Духовное воспитание и проблема онтологической неуверенности

Английский психиатр Р. Ленг ввел понятия онтологически уверенного и онтологически неуверенного в себе человека. К первому типу относятся люди воспринимающие себя как единое целое и познающий мир исходя из себя как точки отсчета. Ко второму типу относятся люди, постоянно неуверенные во всем, которые теряются при попытке принять самостоятельное решение. Такие люди испытывают постоянную потребность в своем «метапрограммировании» со стороны других людей и предрасположены к разного рода зависимостям (наркотической, компьютерной и т.д.), а также легко попадают в секты.

Поэтому духовное воспитание детей должно быть направлено кроме всего прочего на созидание онтологически уверенной личности ребенка.

Одной из самых больших проблем современности является то, что наши дети вместо общения с реальными людьми значительное время проводят за компьютерными играми и телевизором, т.е. в виртуальном мире. Состояние виртуальности характеризуется тем, что ребенок живет в мире равнозначных и иллюзорных ценностей. Убийство, стол, любовь – все это в виртуальном мире равнозначно и обесценено. Опастность заключается в том, что виртуальный мир обесценивает для ребенка и события реального мира. Ребенок не в состоянии ощутить иерар­хию идей и объектов этого мира.

Психиатр А. Данилин, работающий с различного рода зависимостями, писал [1, с. 335] : «... это совершенно иная, абсолютно незнакомая нам пси­хология. Наша постоянная ошибка заключается в том, что если мы пытаемся учить или лечить «виртуального» челове­ка, то исходим из того, что главное — любовь к семье, со­весть или хотя бы стремление сделать карьеру — у него есть.

Но это не так. Он стремится только получать и потреб­лять.

Поломка компьютера у современного подростка вызыва­ет шок, сравнимый разве что с синдромом отмены наркоти­ка».

Однако предрасположенность к уходу в «виртуальный» мир формируется не только за компьютером. А. Данилин писал [1,с. 366], что формирование «виртуального человека» начинается в начальной школе.

«Ведь информация, предъявляемая ребенку современной культурой, имеет свойства равнозначности и избыточнос­ти. Более того, она преимущественно визуальна и несет в себе тенденцию ограничения творческого воображения.

Ребенок, оказывающийся один на один перед невооб­разимым массивом эмоционально равнозначной информа­ции, автоматически испытывает «чувство неуверенности в эффективности своего взаимодействия с реальностью» (Эриксон). Сегодня ребенок школьного возраста оказыва­ется ровно в той же когнитивной ситуации, что и человек, впервые в жизни испытавший на себе действие LSD!»

То есть у ребенка начинает формироваться онтологическая неуверенность в себе. Поэтому главным, о чем должны позаботиться в раннем школьном возрасте родители и школа является вырабатывание ребенком ми­ровоззренческой «точки отсчета», на которой можно было бы выстраивать иерархию жизненных ценностей. Выстраивание этой иерархии происходит под влиянием культуры взрослых, однако глубинно нуждается в трансцендентной надмирной санкции (об этом подробнее мы скажем чуть позднее).

Интересно, что выстраивание такой ценностной иерархии, сделало бы более эффективным весь процесс обучения.

«Недостаток внимания со стороны учеников, на кото­рый нынче жалуются все преподаватели, — пишет Ж. Ли­повецки, — это не что иное, как одна из форм холодного и небрежного отношения ко всем феноменам жизни, сход­ного с реакцией телезрителей, увлеченных всем и ничем, возбужденных и безразличных в одно и то же время, пере­насыщенных информацией, с сознанием выборочным, рас­сеянным, которое является антиподом сознания доброволь­ного или детерминированного».

Другой проблемой, связанной с духовным состоянием дошкольника, по мнению А. Данилина является следующая [1,с. 367]: «... человеческая душа стремится к духовному преображению — открытию в себе трансцендентного измерения. Когнитивный диссонанс приводит к нарастанию неясной тревоги. Несовпадение истинной потребности и предлагаемой культурой изо­бильной и равнозначной информации особенно больно отражается на детях, у которых от «кризиса» к «кризису» нарастает чувство неуверенности в себе (по каким бы ав­торам оно ни понималось).

Родители могут убедиться в существовании этого дис­сонанса, наблюдая не соответствующую возрасту привя­занность ребенка к волшебным сказкам, своим старым книжкам и мультфильмам. Дети чувствуют наличие в них волшебства — трансцендентности, которой их хочет ли­шить культура взрослых».

Глубинная потребность ребенка в трансцендентном, в существовании Высшего Добра, Справедливости – того, от чего можно начать отсчет всей жизни, видна, например, в повальном увлечении наших детей Гарри Потером. Им необходимо для их духовного устроения, чтобы существовала страна, в которой живут всесильные добрые волшебники, которые знают, что с нами происходит и могут вмешаться и помочь, если совершается какое-то зло. Однако несмотря на все достоинства упомянутого произведения, нетрудно убедиться, что оно слишком мелко, чтобы стать фундаментом для построения иерархии духовных ценностей в душе ребенка, в которой он, как мы уже убедились, глубинно нуждается в начальной школе.

Семнадцатилетний педагогический опыт автора свидетельствует, что упомянутые проблемы эффективно решаются на уроках Православной Культуры, которые в настоящее время в различной форме вводятся во многих регионах России.

Православное миросозерцание основано на том, что существует Бог – высшее трансцендентное всесильное Начало, Которое есть Само Добро и Которое бесконечно любит каждого человека. Вера в это как нельзя лучше выстраивает ценностную иерархию в душе ребенка. Необходимость проявлять любовь, доброту, послушание и прочие нравственные качества приобретает характер безусловного императива, которому необходимо следовать. Если взгляды семьи ребенка не позволяют ему принять весть о Боге в своем безусловном варианте, все равно известие о том, что существуют люди, которые в Бога верят, и описание их веры помогут выстраиванию ценностной иерархии в душе ребенка в несравнимо большей степени, чем чтение книги о Гарри Потере. Автор свидетельствует, что дети в начальной школе буквально нуждаются в известии о том, что всесильный Бог их любит, и детские сердечки радостно раскрываются навстречу этой любви.

Последнее, в свою очередь, открывает глубинные возможности для духовно-нравственного воспитания. В начальной школе дети готовы воспринимать духовные сокровища, которые содержатся в самом замечательном произведении человечества – Библии. При этом в первом классе нужно дать самые основные сведения о Боге, о грехопадении, о Евангельской истории, можно для этого использовать, например, серию учебников, написанную в соавторстве прот. Виктором Дорофеевым и О.Л. Янушкявичене или другие аналогичные.

Согласно программе упомянутых авторов в первом классе даются наиболее общие понятия о Боге, о сотворении мира, о грехопадении, о воплощении Иисуса Христа, о возможности спасения через Его жертву. Во втором классе изучаются годичные церковные праздники, что позволяет познакомиться с традициями церковной жизни, свято хранимыми русской культурой. Тем самым ребенку дается возможность ощутить ритм жизни верующего русского человека. В третьем классе можно вести с детьми разговоры о существующих добродетелях, используя ветхозаветные сюжеты. Эти сюжеты красочны, жизненны, связаны один с другим, в них представлен широкий спектр человеческих отношений. На уроках можно использовать детскую Библию. Только постоянно нужно помнить, что мы-то живем в Новозаветное время, и это нужно обговаривать. Например, почему Иаков поступает безнравственно? Этот вопрос дети часто задают. Потому что тогда мир еще не знал Христа. У нас с вами сердце очищено жертвой Христа, мы и видим, что он поступал нечестно, а у Иакова сердце было затемнено первородным грехом, вот он и не видел, что грешит. Стремился к Богу как мог и не понимал, что так поступать нельзя.

В четвертом классе можно уже более подробно изучать Евангелие. В этом возрасте дети уже способны понемногу читать Евангелие сами. Только нужно все отрывки подробно обсуждать.

В начальной школе на уроках желательны поделки, можно, например, делать Ноев ковчег или выстригать ангела. Чтобы понять, зачем нужен свет, можно попробовать походить по классу или писать с закрытыми и открытыми глазами. Можно на тему притч или ветхозаветных сюжетов ставить сценки. Очень помогает тетрадь. К ней на уроках должно быть очень серьезное отношение. Можно, например, сказать, что каждый делает для себя детскую Библию. Мы записываем в тетрадь самые важные вещи из тех, о которых мы говорим. На тему каждого урока – картинки. На праздник – подарок: какая-нибудь раскраска на библейскую тему, она торжественно вклеивается в тетрадь. Дети готовят свои детские Библии для своих будущих детей: нужно ведь будет и им о Боге рассказывать, а как же без картинок?

Очень важно, чтобы дети чувствовали, что педагог ценит урок, что ему важна и радостна встреча с детьми, что он ее ждет.

В старших классах онтологическая уверенность может формироваться как результат духовного самовоспитания, которое можно описать словами «доминанта на другого человека». Старшеклассники с помощью учителя могут отрефлектировать свою онтологическую неуверенность, и направленно начать с ней бороться. А. Данилин свидетельствует об удивительном факте: если человек пытается перенести акцент с собственных потребностей на переживания и потребности других людей, он обретает онтологическую уверенность в себе. Однако процесс выстраивания другодоминантности достаточно сложен. И вновь на помощь может прийти урок Православной Культуры. Основа учения Христа – заповеди: возлюби Бога и другая, равная ей, возлюби ближнего твоего как самого себя. Вторая заповедь является духовной переформулировкой учения физиолога Ухтомского о другодоминантности. Будучи глубоко воспринятой, эта заповедь позволит ученикам старших классов начать нелегкий путь к выстраиванию онтологической уверенности в своей личности.

Литература

1. Данилин А. LSD галюциногены, психоделия и феномен зависимости. – М. 2001.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру