом было приятно войти, готовлю – ради того, чтобы мои любимые сказали: «Как же все вкусно!». Все делать ради - ради Бога и ради нашей общей радости! Пространство семьи – это место раскрытия ваших способностей и талантов, а еще – гарант того, что всегда настоящий мужчина будет стремиться и возвращаться сюда, куда бы он не уходил, где и что бы его не совращало, и если даже его снесет куда-то, он все равно будет возвращаться в эту точку любви, покоя и абсолютного его принятия! Всем желаю восходящей и возвышающей любви!

Слободчиков: дорогие жены и мужи, папы и мамы – в ваших руках драгоценный дар Божий – ваши дети. Господь доверил вам Своих сыновей и дочерей, чтобы вы их пестовали и поставили на крыло, чтобы они вернулись во всем расцвете отпущенных им даров в Отчий Дом. Вы не хозяева их, вы – дарохранители, вы – посредники между горним и дольним, которым много дано и с которых много спросится. В этом Радость и Счастье и Подвиг.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру