Работы лауреатов V Всероссийского Конкурса по краеведению. «Рассказ о первых Мастюгинских учителях»

Введение

Я родилась в семье сельских учителей. Моя мама почти двадцать лет преподает математику в Мастюгинской школе. Папа учил детей химии. Кроме того, папа одиннадцать лет работал директором школы. Моя старшая сестра Оксана недолго думала о выборе своей будущей профессии, когда закончила одиннадцать классов. Она поступила в Воронежский государственный педагогический университет. Оксана готовится стать учителем начальных классов. Профессия учителя интересная и очень трудная. Особенно в настоящее время, когда, как говорят наши учителя, наше общество мучительно ищет выход из многочисленных ловушек и тупиков современной модернизации школы. Несмотря на все неприятные разговоры о современном образовании, о школе, я так же, как и моя сестра, хочу выбрать профессию учителя.

Когда я узнала о Всероссийском конкурсе по историко-церковному краеведению, то сразу же решила в нем участвовать и провести исследование о первых учителях села Мастюгино. Ведь дату открытия нашей первой церковно-приходской школы также удалось установить путем поиска и исследования. Это 1893 год.

В первую очередь я использовала для своей работы материалы нашего школьного музея «История села», который является одним из лучших школьных музеев Воронежской области. Руководитель музея Мария Егоровна Асеева показала мне альбом по истории Мастюгинской школы. Здесь я узнала имена учителей церковно-приходской школы и в первую очередь преподавателей Закона Божьего – священников церкви Преподобного Сергия Радонежского, которая была построена и освящена в селе в 1791 году и просуществовала до 1943 года. Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов церковь была разрушена немецко-фашистскими захватчиками, церковное добро разграблено. Но в настоящее время наш храм возрождается.

Основными документами, которые я изучила, являются Послужные списки священников Сергиевской церкви села Мастюгино Андрея Львовича Александрова и Тихона Васильевича Баженова, копии Воронежских Епархиальных ведомостей, копии отчетов Воронежского Епархиального училищного совета, копию журналы Коротоякского очередного уездного земского собрания сессии 1901 и 1915 годов. Поработать с данными документами мне удалось благодаря нашему земляку – краеведу Золотареву Павлу Митрофановичу. В настоящее время он живет и работает в Москве, является подполковником милиции, руководителем одного из подразделений УВД города Москвы. Павел Митрофанович глубоко верующий человек, много делает для возрождения и восстановления храма в селе Мастюгино. Он всегда готов придти на помощь своим землякам в их краеведческих изысканиях.

Также удалось записать некоторые воспоминания местных жителей – старожилов. Память о священнике, новомученике и исповеднике Воронежского края Баженове Тихоне Васильевиче, сохранилась в воспоминаниях мастюгинцев. Удалось узнать о нем и как о преподавателе церковно-приходской школы от Симоновой (Баженовой) Марии Васильевны – его дальней родственницы и от Осиновой Прасковьи Васильевны, 1927 года рождения. Намного сложнее было узнать о священнике Александрове Андрее Львовиче. Ведь он служил в церкви села Мастюгино с 1892 года по 20 сентября 1907 года. Но все же один эпизод из жизни отца Андрея удалось узнать у учителя истории Нефедовой Ольги Яковлевны. Ее дед Золоторев Никифор Парамонович, 1898 года рождения учился в церковно-приходской школе села Мастюгино. Преподавателем Закона Божьего в то время был отец Андрей. Рассказ Ольги Яковлевны меня заинтересовал и явился хорошим дополнением к моей работе.

Мой руководитель Мария Егоровна Асеева помогла мне найти несколько Интернет – сайтов, где я ознакомилась с документами, которые в Российской империи регламентировали деятельность церковно-приходских школ (употреблялись также названия: «священнические школы», «церковные школы», «школы для поселянских детей».)

Приступая к данному исследованию, я поставила цель – узнать, какой вклад внесли в историю образования в селе Мастюгино наши сельские священнослужители.


Передо мной стояли задачи:

1) Изучить материалы, рассказывающие об истории церковно-приходских школ Воронежской губернии.

2) Систематизировать документы об истории прихода храма Сергия Радонежского в селе Мастюгино.

3) Записать воспоминания жителей села о преподавателях церковно-приходской школы села Мастюгино.

4) Изучить жизненный путь священника Андрея Александрова, благодаря которому была открыта первая школа в селе Мастюгино.

5) Изучить жизненный путь Тихона Васильевича Баженова – Новомученика и исповедника Воронежского края.

Данную тему я считаю актуальной. В настоящее время наши сельские малочисленные школы все чаще закрываются. В современном обществе падает престиж образования. Своей работой я попытаюсь напомнить об усилиях предков, видевших основу любого дела в добротности образования и развитии личности.

Основная часть

I. Законоучитель Александров Андрей Львович

Согласно изученным документам, священник Александров Андрей Львович поступил на службу в Сергиевскую церковь села Мастюгино в 1892 году. А в 1893г. при его непосредственном участии и усердии в селе открылась церковно-приходская школа. Открыть в то время школу было делом нелегким. В селе не нашлось ни одной подходящей избы. Обучение велось в простой крестьянской хате без пола, с печным отоплением. В книге П.Н.Никольского «Церковно- приходские школы Воронежской области с 1894 года (очерки)», изданной в 1907 году в Воронеже, записано: «Мастюгинская церковно-приходская школа размещалась на частной квартире без пола, условия неудовлетворительные». Затем школа разместилась в церковной сторожке. Условия снова были неподходящие, но все же, благодаря стараниям отца Андрея, обучение мастюгинских детей началось. Данный поступок священника характеризует его, как инициативного, неравнодушного, можно сказать прогрессивного человека того времени. Будь на его месте другой человек, еще неизвестно, открылась бы у нас школа в конце XIX века или нет. Его старания и заслуги не остались незамеченными. В Послужном списке священника Сергиевской церкви села Мастюгино Коротоякского уезда Воронежской губернии Александрова Андрея Львовича записано, что 21 апреля 1893 года определением Священного Синода за №879 ему объявлено Благословение без грамоты за усердие при открытии церковно-приходской школы в селе Мастюгино. Детей, желающих учиться, было немало. Конечно же, в основном это были мальчики. Как и во многих селах, учеба в ту пору в Мастюгино считалась не женским делом. Как видно из Отчета Воронежского Епархиального училищного совета «О состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты Воронежской Епархии» за 1893-1894 год, всего в школе села Мастюгино обучалось 43 мальчика и 1 девочка. Законоучитель – Александров Андрей Львович. В Отчетах Коротоякского очередного уездного земского собрания записано, что преподает в Мастюгинской школе Закон Божий священник Александров Андрей Львович, преподает бесплатно. Вместе с тем, в этом же отчете записано о том, что учительница Хмелинская Мария Александровна, окончившая курсы Епархиального училища, получила вознаграждение 180 рублей за усердие в работе. Эти несколько строк позволяют судить об Андрее Львовиче как о бескорыстном человеке, для которого главное – не заработная плата, деньги, а выполнение своего гражданского долга. И еще хочется сравнить наше нынешнее время с концом XIX века, когда новые школы открывались в таких далеких селах, как мое родное село Мастюгино, и ни перед кем не стоял вопрос: выгодно это или нет. А сейчас такой вопрос является основным, и я боюсь, что по этой причине могут закрыться наши сельские малочисленные школы.

Работая дальше с Послужным списком священника, вижу, каким старательным, добросовестным, усердным он был человеком. Именно за эти качества 6 мая 1904 года отец Андрей отмечен Орденом Святой Анны 3-й степени. Воронежские Епархиальные ведомости 1 июня 1904 года написали о том, что Государь Император Всемилостивейший соизволяет к 6 мая нынешнего года пожаловать нижепоименованных лиц. По засвидетельствованию об отлично усердной службе и особых трудах Орденом Святой Анны 3-й степени священника церкви села Мастюгино Коротоякского уезда Андрея Александрова. Столь высокая награда о многом говорит. Я сразу представила его учеников, какую гордость они испытывали за своего преподавателя. Ведь данным орденом пожаловал нашего священника сам Государь Император.

Награда меня заинтересовала. Вместе со своим руководителем нашли в Интернете сведения об Ордене Святой Анны 3-й степени.

Дата основания: 1735 / 1797 гг.

Основатель: герцог Карл Фридрих / Павел

Девиз: «Любящим правду, благочестие и верность»

Статус: Орден за боевые и гражданские заслуги перед государством

Я несколько раз вчитывалась в слова девиза к данному ордену. Еще раз убедилась в том, что нашим первым преподавателем был необыкновенный человек. Это же он, наш отец Андрей был любящим правду, благочестие и верность. И, вероятнее всего, на его уроках учащиеся нашей первой школы старались быть такими же, как их учитель. Ведь во все времена в школе каждый ребенок встречает своего Учителя – друга и наставника на всю жизнь, на которого хочется быть похожим. Так было всегда, и я надеюсь – так будет.

Священнику Андрею Александрову пришлось много потрудиться для того, чтобы школа в селе Мастюгино соответствовала требованиям того времени. Многочисленные проверки показали, что в 1894-1895 учебном году для школы была приобретена крестьянская хата с более удобными условиями для проведения занятий. Благодаря стараниям отца Андрея, в ней был произведен ремонт, сделаны деревянные полы.

С каждым годом увеличивалось число учеников. В отчете по церковно-приходской школе Мастюгинского сельского общества было указано, что в 1904 - 1905 учебном году проходило обучение: мальчиков – 72, девочек – 3.

Подтверждение тому, что всем обучением в церковно-приходской школе руководил священник, нахожу в книге Ю. В. Пыльнева «История школы и народного просвещения Воронежского края. XVIII - начало XIX века». В книге записано, что в программу обучения входили Закон Божий, церковное пение, церковно-славянское чтение, русский язык, арифметика, чистописание. Все предметы, кроме арифметики, рассматривались как развитие и дополнение Закона Божьего.

В нашем школьном музее есть документы об образовании за 1906-1907 учебный год. Это Похвальный лист и Свидетельство об окончании Мастюгинского начального училища сына крестьянина села Мастюгино Башкатова Михаила Матвеевича, на которых стоит подпись законоучителя священника Александрова. Сравниваю с современными документами об образовании, где стоит подпись директора школы, делаю вывод, что священник в церковно - приходской школе выполнял такие же обязанности, как в настоящее время директор школы. Подтверждение своему предположению нахожу в Отчетах Воронежского Епархиального Училищного Совета за 1903 – 1904 год, где записано, что «вместе с педагогической опытностью законоучители соединяли заботу о своих духовных детях, наблюдали за исправным посещением детьми школы и, главным образом, храма Божия в воскресные и праздничные дни». Представляю очень хорошо по работе своего папы, какая трудная стояла задача перед отцом Андреем, ведь он еще должен был выполнять и обязанности священника нашей церкви. Какое нужно было иметь трудолюбие, старание, чтобы за свою работу добиться такой высокой награды, как Орден Святой Анны.

20 сентября 1907 года Андрей Львович Александров в связи со слабым здоровьем и преклонным возрастом, согласно прошению был уволен за штат. А в 1912 году получил высочайшую награду за пятидесятилетнюю отлично – усердную службу церкви Божьей Орденом Святого Владимира 4-ой степени.

Нахожу в Интернете сведения и об этом ордене.

Орден Святого Равноапостольного князя Владимира 4-oй степени

Дата основания: 22 сентября 1782 года

Основатель: Екатерина II

Девиз: «Польза, честь и слава»

Статус: Второй высший орден Российской империи

Об этой высочайшей награде отца Андрея было напечатано в Воронежских Епархиальных ведомостях 13 января 1913 года.

Я не могу сказать, сколько человек в России было удостоено столь высокой награды. Но то, что среди этих славных людей был наш священник, вызвало у меня большую гордость. Мне захотелось рассказать об этом своим одноклассникам, знакомым и всем учащимся школы. Но для этого нужно было еще побольше материала собрать об Александрове Андрее Львовиче. Конечно, я хорошо понимала, что в селе не найдется ни одного человека, лично знавшего о нем, ведь умер он, как видно из Послужного списка, 30 января 1914 года. По совету своего руководителя я обратилась к родственникам Башкатова Михаила Матвеевича. Именно его документы об образовании с подписью Андрея Александрова хранятся в нашем школьном музее. Я надеялась, может, Михаил Матвеевич рассказывал что-нибудь своим родственникам об отце Андрее. Я пошла к его племяннице Башкатовой Натальи Васильевне 1930 года рождения. Наталья Васильевна охотно рассказывала о своем дяде, но, к сожалению, о священнике ничего сказать не могла. Единственное, что она вспомнила, это то, что Михаила Матвеевича, как лучшего ученика церковно-приходской школы, священник награждал за усердие денежной премией.

Мы с Марией Егоровной нашли подтверждение ее слов в отчетах Воронежской Епархии о состоянии церковно-приходских школ. В отчетах указано, что учителя и ученики получали вознаграждение за усердие.

По Мастюгинской школе:

В 1894 - 1895 учебном году отмечено 6 учеников.

В 1898 – 1899 учебном году учительница Хмелинская Мария Александровна получила вознаграждение 180 рублей за усердие в работе.

В 1900 – 1901 учебном году учительница Хмелинская Мария Александровна получила от Епархиального управления за свой прилежный труд 180 рублей.

Как и в наше время в конце XIX века и в начале XX века лучшие учителя и учащиеся получали вознаграждение. Я думаю, что мои земляки брали пример со своего законоучителя – Андрея Львовича Александрова.

Немного больше об отце Андрее мне рассказала учитель истории Нефедова Ольга Яковлевна. Ее дед Золоторев Никифор Парамонович, 1898 года рождения проходил обучение в церковно-приходской школе нашего села. По тем временам он был грамотным человеком. Умер Никифор Парамонович в 1961 году. Ольге Яковлевне в то время было тринадцать лет. Она хорошо помнит рассказы дедушки о своей учебе. Никифор Парамонович уважительно отзывался о своих учителях. Он рассказывал и о батюшке. Отец Андрей был невысокого роста, худощав. Но обладал очень сильным голосом, прекрасно пел. Дедушка рассказывал, что дети из бедных семей плату за обучение не вносили, что занятия в школе начинались с окончанием полевых работ. Родители ему говорили: «Никиша, снопы в амбаре, пора в школу». Никифор Парамонович учился в школе хорошо, грамоту освоил быстро, чем очень гордился. Также он рассказывал внучке о том, как хоронили отца Андрея, когда он умер. На отпевании в церкви собралось все село. Приезжали священнослужители из других сел. Могила была выкопана возле церкви. Местные жители ухаживали за ней до самой Великой Отечественной войны. А в 1943 году церковь была разрушена немецко-фашистскими захватчиками. Кирпич от храма фашисты использовали для строительства печей в блиндажах. В ограде храма оккупанты устроили кладбище для своих погибших солдат. Хоронили их, срывая могилы мастюгинцев. В это же время была разрушена могила и священника Андрея Львовича. Делился Никифор Парамонович со своей внучкой воспоминаниями о том, что в школу в то время входили, как в храм, с душевным трепетом и непременно сняв шапку. И такая атмосфера в школе была благодаря учителям, которые там преподавали.

В результате исследования мне удалось узнать и то, что отец Андрей вел еще и общественную работу. Он имел связь с передовыми людьми того времени. Так же занимался краеведением, был связан с предводителем Коротоякского уездного дворянства Савеловым Леонидом Михайловичем. В Государственном историческом музее города Москвы в фонде Савелова Л.М. имеются материалы переписки Савелова со священником Сергиевской церкви села Мастюгино. В одном из писем Андрей Львович описывает историю церкви и сообщает дату ее открытия - 1791 год. По инициативе Марии Егоровны и с помощью Павла Митрофановича в нашем музее оформлен стенд о нашем первом учителе – священнике Андрее Львовиче Александрове. На стенде большое место занимает фотография Сергиевского храма, которую сумел добыть наш краевед - П. М. Золотарев в Санкт – Петербурге в фотоархиве института материальных культур в фонде археолога Николая Емельяновича Макаренко.

В 1908 году член Императорской археологической комиссии Н. Е. Макаренко исследовал Мастюгинские курганы. А в то время археологам вменялось в обязанность фиксировать и фотографировать все местные достопримечательности там, где ведутся раскопки. Вот так у нас в музее и появилась фотография нашего храма.

Так же на стенде помещена фотография избы, в которой располагалась первая школа, Послужной список священника, копии орденов, которыми был награжден отец Андрей, копии Воронежских Епархиальных ведомостей. В витрине расположены учебники церковно-приходской школы.

Лекторская группа музея «История села» подготовила презентацию на тему «Первые мастюгинские учителя», с которой выступала на классных часах перед учащимися 5 – 11 классов, перед жителями в День села – 8 октября. Одно нас беспокоит, что в музее нет фотографии священника Александрова. С этим вопросом пришлось снова обратиться к Павлу Митрофановичу. Мы послали запрос в Государственный исторический музей с просьбой посодействовать нашему представителю Золотареву П.М. поработать с фондом Л.М.Савелова. Надеемся на то, что, возможно, в данном фонде имеется фотография отца Андрея. Если поиск результата не даст, попробуем еще раз обратиться в фонд Н.Е.Макаренко.

II. Они работали в церковно-приходской школе села Мастюгино

Работая с документами по истории Сергиевского храма села Мастюгино, удалось установить имена и других преподавателей церковно-приходской школы. К сожалению, кроме нескольких строк, записанных в отчетах и распоряжениях, пока больше ничего о них узнать не удалось.

В отчете Воронежского Епархиального училищного совета «О состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты воронежской Епархии» записано: «Диаконы и псаломщики во время занятий в школе освобождались от службы в церкви и приходе. По Коротоякскому уезду: 6) в Мастюгинской школе – и.д. псаломщика Стефан Вишневский, с 15 октября 1894 года. Уволен из высшего отделения Воронежского духовного училища – помощник преподавания Закона Божьего».

В отчетах за 1895 – 1896 год упоминается имя учительницы Марии Ефремовой, которая окончила курсы Епархиального женского училища в городе Воронеже.

В 1896 году с 8 января в селе Мастюгино преподавателем церковно-приходской школы является Параскева Стефановская, которая окончила курсы Епархиального женского училища и до перевода в Мастюгино 1 год была учительницей школы грамоты в слободе Покровской.

В 1898 – 1899 учебном году в школе работает дочь диакона Хмелинская Мария Александровна, окончившая курсы епархиального училища.

В 1905 – 1906 учебном году за хорошую работу учительница Мастюгинской школы Александра Дьяконова получила награду 25 рублей и пособие 20 рублей.

В связи с увольнением за штат, согласно прошению священника Андрея Александрова, с 20 сентября 1907 года священник Казанской церкви села Яблочного Коротоякского уезда Василий Поройский по прошению был перемещен к Сергиевской церкви села Мастюгино Коротоякского уезда. С этой даты на него было возложено преподавание Закона Божьего в церковно-приходской школе.

7 марта 1911 года священник Сергиевской церкви села Мастюгино Василий Поройский по прошению перемещен к Введенской церкви села Россошки, а на его место назначен священник Покровской церкви села Прилепы Бирюченского уезда Тихон Баженов.


III. Законоучитель Тихон Васильевич Баженов

Имя законоучителя Тихона Васильевича Баженова очень хорошо известно жителям села Мастюгино. Он служил в Сергиевском храме с 17 марта 1911 года по 6 ноября 1937 года. По инициативе совета музея в нашем селе в настоящее время отмечается День Памяти новомученика и исповедника Воронежского края Тихона Васильевича Баженова. Это день его смерти. Отца Тихона расстреляли 16 ноября 1937 года по ложному обвинению. Вспоминает Осинова Прасковья Васильевна, 1927 года рождения: « В 1937 году Тихона Баженова арестовали во время службы в церкви на глазах почти всех жителей села, забрали его прямо из Алтаря. В этот день – 6 ноября, была поминальная Дмитриевская суббота. Почти все село собралось в церкви. Когда вывели священника, он перекрестился и поклонился своим прихожанам до самой земли. Народ заплакал. Все стояли и не могли сдвинуться с места. Только слезы текли по лицам».

Эта тяжелая картина никогда не забывалась свидетелями такого несправедливого отношения к отцу Тихону. И эту историю знают во многих мастюгинских семьях, потому что она передавалась из поколения в поколение.

16 ноября вот уже третий год в церкви проходит поминальная служба. В школьном музее проходит экскурсия, где мы экскурсоводы, используя экспонаты музея, фотографии, личные вещи священника, рассказываем о нравственном и гражданском подвиге Тихона Васильевича Баженова учащимся школы и жителям села. В течение недели с 11 по 17 ноября в фойе школы проводится выставка, посвященная памяти отца Тихона. Начальные классы готовят поделки на тему «Православие». На экскурсию в музей, для беседы с учащимися приглашается в школу священнослужители.

Для своей работы я рассматриваю документы и материалы об отце Тихоне и хочу узнать о нем как о преподавателе церковно-приходской школы села Мастюгино, выяснить, какой вклад он внес в историю образования нашего села.

Перечитываю Послужной список священника. Нахожу, что 11 марта 1913 года ко дню Святой Пасхи Тихон Баженов награжден набедренником. В этом же 1913 году за усердие в служении и преподавании Закона Божьего в церковно-приходской школе при Сергиевском храме села Мастюгино был отмечен по Епархиальному ведомству.

Рассматриваю копию отчета Коротоякского очередного уездного земского собрания Сессии 1915 года, где указан список законоучителей «с особым усердием потрудившихся». В данном списке указан «села Мастюгино священник Тихон Баженов». Из прочитанных документов видно, что его служение в должности учителя достойно того, чтобы о нем писать в своей исследовательской работе.

За дополнительными сведениями о Тихоне Баженове мы с Марией Егоровной снова идем к его родственнице Симоновой (Баженовой) Марии Васильевне. Просим ее рассказать о Тихоне Баженове как о преподавателе церковно-приходской школы. Мария Васильевна вспомнила, что в их семье из поколения в поколение передавались рассказы о том, что отец Тихон в нашем далеком от больших городов селе Мастюгино, старался не отставать от жизни государства, сам был в курсе политических событий, происходящих в России, и знакомил с ними своих учеников и жителей села. Ведь в то время не было ни телевидения, ни радио. В школе, благодаря батюшке, отмечались знаменательные события. Например, в 1913 году, как и по всей России в Мастюгино школьники отмечали 300 – летие царствования династии Романовых. Ученики разучивали стихи, песни и выступали перед крестьянами. Также Мария Васильевна рассказала, что в селе Мастюгино отцом Тихоном был организован сбор средств для воинов русской армии во время Первой мировой войны. В этом мероприятии участвовали все учителя школы и учащиеся. Можно сделать вывод, что в начале XX века школьников учили быть активными, не оставаться в стороне от жизни государства и своего народа.

Из воспоминаний Осиновой Прасковьи Васильевны я узнала о семье священника Тихона Баженова. У них было семеро детей. (Приложение 21) Дети воспитывались по христианским традициям и обычаям. Несмотря на несправедливость и жестокость властей по отношению к их семье, они не озлобились, выросли хорошими людьми. Двое сыновей защищали Родину во время Великой Отечественной войны.

Я думаю, что вполне заслуженно жители моего села хранят память о священнике Тихоне Васильевиче Баженове, который своим примером показал, каким должен быть Отец, Учитель, Гражданин.

Я считаю, что жизнь и служение Тихона Васильевича Баженова может служить примером для всех поколений.

Заключение

К сожалению, многие годы государственная политика нашей страны искажала представление о многих событиях и передовых людях прошлого времени, в том числе и о священниках. Изученные документы позволяют по - новому взглянуть на роль наших первых учителей – преподавателей церковно – приходской школы, которые на рубеже XIX и XX веков своим служением показывали, каким должен быть настоящий учитель. Такие исследования способствуют исправлению искажений в истории своего края и восстановлению исторической справедливости по отношению к передовым людям ушедшей эпохи, которыми, в таких маленьких селах, как наше Мастюгино, были Законоучителя – священники местной церкви. Я верующий человек. Мои предки во все времена чтили и соблюдали православные традиции и обычаи. Возможно, их этому научили первые Мастюгинские учителя. Мы обязаны им тем, что в настоящее время, как в школе, так и в селе идет возвращение к православным истокам.

Можно сделать вывод:

1. Изучены материалы, рассказывающие об истории церковно – приходских школ Воронежской губернии;

2. Систематизированы документы об истории прихода храма Сергия Радонежского в селе Мастюгино и оформлен альбом «История прихода храма Сергия Радонежского в селе Мастюгино»;

3. Собрана информация о преподавателях церковно – приходской школы села Мастюгино;

4. Изучен жизненный путь священника Андрея Александрова, благодаря которому была открыта первая школа в селе Мастюгино.

5. Изучен жизненный путь Тихона Васильевича Баженова – Новомученика и исповедника Воронежского края .

6. Редакционной группой музея «История села» выпущена брошюра «Они были первыми».

7. Профессия учителя очень важная и нужная, и я должна осуществить свою мечту, хотя бы для того, чтобы продолжить славные традиции учителей, стоявших у истоков образования в моем родном селе Мастюгино.

Литература и источники

1. Акиньшин А.Н. Храмы Воронежа. – Воронеж, 1994. Стр 105 – 107.

2. Воронежские Епархиальные ведомости. 12 декабря 1893 года. №12

3. Воронежские Епархиальные ведомости. 20 сентября 1907 года. №9

4. Воронежские Епархиальные ведомости. 13 января 1913 года . №1

5. Журнал Коротоякского уездного земского собрания сессии 1901 года. Острогожск, типография М.О.Азаровой. 1902 год. Стр. 57

6. Коротоякское уездное земство. (Доклады, отчеты, журналы и сметы экстренной и очередной сессии 1914 года и экстренной сессии 1915 года). Типография «Печатный труд», 1915 год. Стр.43

7. Панова В.И. История Воронежского края. Учебно-методич. пособие. – Воронеж, 2008. Стр.12 - 17

8.Православный церковный календарь. Издательский Совет Русской Православной Церкви. 2007год. Стр. 36

9. Пыльнев Ю. В., Рогачёв С. А. Школы и просвещение Воронежского края в ХVIII веке. Изд-во Воронеж, 1997 год. Стр.23 - 45

10.Святые земли Воронежской и Липецкой. Сайт Воронежско–Борисоглебской епархии. // www.vob.ru. 2008.

11. ГАОПИ Воронежской области Ф. 9353, О.2, Д. П - 18243

Устные источники:

1. Интервью с Баженовой М. В.

2. Интервью с Башкатовой Н. В.

3. Интервью с Нефедовой О. Я.

4. Интервью с Осиновой П. В.

Рецензия

Историко-церковное исследование Симоновой Татьяны посвящено изучению истории школы в селе Мастюгино Воронежской области и первым ее учителям. Структура работы включает: введение, основную часть, заключение, список литературы, ценные приложения, дополняющие и повышающие информативность работы (фотографии, копии документов).

Достоинством работы является раскрытие автором своей творческой лаборатории, описание источниковой базы, послужившей основанием для достижения поставленной цели: «узнать, какой вклад внесли в историю образования в селе Мастюгино наши сельские священники», поскольку именно они были первыми учителями церковно-приходской школы, открытой в 1893 году. Автору удалось собрать и проанализировать бесценную информацию об истории школы, воссоздать портреты первых ее учителей, сформулировать в заключении выводы о том, что их жизнь и служение могут являться примером для наших современников. Этот материал имеет большое значение и уже востребован в просветительской работе школы, музея. Содержание работы свидетельствует о самостоятельности автора, владении словом, грамотности (хотя и требуется дополнительная вычитка текста).

Вместе с тем, являясь по существу исследовательской, работа не в полной мере оформлена согласно требованиям, предъявляемым к работам исследовательского характера. Рекомендую Вам, Татьяна:

1. Конкретизировать тему работы, пояснив, что исследуется, где и когда происходили события (предмет изучения, географический и хронологические признаки, их надо ввести). Один из вариантов может быть в такой формулировке: «История школы в селе Мастюгино Воронежской области и ее первые учителя – священнослужители в период 1893 - 0000 (?)».

2. Учесть, что исследовательская работа должна включать все необходимые составляющие, определяя: актуальность, объект, предмет, цель, задачи, как способы достижения цели (в Вашей работе задачи сформулированы как цель). Нужно познакомиться с правилами библиографического оформления работы, с требованиями к построению и оформлению Списка источников и литературы. Такие методические материалы Вы найдете в изданных материалах предыдущих наших Конкурсов.

3. Исключить понятие толерантности из текста Вашей работы. Толерантность не имеет никакого отношения к исторической объективности. Такая объективность достигается комплексным изучением первоисточников и применением научных критериев их анализа. Это наука. Она называется – источниковедение. Кроме того, такие обороты как «я считаю…», «мое исследование позволило по-новому осветить», как правило, не применяют в исторических исследованиях. Главное приводить аргументацию: «Такие-то данные (ссылка) позволяют считать, что…», или «как отмечает такой-то ученый в своем труде (ссылка)…, и т.д.»; « в своем исследовании автор (но не «Я») попытался осветить то-то».

Поздравляю Вас, Татьяна, с интересной, исключительно важной и полезной работой, которую следует рассматривать как первый шаг на пути к овладению исследовательскими знаниями и опытом. Рекомендую продолжать начатое дело, к которому Вы имеете явные способности.

С уважением, рецензент

Иноземцева Зинаида Петровна,

кандидат исторических наук,

заслуженный работник культуры РФ


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру