Семейное чтение. Сказания о волхвах

Солнце еще не начало вставать над Иудейской пустыней, а торговый караван уже давно пришел в движение. Слуги и проводники сворачивали шатры из козьих шкур, носильщики кричали и нагружали поклажу на верблюдов и ослов, которые в ответ нетерпеливо и гневно ревели. Они шли к Иерусалиму, по каменной пустыне, по горам, ущельям и пересохшим в незапамятные времена руслам рек. Многие километры вместе с караваном, рискуя быть добычей разбойников и диких зверей, шли три странника с Востока. Это были волхвы, мудрецы и маги, которые несли бесценные дары – золото, миро и ладан, чтобы положить их к ногам родившегося Сына Божия.

По загадочному промыслу именно эти чужестранцы получили откровение о том, что Мессия, которого так давно ждал мир, должен родиться в Иудее. Волшебная звезда вела их из далекой страны, и должна была указать место, где искать удивительного младенца. Но перед входом в столицу звезда исчезла с горизонта, и путники решили разузнать о нем у нынешнего царя, который, возможно, был связан родством со Спасителем.

В то время Иудеей правил жестокий тиран Ирод, который больше всего на свете боялся лишиться власти. Одного только подозрения в том, что на его трон посягают, было достаточно для самой жестокой расправы. Ирод убил трех своих сыновей и родного брата, наводнил страну осведомителями и управлял с помощью подкупов, интриг и убийств.

И к этому человеку с вопросом о том, где родился Царь Иудейский, обратились, по неведению, волхвы. Ирод, изобразив доброжелательный интерес, попросил волхвов на обратном пути сообщить ему, где появился чудесный младенец, замыслив убить его. Он призвал ученых, чтобы они разъяснили смысл древних пророчеств о месте рождения Спасителя. Мудрецы сообщили Ироду и волхвам, что Сын Божий родится в Вифлееме.

Две тысячи лет назад Вифлеем был маленьким, ничем не примечательным городком, в котором в год рождалось всего 10-15 мальчиков. Но отсюда происходил царь Давид, и именно здесь появился на свет ребенок, приход которого предсказывали великие пророки. Таинственные странники с Востока нашли Младенца Иисуса с матерью, поклонились, и поднесли свои дары. Золото они принесли как подать Царю, ладан, как Богу, потому что он употреблялся при богослужении, а миро – как человеку, которому предстоит смерть, а тела умерших принято было натирать благовонными маслами.

Поклонившись и отдав дары, волхвы хотели вернуться на обратно в Иерусалим. Но во сне им явился ангел, который повелел отправляться домой другим путем. Они пошли назад другой дорогой, а Ирод, не дождавшись известий о младенцах, в приступе безумной ярости и страха учинил ужасное – приказал истребить всех младенцев до двух лет. Но младенец Иисус был спасен, Господь оберегал Святое семейство и через ангела Святой Иосиф получил откровение о том, что ему с семьей нужно скрыться в Египте.

Тайные знания древних мудрецов

Рассказ о волхвах таит множество загадок. Кем они были, откуда пришли, почему именно им открылась величайшая тайна христианства? Волхвами в древнем мире называли мудрецов, прорицателей и астрологов. У славян с течением времени это слово приобрело негативный оттенок, так называли колдунов, чернокнижников, служителей зла.

Но во времена Ассиро-Вавилонского царства это были весьма уважаемые люди. Они были целителями, предсказателями, исполнителями священных обрядов. Волхвы занимали почетные места советников при царях, потому что умели толковать сны, в которых, как считалось, боги давали людям советы, составляли гороскопы, предсказывали судьбу. Греческий историк Геродот считал, что они были особой кастой священнослужителей, как левиты у иудеев.

Вопрос о числе волхвов также толкуется по-разному. В древнейших источниках их то два, то четыре, то двенадцать, то три. Но, независимо от того, скольких волхвов называют участниками поклонения, христианская традиция знает, что после своего великого паломничества они сами уверовали в Христа и стали проповедниками христианства.

Все-таки считается, что волхвов по числу даров было трое. Мельхиор, старец с длинными волосами и бородой, принес золото Царю и Владыке. Каспар, молодой и румяный, принес ладан как Богу, а Бальтазар, смуглый лицом, принес смертному Сыну Человеческому миро.

В некоторых апокрифических источниках рассказывается о неком «испытании» волхвов. Чтобы понять, кто перед ними, волхвы, якобы протянули ребенку сразу все дары. Он, не колеблясь, взял сразу все три, поскольку имел все три ипостаси, которые символизировали дары – был одновременно, Богом, Царем и Человеком.

По легенде царица Елена по прошествии времена нашла тела старцев, которые были торжественно перенесены в Константинополь. Затем следы мощей теряются, но через века забвения находятся и переносятся в Кельнский собор. Там они покоятся и по сей день, в уникальном храме, на вершине которого вместо креста Вифлеемская звезда.

На западе есть отдельные дни почитания каждого из волхвов, а также общий «Праздник трех царей». Он отмечается 6 января и сопровождается особыми красочными карнавалами и представлениями, в этот день жгут костры и готовят специальное угощение. В православном календаре нет отдельных дней почитания волхвов.

Шли ли волхвы по следам царицы савской?

На этот вопрос толкователи Евангелия отвечали по-разному. Некоторые считали родиной волхвов страну Сава, и находили много указаний, что они родом оттуда. А как красиво это связывалось с легендой о приезде царицы Савской к царю Соломону! За 9 веков до рождения Иисуса правительница страны Сава прибыла к царю Соломону с дарами, чтобы поклониться его мудрости. А в начале эры христианства из этих же земель прибыли волхвы положить свои дары к ногам воплотившейся Божественной мудрости.

Но, увы, страна Сава находится к югу от Иудеи, а все пророчества говорили, что волхвы придут с востока. Большинство толкователей Евангелия считают, что родиной волхвов была Персия. Эта страна многие сотни лет была тесно связана с Иудеей. Веками их народы жили рядом, имели общую историю, тесную торговлю и говорили на одном языке, том же, на котором говорил Иисус – арамейском.

Древнейшие изображения волхвов, найденные в римских катакомбах, были сделаны 1700 лет назад. Волхвы изображены в традиционных одеждах персов – штаны, накидки и остроконечные шапки. В Иране и Ираке, которые очень далеки от христианства, по сей день передаются легенды о волхвах, и в каждый город имеет свою версию этой истории.

Откуда персы узнали главную тайну христианства

Ответ на этот вопрос впрямую не дается. Известно только, что волхвы, звездочеты и астрологи, по движению звезд узнали о скором рождении великого Царя. Астрология была наукой своего времени, именно по звездам астрологи изучали природу. Тайну рождения Сына Божьего они получили не непосредственно от звезд, а от Бога, который с помощью знакомой им астрологии открыл им великую тайну.

Весь Древний Восток два тысячелетия назад жил ожиданием великих перемен, и появления Мессии, обещанного иудейскими пророками. Как это ни удивительно, но и персы -последователи учения Заратустры, тоже пребывали в этом ожидании. Основатель их веры, Заратустра, предсказывал, что появление новой звезды предвосхитит рождение великого Спасителя человечества. Зороастризм имеет точки соприкосновения, как с иудаизмом, так и с христианством. Прежде всего, это монотеистическая религия, с верой в единого бога, это ожидание Спасителя, стремление к совершенствованию мира, представление о воскрешении, и жизни после смерти.

Носителем доброй энергии зороастрийцы считали свет и огонь, их называли огнепоклонниками, потому что в их священнодействиях огонь занимал центральное место. Антагонистом света и добра был для них носитель тьмы.

Если представить, что волхвы были служителями культа огнепоклонников, понятно, что они были готовы воспринять в понятной для себя форме весть о скором рождении Спасителя. Ее они увидели в составленных гороскопах, которые определяли не только судьбы людей, но и стран, и даже всего мира.

Говоря о волшебной звезде, которая открыла тайну рождения Христа и указывала путь волхвам, возможно, следует разделить реальное знамение небес и появление путеводной звезды, которая двигалась вопреки всем законам и явно не имела астрономического происхождения.

Отреченные книги язычников

Тайные знания и предзнаменования прихода Христа волновали умы многих поколений людей. Об этом учителя церкви писали сложные трактаты, а простые люди рассказывали удивительные легенды. У славянских народов было очень популярно «Сказание Афродитиана Персиянина», которое возникло в Малой Азии и в течение веков передавалось из уст в уста.

В переводе на русский язык известно 50 списков «Сказания». Вначале его переписывали наряду с творениями отцов церкви. Примерно в 15 веке оно попало в список отреченных книг. Его еще не запрещали, но уже не рекомендовали для церковного обихода. Но после «Обличительного слова» Максима Грека в 16 веке «Сказание» изымается из церковного употребления.

История прихода волхвов начинается с того, что в тексте прямо говорится - о Христе мир узнал от персов. Однажды в кумирнице (комнате при храме, где были установлены золотые и серебряные статуи богов), произошло чудо. Вначале жрец, а затем и сам царь, увидели, как изваяния ожили, начали играть на гуслях, петь и радоваться. Голос с небес возвестил о том, что верховная богиня - Гера, зачала ребенка от самого Солнца. Крыша святилища разомкнулась, и над богиней загорелась звезда, а на голову опустился изумительной красоты венец с рубинами и изумрудами. Ликованию в святилище не было предела, ожили и запели все золотые и серебряные звери и птицы.

Царь испугался и призвал своих ученых, чтобы они разъяснили ему смысл произошедшего чуда. Из достаточно туманных предсказаний ученые поняли, что это было знамение нового времени, и прихода нового царя, который родится в Иудее. Не медля, царь отправил волхвов поклониться Божественному младенцу и принести ему дары. Вела волхвов удивительная небесная звезда.

Когда же волхвы вернулись, их рассказ о путешествии был записан на золотой доске. В нем говорится о том, как были удивлены иудеи их приходом, и как персидские жрецы обвинили иудеев в потере веры и терпения, и восхвалили мудрость персидских богов. Придя в Вифлеем, волхвы нашли Богородицу и Младенца, предварительно задав Богоматери целый ряд вопросов, ответы на которые убедили их, что перед ними Те, кого они ищут.

Уверовав, что перед ними Богородица, они воскликнули: «О мать матерям, все боги персидские прославили тебя! Велико твое прославление, ибо ты стала выше всех славных!"» По персидскому сказанию младенцу Христу было в то время два года, и волхвы нарисовали Его портрет с матерью, который бережно доставили на родину.

Конечно, «Сказание» абсолютно эклектично и богословы обнаружили множество моментов, в которые противоречат Новозаветной истории. Известно, однако, что ранние христиане активно использовали образы языческих божеств для прославления христианства. Учитывая время возникновения «Сказания», в нем можно обнаружить следы пусть еще не устоявшихся, полу-языческих, но приближающихся к христианству представлений.

Жрец Афродитиан, от лица которого ведется повествование, полон искренней и наивной веры. Именно с такой верой отправились в долгий и опасный путь самые первые в истории паломники, по следам которых в Вифлеем идут сотни тысяч людей со всего мира. О них апостол Павел сказал: «От одной крови Он произвел весь человеческий род для обитания по всему лицу земли, назначив времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога...»

Волхвы стали символом языческого мира, который искал истину, и в образе трех странников стали изображаться не только представители трех возрастов человека: Балтазар – юноша, Мельхиор – зрелый мужчина, Каспар – старик. Они стали символом всего христианского мира, со временем Балтазара стали представлять мавром (Африка), Мельхиора – белолицым (Европа), а Каспара с восточными чертами лица (Азия).

Бесспорно, искать реальные черты в облике волхвов не следует. Не важно, как именно они выглядели, главное то, что их устремленность к истине помогла им уйти от фальшивых богов и обрести огромный мир добра и света, который пришел со Спасителем.



© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру