Становление деятельностной активности ребенка

Отечественная психолого-педагогическая наука всегда отмечала значимость развития личности ребенка в дошкольный период. Да и народная традиция всегда относилась к дошкольному детству как к самоценности, в которой происходят уникальные личностные преобразования, играющие важнейшую роль во взрослой жизни. Поэтому содержание учебно-развивающего воспитания детских учреждений способствовало раскрытию в ребенке многих потенциальных способностей, что позволяло в дальнейшем детям из различных слоев общества добиваться успехов в учебно-образовательной и творческой деятельности.

Но за последние десятилетия мы можем наблюдать, что, несмотря на всё большее усложнение содержания занятий в детских садах, успешность дальнейшего обучения и мотивация к нему имеют все большую тенденцию к снижению.

Беда заключается в том, что на период дошкольного детства стали рассматривать лишь как суб/подчиненный возраст, целью которого является «напичкивание» пяти-шестилеток школьными знаниями, якобы обеспечивающие успешность обучения в первом классе. При этом самое главное, – формирование познавательных способностей и желания учиться серьезно блокируются.

На наш взгляд это связано, прежде всего с тем, что формирование новообразований личности ребенка и развитие его психических функций зачастую имеют не прямые, а опосредованные источники. Л.С. Выготский, говоря о законе метаморфозы в детском развитии, подчеркивал, что этапы становления имеют качественные отличия психики, нет прямой направленности, а есть цикличность неравномерность, интенциональность системы смыслового строения сознания.

Противоречивость и не следование закономерностям развития детской психики, порой сводят учебно-воспитательные усилия «на нет». Мы хотим, чтоб наши дети успешнее осваивали школьную программу и поэтому начинаем раннюю «эксплуатацию» интеллектуальной сферы, а это приводит, по выражению современных психологов, к «интеллектуальной утомленности» и «шизоидной интоксикации».

Известно, что в дошкольном возрасте наибольшее значение имеет развитие аффективной, эмоционально-чувственной сферы, формирующей наглядно-образное и образное мышление, способствующего целостности и символичности восприятия окружающей действительности. Детский психолог Катрин Дольто подчеркивает, что стремление к ранней интеллектуализации жизни ребенка ведет к личностной катастрофе, что когнитивное не должно опережать нравственное развитие. Ошибочно считать, что сознание формирует опыт. Осознание и осмысление жизненных переживаний, по утверждению Л.С.Выготского, является основой развития мышления.

Вместе с тем, как-то упускается еще и тот факт, что дошкольный возраст – это очень важный этап в становлении деятельностной активности ребенка, начало его трудового воспитания, когда задается психологический, нравственный вектор жизненной активности личности, определяющий характер его волевых качеств и целеустремленность.

Исследования отечественных психологов, последователей школы нравственной психологии подтверждают тот факт, что в дошкольный период, а именно с 5 лет, природообусловленная активность «ищет» своей нравственной и деятельностной направленности. К этому возрасту уже сложилось образно-целостное мирочувствование (А. Л. Жохов, 1995). Появляется потребность на овладение различными связями с внешним миром, на реализацию себя в этих связях, на восприятие причинно-следственных закономерностей в мире. Интериоризация понятий «хорошо» - «плохо», «добро» - «зло» позволяет ребенку ориентироваться в совокупности ситуаций, оценивать свои поступки с помощью нравственных и волевых категорий.

В этом возрасте естественная активность может быть управлена в один из психологических каналов деятельности, который в последствии будет доминировать над другими. Таких каналов в возрасте от пяти лет открывается четыре: деятельность по способности; деятельность по самообеспечению; деятельность-развлечение; трудовая деятельность. Все эти виды деятельностной активности различаются по нравственной интенции и личностной мотивации.

Деятельность по способности характеризуется переживанием ребенком ощущений «приятности», а её движущей силой (мотивацией) является интерес. Пока ребенку интересно – он что-то делает. Как только интерес заканчивается - ребенок охладевает к действию или делу. Энергетический потенциал интереса невелик, требует всё время новизны и успешности. При неудачах в деятельности интерес у ребенка быстро заканчивается. К преодолению сложностей такой вид деятельностной активности дошкольника не преуготовляет.

Деятельность по самообеспечению - это действия по удовлетворению личных витальных или социальных потребностей, когда мотивация определяется фразой «мне надо», «я хочу». Деятельность по самоублажению определяет эгоистичность ее содержания, когда в своей активности ребенок не учится считаться с потребностями или нуждой другого.

Деятельность-развлечение. В настоящее время это один из самых распространенных вариантов устремленности деятельностной природы ребенка, когда его игры или занятия носят не социально-ролевой, социально-сосредоточенный или социально-познавательный характер, а сопровождаются лишь мышечно-возбужденными ощущениями. Эти телесные ощущения часто настолько захватывают ребенка, что он не может остановиться в каких-либо бессмысленных «дёрганиях», что может способствовать не снятию психического напряжения, а развитию неврозов.

Трудовая деятельность - это всегда отклик на нужду или просьбу другого. Изначально трудовое действие выполняется ребенком из послушания родителям. Нравственный посыл «других ради» является основанием активности в канале трудовой деятельности. Внутреннее состояние душевной открытости ребенка на любовь родителей к нему, рождает внешнюю готовность к трудовому действию. Душевные, психические силы при этом ложатся именно в канал трудовой деятельности. Участие в жизненно-значимом деле, необходимом для всех близких, наращивает энергетический потенциал трудовой деятельностной активности дошкольника. Фразеологической формулой трудовой активности, выражающей ее мотивационную устремленность, является понятие «надо». Надо убрать, надо вынести, надо доделать и т.д. «Надо» - без заискивающего родительского вопрошания: «не хочешь ли?». Потому что родительская любовь знает, что если в детстве не заправить деятельностную активность ребенка в русло совестливого послушания, то не будет он успешен ни в каком виде жизнедеятельности.

Восприятие дошкольного возраста как нравственной колыбели личности, к сожалению утеряно. Самоценность детства как периода становления деятельностной активности мало изучено в современных исследованиях психолого-педагогической науки.

Как часто дошкольный возраст мы воспринимаем преуготовительным периодом к школьному обучению. Но что важнее для первоклассника: умение читать и считать или умение слушать учителя? Знание поэтических текстов или способность выполнять трудные и неинтересные для себя школьные задания? Что формирует успешность в деятельности многознание или трудолюбие? Ответы известны. У наших детей, порой, нет сил выполнить мелкую домашнюю работу, но зато в развлечениях они могут пребывать подолгу. Это и есть следствие управления деятельностьной активности личности ребенка в дошкольном возрасте в канал праздного времяпрепровождения.

В настоящее время, если мы хотим, чтобы подрастающее поколение было социально активным и трудолюбивым, необходимо серьезно взглянуть на проблему формирования деятельностной активности личности ребенка в дошкольном возрасте. Не интеллектуальная сфера личностно значима в детстве, а эмоционально-волевая и духовно-нравственная. На основе последних формируются главные характерологические черты личности взрослого человека.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру