Семейное чтение. Четверо против Вавилона

Правление Навуходоносора было самой яркой страницей истории Нововавилонского царства. Победоносные войны расширили границы империи и обогатили страну, а главный город – Вавилон, стал мировой столицей.

Покоренные государства платили огромные подати, баснословные суммы составляла военная добыча – драгоценные металлы, бесценные украшения дворцов и храмов, предметы роскоши. Огромное количество рабов трудилось от зари до зари над сооружением оградительных стен, каналов, многоэтажных строений и храмов. Царская казна пополнялась за счет налогов, которые платили купцы, ремесленники, банкиры и все люди свободных профессий. Каждый заезжий торговец платил немалую пошлину за вход в городские ворота, за проход судов и лодок по каналам, за пользование мостами.

Вавилон стал крупнейшим центром международной торговли своего времени. Караванами и на кораблях по воде в Вавилон везли лес, руды, экзотические краски, драгоценные металлы и камни. Империя в первую очередь импортировала продукцию сельского хозяйства, шерсть, фрукты. Всему миру было известно мастерство вавилонских ремесленников, которые делали уникальные ювелирные изделия, расшитые золотыми и серебряными нитями ткани, глиняную посуду. Кожаные изделия, изысканная мебель с инкрустациями, ларцы, сундуки, предметы роскоши, сделанные в Вавилоне, были эталоном качества и красоты во многих странах.

Гигантских доходов хватало не только на строительство и украшение городов, но и на содержание сильной армии, в которой кроме местных жителей служили и наемники из других стран. Вооружение армии составляли копья, железные кинжалы, луки, стрелы, и огромные, почти в человеческий рост, щиты. В экипировке солдат были надувные кожаные бурдюки, которые использовались при переправах через реки.

После очередного военного похода в город торжественно въезжали отряды лучников на конях, богато украшенные колесницы, за ними входили пехотинцы с легким и тяжелым вооружением.

Позади всех тянулась бесчисленная вереница закованных в кандалы пленников, которые должны были всю оставшуюся жизнь и силы отдать на то, чтобы Вавилон рос, богател и процветал.

Не только несчастные пленники, измученные изнурительной дорогой в кандалах по необъятным и пустынным равнинам, но и сами воины, входили в Вавилон с изумлением и робостью. И не даром. Вавилон того времени превосходил самое богатое воображение.

На реках Вавилонских

Недалеко от невиданных красот и дворцов шла совсем иная жизнь. Бедняки после тяжелого рабочего дня возвращались в свои утлые домишки по кривым улицам, заваленным мусором. В зимние дожди проходы между домами превращались в непроходимые грязевые болота. Грузчики, землекопы, погонщики скота, водоносы, после дня тяжелой работы, при свете плошек, наполненных маслом, садились за свою нищенскую трапезу. Ячменный хлеб с луком и чесноком, иногда немного сушеной рыбы, дешевое пиво на праздники. После еды они укладывались спать на полу, на плетеных циновках.

Кажется, нет ничего безысходнее жизни этих тружеников, которые родились, живут и умрут в нищете. Но были еще и те, кому еще тяжелее. Это рабы. Пленников из разных стран селили в сельской местности и в городах. За пределами городов рабы трудились в полях и на фермах своих хозяев, получая скудную пищу за тяжелую работу и колодки на ноги – за непокорность и нерасторопность.

В Вавилоне пленников из завоеванных стран расселяли в отдельные кварталы. Они работали не только на тяжелых полевых работах, но и на рытье бесконечных каналов и многочисленных стройках оборонительных сооружений, дворцов и храмов. Их положение было похоже на жизнь предков евреев в египетском плену, и отличалось только тем, что за ними сохранялась относительная свобода внутренней жизни.

В этом вопросе Вавилон относился к своим пленникам довольно лояльно, им позволялось устраивать свою жизнь по законам родной страны, избирать старейшин, праздновать свои праздники. Иудеи, которых пригнали из разоренной Навуходоносором страны, постепенно обживались в изгнании, им позволялось строить себе дома и разводить виноградники.

Однако, в их сердцах жила память о родине и мечты о свободе. Закончив дневные труды, пленники плакали, молились и пели о родной земле. Вспоминая родную землю и ее поруганные святыни, иудеи еще больше укреплялись в своей вере, собирались на совместные молитвы, слушали пламенные слова пророков о судьбе избранного Богом народа и песни левитов.

На реках Вавилонских —
там сидели мы и плакали,
вспоминая о Сионе…
… Если я забуду тебя, Иерусалим,
Да забудет моя правая рука
искусство свое.
Дa прильнет язык мой к гортани,
если не вспомню тебя,
если не поставлю Иерусалим
выше веселия моего

Псалом 137.

Халдейская мудрость

Навуходоносор был не только воином, но еще политиком и дипломатом. Завоевывая очередную страну, он думал о том, как наилучшим образом сохранять в ней свое влияние в будущем. В Иудее для этой цели по его приказу были отобраны самые знатные, красивые и талантливые юноши. Среди детей, которые должны были жить при дворе, был отрок Даниил и три его друга - Азария, Анания и Мисаил. Дети происходили из самых знатных семей, а Даниил был царского рода. Лучшие учителя Вавилона обучали их «книгам и языку халдейскому», еду им приносили с царского стола.

Всем отрокам дали новые имена, и сделали все для того, чтобы, повзрослев, они стали верными и преданными слугами империи. Однако, дети изо всех сил сопротивлялись языческой вере, выполняли заветы истинного Бога, и ели только хлеб и овощи, чтобы не вкусить пищу, запрещенную законом Моисея. Благочестивые отроки весьма преуспели в учебе, на испытаниях показали себя лучше всех других учеников, и были награждены высокими должностями при царском дворе.

Вавилон в то время считался крупнейшим центром просвещения. Прославленная «мудрость халдейская» большей частью опиралась на астрологию, которая была самой уважаемой наукой. С помощью изучения движения светил, астрологи стремились предсказывать войны, неурожаи, голод и природные катаклизмы. На небесах старались они прочесть и человеческие судьбы, особенно, судьбы правителей и сильных мира сего.

На крышах самых высоких зданий и храмов, располагались обсерватории, в которых велись постоянные наблюдения за всеми изменениями на небосклоне. Астрологи, или волхвы, действительно многое знали о звездном небе, и накопили знания, которые впоследствии были частично использованы астрономией.

Слово «планета» имело в Вавилоне и второе значение – «переводчица». Именно она разъясняла, «переводила» ученым волю богов. Вавилонские жрецы были основателями греческих астрологических школ, а древний мир словом «халдей» называл исключительно знатоков астрологической науки.

Вавилонская премудрость давалась иудейским юношам легко, при этом они сохраняли веру в Единого Бога, который направлял их и руководил их жизнью. Особенных успехов добился благочестивый отрок Даниил, который умел, также как когда-то Иосиф, прекрасно разъяснять смысл сновидений. Подобно Иосифу и Моисею, которые познали «всю мудрость египетскую», Даниил стал признанным вавилонским мудрецом.

Колосс на глиняных ногах

Вавилоняне придавали огромное значение снам, по их представлениям, именно в сновидениях боги говорили с ними, предостерегали, наставляли и поощряли. Навуходоносор всегда рассказывал толкователям сновидений о том, что он видел во сне. Однажды он проснулся в страшном беспокойстве, ему показалось, что тревожный сон, который он видел, открывает тайну будущего империи. Сон был непонятным и пугающим, а, главное, царь не мог припомнить его во всех подробностях. Утром он призвал гадателей и толкователей снов, и приказал им разъяснить смысл того, что он видел.

Мудрецы были в полной растерянности, как же истолковать сон, если им неизвестно, о чем он был. Но царь настаивал, и требовал, чтобы знатоки мудрости показали свою ученость, и без его рассказа растолковали смысл тревожного и загадочного ночного видения. Астрологи в отчаянии только беспомощно разводили руками и говорили ответ: «Нет на земле человека, который мог бы напомнить царю его сон». Быстрый на расправу, Навуходоносор хотел казнить оплошавших мудрецов, но странный сон смог объяснить Даниил.

Ночью он усердно молится Богу, который открыл ему смысл царского сновидения. Утром Даниил рассказал царю о том, что говорили ему во сне его боги.

Навуходоносор во сне увидел исполинского истукана устрашающего вида. У истукана голова была сделана из чистого золота, грудь и руки были серебряными, чрево и бедра из меди, голени из железа, а ступни наполовину были сделаны из железа, а на половину из глины. Сорвавшаяся сама собой огромная каменная глыба ударила истукана по ногам, и он рассыпался в прах. Каменная гора все увеличивалась, пока не закрыла собой всю землю.

Сон же этот, говорил Даниил, означает следующее. В истукане ты увидел четыре монархии мира, которые одна за другой сменят друг друга, а венчавшая истукана золотая голова символизирует твое нынешнее царство. После четырех империй придет царство, которое «не разрушится в веках». Царь был поражен не только тем, что услышал, но и тем, что Даниил так подробно рассказал его сон. В награду он назначил Даниила начальником над всеми вавилонскими мудрецами, а его друзей сделал правителями страны Вавилонской.

Все предсказанное Даниилом исполнилось в точности. Вслед за Вавилонским царством следовали еще три великих царства – мидийско-персидское, македонское, и римское. Все эти империи владели Иудеей, в которой во время римского владычества миру явился Спаситель, основавший вечное царство – Святую Церковь.

Золотой истукан и первый урок гордыне

Но милость жестоких властителей так же коротка, как и их благодарность, и вскоре произошли события, которые стали жестоким испытанием для Даниила и его друзей.

Навуходоносор был успокоен словами Даниила, и еще больше, чем прежде, возгордился своим величием. Он решил воздвигнуть гигантского золотого истукана, который должен был стать памятником его могуществу и славе. Золотой идол был отлит и установлен на поле Деир неподалеку от столицы. Открытие памятника было задумано как огромный праздник и очередной имперский триумф Навуходоносора, царя, правящего всеми народами.

В день праздника на поле должны были собраться все вельможи и знатные люди, которым было объявлено, что при первых звуках труб, свирелей и других музыкальных инструментов, все должны пасть на землю и поклониться истукану. Не поклонившиеся будут брошены в огненную печь.

Вместе со знатью на поле находились и три иудейских друга Даниила – Анания, Азария и Мисаил. В тот момент, когда все упали на землю в благоговении и страхе, только они трое остались стоять перед идолом, даже не склонив головы. Слуги царя и завистники тут же схватили отроков, а царь в гневе приказал растопить печь всемеро сильнее, чем обычно. Пламя было настолько сильным, что даже воины, которые бросали отроков в печь, упали замертво.

Навуходоносор, сидящий на высоком троне напротив печи, неожиданно для себя услышал пение, которое доносилось из пылающей адским пламенем печи. Целые и невредимые отроки молились, и пламя не опаляло их, а рядом с ними появился ангел, защитивший их от огня.

Потрясенный царь воскликнул : «Выйдите и подойдите ко мне!» Когда отроки предстали перед ним, он увидел, что ни одежда, ни волосы их даже не опалены. Потрясенный он воскликнул: «Благословен Бог ваш, Который послал Ангела Своего и избавил рабов своих, надеющихся на Него». Под страхом смерти запретил царь хулить имя этого сильного Бога.

С легкостью и бездумностью капризного ребенка, Навуходоносор играл жизнью и смертью людей и народов. Уверенный в собственной правоте и непоколебимом могуществе своей силы, он считал себя избранником судьбы. Царь видел себя достойным членом пантеона языческих богов, которые неподвластны истинным ни человеческим, ни божественным законам. Однако, приближался час, когда слава и сила Навуходоносора обратилась в прах, а сам он стал не просто ничтожнейшим из людей, но и был лишен звания человека.

За первым предзнаменованием последовало второе, когда же царь его не устрашился, он понес страшное наказание – на семь времен был обращен в животное, пока не смирил свою гордыню.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру