Психология воспитания. Лекция первая

Психологический смысл воспитания
Онтологические аспекты личности в психологии
Ведущая направленность личности. Смысл воспитания


Цели воспитания

Сегодня, когда кажется, что мир перевернулся и в нём если и осталось место для правды, то небольшое, писать о воспитании трудно, но очень необходимо, иначе будущее наше, а это наши дети — сомнительно. Даже в наше смутное время Истина не исчезла, продолжает быть и его никто и никогда отменить не может. Наша задача попытаться к ней приблизиться, её открыть, знать о ней и попытаться жить и воспитывать детей согласно незыблемым законам, которые имеют непреходящий, абсолютный характер, не взирая ни на времена, ни на народы.

Задача этих лекций состоит в том, чтобы раскрыть психологический смысл воспитания, попытаться разобраться в современных представлениях на проблему личности и воспитания, вычленить предмет и задачи психологии воспитания, а так же рассмотреть психологию воспитания самопознания, воли и нравственного воспитания, являющимися главными в формировании личности, на что указывал ещё Я.А. Коменский.

Рассматривать психологию воспитания невозможно, не определив цели воспитания. Определить цель воспитания - значит ответить на вопрос: зачем, собственно, воспитывать детей? Вполне логично, что ответы на вопросы: «Зачем воспитывать детей? В чём смысл воспитания?» могут быть найдены только в контексте цели и смысла человеческой жизни. Если мы правильно понимаем смысл жизни человека, то соответственно и цели воспитания поняты правильно, если же цель жизни понимается неверно, соответственно не правильно понимаются и задачи воспитания. В связи с этим можно сказать, что есть верное и неверное понимание смысла жизни, следовательно, есть верное и неверное понимание целей и задач воспитания.

Глядя на современных детей, подростков и юношей, можно утверждать, что существуют огромные проблемы, связанные с воспитанием. Размытость представлений о том, как воспитывать, кого, зачем – примета нашего времени. Неопределённость целей воспитания является следствием неопределённости цели и смысла жизни, дезориентацией, неверным определением смыслового содержания жизни. В психологии вопросы смысла человеческой жизни прямо не ставились, так как это не входило в задачи психологии, однако, психология не может обойти их.

Где же следует искать смысловые аспекты жизни?


Вряд ли их можно найти во временном, преходящем. Местом и источником смысла можно считать то, что не исчезает во времени, что развивается, преобразуется, зачем-то воспитывается. Этим сущностным феноменом жизни, её средоточием является личность - предмет изучения многих наук, в том числе и психологии. До сих пор не существует однозначного и общепринятого определения личности, вследствие не столько сложности этого феномена, сколько её сакральности. Поэтому попытки определить личность оказываются столь разнообразными. Являясь феноменом не материальным, личность не поддаётся чувственному восприятию, хотя реальность личности очевидна, и проявления её могут быть вполне доступны.

В чём состоит сущность и смысл личности? Почему и зачем личность существует? Где следует искать ответы на эти вопросы?

Исследуя психику, психология не может оставить в стороне изучение личности. Изучая личность, психология выходит в область мотивации, потребностей, ценностей, установок. Таким образом психология вступает в область метафизическую, обойти которую она не может. Теоретические обобщения и опытные сведения, накопленные психологией личности касаются онтологических вопросов бытия, без решения которых сущность и задачи личности не могут быть определены. Претендовать на решение экзистенциальных проблем человека психология не может, но она не должна ограничиваться исследованием психических процессов, свойств, состояний.

Существуют следующие основания, которые заставляют нас обратится к проблеме личности.

Во-первых, личность является предметом воспитания.

Во-вторых, именно в личности находиться смысловой центр жизни, а соответственно и смысл и цели воспитания.

Поэтому мы попытаемся подойти к вопросу о целях воспитания через обзор различных подходов к пониманию личности, который сложился в психологической науке, оставляя за рамками внимания философские и религиозные подходы в объяснении природы личности, так как это не является задачей наших лекций.

Итак, рассмотрим попытки онтологического осмысления личности, которые предпринимались в психологии.

Что же такое личность?

Что такое личность? Зачем существует личность? Почему личность эта нематериальная субстанция существует? Хотя метафизическая личность имеет свои вполне физические проявления в поведении, поступках, чертах характера. В отношении ко всему окружающему у человека проглядываются особенности его личности, которые никогда до конца не могут быть раскрыты. Вполне материальные проявления нематериальной личности свидетельствуют о факте её существования. Неслучайно личность является предметом исследования, разных областей знания.

Путь отечественной психологии в основном проложен через понимание личности, прежде всего, как категории нравственной, так как сущность личности определяется через отношение к другому человеку. В работах классиков отечественной психологии Л.С. Выготского, С.Л Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Л.И. Божович, М.И. Лисиной это мысль доказывается со всей очевидностью теоретических исследований и экспериментальных данных вполне однозначно.

Мысль о том, что условием существования личности является другой человек, о том, что личность познаётся, и становиться только через других людей пронизывает всю отечественную психологию и философию. Л.С. Выготский о личности писал: «Через других мы становимся самими собой», «Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она представляет для других, это и есть процесс становления личности» [18, с.144]

Самый беспристрастный анализ приводит нас к тому, что сущность личности в её психологическом понимании проявляется только через отношение к другим людям. Посудите сами, какое бы мы ни взяли определение личности, каждое из них предполагает систему мотивации, ценностей, интересов, потребностей, характера. Все эти составляющие могут существовать и быть обнаружены, только в контексте отношения к другому человеку. «Лишь через отношение к другому человеку человек существует как человек» [65, с.97] «Родовое свойство человека раскрывается через отношение одного человека к другому», «Общее проявляется в единичном через отношение единичного к единичному» [65, с.65] Следовательно, личность проявляется в основном по отношению к другому человеку.

Такое понимание личности не может лежать вне связи с моралью. Это связь настолько очевидна, что игнорирование и исключение морального компонента неизбежно приводит к аморальной личности.

Попытки рассматривать личность вне контекста моральных отношений были предприняты в некоторых школах западной психологии, где отрыв личности от нравственности проступил особенно ярко. Эти широко известные западные направления (см. табл. 1) не затрагивают духовного в человеке, а пытаются определить личность через саму себя, через собственную систему потребностей. «Самоутверждение всегда равносильно отвержению, отрицанию другого. И как только мы принимаем другого, мы уже не можем утверждать себя по-прежнему…» [74].

Для того, чтобы наглядно представить основные идеи наиболее популярных школ западной психологии, перечислим основные направления западной психологии личности, основные школы и направления, обозначим источник развития личности, основное назначение личности

Психоанализ: З. Фрейд
Сексуальный инстинкт. Либидо.
Сублимация.
Преобразование энергии либидо в социально приемлемые формы поведения.

Индивидуальная психология Адлера
Стремление к превосходству. Преодоление комплекса неполноценности.

Аналитическая теория личности К. Юнга
Самость как интегрирующая сила всех аспектов души Развитие самости. Самореализация.

Эпигенетическая психология Э. Эриксона Личностные и социальные кризисы (в соответствии со стадиями развития)
Социальная адаптация

Гуманистическая психология
Маслоу

К. Рождерс Потребность в самоактуализации потребность в позитивном внимании
Самоактуализация как полное использование своего потенциала

Все представленные направления объединены следующими особенностями, которые по своей сути противоречат пониманию личности в отечественной психологии и состоят в следующем:

Личность рассматривается сама в себе и сама для себя. Согласно идеям отечественной психологии личность проявляется через отношение к другому человеку.
Личность рассматривается вне нравственных категорий и ориентиров, вне морали (при этом вполне реальна аморальная личность).
В рассмотрении источников развития личности представленные
школы находятся на уровне эго потребностей. Ограничиваясь констатацией наличия этих потребностей, они уходят из сферы ценностей, уводят личность от самой себя, в сферу эгоцентризма.

Эти попытки рассматривать личность как нечто само по себе нейтральное, не имеющее своего вектора, в принципе определяющего существование личности, просто отрицают личность саму по себе, так как как игнорируют тот факт, что личность вне вертикальной плоскости смыслов и ценностей, вне нравственности — это личность не исполненная смыслом.

«Нормальное развитие – это такое развитие, которое ведёт человека к
обретению им родовой человеческой сущности. Условиями и критериями этого является отношение к другому человеку», и далее Братусь Б.С. пишет: «Человек может быть вполне психически здоров, …и одновременно – личностно ущербным (не направлять свою жизнь к достижению человеческой сущности)… психически здоров, но личностно болен.»[10, с.76]

Общество эгоцентричных и эгоистичных людей – ущербное общество.
Как известно, отклонения личности и невротическое развитие тесно
связано с эгоцентрической ориентацией человека и является причиной различных невротических и личностных расстройств. Об этом пишет Б.С Братусь, занимавшийся аномалиями личности в психиатрической клинике на Кубе : «Наши данные так же показывают, что отклонения личности, невротическое развитие тесно связано с эгоцентрической ориентацией человека» [10, с.79] Т.А. Флоренская [81] говорит о том, что источником психологических проблем личности является нарушение нравственных законов. В школе Л.И. Божович В.Э. Чудновским, М.С. Неймарк, Л.С. и Славиной была разработана проблема направленности личности (что доминирует в личности). Если доминируют мотивы самоутверждения, благополучия, личного успеха в ущерб другим – это эгоистическая направленность. Если доминируют мотивы помощи другим, познания, творчества – это общественная ( деловая) направленность. Оказалось, что подростки, у которых направленность эгоистическая, менее благополучны в своём психическом развитии. Они делают всё для себя, для своего успеха, своих достижений, а получается, что живут себе во вред. С такими подростками меньше дружат. Они хотят быть признанными, любимыми, но оказывается, что они меньше любимы. Возникает парадоксальная ситуация: чем больше человек стремится к самоутверждению, признанию, тем меньше он оказывается удовлетворённым.

Остановимся теперь на тех наиболее популярных направлениях в психологии, которые попытались раскрыть онтологические аспекты личности и вывели понимание личности из сферы эгоцентризма, области собственной системы потребностей в мета-область смыслов и ценностей.

В зарубежной психологии это основатель логотерапии В. Франкл. Так или иначе, смысловые аспекты жизни личности рассматривались в гуманистических направлениях А.Маслоу, Э. Фромма, К. Роджерса, Р. Мей. В отечественной психологии сущность и критерии зрелой личности были раскрыты А. Н. Леонтьевым и Л.И. Божович, и др. исследователями, духовные аспекты личности затрагивались Т.А. Флоренской (в практике психологического консультирования), в мета-область вывел личность А.В. Петровский в своей идее персонализации.

Остановимся подробнее на некоторых из этих направлений.

Основоположник гуманистической психологии А.Маслоу, положил начало новой картине человека, радикально отличной от изображения человека в психоанализе и бихевиоризме. Главным прорывом явилось восприятие человека как существа целостного, созидательного и главное существа наделённого высшими, мета-потребностями. Эмпирические исследования Маслоу сконцентрированы на идее самоактуализации, которая утверждает, что цель человека в его самоактуализации или реализации себя, своих возможностей. В отличие от других направлений западной психологии заслуга Маслоу в том, что он ушёл от инстинктов к метаобласти, в позитивное восприятие человека.

В рамках такого понимания высшей целью человека признаётся самоактуализация. Вероятно с этих позиций трактуется смысл личности. Тогда возникает вопрос: «Зачем человеку самоактуализироваться?» Как осуществляется оценка последствий самоактуализации? Пушкин спасает, а Гитлер? Это два случая самоактуализации. Если человек актуализирует свои пристрастия и желания, не взирая на их последствия?

Интересный эксперимент провёл А.В. Петровский [59] с молодыми художниками. Он предложил молодым художникам обсудить следующую ситуацию: «Отныне вы получаете превосходную отдельную мастерскую (а это для них это проблема), лучшие краски, холсты. За картину вы получаете по самой высокой ставке и почётное звание, но при одном обязательном условии: ваши картины никогда не увидит ни один человек. Согласны?» Последовал единодушный отказ. Это доказывает мысль, что самоактуализация, самовыражение не являются главным мотивом. Главным, по мнению А.В. Петровского, является перенести себя, своё мироощущение в других людей.

Остроумная критика В. Франкла центрального тезиса западной гуманистической психологии о самоактуализации личности заключается в сравнении самоактуализации с бумерангом, задача которого вовсе не в том, чтобы он вернулся к тому, кто его послал (хотя большинство считают это именно так), а в том, чтобы поразить цель. Возврат на самом деле, есть свидетельство не прибытка, а неудачи или промаха. То же и с самоактуализацией личности. Будучи направленной на самою себя, она означает промах в главном (В. Франкл, 1990) [83]

В идее самоактуализации личность замыкается на самой себе.

Логотерапия В. Франкла включает в себя идею исцеления пациентов смыслом жизни. Психологические болезни или отклонения он связывает с потерей человеком смысла своей жизни. Если человек находит смысл своей жизни, страданий, болезней, то происходит исцеление. В концентрационном лагере, где в числе узников был Виктор Франкл, он спасал пленных от самоубийства, тяжелейших депрессий и т.п. Была развита целая сеть «скорой помощи», где психотерапевта оповещали о тяжёлых случаях болезней, он шёл туда и спасал. Логотерапия В. Франкла очень помогает в конкретных случаях психотерапевтической практики. Современные экзистенциальные подходы в психотерапии основываются на его идеях. Однако В. Франкл ограничиваясь поиском смысла жизни в конкретной ситуации, в конкретную минуту (вероятно в этих условиях иначе и быть не могло) игнорирует универсальный смысл жизни. В нечеловеческих условиях концентрационного лагеря эта конкретика помогала осмыслить каждую минуту жизни и это вполне оправдано. Если подходить не практически, а методологически, то В. Франкл оставляет за рамками своего внимания абсолютный смысл и ценности человека, который называет абстрактным, без которого человек может потерять ориентиры даже в определении конкретного смысла жизни: «Ибо смысл жизни отличается от человека к человеку, со дня на день и от часа к часу. Следовательно, важен не смысл жизни в общем, но, скорее, специфический смысл жизни личности в данный момент». [82, с.195]

Игнорирование абсолютного смысла, означает игнорирование вектора для определения смысла личностного. Конкретика будней является нам лишь в качестве условий в которых личностный смысл может быть исполнен. Возможно в компетенцию психотерапевтической практики не входят решение вопросов онтологии, но занимаясь психотерапией врач имеет дело с личностью и обойти эти вопросы он не может, так как сам стоит на определённых мировоззренческих позициях. При всех оговорках нужно признать тот огромный вклад, который сделал Виктор Франкл в психологию и психотерапию. Читая В. Франкла ясно видно, что сам он опирался именно на абсолютные ценности, которые и помогли ему выжить в концентрационном лагере. Его вера в бессмертие души пронизывает все его психологические работы, особенно ясно это отражено в пьесе В. Фанкла «Синхронизация в Биркенвальде» (в книге «Сказать жизни ДА!»)

В отечественной психологии, анализируя путь развития в понимании личности, А.В. Петровский говорит, что уже в середине 70-х годов был преодолён «коллекционерский» подход к личности, превращающий её в некую ёмкость, принимающую в себя черты темперамента, характера, преобладающие потребности и интересы, способности, склонности, когда личность выступала как набор качеств, свойств, особенностей. …К концу 70–х годов ориентация на структурный подход к проблемам личности сменяется тенденцией системного подхода [59]. А. В. Петровский отмечает неразличимость понятий «системность» и «структурность», а так же то, что «структуралистические» декларации не были в своё время обоснованы и подтверждены методологически. Он принимает идею самотрансцендентности личности, делая следующий шаг в решении этой проблемы. Развивая эту мысль, он говорит: «Инобытие в других людях – это продолжение себя в другом… Обрести вторую, имеющую свою динамику, жизнь в других людях…Феномен персонализации открывает возможность пояснить проблему личного бессмертия» [59, с.157]

В идее персонализации А.В. Петровского, понимаемой как осуществление «вклада» в других людей, содержится представление о личностном бессмертии. Человек умирает, а его личностный «вклад» остаётся, таким образом, человек персонализируется в других людях. Значит, личность одного человека может запечатлеваться в других людях и таким образом жить, даже если человек умер. Из этой идеи вытекают два следствия: первое – чем значительнее «вклад» тем дольше живёт личность и второе – личностный вклад может быть как позитивный, так и негативный. Таким образом утверждается жизнь личности после смерти. А.В. Петровский говорит об этом, но прямо не связывает эту идею со смыслом человеческой жизни.

Занимаясь проблемами личности, он выходит в метаобласть (все «личностники», как правило, туда выходят) затрагивает проблему этики как вклада человека, имея ввиду, конечно, позитивный вклад, хотя это не обсуждается.

Из идеи персонализации «выпадают» люди, не оказавшие «вклад» в других. Например, человек, живущий только собой, своими эгоистическими интересами, или убийца, или человек, живущий вне общества. Можно ли отрицать наличие личности или личностного бессмертия в людях, которые не персонализируются в других? Если нет, то эта идея не может претендовать на полноту и всеобщность, а скорее может рассматриваться как одна из попыток прикоснутся к сущности личности. Вернее к одной из её сторон - воздействию личности на других людей. Идея персонализации А.В. Петровского как бы пытается вывести отечественную психологию личности в духовную мета область. Будучи бывшим фронтовиком, являясь свидетелем героизма обыкновенных людей, он вводит такую категорию как неадаптивная активность, косвенно пытаясь доказать духовную природу личности человека.

Эти выше представленные наиболее известные направления рассматривают отдельные аспекты личности, но не дают целостной картины личности, её основополагающей идеи, соотносящейся и согласующейся со смыслом жизни, уяснение которого необходимо для определения целей воспитания.

Ближе всего к пониманию онтологии личности в психологической науке подошли А.Н. Леонтьев, а так же Л.И. Божович и её сотрудники.

А.Н. Леонтьев, основоположник отечественной психологии называет иерархию мотивов одним из главных критериев развитой личности. «Структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизированных, мотивационных линий. Речь идет о том, что неполно описывается как "направленность личности ... Когда имеют в виду главный мотив, побуждающий человека, то обычно говорят о жизненной цели. Всегда ли, однако, этот мотив адекватно открывается сознанию?» Далее А.Н. Леонтьев рассуждает так: «Вся жизнь Скупого рыцаря направлена на одну цель: возведение "державы золота"... но жизнь обрывается ничем, цель оказалась бессмысленной. Словами "Ужасный век, ужасные сердца!" заканчивает Пушкин трагедию о Скупом.» [44, с.157] Здесь необходимо пояснить, что в отечественной психологии традиционно сложилось, что наличие иерархии мотивов является существенным признаком личности, но как справедливо рассуждает Братусь Б.С., вглядываясь в наследие А.Н. Леонтьева, что «главным является не вопрос о схождении мотивов в одной точке, их подчинении главному мотиву, но вопрос о том, какое место занимает эта точка в многомерном пространстве, составляющем реальную, хотя не всегда видимую индивидом подлинную действительность ... Но и здесь вся суть леонтьевского примера (скупого рыцаря) — это иерархия, этот главный мотив, будучи смещён от некоторой подлинной, но невидимой реальности, будучи вынесенным за её границы, несмотря на всю субъективную личностную осмысленность оказывается тем не менее, бессмысленным, пустым, дорогой в никуда, прахом личности» [9]

В противоположность этому А.Н. Леонтьев выводит основную идею личности: «Иная личность, с иной судьбой складывается, когда ведущий мотив-цель возвышается до истинно человеческого и не обосабливает человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, их благом... такие жизненные мотивы могут приобретать очень разное содержание и разную объективную значительность, но только они способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл и счастье жизни». [44]

Субъективно главный мотив может не являться объективно главным. Когда говориться об иерархии мотивов то нужно иметь ввиду не субъективную иерархию, где главный мотив низший (как у Скупого рыцаря), а объективную иерархию, которая соответствует объективному Предмету и требует наличия этого объективного Предмета (И.Ильин) [29]. Если речь идёт о зрелой личности, о норме личностного развития, то главный и высший мотив совпадают и соответствуют объективным ценностям (т.е. ценностям, выраженным в нравственном законе). Цель воспитания состоит в том, чтобы именно эти мотивы стали главными, а задача воспитания заключаются в создании условий для этого. Притча, рассказанная А.Н. Леонтьеву одним конюхом на Урале, демонстрирует эти утверждения: «Когда лошадь на трудной дороге начинает спотыкаться, то нужно не нахлестывать ее, а поднять ей голову повыше, чтобы дальше видела перед собой». [44]

Л.И. Божович развивает эти идеи в своих исследованиях развития личности: «Иерархическая структура мотивационной сферы в наиболее её развитой форме предполагает усвоение моральных ценностей... ставших доминирующими мотивами поведения...в случае, когда усвоенные ценности сами приобретают силу непосредственных побуждений... непосредственно подчиняя себе все другие побуждения. В этом случае можно говорить о гармонической структуре мотивационной сферы человека, а следовательно о гармонической структуре его личности.» [6, с.167]

Существенной чертой личности Л.И. Божович видит способность человека ставить цели, добиваться их осуществления, а в качестве основного критерия зрелой личности полагает способность господствовать над ситуацией.

Важным моментом в понимании личности является то, что главным в личности видится её мотивационная сфера (направленность, нравственные чувства, убеждения). Такой подход задаёт вектор развития личности, указывая её главное назначение, чего не делают «нейтральные» психологи, которые ограничивают понимание личности констатацией присущих личности атрибутов, оставляя за рамками своего внимания главное — задачу личности, её назначение и сущность. Такой системный, комплексный или «коллекционерский» подход являет собой иллюзию целостности и гармонии в понимании личности, так как личность не может быть сведена к сумме составляющих её частей, в которых «тонет» главное и определяющее. «Целостная структура личности определяется прежде всего её направленностью «... в основе направленности лежит устойчиво доминирующая система мотивов...Возникновение такого рода иерархии системы мотивов обеспечивает наивысшую устойчивость личности» [6 с. 170]

Л.И. Божович упоминает работы Б.И. Додонова, занимавшегося исследованием эмоциональной направленности: «на основе экспериментальных данных Б.И. Додонов, говорит, что структура личности приобретает гармоничность не на основе «соразмерного» и «пропорционального» развития всех её сторон, а в результате максимального развития тех способностей, которые создают доминирующую направленность его личности, придающую смысл всей жизни и деятельности человека. Б.И. Додонов доказывает, что такая как будто односторонняя направленность не препятствует, а наоборот стимулирует развитие многих других интересов и способностей и придаёт им, свойственный человеку индивидуальный личный смысл. [6]

Обобщая обзор различных взглядов и направлений на проблему личности в психологии, мы попытались проанализировать эти подходы с позиций поиска смысла личности, её онтологии, что поможет нам приблизиться к смыслу воспитания.

Итогом этого анализа является констатация того факта, личность понимаемая вне такой иерархической структуры, где высшие мотивы доминируют над низшими, приводит к пониманию личности «нейтральной», вне- или аморальной, к личности самой в себе, самой для себя, что по сути отрицает личность, замыкает её в самой себе, а следовательно не даёт ей транцендироваться, слиться с Тем, кто составляет её основную сущность и смысл, без которого само существование личности теряет свой смысл и делает существование личности в известном смысле сомнительным.
Поиски сущности личности прямо связаны с выяснением целей воспитания. Воспитывается личность. С учётом психологических, физиологических, биологических и возрастных особенностей. Воспитывать — значит способствовать развитию личности в правильном направлении.

В чём видятся задачи развития личности, если одним из критериев зрелой личности является наличие такой иерархии мотивационной сферы где, говоря словами Л.И. Божович, моральные ценности... стали доминирующими мотивами поведения?... В создании условий для этого.

Таким образом, цель воспитания может быть сведена к воспитанию такой направленности (совокупности ведущих мотивов личности), где нравственные ценности стали бы доминирующими. И если среда не способствует этому, то надо противостоять такой среде, создавая ту среду (микросреду), где это было бы возможным.

При том, что мы попытались обозначить главную цель воспитания, необходимо, как правильно отмечает А.В. Петровский, при весьма ясной общей цели, решить ряд конкретных целей воспитания для каждого возрастного периода, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей личности. Это предполагает ответы на вопросы: Каким должен быть ребёнок в два, четыре, семь, девять лет? Как сделать так, чтобы тема добра стала центральной и излюбленной темой ребёнка? Какие возрастные и психологические особенности при этом необходимо учитывать и на какие психологические закономерности можно опираться? Как создать оптимальные условия для решения задач воспитания? Какова специфика этих условий на каждом возрастном этапе? Каковы портреты личности в каждом возрастном периоде? и т.д

Вопросы для повторения

1. Почему цели воспитания нельзя рассматривать вне контекста смыла жизни?
2. Почему нельзя рассматривать личность вне морали? К чему могут привести и приводят подобные воззрения?
3. Каковы критерии зрелой личности?

Практические задания

Как можно говорить о зрелой личности с юношами? Родителями? Составьте набросок беседы.
Разработайте 15 минутное выступление на родительском собрании на тему «Цели воспитания»

Литература

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребёнка в мире//Вопросы психологии – 2002 №1

2. Абраменкова В.В Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – Москва-Воронеж, 2000; Спб., 2000. – 247 с.

3. Абрамова Г.С. Возрастная психология — М. 1997

4. Авдеева Н.Н. Привязанность ребёнка к матери и образ себя в раннем детстве // Вопросы психологии – 1997 № 4

5. Александрова Н.Х. Методологические особенности общения младших школьников с театральным искусством. // Формирование личности в онтогенезе. - М.: Сборник научных трудов.1991. – 36-57 с.

6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - Воронеж, 1997

7. Борисенко С.Б. Методы формирования и диагностики эмпатии учителей. – Дисс… канд. пед. наук. – Л., 1988. – 283 с.

8. Братусь Б.С. Аномалии личности - М., 1988

9. Братусь Б.С. Леонтьевские основания основных концепций личности // Вопросы психологии 2004 №4

10. Братусь Б.С Образ человека в гуманистической, нравственной и христианской психологии // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. Под ред. Д.А. Леоньтьева, В.Г. Щур, М., 1997 .

11. Валлон А. Психическое развитие ребёнка. – М., 1967. – 195 с.

12. Владимир Священномученик, Митрополит Киевский и Галицкий Беседы о православном воспитании детей – Минск, 2003

13. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. – М., 1979.

14. Выговская Л. П. Формирование у младших школьников эмпатийного отношения к одноклассникам //Республиканский научно-методический сборник. - Вып. № 38, 1992. - С. 28-34.

15. Выготский Л.С. Детская психология / собр. Соч. в 6 т. Т.4. – М., 1984.

16. Выготский Л.С. Основы дефектологии http://www.koob.ru

17. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Работник просвещения, 1926. – 247 с.

18. Выготский Л.С. Полное собрание сочинений. - М., 1984 т. 3

19. Выготский Л.С. Полное собрание сочинений. - М., 1984 т. 4

20. Гаврилова Т.П. Эмпатия и её особенности у детей младшего и среднего школьного возраста. – Дисс… канд. психол. наук. - М., 1977.– 150 с.

21. Гармаев Анатолий Психопатический круг в семье М., 2002

22. Грибанова М. В. Преодоление влияния агрессивности на усвоение нравственных норм справедливости путем воспитания индивидуального стиля в игре. /Проблемы интегрального исследования индивида. Пермь 1988г. с. 74-85

23. Грибанова М.В. Преодоление влияния агрессивности на усвоение нравственных норм справедливости путем воспитания индивидуального стиля в игре //Проблемы интегрального исследования индивида. – Пермь, 1988. - С. 74-85.

24. Давыдова А.Н. Опыт экспериментально-психологических исследований волевых проявлений у детей раннего возраста //Уч. Записки ЛГУ №214, 1956

25. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. Эмоциональное развитие дошкольника. – М.: Просвещение, 1985.

26. Запорожец А. В. Избранные психологические труды в 2-х томах. – Т. 1. Психическое развитие ребенка /Под ред. Давыдова В.В., Зинченко В.П. - М., Педагогика, 1985. - 224 с.

27. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - Paris, 1934

28. Зеньковский В.В. Психология детства. - М. 1996

29. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта – М., 2006

30. Ильин И.А. Религиозная философия – Соч. В 2-х томах, М., 1994

31. Кле М. Психология подростка /психосексуальное развитие/ - М., 1991.

32. Книга 2. Записки по дидактике. Тверь, "Булат", 2003 www.fond.ru/book/fadd2.htm

33. Коган И.М.Особенности образа человека у студентов педагогических специальностей //Навчально-методичний посiбник для практичних психологiв. Психологiчна супровiдь нвчально виховного процесу. Луганск, Знание, 2008

34. Коган И.М. Наши дети и современный мир — Луганск, 2009

35. Коган И.М. Развитие эмпатии у младших школьников, Луганск, 2006

36. Коган И.М. Эмпатия и особенности её развития в младшем школьном возрасте. - Дисс...канд. Псих. Наук. - Киев, 2004

37. Коган І.М. Особливості екзистенційних уявлень у дітей шкільного віку //Актуальні проблеми психології. Екологічна психологія. Зб. наук. праць Інституту психології ім. Г.С.Костюка АПН України /За ред. акад. Максименка С.Д. – К.: 2004. – Т. 7, вип. 2. – С. 65-72.

38. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989.

39. Крайг Г. Психология развития. – СПб, 2000.

40. Кряжева Н.Л. - Развитие эмоционального мира детей – Ярославль, 1996

41. Левитов Н.Д. «Вопросы психологии характера» - М. 1952

42. Леонтьев А.Н. Воля //Вестник МГУ сер.14 – 1993 №2

43. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка / Избр. психол. произв. в 2 т. Т.1. – М., 1983.

44. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие для вузов по спец. "Психология" / Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. - М.: Смысл, 2000. - 509 с. www.zipsites.ru/books/lektsii_po_obsch_psikhologii/

45. Леонтьев А.Н. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Политиздат, 1977. - С. 159-206.

46. Либерман А.А. К вопросу о ведущей деятельности современных подростков // Вопросы психологии — 2005 №4

47. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.

48. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1984. –144 с.

49. Лосский Н.О. Избранное М., «Правда», 1991

50. Макаренко А.С. Книга для родителей /Педагогическое сочинение. В 8-ми т. – Т. 7. 1975.

51. Медведева И. Шишова Т. - Книга для трудных родителей М.,

52. Медведева И. Шишова Т.- Разноцветные белые вороны М. Семья и школа, 1996

53. Мухина В.С. Детская психология. – М., 1985.

54. Непомнящая Н.И. становление личности ребёнка 6-7 лет. – М., 1992

55. Непомнящая Н.И. Становление личности ребёнка 6-7 лет. – М.: Педагогика, 1992. – 160 с.

56. Обухова Л.Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы. – М., 1995.

57. Особенности психологического развития у детей 6-7 летнего возраста. /Под ред. Эльконина Д.Б., Венгера А.Л. – М.: Педагогика, 1988. – 150 с.

58. Осорина М.В. – Секретный мир детей – Питер, 1999

59. Петровский А.В. Психология в России ХХ век. - М., 2000

60. Петровский А.В Возрастная и педагогическая психология М., 1973

61. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1987.

62. Плотникова Е.Е. О роли особенностей личности и её отношений в развитии неврастении //Уч. Записки ЛГУ №214, 1956

63. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В.Давыдова. – М., 1990.

64. Рубинштейн С.Я. Основы общей психологии. - Изд. 2-е. – М., 1946. – 610 с.

65. Рубиштейн С.Л. Человек и мир – М., 1997

66. Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Творения.

67. Слободчиков В.И. Антропологический принцип в психологии развития //Вопросы психологии.- 1998. - №6

68. Социология - учебник Бельский В.Ю. – М., 2002

69. Стрелкова Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников. – М., 1988. – 180 с.

70. Стрелкова Л.П. Роль игры-драматизации в развитии эмоций у дошкольников //Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста. – М., 1978. – С. 139-144.

71. Субботский Е.В. Генезис морального поведения дошкольников. – М.: Вестник МГУ, 1978, № 3. (Серия: Психология).

72. Субботский Е.В. Как рождается личность. – М., 1986.

73. Сухарев А.В. Этнофункциональный подход к проблеме психического развития человека

// Вопросы психологии – 2002, №2

74. Сурожский Антоний Митрополит О самопознании // Вопросы психологии – 1994 №5

75. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – М.: Педагогика, 1981. – 288 с.

76. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике — М., Педагогика, 1990

77. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Изд. 2-е. – К.: Рад. школа, 1972

78. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М., 2001

79. Ухтомский А.А. Интуиция совести — Петербург, 1996

80. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах, М., 1979, т.1.

81. Флоренская Т.А. «Диалог в практической психологии» - М. 1991

82. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990.

83. Франкл В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. - Спб. 2000

84. Франк Семён Л. Духовные основы общества. Москва, 1992

85. Франк Семён Л. Русское мировоззрение. «Наука». Санкт-Петербург, 1996.

86. Франк С.Л. Реальность и человек. - С-Петербург, 1997

87. Франк С. Русское мировоззрение. – Спб: Наука, 1996.

88. Фромм Э. Душа человека. - М., 1997

89. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Работы авторов периода 1918-1945 гг. – М., 1980.

90. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Работы советских психологов периода 1946-1980 гг. – М., 1981.

91. Шестун Евгений Православная педагогика — М. 2001

92. Шишова Т.Л. Подсказки для родителей — С-П., 2008

93. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. – М.: Республика, 1992. – 448 с.

94. Эльконин Д.Б. Детская психология / Развитие ребенка от рождения до 7 лет/ - М., 1960

95. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989

96. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978.

97. Эмоциональное развитие дошкольника //Под ред. Кошелевой А.Д. – М.: Просвещение, 1985

98. Якобсон С.Г., Морева Т.М. Образ себя и моральное поведение дошкольника //Вопросы психологии, 1989, № 6.

99. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. – М.: Педагогика, 1984. – 164 с.

100. Якобсон С.Г. Формирование Я – потенциально положительного как метод регуляции поведения дошкольников // Вопросы психологии – 1997 №3

101. Elkind, D.1990 Total verwirrt. „Kabel“. Hamburg.

102. Erikson, E. H 1975: Dimensionen ener neuen Identität. Suhrkamp, Frankfurt am Main

103. Oerter, R. 1999: Markirungen

104. Oerter, R. 1987: Moderne Entwicklungspsychologie

105. Oerter, R 1999: Das Menschenbild im Kulturvergleich. Menschenbilder in der modernen Gesellschaft. Band 15.

106. Remschmidt, H.1992: Entwicklung und Entwicklungskrisen im Jungenalter. Georg Thieme Verlag. Stuttgart. New York.



© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру