Работы лауреатов V Всероссийского Конкурса по краеведению. Взгляд через века: история Вознесенской Давидовой пустыни в зеркале исторических источников XIX–XX веков

Введение

У каждого человека есть своя малая родина - место, где он родился, где знаком каждый уголок, где каждый поворот открывает неоднократно хоженые тропинки, такие знакомые и прекрасные места. Для меня таким родным местом является монастырь Вознесенская Давидова пустынь.

Второй год идет работа над изучением истории обители, которая в 2015 году будет отмечать 500-летний юбилей. Первым этапом стало изучение ранней истории обители и реконструкция монашеского уклада Вознесенской Давидовой пустыни в XVI-XVII вв. На втором этапе была поставлена новая задача - систематизировать информацию об истории монастыря Вознесенская Давидова пустынь. В преддверии юбилея монастырь обновил официальный сайт, на котором отдельная страница рассказывает об истории обители. Но создатели сайта прослеживают историю монастыря только до середины XVII века. По запросу «Вознесенская Давидова пустынь» в разных поисковых системах появляется огромное количество ссылок, повествующих о судьбе монастыря. Обитель неоднократно переиздавала брошюру, в которой описана многолетняя и трудная история пустыни. Указанные источники фактически дублируют друг друга: определенные факты подробно рассматриваются в каждом из них, а пустоты, «лакуны» невозможно заполнить, даже объединяя информацию, представленную во всех источниках. Самое главное, большинство бумажных и интернет - страниц не содержат ссылок на первоисточник происхождения информации об обители.

Только в брошюре «Вознесенская Давидова пустынь», издания 2003 года, указан этот первоисточник. Опорой для создания картины истории обители стали две книги, лучше сказать очерка, вышедшие на рубеже XIX-XX вв. Это книга И.Ф. Токмакова «Историко – археологическое описание Вознесенской Давидовой пустыни» (1892 года издания) и «Вознесенская Давидова пустынь, Серпуховского уезда Московской губернии. Краткий исторический очерк с рисунками», изданный к 400-летию существования монастыря. И тогда была определена цель исследования.

Цель нашего исследования: систематизация информации об истории монастыря Вознесенская Давидова пустынь на основе исторических источников рубежа XIX-XX вв.

Задачи:

1. Выявить основные тенденции в развитии обители в период XV-XIX вв.

2. Определить причины выделенных особенностей в развитии монастыря.

Методы исследования:

1. Анализа, с помощью которого была разработана схема изучения исторических источников. Источники анализировались параллельно и независимо друг от друга.

2. Сравнения - сопоставление и выявление общего и различий в материалах, изложенных в источниках.

3. Синтеза - соединение информацию двух источников, с целью получить более полную и достоверную картину истории обители.

4. Статистический, положенный в основу создания диаграмм.

5. Электронных технологий - создание презентации для представления исследования.

Основная часть

1. Обзор источников

Первым источником исследования стала книга Ивана Фёдоровича Токмакова «Историко – археологическое описание Вознесенской Давидовой пустыни». Интересной является не только книга, но и сама жизнь Токмакова Ивана Федоровича, писателя-археолога, краеведа, библиографа, который происходил из семьи потомственных дворян. Всю жизнь он проработал в библиотеке архива Министерства иностранных дел, но этим его деятельность не исчерпывалась. Более трех десятилетий на основе архивных материалов и личных наблюдений занимался Иван Федорович составлением историко-статистических описаний различных мест необъятной России. Токмаков был "профессиональным любителем краеведения". В 1903 году Токмаков писал о себе: "Занимаюсь в течение двадцати девяти лет /с 1874г./ составлением историко-статистических описаний: городов, сёл, монастырей и церквей в России, издал за означенный трудовой период жизни 128 описаний. Из них 58 книг и брошюр историко-статистического, археологического, библиографического характера" [1].

Историк - краевед выпускал по одной - две книги в год. Стоили они недорого, "чтобы дать возможность приобрести эти издания и небогатым людям", как говорил сам Иван Федорович. К нему постоянно обращались москвичи и иногородние за различными историческими, правовыми, техническими и сельскохозяйственными сведениями. Всех желающих историк принимал по адресу: "Москва, за Зыковым, у Академического вала, близ Депо Виндавской ж. д., дом Анны Андреевны Ярцевой; прием ежедневно до 12 1/2 часов утра и от 3 до 8 1/2 часов вечера, а по субботам и праздничным дням от 12 часов дня до 8 часов вечера". [2]

Об авторитете И. Ф. Токмакова среди его современников говорят звания ученого. «Иван Федорович был действительным членом обществ - русского географического, любителей естествознания, антропологии и этнографии, любителей духовного просвещения, комиссии по устройству в Москве публичных народных чтений, членом комитета шелководства при Московском обществе сельского хозяйства, ученых архивных комиссий ряда российских губерний, членом-корреспондентом Московского археологического общества, корреспондентом археологической комиссии министерства Народного просвещения, почетным членом нескольких губернских статистических комитетов»[3].

Благодаря трудам историка, архивиста, истинного патриота, до нас дошли интересные факты о прошлом различных населённых пунктов России. Традиционно описание содержало несколько частей: историческую, археологическую, статистическую. Историческая часть включала сведения о географическом положении описываемого города или села, данные об основании, его прошлых и нынешних владельцах, знаменитостях, уроженцах и т.д. Археологическая часть содержала описание церквей. Во времена Токмакова под археологией понимали науку "о древностях вообще". Последняя часть рассказывала о современной жизни города или села. В своей работе И.Ф.Токмаков активно использовал труды профессиональных историков или любителей-краеведов, писавших до него.

Книга И.Ф.Токмакова «Историко-археологическое описание Вознесенской Давидовой пустыни» опубликована в 1892 году. Помимо основного очерка, в книге есть вторая часть. Она посвящена «Часовне Всемилостивого Спаса, что у Москворецкого моста в Москве, приписанная к Вознесенской Давидовой пустыни». Книга содержит и приложения, которые автор называет «Дополнения к тексту, комментарии к примечаниям и приложениям».

Для написания исследования, Токмаков использовал несколько исторических источников. В «Дополнениях к тексту, комментариях к примечаниям и приложениях» историк публикует «Грамоту с печатью красного воску Царя Михаила Федоровича 1625 года апреля 1 дня Игумену Антонию с братиею о возобновлении прав на владение вотчинами и прочими угодьями, в грамоте Царя Иоанна Васильевича значащихся, которая в Королевичеве приходе, когда литовцы и черкесы в монастыре стояли была затеряна. Подлинная». Также в приложении краевед приводит выдержки из писцовых книг Московского уезда, отрывки из описи пустыни XVIII века, материалы из Синодального казенного приказа. Из исторической литературы в подстрочных комментариях чаще всего называются «Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. Составленные из достоверных источников П.Строевым», «История Серпухова в связи с Серпуховским княжеством и вообще с Отечественной историей. Сочинение П.Симсон» и некоторые другие. Один раз историк ссылается на «Исторические материалы о церквах и селах XVII-XVIII столетия. Перемышльская и Хатунская десятины. Сообщенные В. и Г.И.Холмогоровыми, напечатанные в Чтении Общества Истории и Древностей Российских в 1889г.».

Особенно важно, что при создании книги Токмаков пользовался устными преданиями, сохранившимися в обители. На странице 3 автор пишет:

· «Иеромонах Никон, живущий в пустыни более сорока лет, сообщил нам, что слышал от стариков о крестике, повещенном на венце гробницы преподобного каким-то знатным лицом, в воспоминании исцеления, но крестика уже не застал»;

· «Не будет излишним поместить из устных сказаний старца иеросхимонаха Иоанна, живущего в обители более сорока лет, о следующих явлениях и исцелениях преподобным отцом нашим священноигуменом Давидом, о коих иеросхимонах Иоанна, будучи чередным иеромонахом, слышал от самих исцелившихся».

На странице 5 читаем: «И еще много слышал за свою жизнь в пустыни иеросхимонах Иоанн в бывших от преподобного отца нашего Давида исцелениях, но за давностью времени уже вспомнить не может». Таким образом, можно утверждать, что историк-краевед приезжал в обитель, общался с живущими здесь монахами, и использовал их воспоминания для рассказа о чудесах преподобного Давида.

Весь материал в книге Токмакова изложен единым текстом. Однако по смыслу в книге можно выделить три части:

· история основания обители, в которую входят краткий рассказ о Пафнутьев – Боровском монастыре, история жизни преподобного Давида Вознесенского, описание чудес, произошедших от обращения к молитвенному заступничеству преподобного (с.1-8);

· история развития монастыря при настоятелях XVI-XIX вв. (с. 8-28);

· современное автору состояние обители (с. 29-35).

Обычно И. Ф. Токмаков брался за сбор материалов и издание книги по заказу какого-либо чиновника, настоятеля церкви или монастыря. В его книге, посвященной Давидовой пустыни, последним упоминается архимандрит Иоанникий. Источники называют годы настоятельства архимандрита- 1884-1892 (по второму источнику- 1893). Учитывая, что историк останавливается на описании событий 1891 года, можно утверждать, что заказ на написание книги об обители Токмаков получает от архимандрита Иоанникия. Денег за написание и издание книги автор не получил. Об этом говорит надпись на титульном листе: «Издание в пользу Святой Обители».

Второй источник не имеет автора. Название источника «Вознесенская Давидова пустынь, Серпуховского уезда Московской губернии. Краткий исторический очерк с рисунками». В Очерке выделены 9 глав:

· местоположение;

· основание пустыни;

· состояние Давидовой пустыни от блаженной кончины ея основателя до введения общежития в конце XVIII века;

· введение общежития;

· святые храмы Давидовой пустыни до XIX века;

· состояние Давидовой пустыни в XIX веке;

· состояние Давидовой пустыни в настоящее время;

· посещение обители архипастырями;

· список настоятелей.

Для написания Очерка автор использовал различные источники. В приложении к книге опубликованы копия «Грамоты царя Михаила Федоровича 1625 года» и «Указ Святейшего Синода о возведении Давидовой пустыни на степень второклассного монастыря и о разрешении церковного торжества по случаю её 400-летия - от 10 июня 1915 года за №7892». В подстрочных комментариях автор чаще всего ссылается на Писцовые книги XVI века, описи документов и дел Архива Священного Синода, Архива Московской Духовной Консистории. Из исторических исследований чаще всего упоминаются «Исторические материалы» В. и Г.Холмогоровых. В трех случаях автор упоминает книгу И.Ф.Токмакова.

С уверенность можно утверждать, что Очерк написан по благословению архимандрита Валентина. Годы его настоятельства – 1893-1916. Именно архимандриту Валентину пришлось готовить обитель к знаменательному юбилею – 400-летию обители. Для этого были необходимы и исторические исследования, показывающие долгий и трудный путь обители к подъему и расцвету начала XX века.

При рассмотрении деятельности различных настоятелей обители оба автора придерживаются единой схемы, которая была использована и для настоящего исследования.

Схема изучения деятельности настоятелей обители:

1. имя настоятеля;

2. годы настоятельства;

3. сан настоятеля;

4. вехи жизненного пути настоятеля;

5. особенность положения обители при данном настоятеле;

6. количество братии;

7. монастырские вотчины.

2. Обзор литературы

В основу исследования был положен анализ двух исторических источников. Иная литература привлекалась для уточнения или проверки полученной информации. С этой целью были изучены материалы официального сайта обители- http://www.davidova-pustyn.ru, а также брошюры, выпускаемые обителью. На основе статьи В. Степанова «Историк, просветитель, патриот», расположенной на сайте http://moscow.clow.ru была составлена характеристика историка - краеведа И.Ф.Токмакова. Книга митрополита Санкт- Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) помогла увидеть особенный взгляд православных историков на отношения церкви и русского государства. Книга состоит из двух самостоятельных частей «Самодержавие духа» и «Русь соборная», представляющих православную концепцию русской истории, русской судьбы, мессианской роли православия. В монографии В. Фёдорова «Русская Православная церковь и государство. Синодальный период. 1700-1917» рассказано о конфессиональной политике государства от Петра I до Николая II и проводимых реформах. Освещены вопросы управления церковью, её миссионерской деятельности, духовного образования и цензуры.

3. Особенности развития Вознесенской Давидовой пустыни в XV-XIX вв.

На протяжении всей своей истории наш монастырь был мужским. Он не изменял своего названия - пустынь, которое было дано основателем обители преподобным Давидом. Пустынь – это особый тип монастыря. Пустынь располагалась на отшибе, вдалеке от населенных пунктов, часто в лесах или на берегах рек. Токмаков И.Ф. завершает свое исследование пожеланием (для удобства молящихся) устроить узкоколейную железную дорогу, которая связала бы обитель с ближайшими железнодорожными станциями Шарапова Охота или Лопасня. Значит, обитель и в конце XIX века была мало доступна для паломников [4].

Историю Вознесенской Давидовой пустыни можно разделить на несколько этапов по разным основаниям.

По степени самостоятельности обители выделяются два этапа развития:

· период самостоятельности, когда обитель напрямую подчинялась Московской епархии- 1515-1615, 1667-1709, 1727-1915. Период самостоятельности продолжался 330 лет, что составляет 83% из четырехвековой истории обители;

· период, когда монастырь был приписан к другим монастырям. Этот период продолжался 70 лет (17% всей истории)- 1615-1667, 1709-1727 гг. В источниках не указывается, к каким монастырям была приписана Давидова пустынь с 1615 по 1656 годы. В период с 1656 по 1667 год обитель относилась к великому творению патриарха Никона – Воскресенскому монастырю. Обитель создавалась на месте, о котором патриарх сказал: «Во истину благоволи Бог исперва место сие предуготовать на создание монастыря; понеже прекрасно, подобно Иерусалиму». Потому монастырь и получил название – Ново - Иерусалимский. Для учреждения обители, храмов, хозяйственных построек необходимы были средства. Их вновь созданный монастырь получал от приписанных к нему пустыней. В Ново - Иерусалимском монастыре хранились документы Давидовой пустыни (книги приходные и расходные, список с государевой грамоты 1625 года и т.д.). В 1666 патриарх Никон лишен собором патриархов сана и отправлен царем Алексеем Михайловичем в ссылку в Ферапонтов монастырь. С момента осуждения бывшего патриарха строительные работы в монастыре прекратились. В 1668 году за Ново - Иерусалимским монастырем были закреплены права на владения вотчинами, приобретенными патриархом Никоном. А приписные монастыри стали «свободными». В число этих обителей, по источникам в 1667 году, попала и Вознесенская Давидова пустынь [5].

В 1709 году обитель была приписана к архиерейскому дому, а через 3 года - к Московскому Чудову монастырю. В 1721 году пустынь переводится в подчинение к Московскому Златоустовскому монастырю. В Москву были переведены не только капиталы пустыни (хлеб, лошади, иной скот), но и братия. А уже в 1727 году Священный Синод принимает решение о «напрасном разорении» Давидовой пустыни, и обитель окончательно получает самостоятельность.

По способу содержания монастыря можно выделить три периода:

· 1764-1798 гг.- обитель была выведена за штат. Нештатная обитель имела любое число монахов и послушников, но содержались они за счет доходов от различных промыслов, сдачи в аренду монастырских земель;

· 1798- 1914 гг.- обитель, после введения общежития, стала штатным монастырем, то есть получающим государственное содержание. Это было вызвано крайне неудовлетворительным состоянием пустыни, резким сокращением числа монахов, неспокойной обстановкой в настроении братии;

· 1914 г. – обитель была переведена во второклассные монастыри. Штатные монастыри с 1764 года делились на три класса, в зависимости от количества монахов. Вознесенская Давидова пустынь получила второй класс еще и в честь замечательного юбилея, 400-летия со дня основания монастыря.

Наконец, историю обители можно разбить на два этапа по особенностям введенного здесь внутреннего устава:

· 1515-1798- в обители существовал необщежительный устав. В особножительных монастырях инокам предоставлялись кельи и пища, всё остальное, в том числе одежду, каждый добывал сам на собственные средства. Поэтому на иноков не возлагались послушания, т. к. каждый собственными усилиями заботился о себе сам. Одежду и все необходимое монахи покупали сами на жалование, выделяемое государством, на доходы от трудоделаний. Почти у каждого инока в собственности имелись деньги. Единственной обязанностью монахов особножительных монастырей было посещение богослужений и общей трапезы, если таковая имелась. Но обычно в необщежительных монастырях каждый инок питался в своей келье[6];

· 1798-1914- в обители был введен общежительный устав (киновия). Монахи киновии все необходимое: еду, обувь и прочее, получали от настоятеля. Труд монахов был безвозмездным, а результаты труда полностью принадлежали обители. Все насельники монастыря, включая настоятеля, не имели права собственности и личного имущества[7].

За 400 лет существования монастыря настоятелями были 61 человек. Такое общее количество настоятелей упоминают источники. Из диаграммы видно, что данные Очерка дополняют материалы, собранные И.Ф.Токмаковым.

Количество настоятелей, упоминаемых в источниках.

Первым настоятелем был основатель обители преподобный Давид. В каждом источнике рассказу о подвигах преподобного Давида уделяется место (у Токмакова- 8 страниц, в Очерке- 9 страниц).

О следующих тринадцати настоятелях XVI века источники лишь упоминают: известны их имена и общее положение дел в монастыре. Рубежным годом является 1600 год. С этого года источники указывают не только имена настоятелей, но и точные годы их руководства обителью. Следует предположить, что в монастыре велись хроникальные записи, которые легли в основу изучаемых исследований. Правда в этом списке есть исключения. Для некоторых настоятелей упомянут только один год. По всей видимости, это год назначения на высокое послушание. У настоятеля Антония, который возглавлял обитель в течение 15 лет в XVII веке, названа точная дата начала настоятельства- 25 февраля 1624 года[8]. В 1627 году обитель получает восстановленную царем Михаилом Федоровичем Романовым тарханную грамоту, которая была утрачена в период Смуты. Столь важное событие должно было отразиться в монастырской хронике с указанием не только имени настоятеля, но и точной даты его управления.

Настоятели носили разные имена, некоторые из них повторялись несколько раз. Самыми популярными были Иоанникий (3), Иосиф (3), Паисий (3), Дионисий (2), Савватий (2). При этом ни один настоятель не носил имя основателя обители – преподобного Давида Вознесенского.

Из 61 настоятеля только один - Иоанникий (1816-1832)- принял монашеский постриг в Давидовой пустыни в 1800 году. После увольнения по старости бывший настоятель проживал в Николо - Пешношском монастыре, где и скончался в 1842 году.

Настоятели в обители довольно часто менялись. За четыре века существования обители 30% из них пребывали в должности один или два года. Пять монахов возглавляли пустынь в течении 11 лет, и двое управляли делами около 20 лет.

Чаще всего настоятели сменялись в XVIII веке. В среднем каждый настоятель пребывал в должности 4, 5 года. В первой половине века сменилось 10 настоятелей, во второй- 14. В XVIII веке осложнились отношения церкви и государства. В «Объявлении, когда и какоя ради пользы начался чин монашеский», составленном Феофаном Прокоповичем по поручению Петра, изложены такие взгляды: «А что говорят — молятся, то и все молятся; что же прибыль обществу от сего? Большая часть бегут в монастыри, чтобы даром хлеб есть». Петр звал монастырские земли «тунегиблемыми» (зря пропадающими), как приносящие обществу слишком мало материальной пользы[9].

Уже в 1700 году все льготы, сохраненные монастырями еще со времен Соборного Уложения, были уничтожены. В 1701 году восстановлен упраздненный в 1675 году монастырский приказ, и монастыри были устранены от управления своими хозяйствами и доходами. На содержание монастырского хозяйства приказу велено выдавать крайне скромные оклады, «без чего пробыть невозможно»; остальное должно было идти на государство, школы и благотворительные заведения. За 20 лет приказ устроил в одной Москве 93 богадельни на 4400 человек и госпиталь на 500 человек. Политику Петра великого продолжали императоры эпохи дворцовых переворотов. При Анне Иоанновне долг монастырей составил 81 тысячу рублей. Елизавета Петровна закрыла коллегию экономии, которая занималась сбором недоимок, но размер сборов оставила прежним. Петр III отдал распоряжение включить церковные вотчины в общий состав государственных земель. Получив в результате переворота престол, Екатерина II сначала отменила указ погибшего мужа. Через три недели после этого указа вышел другой, в котором объявлялось об образовании специальной комиссии для рассмотрения вопроса о церковных вотчинах. Результатом ее работы стал знаменитый манифест о церковных владениях, изданный 26 февраля 1764 года. Он окончательно упразднял церковное землевладение в России. Все церковные вотчины переходили в ведение государства. Передача земельных владений в государственную казну лишила монастыри материального источника существования. Однако помимо материальной стороны здесь был и нравственный аспект. Монастыри созидались народным усердием многих поколений и трудами монахов. Кроме того, часть земель монастыри получали от жертвователей по завещаниям на помин души. И в данном случае нарушалась последняя воля умерших.

«Все конфискованные вотчины должны идти на государственные нужды», — гласил указ. Однако большую часть монастырских земель Екатерина раздала своим фаворитам. В результате действий правительства из 964 монастырей осталось только 200. Остальные были либо закрыты, либо оставлены без средств к существованию. Новые же обители открывать запрещалось[10].

Вознесенская Давидова пустынь стала заштатным монастырем. В соответствии с императорским указом от 31 марта 1764 г. во всех епархиях Русской Православной церкви в число заштатных попали «самые лучшие приписные или не вошедшие в штат» обители, которые «могли бы иметь нескудное довольство от мирского подаяния». Однако последствия перевода за штат оказались плачевны: обитель обезлюдела, средств не хватало для проведения необходимого ремонта.

Именно в это время наиболее часто менялись настоятели Вознесенской Давидовой пустыни. Каждый из них находился во главе обители меньше двух лет. Можно предположить, что на это повлияли описанные выше «неспокойные отношения» власти и церкви.

В источниках представлена не полная информация о сане настоятеля обители. Из 61 настоятеля характеристика дана только 18 (30%). Причем двое упомянуты в источниках просто как «настоятели». Также источники называют трех строителей, 11 игуменов и 3 архимандритов.

Постараемся разобраться в наименованиях. Настоятелем в Православной церкви называют старшего клирика прихода или монастыря. В Уставе РПЦ (Глава XI, п.18, 19) сказано, что «во главе каждого прихода стоит настоятель храма, назначаемый епархиальным архиереем для духовного руководства верующими и управления причтом и приходом[11]. В своей деятельности настоятель подотчётен епархиальному архиерею. Настоятель призван нести ответственность за исправное, согласное с Церковным Уставом совершение богослужений, за церковную проповедь, религиозно-нравственное состояние и соответствующее воспитание членов прихода. Он должен добросовестно выполнять все богослужебные, пастырские и административные обязанности, определяемые его должностью, согласно установлениям канонов и настоящего Устава». Если данное определение перенести на монашескую жизнь, то и в обители на настоятеля возложен большой круг обязанностей, связанных с организацией внутренней жизни монастыря, его социального служения.

Настоятелем монастыря в современной РПЦ во многих случаях является игумен или архимандрит. Игумен в переводе с греческого языка означает "правящий", "предводительствующий". Игумен - начальственное лицо в православном монастыре, представитель черного духовенства. Архимандрит являлся настоятелем наиболее значимого монастыря. Отличие игумена от архимандрита заключается лишь в форме одежды: у игумена - простая монашеская мантия и набедренник, у архимандрита — специальная мантия, наперсный крест, палица и митра. На сайтах некоторых православных епархий упоминается, что игумен возглавлял обитель третьего или второго класса, а архимандрит - обитель первого класса.[12]

В XVI-XVII веке Вознесенская Давидова пустынь не была значительной обителью. Но в 1765-1767 годах монастырем руководил архимандрит Паисий. Он был направлен в Давидову пустынь из Столбовского Николаевского монастыря. А ранее являлся наместником Московского Чудова монастыря. Можно предположить, что свой сан архимандрит получил по месту прежнего служения. Архимандрит Паисий выполнял послушание в Вознесенской Давидовой пустыни сразу после перевода обители за штат. Возможно, это вызвано необходимостью наладить хозяйственную жизнь монастыря при отсутствии государственной поддержки. Сделать это мог только профессионал в деле управления русским монастырем. Не менее важным является и моральный фактор - обитель выведена за штат, а во главе её стоит архимандрит.

В XIX веке архимандритов на посту настоятеля обители три: Паисий (1843- 1854), Иосиф (1865-1884) и Валентин (1892-1916). Источники позволяют сделать вывод, что монахи получили свой сан, находясь на послушании в Давидовой пустыни. И было за что.

Строитель Паисий совершенно изменил архитектурный облик обители. До 1843 года территория монастыря составляла треть от современной. Вход в обитель располагался с северной стороны, где находилась Успенская надвратная церковь. Монастырская колокольня примыкала к Знаменской церкви и находилась в центре архитектурного ансамбля. По благословению строителя Паисия было заложено основание новой колокольни на расстоянии 15 сажень (32 метра) от прежней ограды монастыря. На строительство ушло больше года. К 1 сентября 1845 года кладка колокольни была закончена. Рядом с колокольней были построены сторожка и ворота к конному двору. В том же году была построена юго- западная угловая башня с оградою.

Для новой красавицы колокольни был отлит колокол весом 205 пудов. А в 1848 году на верхний ярус колокольни установили часы с боем. В том же году был выстроен братский двухэтажный корпус на 20 келий. В 1853 году между Вознесенским и Никольскими храмами устроена ризница с библиотекой, где было более 500 томов книг.

При архимандрите Иосифе была до основания разобрана старая церковь Знамения Божьей Матери, где покоились мощи преподобного Давида. На её месте была заложена и отстроена каменная церковь. В Знаменской церкви устроили ясеневый иконостас с резьбою из розового дерева. Над мощами преподобного Давида была установлена посеребренная рака. Надвратная Успенская церковь была восстановлена и расписана. Во вновь отстроенных храмах, а также в Никольской церкви, были сделаны духовные пневматические печи. Огромного успеха добилась монастырская пасека. На выставках пчеловодства мед из обители преподобного Давида получил серебряную (1867) и золотую (1868) медаль.

Архимандрит Валентин много сделал для украшения обители. В годы его настоятельства в монастыре были освящены собор Всемилостивого Спаса (1900) и храм Всех Святых (1915). Настоятель активно осуществлял продуманную социальную программу, которая повышала авторитет монастыря, его руководителя, его насельников. В 1894 стараниями обители распахнула двери мужская двухклассная церковно-приходская школа, в которой преподавали насельники монастыря. По просьбе жителей села Легчищево в 1905 году была открыта одноклассная школа, в которой могли получить образование не только мальчики, но и девочки. При архимандрите были отстроены гостиница, странноприимный дом.

Торжественно обитель отметила 400-летие со дня основания. В 1915 году Давидова пустынь была введена в степень второклассного монастыря, а настоятель получил сан архимандрита.

Еще один чин настоятелей монастыря, который указывают источники, – строитель. Просмотренные материалы в Интернете позволяют сделать вывод, что на строителя была возложена миссия обустройства обители. При этом строитель был «обычным» монахом, не имел особого сана. Первым строителем в Давидовой пустыни был Мисаил (1767-1769), наместник Чудова монастыря.

Настоятели переводились в Вознесенскую Давидову пустынь из других обителей. Дважды настоятелями назначались монахи московского Чудова монастыря (строитель Мисаил, Ираклий). Источники называют и другие московские обители: Златоустовский монастырь, Новоспасский монастырь. Был переведен к преподобному Давиду и Пахомий, строитель Иоанно - Предтеченской Бело - Бережской мужской пустыни Брянского уезда Орловской губернии, основанной в 1714 году. В 1765 году настоятелем обители в сане архимандрита стал Паисий, переведенный из Столбовского Николаевского монастыря, который был упразднен за год до перевода. Через перевод настоятелей Давидова пустынь была связана с Свято - Троицким Белопесоцким, Свято - Троицким Махрищским, Николо- Пешношским, Иосифо- Волоцким Успенский, Богоявленским Голутвиным, Можайским Лужецким Рождества Богородицы Ферапонтовым монастырями, расположенными в Подмосковье. Настоятели от преподобного Давида переводились в (из) ставропигиальные монастыри – Троице-Сергиеву Лавру, Николо-Угрешский, Саввино-Сторожевский.

Содержат источники определенную информацию о количестве братии. Наиболее подробно этот вопрос рассматривается в Очерке.

Исходя из собранных данных, можно утверждать, что Вознесенская Давидова пустынь никогда не была многонаселенной обителью. Хорошо просматривается и другая тенденция: колебания в количество братии. Посмотрим на количество насельников, указанное на 1721 и 1722 год. Разница значительна: 4 человека и 30 человек. В течение одного года количество братии увеличилось почти в 7 раз!!! Очерк даёт информацию для разрешения данного противоречия. Количество насельников за 1731 года характеризуется так: «игумен, 2 иеромонаха, из них один казначей, 3 иеродиакона, 5 клиростных,7 простых монахов»[13]. А дальше необходимый нам комментарий: «Из них только 4 пострижены в Давидовой пустыни»[14]. В другом месте читаем: «Не было диакона, и поэтому он был взят из Чудова монастыря» (при игумене Гедеоне, 1760-1761 гг.)[15]. Значит, количество насельников обители зависело от вышестоящего церковного органа, который принимал решение о переводе монахов из одной обители в другую.

На момент подписания Екатериной II манифеста о церковных владениях в обители проживали «игумен, 5 иеромонахов, 1 иеродиакон, 2 монаха, 1 псаломщик из монастырских слуг, слуг монастырских 14 человек»[16]. На монастырском содержании находились 2 капрала и 8 солдат. В 1764 году, когда обитель была выведена за штат, в ней могли проживать «3 иеромонаха или белых священника, один диакон и два монаха или послушника»[17]. Как результат принятого государственного решения, в 1771- проживают 6 человек, в 1773- 5, в 1778- 7 человек. Данные цифры наглядно свидетельствуют, что перевод обители за штат отрицательно сказался на количестве насельников.

Численность монахов в обители составляла более 50%. Исключениями являются 1721 и 1764 года. Как уже говорилось, в 1721 году Вознесенская Давидова пустынь была приписана к Московскому Златоустовскому монастырю. Эта обитель, освященная во имя святителя Иоанна Златоуста, в первые десятилетия XVIII века имела мало средств для содержания. Однако у монастыря были сильные покровители. Один из них - генерал- адмирал, знаменитый сподвижник Петра I Федор Михайлович Апраксин. По просьбе Апраксина царь учреждает в монастыре архимандрию, при общем недостатке средств в 1713 году здесь строится Благовещенская церковь, которую освящал знаменитый церковный и государственный деятель начала XVIII века Стефан Яворский. До своей смерти в 1728 году генерал Апраксин будет покровительствовать Златоустовскому монастырю[18]. Можно предположить, что именно его стараниями и связями московская обитель расширяет свое благосостояние за счет подмосковных монастырей, приписанных к ней. А после приписывания в первую очередь в «главный» монастырь переводились монахи.

Проблема 1764 года для русского монашества несколько раз рассматривалась в данном исследовании. По указу 26 февраля 1764 года о секуляризации церковных имений все монастыри были разделены на штатные и заштатные по количеству монашествующих. Была установлена следующая численность монашествующих: лавра- 101, первый класс- 33, второй класс- 17, третий класс до 12 человек. Общее число монашествующих в штатных монастырях должно было составить 4200 человек. В заштатных монастырях- 1250 монашествующих. В результате секуляризации общая численность монашествующих сократилась вдвое. «Введение штатов 1764 года произвело в монашестве сильное потрясение и на первых порах еще более расстроило его жизнь; никогда еще не было столько бегства монахов из обедневших монастырей и их бродяжничества, как несколько лет спустя после 1764 года; кто искал себе лучшей жизни по разным монастырям, кто удалился в лес для пустынного жительства, а некоторые уходили даже за границу - в Молдавию или на Афон»[19].

Монастыри на территории России ориентировались, как правило, на деятельность миссионерскую, аскетическую, подвижническую, просветительскую, хозяйственную или социальную. Чаще всего перечисленные виды деятельности сочетались в одном и том же монастыре[20]. Наша обитель расположена в Московской епархии - центре русского православия, источники не упоминают наличие в монастыре скитов или духовного старчества. Таким образом, для Вознесенской Давидовой пустыни были характерны богослужебная, хозяйственная деятельность и социальное служение.

Для того, чтобы вести данную деятельность нужны средства. Источники позволяют количественно и качественно проанализировать владения пустыни. С XVI века обитель владела землями в Серпухове, Малинской волости Коломенского уезда, Хатунской и Замыжской волостях Московского уезда и в Москве. К середине XVII века по разным обстоятельствам (источники указывают оскудение земель, передача в вечное владение) были утрачены земли в Коломенском уезде. Главную опору монастырского хозяйства составлял села, деревни, пустоши, расположенные рядом с обителью. Это село Левчищево (в современном написании Легчищево), деревни Баранцево, Пронино, Ескино (сейчас - Еськино), Нижнее Пикалово, Дедяково (сейчас - Дидяково). Эти населенные пункты существуют до сегодняшнего дня на территории сельского поселения Баранцевское. За прошедшие века перестали существовать следующие монастырские владения: деревни Проняви, Тинино, Куретниково, Исаково, пустоши Горелое, Вепревская, Дольное Болото, Рыбино, Бухалово, Назарьевская, Кадочникова. Все они соединялись реками Лопасня и Родинка, которые и сейчас протекают в окрестностях обители.

Очерк истории обители позволяет увидеть, как изменялось благосостояние монастыря.

Данные, представленные в диаграммах, позволяют сделать вывод об экономической стабильности монастыря. Однако собранные цифры лишь количественно характеризуют хозяйственную жизнь монастыря. Более важным является соотношение доходов и расходов обители, её способность безболезненно выплачивать оброк. Чтобы сравнить статьи бюджета обители, можно воспользоваться данными за 1764 год. В этом году денежные доходы монастыря составляли 6,56 рублей (за грибы и лучину), 39,62 рубля (за пустоши), в доходную часть отходили 3 пуда 20 фунтов коровьего масла, 1500 куриных яиц, 750 саженей веревок, 75 саженей дров и собранные с полей зерновые[21]. А вот расходы:

· на жалование братии- 70 рублей;

· на содержание братии (стол)- 50 рублей

· на содержание монастырских слуг- 42 рубля;

· на содержание военных лиц, находящихся на монастырском пропитании- 38, 43 рубля.

Таким образом, денежные доходы в сумме 46, 12 рублей не могли покрыть необходимые денежные расходы, которые составляли 200,43 рубля. В источниках есть ссылка на обращение игумена Иерофея в казну с просьбой уменьшить оброк за мельницу, поскольку обитель не может его выплатить. Какой выход находили настоятели обители? Они обращались в властные структуры с просьбой выделить монастырю часовни (это было дважды в истории обители), расположенные в Москве. Как писал в своем обращении игумен Гедеон «…во оную Давидову пустынь денежных доходов ниоткуда не происходит, а (только) от доброхотных подателей и то, что пожелает подать…»[22].

Заключение.

Вознесенская Давидова пустынь готовится к 500-летнему юбилею. Изучение источников, написание которых было приурочено к 400-летию обители, позволяет сделать выводы и об истории обители, и о самих источниках.

Книга И.Ф.Токмакова и Исторический Очерк были написаны с разницей в 30 лет. Поэтому материалы книги Токмакова являются составной частью Очерка. В издании 1915 года история обители представлена более широко, рассматриваются вопросы, связанные с хозяйственной жизнью монастыря, более подробно излагается материал о настоятелях обители. Однако Очерк, написанный в 1914- 1915 гг., не дает полной картины развития монастыря в XIX веке. Поэтому этот период и представлен в данном исследовании скудно. Для продолжения исследования необходимо привлечение иных источников, в первую очередь, документов, сохранивших данные о жизни обители в XIX веке.

Изучение источников позволило реализовать цель исследования – систематизировать материал по истории обители. В ходе работы были разработаны варианты периодизации истории монастыря, факты изложены в соответствии со схемой изучения исторического источника.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

· наш монастырь никогда, с момента основания в 1515 году, не менял своего названия - пустынь;

· монастырь всегда оставался мужским;

· Давидова пустынь не имела большого количества братии, кроме первых десятилетий XX века;

· в период XVII-XVIII вв. в обители часто менялись настоятели;

· обители нелегко было экономически содержать себя, поскольку доходы монастырских вотчин не могли покрыть расходы, связанные с осуществлением необходимого строительства, обеспечения братии;

· наиболее сложным в истории Вознесенской Давидовой пустыни был XVIII век, а наиболее успешным – конец XIX века;

· история обители, как в маленьком осколке зеркала, отражает историю всей Русской Православной церкви, её светлые и темные страницы.

Конечно, исследование истории Вознесенской Давидовой пустыни должно продолжаться. Много интересного хранят факты хозяйственной деятельности обители. Увлекательно изучить процесс становления современного архитектурного ансамбля. Да и судьба настоятелей обители, связавших историю нашего монастыря с другими православными монастырями, нуждается в дополнительном исследовании. Работа будет продолжаться.

Ведь она нужна людям. Как говорит в завершении своей работы Иван Федорович Токмаков: «И да будет это на пользу православным»[23]. Пусть так и будет.

Список источников

1. Вознесенская Давидова пустынь, Серпуховского уезда Московской губернии. Краткий исторический очерк с рисунками. К 400-летию ея существования (1515-1915).- М.: «Русская печатня» Б.В.Назаревского, Большая Садовая, д.14, 1915. Репринтное издание.

2. И.Ф.Токмаков. Историко – археологическое описание Вознесенской Давидовой пустыни (Серпуховского уезда, Московской губернии в связи с историческим сказанием о чудотворной иконе Всемилоствого Спаса, что в Москворецкого моста в Москве и жизнеописанием Святого Преподобного Давида, ученика Святого Преподобного Пафнутия Боровского, основателя Давидовой пустыни по первоисточниками и главнейшим пособиям.- М.: «Русская типолитография», Тверская, д. Гинцбурга, 1892. Репринтное издание.

Список литературы

1. Вознесенская Давидова пустынь. История и современность.- М.: Троица, издания разных лет 2003, 2004, 2006, 2009.

2. Вознесенская Давидова пустынь // www.davidova-pustyn.ru- официальный сайт монастыря.

3. История Воскресенского Ново - Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря // www.n-jerusalem.ru.

4. История монастырей и их храмов // www.cheb-eparhia.ru.

5. Митрополит Иоанн (Снычев). Русская симфония: очерки русской историософии.- С-П., 2004.

6. Московский Златоустовский монастырь // http://drevo-info.ru- «Древо» Открытая православная энциклопедия.

7. Саввино - Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь //http://savva-obitel.ru

8. Секуляризация (история) // http://ru.wikipedia.org.

9. Степанов В. «Историк, просветитель, патриот» // http://moscow.clow.ru

10. Устав Русской православной Церкви // http://www.patriarchia.ru

11. Федоров В.А. Русская Православная церковь и государство. Синодальный период. 1700-1917- М.: Русская панорама, 2003.

Рецензия

Уважаемая Елена!

Прежде всего, хочу поблагодарить вас за верность – монастырю, теме, нашему конкурсу. Прекрасно, что продолжая исследование истории Вознесенской Давидовой пустыни, вы представляете ее новый период – XIX–XX века. Это выдает в вас научную работоспособность, сосредоточенность, целеустремленность.

Введение усиливает это впечатление, т.к. в нем с научной точки зрения четко фиксируются недостатки многочисленных изданий и интернет-публикаций по теме: забвение первоисточников, вторичность и дублирование информации, отсутствие ссылок. Обращение к двум публикациям из истории пустыни рубежа XIX–XX вв. и стало основой работы. Ее можно было бы отнести к разряду источниковедческих (что бывает очень нечасто и потому особенно ценно!), ибо в ней не просто изучаются, а анализируются и сопоставляются источники. Правда, дальнейшее изложение несколько затушевывает первоначальную заявку. Да и выводы в работах подобного рода должны быть соответствующими, касаться изученных источников.

Цель исследования обоснованная и четкая. Но этого нельзя сказать о задачах и методах. Что такое «изучить источники по вопросам схемы анализа»? Из дальнейшего текста выясняется, что это – некая схема описания, которой придерживались авторы обоих анализируемых источников и которую принял автор работы. Получается какой-то абсурд: вы пытаетесь применить к авторам схему, которую они и сами (за 100 лет до вас) уже использовали и научили и вас ее использовать. Формулировка 2-й задачи тоже не точна: вы предполагаете систематизировать информацию, собранную не «по двум источникам» (т.е. об источниках), а в двух источниках.

Нуждаются в корректировке и методы, предлагаю изложить их в такой редакции:

· анализ, с помощью которого была разработана…

· сравнение – сопоставление и выявление общего и различий в материалах, изложенных в источниках;

· синтез – соединение информации двух источников с целью получения более полной…

· статистический, положенный в основу…

· электронных технологий – создание презентации для…

В разделе «Обзор источников» дается довольно полная характеристика источникам, особенно подробная для сочинения И.Ф. Токмакова. В следующем разделе, посвященном собственно пустыни, сделана попытка представить и проанализировать всю известную информацию. Приводятся разные периодизации истории пустыни: по степени организационной и экономической самостоятельности, особенностям устава. В этом разделе с целью наглядного представления результатов анализа введены диаграммы: на наш взгляд, не все из них уместны. Например, не очень понятно, какие периоды отражает диаграмма «Продолжительность настоятельства»: расшифровка цифр 1–19 не приводится, в тексте говорится, что продолжительность достигала 11 и даже 20 лет – эти цифры отсутствуют. Информативность графического показа данного параметра не высока: какие выводы можно из этого сделать? То же можно сказать о сане настоятеля обители, тем более что автор и сам замечает, что источники раскрывают сан лишь в 30% случаев. Как кажется, большую ценность могло представить графическое изображение числа насельников и монашествующих; но почему-то именно эта важная информация доведена на диаграмме лишь до конца XVIII века. Вообще XIX век представлен в этом разделе и, особенно, в диаграммах скудно.

Не совсем правильно автор толкует понятие «общежительный устав» (по-другому, киновия): его особенностью является то, что монахи не имеют права собственности и личного имущества, все необходимое получают от монастыря, а все монастырские работы распределяются между братией, труд которой безвозмезден, а результаты принадлежат монастырю. Уединенная иноческая жизнь характерна не для киновии, а для отходного (пустынного) жительства. В связи с этим особенности устава Давидовой пустыни до 1798 г., когда был введен общежительный устав, не ясны. Также отметим, что аскетическая и богослужебная формы деятельности монастыря не синонимичны.

Некорректно один из разделов называть так же, как саму работу: имею в виду раздел «История Вознесенской Давидовой пустыни в зеркале…» Возникает вопрос, зачем же тогда остальные разделы, если все содержание раскрыто здесь?

При ссылке в тексте на «Исторический очерк…» следует писать его хотя бы с большой буквы, т.к. имеется в виду данный, конкретный Очерк.

В Заключении подводятся итоги исследованию, но источниковедческий момент забыт. Что выявил анализ источников? Как они соотносятся? Подтверждают, дополняют, опровергают друг друга? Каков их источниковедческий потенциал? Найдены ли противоречия?

Наконец, несмотря, так сказать, на конкурсную опытность автора, есть замечания к списку литературы. Во-первых, источники надо отличать от литературы, они должны быть представлены в особых списках. В данном случае, это, по крайней мере, 2 дореволюционных очерка истории обители. Возможно, автор сочтет возможным указать источниками какие-то другие работы. Во-вторых, авторы работ в списках должны указываться, начиная с фамилии, а не с инициалов. В-третьих, для интернет-публикаций, как и для обычных, обязательно указание автора и название используемой работы (как в ваших 5 и 7 пунктах списка). Для них ГОСТ требует указывать дату обращения. Наличие нескольких списков делает неудобной используемую вами систему внутритекстовых ссылок по типу (1 с. 5), т.к. номер 1 может встречаться в списке и источников, и литературы. Советую перейти к вордовским постраничным (в конце страницы) или концевым (в конце всего текста) сноскам. Кстати, о литературе: проигнорирован совет прошлогоднего рецензента обратиться к трудам митрополита Макария (Булгакова) и А.В. Карташева.

Списки должны быть выстроены по алфавиту – на это указывалось в прошлогодней рецензии.

С уважением, рецензент Г.Н. Мелехова

кандидат исторических наук


[1] Степанов В. «Историк, просветитель, патриот» //www.moscow.clow.ru (20.01.2012)

[2] Там же

[3] Там же

[4] И.Ф.Токмаков. Историко – археологическое описание Вознесенской Давидовой пустыни. // М.: «Русская типолитография», 1892.- с. 35.

[5] История Воскресенского Ново - Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря // www.n-jerusalem.ru (03.02.2012)

[6] Саввино - Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь //http://savva-obitel.ru/ch5/str7/ (14.05.2012)

[7] Монастырский устав// http://ru.wikipedia.org/wiki/ (14. 05.2012)

[8] И.Ф.Токмаков. Историко – археологическое описание Вознесенской Давидовой пустыни. // М.: «Русская типолитография», 1892.- С. 67.

[9] Секуляризация (история) // www. ru.wikipedia.org (05.03.2012)

[10] Там же.

[11] Устав Русской православной Церкви // http://www.patriarchia.ru (04.02.2012)

[12] История монастырей и их храмов // http://www.cheb-eparhia.ru (14.02.2012)

[13] Вознесенская Давидова пустынь, Серпуховского уезда Московской губернии. Краткий исторический очерк с рисунками. К 400-летию ея существования (1515-1915).- М.: «Русская печатня» Б.В.Назаревского, Большая Садовая, д.14, 1915. С.20.

[14] Там же, с.20

[15] Там же, с. 21.

[16] Там же, с. 21.

[17] Там же, с. 21.

[18] Московский Златоустовский монастырь // www.drevo-info.ru- «Древо» Открытая православная энциклопедия (05.02.2012)

[19] Федоров В.А. Русская Православная церковь и государство. Синодальный период. 1700-1917- М.: Русская панорама, 2003.- С. 54.

[20] История монастырей и их храмов // http://www.cheb-eparhia.ru (14.02.2012)

[21] Вознесенская Давидова пустынь, Серпуховского уезда Московской губернии. Краткий исторический очерк с рисунками. К 400-летию ея существования (1515-1915).- М.: «Русская печатня» Б.В.Назаревского, Большая Садовая, д.14, 1915.- С.19.

[22] Вознесенская Давидова пустынь, Серпуховского уезда Московской губернии. Краткий исторический очерк с рисунками. К 400-летию ея существования (1515-1915).- М.: «Русская печатня» Б.В.Назаревского, Большая Садовая, д.14, 1915.- С. 19.

[23] И.Ф.Токмаков. Историко – археологическое описание Вознесенской Давидовой пустыни. // М.: «Русская типолитография», 1892.- с. 25.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру