Психология воспитания. Воспитание воли

1. Основные атрибуты воли. Связь воли и личности.

2. Роль ведущей направленности в волевом акте.

3. Стратегические линии воспитания воли.

- воспитание нравственности и воли — две стороны одного процесса

- Роль полезных привычек в воспитании воли

- роль предвосхищения последствий выбора

В философии воля понимается как любое осознанное, целенаправленное действие, предполагающее преодоление трудностей и свободный выбор. В психологи воля понимается как сознательное регулирование человеком своего поведения, выраженное в умении преодолевать трудности при достижении цели. Из этих видов понимания воли можно выделить основные её признаки: это — осознанность, целенаправленность, свободный выбор, преодоление трудностей. Являются ли эти признаки обязательными атрибутами воли, и существуют ли другие категории или основания определяющие смысловое содержание волевого акта, его назначения?

Первым признаком волевого акта является наличие сознательного намерения или произволения. Слова произвольность, произволение, произвол имеют один и тот же корень, что и воля, однако не всегда произвольное поведение, тем более произвол являются формами волевого акта. Например, ребёнок требует купить ему какую-нибудь игрушку или он тайно покупает вместо хлеба, мороженое. У ребёнка есть осознанность, цель, свободный выбор. Однако, можем ли мы говорит в этом случае о проявлении воли? Нет. Скорее это своеволие, что ничего общего с волей не имеет, так как воля, напротив, предполагает отказ от непосредственных импульсивных желаний. Как часто современные родители принимают своеволие ребёнка за проявления воли, силы и настойчивости. Для волевого акта характерно не переживание «я хочу», а переживание «надо», « я должен».

Отсюда делаем первый вывод: осознанность и целенаправленность не являются основными и достаточными признаками воли.

Что же является основным, отличительным признаком воли? Может быть наличие выбора и преодоление препятствий?

А.Н. Леонтьев говорит, что наличие выбора и преодоление препятствий так же не являются обязательными признаками волевого акта. Примером тому является отсутствие выбора в ситуации выполнения приказа, предполагающего наличие воли. А так же отсутствие волевого акта в случае преодоления препятствий, например, наркоманом в поисках наркотика.

Таким образом, перечисленные признаки воли: осознанность, целенаправленность, наличие выбора и преодоление трудностей не являются достаточными даже в своей совокупности для выявления сущности волевого акта, для того чтобы квалифицировать какое-либо поведение как волевое. Что же является главным, ведущим признаком воли? Что даёт побуждающую силу волевому действию?

Мы никогда не ответим на этот вопрос, если будем рассматривать волю в отрыве от личности. Воля как высшая форма поведения тесно связанна с личностью. Именно в этом контексте воля приобретает личностный смысл и становиться орудием личности, инструментом преображения личности (добрая воля), или орудие смерти (злая воля).

Поскольку воля сама по себе не является самодостаточной, т.е. не имеющей смысла в самой себе и своё назначение может исполнить лишь в личности, являясь её орудием, постольку и направляющую и двигающую силу воли нужно искать в личности. В том, что находиться внутри личности и её определяет.

Специфика личности определяется, тем что для неё является главным, ведущим, т.е. ведущим мотивом или совокупностью ведущих мотивов, составляющих направленность личности. Именно ведущий мотив даёт силу и энергию, запускает волевой механизм. Если ведущий мотив нравственный, социальный, то именно он запускает волевой механизм, тогда волевой акт может быть подчинён служению, если ведущий мотив асоциальный, то этот волевой акт будет исполнен асоциально, злонамеренно, преступно. Бывают эгоистичные ведущие мотивы, тогда воля будет работать в этом направлении, удовлетворяя эгоистическую направленность.

Почему иногда человеку трудно исполнить какое-либо доброе дело или совершить нравственный поступок? Почему у него нет на это сил? Энергия волевого акта задаётся ведущим мотивом, если этот мотив не стал ведущим, то сил на исполнение нет. Поэтому важнейшей задачей психологии волевого воспитания является обеспечение связи воли с нравственной направленностью, с формированием соответствующей мотивационной основы, иначе воспитание воли теряет смысл, ибо вне нравственных ориентиров волевое воспитание может приобрести характер эгоистичной и злонамеренной воли, которая у детей иногда приобретает характер своеволия.

Поэтому главным в развитии воли является обеспечение связи волевого воспитания с нравственным, которое задаёт верное направление волевому акту, исполняя основной смысл воспитания, что сопровождается не только преодолением трудностей, но и радостью, так как приносит радостное чувство выполненного долга. Об этом же говорил и А.Н. Леонтьев, подчёркивая тесную связь воли с совестью.[44]

Воля — конь (сильный или слабый). Всадник — личность, управляющая конём. Вместе с тем, взращивание нравственности без волевого воспитания, подобно воспитанию красивой птицы, которую не научили летать.

Обозначим стратегические линии в воспитании воли.

Сила волевого акта в направленности личности

1. Центральным моментом в развитии воли является воспитание направленности. Направленность — центр. На что будут направленны волевые усилия: на добро или на зло (злонамеренность). Связь воли с доминирующей направленностью личности задаёт волевому поведению положительную мотивацию, соединяют волевые усилия с радостью, чувством удовлетворения выполненного долга. Иначе воля не соединённая с высшими мотивами, наполняется совсем другой (соответственно низшей) побудительной силой. Например, преодоление трудностей может иметь под собой не совершенную мотивацию (мотивы тщеславия, гордости и др.) либо при асоциальных установках злонамеренную волю. Поскольку воспитание это взращивание личности через создание такой иерархии мотивов, где высший мотив — мотив долга и любви, то развитие воли должно служить этой цели. Создание верной мотивации при постепенном приучении к преодолению трудностей — самый важный момент воспитания воли. «Воспитание воли и воспитание нравственности — две стороны одного и того же процесса». [6, с.304] Социальный мотив — ведущий мотив волевого поведения - опыт В.А. Сухомлинского — пример этому.[77] Труд для благо другого, для помощи одиноким, больным, оставленным. Труд для создания Красоты, для радости других людей. Такая мотивация превращает иногда нелёгкий труд в радость. При таком подходе к воспитанию, где труд соединен с радостью, нет места невротическим расстройствам, скуки, лени, тяги к развлечениям, эгоцентризму. Невротизация, стресс, фрустрация, алкоголизация, наркотизация современного человека имеет много причин. Однако выход из этого состояния, как показывают многие исследования, заключается в налаживании различных форм служения, включённости в общественно-полезную деятельность. Б.С. Братусь описывает практику Гаванской психиатрической клиники, где через постепенное приобщение к труду с опорой на интересы, потребности и возможности психиатрических больных удаётся исцелить их и включить в систему отношений с людьми. «Родителям и воспитателям следует знать, что заложенные в раннем детстве просоциалные установки (умение не только брать, но и щедро отдавать, не только потреблять, но творить) не просто обеспечивают необходимые основы для будущей жизни, но и создают главную опору, на которую можно будет опереться в случае, если придёт тяжкое испытание судьбы — болезнь». [8, с. 194] Поэтому важным моментом в развитии воли является успешное соединение нравственного и волевого воспитания, при условии наличия идеала, нравственных привычек, имеющих собственную побудительную силу.

О связи волевых и целенаправленных действий с тягой к добру говорит К.Д Ушинский: «Принуждать себя вечно никто не в состоянии и если человек не разовьёт интерес к добру, то он недолго пройдёт по хорошей дороге». [80, с.291]

Роль полезных привычек в воспитании воли

2. Второй немаловажный момент в развитии воли приобретает формирование полезных привычек. «Чем больше есть у ребёнка удачных и ценных привычек, тем легче и экономнее, тем быстрее идёт его психическое развитие. Положительно неоценима эта благотворная роль хороших привычек в развитии ребёнка!» [28, с.302]

«Добрая привычка есть нравственный капитал» - говорит К.Д. Ушинский, объясняя это тем, что привычка, превратившись в бессознательную потребность сохраняет силу и время, человек не будет ежеминутно призывать на помощь своё сознание и свою волю, а употребит их на что-нибудь важное.

Воспользуемся полезными советами К.Д. Ушинского, описывающего условия выработки привычек. [80] Вот эти условия:

1. Периодичность действий есть одно из существенных условий установления привычки.

2. Для укоренения её требуется время.

3. При укоренении привычки издерживается сила и если мы будем укоренять много привычек разом, то можем сами мешать своему делу.

4. Об искоренении вредных привычек: если мы, искореняя привычку не дадим в тоже время другой деятельности ребёнку, то он поневоле будет действовать по-старому. Где царствует беспрестанная правильная деятельность детей множество дурных привычек глохнут и уничтожаются сами собой.

3. Постепенное приобщение к труду, упорядоченная и организованная жизнь семьи, целесообразный режим — виды деятельности в которых воспитывается воля. В «Лекциях для родителей» А.С. Макаренко [50] перечисляет некоторые виды детской работы по дому. (Поливать цветы, вытирать пыль на подоконниках, накрывать стол перед обедом, кормить животных, уборка комнаты или квартиры, пришивать пуговицы, помогать по кухне и т. п.) Труд является той формой организации жизни, в которой формируется воля. О роли труда, и непросто труда, а труда во благо, свободного, душевного, творящего много говорит К.Д. Ушинский. Приведём некоторые цитаты из его работ. «Труд, как мы его понимаем, есть такая свободная и согласная с христианской нравственностью деятельность человека, на которую он решается по безусловной необходимости её для достижения истинно-человеческой цели в жизни» (т.9, с.569) «Дать человеку деятельность, которая наполняла бы его душу и могла бы наполнять её вечно … дать по возможности полную, широкую, поглощающую её деятельность» (т.10 с. 372-373) «Самоё счастье нашей жизни измеряется делом, которое мы делаем, что вне труда нет счастья и что единственное здоровое наслаждение человека состоит в отдыхе после труда ... труд без трудностей невозможен, ибо трудность составляет всю сущность труда» (80, с. 418- 419) «Созидательный и свободный труд один способен составить счастье человека, а наслаждения являются лишь сопровождающим явлениям. Но труд потому и труд, что он труден, а потому и дорога к счастью трудна». (80, с. 576)

Некоторые аспекты развития воли

Волевое действие связано с инициативностью и самостоятельностью, целеполаганием, решительностью, предполагающая мобилизацию духовных сил, необходимых на этапе борьбы мотивов и принятия решения. В этом отношении важно что «...мотивы долга, необходимости становятся не только осознано более значимыми, но и более привлекательными эмоционально» [6, с.304] Важным моментом на этапе принятия решения является способность предвосхитить последствия того или иного выбора: «...в победе поведения, соответствующего сознательно выбранному, более ценному мотиву, решающую роль играет не просто рассуждения и взвешивания, а умение человека предвидеть последствия своих поступков, представить себе с достаточной яркостью ту ситуацию, в которую он попадёт, если поступит иначе. Непосредственные влечения сильны тем, что их «поддерживают» эмоции; значит надо противопоставить эмоции другого рода.» [6, с.304]

В.В. Зеньковский выделяет важность сознания того, что человек обладает волей. Осознание того, что у нас есть воля делает возможным работу воли, наполняет человека сознанием своей мощи, что «включает» активность.

«Для того, чтобы возникла волевая активность, необходимо, чтобы активность определялась не тем порывом, который психически продвигает в нас инстинктивные устремления, не чувством, ищущим своего выражения, как это имеет место в выразительной активности. Пока причина движений лежит в инстинктивной или эмоциональной сфере, воли ещё нет.... Для того, чтобы у нас проявилась волевая активность, необходимы два условия: наличность в нас волевой функции ... и знание о том, что мы этой функцией обладаем» [28, с. 112-113]

 Другим интересным моментом, который отмечает А.Н. Леонтьев [44], является то, что волевой акт начинается легче, если доминирующий мотив представлен идеально, в виде представлений (идеальная мотивация), т.е. несомненно важна роль идеала, а так же социальный мотив, направляющий волю на уровень служения.

Итак, основное, что нужно учесть в воспитании воли это формирование волевых качеств на основе нравственных убеждений, создание положительных привычек, поддержка инициативы, самостоятельности, целенаправленности, развитие умения предвосхищать свой выбор в плане осознания его последствий и соответственно ответственности за них, а так же создание условий для труда, упорядоченной и организованной жизни.

В волевом воспитании уместно выдерживать некоторые моменты, которые позволят предотвратить хаотичность в исполнении самых благих волевых действий. Поэтому в последующих лекциях мы рассмотрим особенности психологии воспитания воли, приёмы, помогающие развитию волевых качеств на разных возрастных этапах.

Вопросы для повторения

1. Почему волевое развитие необходимо сочетать с нравственным?

2. Какое значение имеет сильная воля вне нравственности? К чему это может привести?

3. В чём проявляется волевое действие? Являются ли проявлением воли свободный выбор, преодоление трудностей, целенаправленность, инициативность?

4. Могут ли быть перечисленные проявления воли достаточными для того, чтобы говорить о волевом акте? Если нет, то что является условием проявления полноты волевого акта?

Практическое задание:

1. Определите является ли поведение Саши волевым?

На уроке в первом классе учительница предложила почитать детям рассказ Л.Н. Толстого «Филиппок». В классе был постоянный нарушитель дисциплины живой и смешливый мальчик Филипп. Услышав название рассказа он смутился и немного оскорбился, дети стали смеяться и как бы в его адрес повторять: «Филиппок, Филиппок». Тогда встал Саша (Филипп был его другом) и очень серьёзно и смело (вопреки учителю и всему классу) сказал: «А я не буду слушать этот рассказ!» Другие дети начали присоединятся к Саше. В классе возникло единодушное: «А мы не будем слушать этот рассказ!»


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру