Психология воспитания. Лекция десятая

Особенности психологии нравственного воспитания в разные возрастные периоды

Дошкольник

Нравственно человек может воспитываться всю жизнь. Если человек цельный, то он без большого труда разрешает все случающиеся нравственные коллизии, так как нравственные нормы усвоены, прожиты, и человек живёт по этим принципам. Путь к такому совершенству начинается с рождения. В связи с этим каждый возраст на этом пути имеет свои задачи, задачи нравственного становления. Какова же задача дошкольного возраста в этом отношении?

Очень важная и основополагающая. И вот почему. Во-первых, велика роль детских впечатлений, которые влияют на судьбу человека по-разному. Такая сила детских впечатлений объясняется особой восприимчивостью и пластичностью психики детей. Первые пять — шесть лет жизни имеют самое большое значение. Известный философ Иван Ильин говорит о детстве как о времени, являющемся «заделом» на всю жизнь, который будет питать человека в трудные минуты его жизни, давать ему силы и вдохновение на жизненном пути. По мысли И. Ильина, всё вредное, дурное, злобное или мучительное, что ребёнок воспринимает в этот первый, роковой период своей жизни — всё, что причиняет ему душевную рану он потом влачит за собой всю жизнь, и, наоборот, всё то светлое, духовное, любовное, что детская душа воспринимает в эту эпоху, - приносит потом в течение всей жизни обильный плод. После периода душевной теплицы должен наступить период душевного закала и этот процесс даётся ему тем легче, чем меньше травм он вынес из первого периода. О роли детских впечатлений можно прочитать в биографиях известных людей, в художественной литературе.

Вторым основанием важности дошкольного детства является то, что в этом возрасте должны быть сформированы так называемые внутренние этические инстанции, т.е. ребёнком должны быть усвоены нравственные категории: что такое хорошо, и что такое плохо, и выработано соответствующее к ним отношение. Дети нуждаются в усвоении этих категорий для того, чтобы с их помощью научиться ориентироваться в мире, что является условием их нормального развития. Для усвоения понятий добра и зла, ребёнок должен видеть их проявления в том социальном окружении, где он находиться и не просто видеть, а с помощью взрослого давать адекватную оценку происходящему. Дошкольный возраст сенситивный для развития внутренних этических инстанций, создание которых развивает нравственную мотивацию, и нравственные чувства. К сожалению, мир современных детей – это мир, постепенно теряющий ориентиры, мир, где стираются грани между добром и злом, где иногда происходит открытая инверсия: принятие зла за добро. При таких социальных «предложениях» ребёнку трудно понять и различать чёрное и белое, потребное и непотребное, а значит трудно ориентироваться в мире. Часто это проявляется в форме отождествления себя с отрицательным персонажем, который кажется ребёнку привлекательным. Зло становится привлекательным не без помощи взрослых, желающих разрушить традиционные культурные представления, заменив их на «современные», хотя этому «модернизму» уже не одна сотня лет.

В экспериментах по изучению иерархии мотивов у дошкольников А.Н. Леонтьев, а в след за ним и В.С. Мухина установили, что уже в дошкольном возрасте у ребёнка можно зафиксировать проявление иерархии мотивов. Уже в 3 года ребёнок понимает слово «должен», «хорошо», «дурно», что нормы и правила нарушать нельзя, даже если очень хочется их нарушить. Другое дело, что воля ещё не развита и ребёнок иногда поступает по своему импульсивному желанию, но устремлённость соблюсти норму у дошкольника уже есть. Эта готовность соблюдать нормы и правила заложена в природе ребёнка на том основании, что у него есть потребность в признании со стороны взрослого. Потребность эта настолько сильна, что ребёнок, имея слабые силы готов соответствовать ожиданиям взрослых со всей старательностью, лишь бы получить его признание и одобрение.

Стремление быть признанным взрослым, получить его одобрение и поддержку, соответствовать его требованиям и ожиданиям является основой создания положительного образа Я. «Я хороший» - значит, я любимый, значит во мне есть что-то очень ценное. Создание положительного образа Я— необходимая точка опоры в стремлении ребёнка стать лучше. С.Г. Якобсон [98] исследовала влияние образа «Я — потенциально положительного» на поведение дошкольников. Исследовались различные способы по преодолению страха при прохождении трёх гимнастических скамеек у дошкольников Были выбраны три метода помощи детям в преодолении страха: одобрение, образец поведения и формирование образа «Я — положительного». Наибольший эффект в преодолении страха оказался в третьей серии эксперимента, где формировался образ «Я — потенциально положительного». Конечно, нельзя умалять образец поведения и одобрение как воспитательные методы, тем более, что исследование проводилось в достаточно узких условиях. Но то, что роль поддержки в создании положительного представления о себе велика, об этом свидетельствует как педагогический опыт так и подобного рода исследования. Естественно способы создания такого образа должны быть адекватными, т.е. предметом одобрения должно быть то усилие, которое ребёнок приложил для того, что бы победить в себе что-либо негативное или помог, или постарался, или сделал что-то полезное. Об этом мы говорили подробно в предыдущей лекции по психологии самопознания.

Усвоение нравственных норм в игре

Ещё одним свидетельством того, что главным для дошкольника является усвоение нравственных норм является потребность в ролевой игре. Игра — ведущая деятельность дошкольника, определяющая его развитие в этом возрасте. « В игре же впервые возникает опыт свободы» [27 с. 165] Именно в ролевой игре отрабатываются навыки взаимоотношения с другими, проявляются отношение к сверстникам, осваиваются нормы и правила ролевых отношений, развиваются чувство сострадания и заботы, навыки взаимодействия, уступчивость, доброжелательность. Хотя характер воссоздания отношений в игре между людьми, может быть очень разным. Это и отношения взаимной помощи и сотрудничества, заботы и внимания, разделения труда, но могут быть и отношения властвования, даже деспотизма, враждебности, грубости и т.д. Игра – школа реальных взаимоотношений, школа уступок и терпимости, хотя иногда игры становятся иллюстрацией неправильного поведения взрослых или в игровые отношения вклиниваются реальные отношения между детьми, не соответствующие смыслу и содержанию роли.

Оригинальные эксперименты Д.Б. Эльконина [96], автора фундаментального исследования игры позволили установить, что ролевая игра очень чувствительна к сфере человеческих взаимоотношений, т.е. главным условием возникновения ролевой игры является наличие взаимоотношений между людьми и соответственно желание их воспроизвести. Не является ли разрушение игры следствием разрушения человеческих взаимоотношений? Игра как, любовь, рождается не вследствие каких-то внешних предпосылок (игрушки, возраст), а вследствие внутренней потребности в ней, потребности в воспроизведении того чем живут взрослые, в освоении человеческих отношений.

Основной мотив игры: действовать как взрослый. Но для того, чтобы в игре детей появились позитивные мотивы взаимоотношений необходимо, чтобы взрослый стал для ребёнка образцом, эталоном, «мерой всех вещей». Роль образцов среди близких а так же этических эталонов в лице сказочных и литературных персонажей основа усвоения нравственных норм в дошкольном детстве, т. к. основной механизм познания мира в этом возрасте — подражание. Отсюда исключительная роль семьи.

В отечественной психологии есть не мало исследований посвящённых нравственному воспитанию. Это исследования Л.И. Божович, А.В. Запорожца, С.Г. Якобсон, Н.И. Непомнящей, Я.С. Славиной и др. Опишем кратко некоторые из них.

А.В. Запорожец исследовал формирование социальных мотивов поведения (ответственное отношение к дежурству) у дошкольников через систему оценок, требований и групповых ожиданий. С.Г. Якобсон развивала совесть через самостоятельное сопоставление себя с персонажем детских произведений (на примере сказки «Золотой ключик»). М.В. Грибанова исследовала вопросы воспитания нравственных норм у агрессивных детей через включение ребёнка в роль положительного персонажа (на примере роли военного врача в игре «Военный корабль»). Н.И. Непомнящая доказала огромную роль идеала в нравственном развитии. Л.П. Стрелкова обсуждала детские литературные произведения с последующей инсценировкой на примере сказки Уальда «Звёздный мальчик».[36]

Младший школьник

В младшем школьном возрасте углубляются усвоенные навыки, привычки и формы поведения. Поскольку ведущей деятельностью является учёба и всё, что с ней связано, то акцент теперь переносится на освоение учебной деятельности и учитель становиться значимым лицом, носителем социальных норм, что делает его незаменимым не только в плане овладения учебными предметами и но и в плане дальнейшего освоения человеческих отношений, смысла дружбы и взаимопомощи, умения примирятся и уступать, сдерживать свои обиды, злость и т.п.

У младших школьников есть большая готовность соответствовать ожиданиям взрослых; что делает их восприимчивыми в плане воспитания, кроме того, это пожалуй, последний возрастной период, в котором ещё велик авторитет взрослых (исключением является большой родительский авторитет или наличие другого идеального взрослого). В младшем школьном возрасте авторитет учителя или другого взрослого обеспечивает полное принятие его, а так же тех норм, ценностей и установок, которые взрослые проповедуют. Являясь лицом значимым, принимаемым, роль учителя как носителя общественных ценностей нельзя переоценить.

Очень интересен и полезен опыт нравственного воспитания В.В. Сухомлинского.[75, 76, 77] Много лет назад (это было после второй мировой войны) он организовывал настоящую «Школу радости», где дети были включены и в помощь старикам и больным, в заботу о Саде Героев, где каждое дерево высаживалось в честь героев, погибших во время войны, в уходе за цветниками и виноградником и многое другое. В книгах В.В. Сухомлинского можно найти много примеров того, как труд, который всегда был соединен с помощью другим, радостью для других, с творчеством, красотой и свободой преображал детей. В одной из своих книг В.В. Сухомлинский описывает один случай. Он с детьми пошёл в долгожданный поход, к которому они очень долго готовились и с большой радостью предвкушали как они рано утром встретят рассвет, посидят у костра, как радостно будет им на природе всем вместе. Но вот по дороге им встретился тракторист с поломанным трактором, который одиноко стоял на открытом поле, никого не было и помощи ждать было неоткуда. Тогда учитель обратился к детям: «Что будем делать? Пойдём дальше или поможем трактористу?» Он дал им свободу в принятии решения, так как надеялся, что дети сделают правильный выбор. И они его сделали. Все дружно стали помогать трактористу. Совесть была спокойна и радость была велика. Возможно эта радость преодоления себя была большей, чем та, которую они получили бы от долгожданного похода. Только опыт свободного нравственного выбора делает его по-настоящему ценным. В.В. Сухомлинский уделял внимание не только труду физическому, но и чуткости к слову: способности воспринимать художественное слово, думать; тонко наблюдать за явлениями природы. Всё было подчиненно нравственному воспитанию. В своей работе по развитию эмпатии у младших школьников мы пользовались рассказами В.В. Сухомлинского из его «Хрестоматии по этике» [76]. Эти очень трогательные, эмоциональные, откровенные и проблемные по содержанию, простые для восприятия, доступные и краткие по форме рассказы и сказки позволили нам использовать их на занятиях. Они заставляли детей задуматься над мотивами, мыслями, переживаниями и поступками героев, соотнести все это со своим жизненным опытом. Раскрывая в ребёнке способность к проявлению доброты, мы как бы примиряем его не только с другими, но, прежде всего, с самим собой. От способности жить в мире с собой зависит душевное и физическое благополучие. Большую помощь в этом могут оказать герои литературных произведений, которые служат образцами, ориентирами, носителями нравственных ценностей. Символичность и образность художественных произведений позволяет целостно воздействовать как на эмоциональную сферу, так и на сознание ребёнка, поскольку через слово идёт восприятие смыслов и ценностей. Слово как носитель ценностей и смыслов становится предметом размышлений и анализа. Такое внимательное отношение к слову способствует более углубленному пониманию другого человека. Прикосновение к слову, труд для красоты, помощи, радости, подаренной другому, труд как дань памяти отдавшим свою жизнь во время войны, совместные походы и наблюдения за природой— вот уникальный опыт В.В. Сухомлинского, оставленный нам в наследие.

Подросток и юноша

Главным ориентиром подростка является — сверстник. Но вместе с тем, отмечает Л. И. Божович, мораль подростков еще недостаточно стойкая, поэтому может легко изменятся под влиянием мнения товарищей, что хорошо заметно при переходе из одного класса в другой, где существуют другие представления и другое общественное мнение.

Создать в себе образ истины и хранить его – задача юношеского возраста.

Справляются ли современные юноши с этой задачей и чем может помочь юноше и подростку взрослый, если в моральной сфере подростков и юношей начинают складываться относительно устойчивые “автономные” моральные взгляды, суждения и оценки. Если подростки часто идут за моралью, принятой в их сфере, а не за моралью взрослых? «Моральное развитие обыкновенно принимает характер критического отношения ко всему тому, что доныне освещало путь жизни, ко всей моральной традиции, к нравам, обычаям. В отношении к окружающим начинает часто сказываться какое-то нарочитое неуважение, запальчивая небрежность, заносчивость... Подросток преисполнен особой веры в то, что ему удастся то, что не удавалось другим.» [28 с.81] Но вместе с этим у юношей есть потребность в мудром взрослом, так как в мире, полном противоречий, разный мнений, «правд» и соблазнов самому юноше трудно разобраться. Однако между подростком (юношей) и взрослым стоят барьеры, препятствующие взаимопониманию. Несколько таких барьеров были отмечены Архиепископом Игнатием на Рождественских Чтениях 2010 года. Приведём некоторые из них.

Первый - барьер стереотипов. Когда учитель, родитель — воспринимается как противостоящий взрослый. Этот барьер — призыв взрослых к совершенствованию.

Второй — барьер духовности-бездуховности. Когда учитель или родитель несёт ученику ценности, которые тот не хочет или не готов воспринимать. Тогда мы должны сделать шаг назад. Говорить на те темы, которые вызывают интерес. Он обозначил три такие темы. Это: 1. Любовь, 2. Кто я? (присущ юности) 3. Есть ли жизнь после смерти? 4. Отношение к ближнему

Третий барьер — барьер доверия. Поэтому нужно настроится на терпеливую, долгую работу.

Четвёртый барьер — барьер усвоения. Почему не идёт усвоение информации идущей от взрослого? Дети слушают и не слышат. Ответ на этот вопрос лежит в духовной плоскости. Нужно попытаться ответить на вопрос: «Что было на душе у учителя (родителя) в тот момент, когда шло усвоение?» Это очень сильная мысль. И этот вопрос мы, взрослые, должны поставить перед собой. Тогда наши возможности помощи юношам могут расшириться.

Юношество — зеркало общества. Каково общество такова и юность. Детство относительно автономно, оно имеет свою внутреннюю детерминацию. Ребёнок хотя и находиться в социальной среде, задающей определённую социальную ситуацию развития, но она не оказывает на него такого влияния, которое она оказывает на юношу. Это понятно, т. к. ребёнок ещё не выходит в ценностно - смыловую плоскость освоения мира, он находиться как бы сам в себе, существом поэтому самодостаточным, что является большой ценностью детства. Юноша весь открыт среде и её влиянию. Можно предположить, что в разные исторические периоды существовали разные психологические портреты юношей. А вот портреты детей вероятно отличаются мало. Юноша открыт среде, там он ищет идеалы, ценности, смыслы. Этот поиск определён задачей возраста - выработке мировоззрения, поиску себя, своего образа. Что может современный юноша найти в социальной среде? Разное. Часто негативное. Юноша может поддаться негативному влиянию среды, а может преодолеть это влияние.

Что является условием положительного выбора юноши?

Если в детстве были воспитаны соответствующие альтернативы, то ранее усвоенные истины помогают противостоять негативному влиянию среды. Мнение о том, что юность время проб и ошибок верно, но вовсе не верно, что юноши непременно должны «опробовать» встречающиеся соблазны. Это показывает опыт. Сколько молодых людей погибают на этих путях духовно и физически. Современное время настоятельно требует от юноши умения противостоять многочисленным соблазнам, разве это не подвиг для юноши? Задача взрослых помочь юноше разобраться в этом. Помочь выяснить, что является проявлением настоящей внутренней силы: цинизм, прагматизм, успех, меркантилизм, накаченные мышцы? Или что-то другое? Что лучше: противостоять негативному влиянию среды или поддаться ей и уйти в сторону порока? Эти вопросы нужно ставить перед юношами и обсуждать их вместе с ними.

А. Гармаев верно определяет существо проблемы: «Молодёжи нужно говорить о вертикальном развитии...Для большинства молодых людей существует только горизонтальное развитие, т.е. развитие способностей и эмоциональных проявлений характера. Но всё это – лишь приданное к развитию, а вовсе не развитие. Вертикальное же развитие – это развитие смыслов, сил души и духа...С семи лет надо начинать разговор о том, что в человеке существует особая глубина и что истинная красота не во внешнем, а как раз в глубине…от внутренней красоты он и внешне становиться красивым...Родители должны раскрывать это не только в беседах, но и всем укладом домашней жизни. Именно здесь, дома происходит главная закладка личного опыта ...Где взять им то чего им не хватает? Где взять подростку, юноше ту любовь, которая бы согрела его изнутри? Где взять образ действия прощения, раскаяния? Где взять образ действия терпения другого? Только взрослые могли бы в этом помочь. Но где самому взрослому взять это?... Человек искренне озабоченный этим будет искать источник этой любви.»[21]

Об особенностях духовной жизни подростка В.В. Зеньковский говорит: «Духовный мир подростка снова эгоцентричен, снова твёрдой точкой кристаллизации является личность сама в себе, всё вращается вокруг неё и для неё... именно переживание свободы опьяняет, одуряет подростка» [28,с.185]

Несмотря на опасности и трудности подросткового возраста. Этот период может быть очень плодотворным в нравственном развитии. Тяга к сверстникам, группирование есть условие не только создания асоциальных групп, но и условие создания коллективов, объединённых общей благородной целью. Опыт А.С. Макаренко, В.В. Сухомлинского, Д.И. Фельдштейна показал это. Это показывает опыт некоторых современных учителей и наставников, которые организуют для подростков отряды милосердия, где они помогают старикам и больным, организуют совместный досуг, создают туристические клубы. Если взрослый найдёт полезные и интересные формы работы с подростками, направит потребность в совместной деятельности в нужное русло, то многие проблемы будут разрешены. В том числе и проблема противостояния подростка и взрослого.

Юность — время жатвы плодов, семена которых были посеяны в детстве. Теперь со стороны взрослых может и должна быть помощь в решении задач возраста, решить которые он должен самостоятельно. Важной предпосылкой воспитательной помощи в этом возрасте является наличие родительского авторитета.

Характерный потрет личности юноши даёт В.В. Зеньковский: «Живя в мире идеалистических стремлений и эстетических замыслов, юность не боится реальности, не игнорирует её, - наоборот именно её-то стремиться переделать, преобразить. Юность нерасчётлива ... юность нередко становиться жертвой своей доверчивости и благородства, своего идеализма»[28с.84] Так писал В.В. Зеньковский о норме личностного развития в юношеском возрасте. Сейчас, во в время меркантилизации, к сожалению, появляются другие портреты юношей. Впрочем, думается, что во все времена люди, в том числе и юноши, были разными. Но если говорить о зрелой личности, норме личностного развития, то это потрет юноши, который описал В.В. Зеньковский.

Вопросы для повторения

  1. Перечислите некоторые полезные привычки которые могут быть сформированы у ребёнка от 1 до 3-х лет?
  2. Какой опыт нравственного воспитания младших школьников вам известен
  3. Опишите портрет(ы) идеального юноши. Приведите примеры.

Практические задания

  1. Как можно было бы применить опыт нравственного воспитания В.В. Сухомлинского в ваших условиях? Опишите эти возможности.

  1. Вспомните из своего опыта эффективные методы работы с подростками и юношами
  2. Предложите возможные варианты работы в современных условиях

Литература

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребёнка в мире//Вопросы психологии – 2002 №1

2. Абраменкова В.В Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – Москва-Воронеж, 2000; Спб., 2000. – 247 с.

3. Абрамова Г.С. Возрастная психология — М. 1997

4. Авдеева Н.Н. Привязанность ребёнка к матери и образ себя в раннем детстве // Вопросы психологии – 1997 № 4

5. Александрова Н.Х. Методологические особенности общения младших школьников с театральным искусством. // Формирование личности в онтогенезе. - М.: Сборник научных трудов.1991. – 36-57 с.

6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - Воронеж, 1997

7. Борисенко С.Б. Методы формирования и диагностики эмпатии учителей. – Дисс… канд. пед. наук. – Л., 1988. – 283 с.

8. Братусь Б.С. Аномалии личности - М., 1988

9. Братусь Б.С. Леонтьевские основания основных концепций личности // Вопросы психологии 2004 №4

10. Братусь Б.С. Образ человека в гуманистической, нравственной и христианской психологии // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. Под ред. Д.А. Леоньтьева, В.Г. Щур, М., 1997 .

11. Валлон А. Психическое развитие ребёнка. – М., 1967. – 195 с.

12. Владимир Священномученик, Митрополит Киевский и Галицкий Беседы о православном воспитании детей – Минск, 2003

13. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. – М., 1979.

14. Выговская Л. П. Формирование у младших школьников эмпатийного отношения к одноклассникам //Республиканский научно-методический сборник. - Вып. № 38, 1992. - С. 28-34.

15. Выготский Л.С. Детская психология / собр. Соч. в 6 т. Т.4. – М., 1984.

16. Выготский Л.С. Основы дефектологии http://www.koob.ru

17. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Работник просвещения, 1926. – 247 с.

18. Выготский Л.С. Полное собрание сочинений. - М., 1984 т. 3

19. Выготский Л.С. Полное собрание сочинений. - М., 1984 т. 4

20. Гаврилова Т.П. Эмпатия и её особенности у детей младшего и среднего школьного возраста. – Дисс… канд. психол. наук. - М., 1977.– 150 с.

21. Гармаев Анатолий. Психопатический круг в семье М., 2002

22. Грибанова М. В. Преодоление влияния агрессивности на усвоение нравственных норм справедливости путем воспитания индивидуального стиля в игре. /Проблемы интегрального исследования индивида. Пермь 1988г. с. 74-85

23. Грибанова М.В. Преодоление влияния агрессивности на усвоение нравственных норм справедливости путем воспитания индивидуального стиля в игре //Проблемы интегрального исследования индивида. – Пермь, 1988. - С. 74-85.

24. Давыдова А.Н. Опыт экспериментально-психологических исследований волевых проявлений у детей раннего возраста //Уч. Записки ЛГУ №214, 1956

25. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. Эмоциональное развитие дошкольника. – М.: Просвещение, 1985.

26. Запорожец А. В. Избранные психологические труды в 2-х томах. – Т. 1. Психическое развитие ребенка /Под ред. Давыдова В.В., Зинченко В.П. - М., Педагогика, 1985. - 224 с.

27. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - Paris, 1934

28. Зеньковский В.В. Психология детства. - М. 1996

29. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта – М., 2006

30. Ильин И.А. Религиозная философия – Соч. В 2-х томах, М., 1994

31. Кле М. Психология подростка /психосексуальное развитие/ - М., 1991.

32. Книга 2. Записки по дидактике. Тверь, "Булат", 2003 www.fond.ru/book/fadd2.htm

33. Коган И.М. Особенности образа человека у студентов педагогических специальностей //Навчально-методичний посiбник для практичних психологiв. Психологiчна супровiдь нвчально виховного процесу. Луганск, Знание, 2008

34. Коган И.М. Наши дети и современный мир — Луганск, 2009

35. Коган И.М. Развитие эмпатии у младших школьников, Луганск, 2006

36. Коган И.М. Эмпатия и особенности её развития в младшем школьном возрасте. - Дисс...канд. Псих. Наук. - Киев, 2004

37. Коган І.М. Особливості екзистенційних уявлень у дітей шкільного віку //Актуальні проблеми психології. Екологічна психологія. Зб. наук. праць Інституту психології ім. Г.С.Костюка АПН України /За ред. акад. Максименка С.Д. – К.: 2004. – Т. 7, вип. 2. – С. 65-72.

38. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989.

39. Крайг Г. Психология развития. – СПб, 2000.

40. Кряжева Н.Л. - Развитие эмоционального мира детей – Ярославль, 1996

41. Левитов Н.Д. «Вопросы психологии характера» - М. 1952

42. Леонтьев А.Н. Воля //Вестник МГУ сер.14 – 1993 №2

43. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка / Избр. психол. произв. в 2 т. Т.1. – М., 1983.

44. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие для вузов по спец. "Психология" / Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. - М.: Смысл, 2000. - 509 с. www.zipsites.ru/books/lektsii_po_obsch_psikhologii/

45. Леонтьев А.Н. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Политиздат, 1977. - С. 159-206.

46. Либерман А.А. К вопросу о ведущей деятельности современных подростков // Вопросы психологии — 2005 №4

47. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.

48. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1984. –144 с.

49. Лосский Н.О. Избранное М., «Правда», 1991

50. Макаренко А.С. Книга для родителей /Педагогическое сочинение. В 8-ми т. – Т. 7. 1975.

51. Медведева И. Шишова Т. - Книга для трудных родителей М.,

52. Медведева И. Шишова Т.- Разноцветные белые вороны М. Семья и школа, 1996

53. Мухина В.С. Детская психология. – М., 1985.

54. Непомнящая Н.И. становление личности ребёнка 6-7 лет. – М., 1992

55. Непомнящая Н.И. Становление личности ребёнка 6-7 лет. – М.: Педагогика, 1992. – 160 с.

56. Обухова Л.Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы. – М., 1995.

57. Особенности психологического развития у детей 6-7 летнего возраста. /Под ред. Эльконина Д.Б., Венгера А.Л. – М.: Педагогика, 1988. – 150 с.

58. Осорина М.В. – Секретный мир детей – Питер, 1999

59. Петровский А.В. Психология в России ХХ век. - М., 2000

60. Петровский А.В Возрастная и педагогическая психология М., 1973

61. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1987.

62. Плотникова Е.Е. О роли особенностей личности и её отношений в развитии неврастении //Уч. Записки ЛГУ №214, 1956

63. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В.Давыдова. – М., 1990.

64. Рубинштейн С.Я. Основы общей психологии. - Изд. 2-е. – М., 1946. – 610 с.

65. Рубиштейн С.Л. Человек и мир – М., 1997

66. Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Творения.

67. Слободчиков В.И. Антропологический принцип в психологии развития //Вопросы психологии.- 1998. - №6

68. Социология - учебник Бельский В.Ю. – М., 2002

69. Стрелкова Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников. – М., 1988. – 180 с.

70. Стрелкова Л.П. Роль игры-драматизации в развитии эмоций у дошкольников //Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста. – М., 1978. – С. 139-144.

71. Субботский Е.В. Генезис морального поведения дошкольников. – М.: Вестник МГУ, 1978, № 3. (Серия: Психология).

72. Субботский Е.В. Как рождается личность. – М., 1986.

73. Сухарев А.В. Этнофункциональный подход к проблеме психического развития человека

// Вопросы психологии – 2002, №2

74. Сурожский Антоний Митрополит О самопознании // Вопросы психологии – 1994 №5

75. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – М.: Педагогика, 1981. – 288 с.

76. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике — М., Педагогика, 1990

77. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Изд. 2-е. – К.: Рад. школа, 1972

78. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М., 2001

79. Ухтомский А.А. Интуиция совести — Петербург, 1996

80. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах, М., 1979, т.1.

81. Флоренская Т.А. «Диалог в практической психологии» - М. 1991

82. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990.

83. Франкл В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. - Спб. 2000

84. Франк Семён Л. Духовные основы общества. Москва, 1992

85. Франк Семён Л. Русское мировоззрение. «Наука». Санкт-Петербург, 1996.

86. Франк С.Л. Реальность и человек. - С-Петербург, 1997

87. Франк С. Русское мировоззрение. – Спб: Наука, 1996.

88. Фромм Э. Душа человека. - М., 1997

89. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Работы авторов периода 1918-1945 гг. – М., 1980.

90. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Работы советских психологов периода 1946-1980 гг. – М., 1981.

91. Шестун Евгений Православная педагогика — М. 2001

92. Шишова Т.Л. Подсказки для родителей — С-П., 2008

93. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. – М.: Республика, 1992. – 448 с.

94. Эльконин Д.Б. Детская психология / Развитие ребенка от рождения до 7 лет/ - М., 1960

95. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989

96. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978.

97. Эмоциональное развитие дошкольника //Под ред. Кошелевой А.Д. – М.: Просвещение, 1985

98. Якобсон С.Г., Морева Т.М. Образ себя и моральное поведение дошкольника //Вопросы психологии, 1989, № 6.

99. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. – М.: Педагогика, 1984. – 164 с.

100. Якобсон С.Г. Формирование Я – потенциально положительного как метод регуляции поведения дошкольников // Вопросы психологии – 1997 №3

101. Elkind, D.1990 Total verwirrt. „Kabel“. Hamburg.

102. Erikson, E. H 1975: Dimensionen ener neuen Identität. Suhrkamp, Frankfurt am Main

103. Oerter, R. 1999: Markirungen

104. Oerter, R. 1987: Moderne Entwicklungspsychologie

105. Oerter, R 1999: Das Menschenbild im Kulturvergleich. Menschenbilder in der modernen Gesellschaft. Band 15.

106. Remschmidt, H.1992: Entwicklung und Entwicklungskrisen im Jungenalter. Georg Thieme Verlag. Stuttgart. New York.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру