Социогенез как целостное понимание развития человечества

Понять значение духовно-нравственного воспитания можно и с позиций теоретического анализа социогенеза. К сожалению, одним из самых существенных недостатков науки в изучении человечества является то, что до сих пор оно не изучается как нечто единое и целостное, подобно тому как неживая материя изучается с позиций космогенеза, живая – с позиций биогенеза, человек – с позиций антропогенеза.

Максимум же, куда продвинулась наука в целостном изучении социальных явлений, – это изучение становления и развития человека – антропогенез, национальностей и народов – этногенез; отдельных сфер – ноосфера, техносфера.

А между тем развитие человечества как некой целостности – это не меньшая реальность, чем существование целостного пространства неживой или живой материи. И поэтому и социум должен изучаться как целостное явление и целостное пространство его бытия и функционирования.

В этих целях и необходимо ввести в науку категорию социогенез как понимание целостного развития человечества. Причем о социогенезе мы можем говорить как о неменьшей реальности, чем антропогенез. В то же время эта категория не только характеризует определенный социальный процесс, социальное явление, но и сам способ его понимания.

Важным недостатком отсутствия целостного видения человечества является то, что создается впечатление, что в мире изменяется все, кроме самого общества, которое представляет некоторую константу, или же, по крайней мере, оно изменяются только внешним образом, а внутренне оно остается некой постоянной величиной; да, социум может погибнуть, но он может погибнуть в силу внешних, а не внутренних причин, поскольку социум принципиально неизменен или же во всяком случае изменения носят чисто количественные характеристики.

Однако даже простой взгляд на развитие человечества как целостности позволяет увидеть, насколько изменяемым и подвижным является социум. Его изменения носят очень сложный и динамический характер, многократно превосходя все изменения, которые происходят во Вселенной. Достаточно посмотреть геополитическую карту мира за последние тысячелетия и увидеть, как стремительно меняются политические границы в каждый век. Чтобы представить, насколько стремительно изменяется человечество, надо сравнить с этими изменениями движение материков, биоценозов и т.д.

Важнейшая тенденция развития человечества – стремление к созданию единого социального пространства. Уже с древних времен человечество, так или иначе, стремится к созданию некоего целостного, по крайней мере, на уровне крупнейших цивилизаций, социума. И средние века – это пусть и слабо связанное, но в определенной мере единое человечество.

Если посмотреть на современное развитие человечества, отвлекшись от множества частностей, всех и всяческих кризисов, проблем, бед, катастроф, войн, то мы увидим, что сегодня реально идет становление единого социального пространства: это проявляется начиная с единого торгового пространства и заканчивая единым информационным пространством – Интернет действует сквозь любые границы.

Словом, даже внешне социум напоминает процессы, аналогичные геологическим и биологическим процессам: появляются и исчезают народы, государства, цивилизации. При этом в одних случаях величина человеческого потенциала: жизненного, духовного, нравственного, интеллектуального и т.д. – возрастает, а в других падает, вплоть до катастрофического, а то и полного исчезновения. Римский гражданин, римский народ, римское государство первых времен своего существования и последних десятилетий своего существования – это абсолютно разные явления. Какие причины привели к вымиранию римского народа, гибели римского государства?

Изменения социума носят не только внешний, но и глубоко внутренний характер: социум может рассыпаться, может интегрироваться с другими социумами, может раствориться в других социумах и т.д. и т.д.

И понять развитие человека после того, как появился человек разумный, то есть собственно человек, или современный человек, возможно только в пространстве становления и развития социума. Поэтому антропогенез не закончился с появления человека разумного, но как раз собственно развитие человека как человека и началось с появления человека разумного. Появление человека разумного – это не финишная, а стартовая черта в развитии человека. И чтобы понять, как и какими гигантскими темпами шло и идет развитие человека, надо анализировать его развитие с позиций социогенеза.

Какие факторы определяют развитие более-менее целостного социума – от отдельного рода до империй? Если посмотрим на развитие общества с позиций социогенеза, то увидим, что определяющим началом развития социумов в разные времена и у разных народов были разные факторы: военные, национальные, религиозные, экономические, научно-технические и т.д. и т.п.
В настоящее время, хотя еще идет складывание национальных государств, все более важным и реальным является цивилизационный фактор. Становление крупных цивилизаций особенно ярко видно на примере процессов интеграции в Западной Европе, которые захватывают в свою орбиту многие ее страны.

Российская цивилизация, назовите ее пятой империей или евразийским сообществом, – это единая цивилизация. Но еще не факт, что после распада Советского Союза она сложится в новую живую цивилизацию. Линия разлома Украина – Белоруссия. Какой вектор своего цивилизационного развития изберут Украина, Белоруссия и другие государства СНГ? Это очень больной вопрос!

В то же время сегодня реально идет складывание единого человечества. И это живая тенденция. И дело не только в гигантском товарообороте, и не только в фактически едином информационном пространстве, в едином финансовом пространстве – дело в какой-то быстро наступающей колоссальной ментальной и духовной унификации человечества.

При этом становление единого человечества, идущее в рамках самой беспощадной конкуренции, скорее напоминает государственный каннибализм, чем прогулку по Невскому проспекту. Да, так было с древних времен. Но с каждым новым временем борьба внутри человечества все более ожесточается: достаточно вспомнить Югославию, Ирак. Афганистан, а заодно и Советский Союз. Так что правило – «горе побежденным!» – не только сохраняется, но и становится все более зримым и действенным.

Однако гораздо более опасными, нежели внешние вызовы, становятся все более усложняющиеся внутренние вызовы. При анализе всего спектра возможных векторов развития человека и спектра реальных угроз очевидно, что гораздо скорее, чем исчерпываются природные ресурсы и нарастают экологические угрозы, наступает исчерпаемость человеческого потенциала, идет какая-то расслабленность человека и человечества. Современное человечество, особенно после развала СССР, напоминает последний день Помпеи – он все более начинают жить единственным часом, не думая о завтрашнем дне, даже следующем часе.

И даже сама тенденция – создание единого человечества – используется самым неразумным и примитивным образом: только как средство достижения прибыли за счет превращения народов в бессмысленный общечеловеческий скот, создания единой социальной массы с массовой культурой. И это на пороге наступающих глобальных, жесточайших кризисов: нехватки энергии, чистой воды, чистого хлеба, без чего человек и человечество обречены на очевидную смерть.

Но еще страшнее то, что для человечества все более закрывается Небо. И духовная энергия человечества все более становится темной, что обрекает человечество на страшнейшие бедствия. Что будут означать эти страшнейшие бедствия? Конец человечества?

Ввиду множества бед, проблем и вызовов, и даже пока не существующих, еще только надвигающихся, от человечества требуется невероятная собранность, а между тем сегодня оно ведет себя столь безответственно, столь безумно, что его поведение напоминает поведение гибнущих цивилизаций, когда наступает потеря всякого чувства опасности при реальном существовании их, желание не видеть и не думать об угрозах, какое-то невероятное желание отказаться, если угодно, от выполнения любой серьезной деятельности и, напротив безмерно возрастает какая-то безумная веселость и беззаботность, потребительство превращается в абсолютную цель и смысл жизни.

Между тем, размышляя над всем множеством возможных вариантов развития человечества, можно вполне обоснованно сделать вывод о том, что победителем в исторических коллизиях выходил не только тот, кто предлагал пути разрешения ситуаций, превосходящие другие варианты развития, но и тот кто оказывался наиболее отмобилизованным, готовым отвечать на всю совокупность вызовов.

Сегодня становится ясно, что судьба человечества будет определяться тем, насколько адекватно человечество сумеет ответить на глобальные вызовы времени с православных позиций. От этого будет зависеть не только судьба православия, но и судьба всего человечества.
В этой связи попробуем оценить развитие социума в пространстве его отношений к внешней природе. По большому счету, существует три формы отношения человека к природе.
Первая форма – это форма покорения природы. По сути – это форма поедания всего и вся – от энергии до биоресурсов, форма, которая не оставляет шансов на сохранение природы, потому что после такого хозяйствования остается только пустыня, а значит, не остается места и для самого человека. Это – развитие-угасание.

Вторая форма – это максимальная вписанность в существующее географическое пространство, в существующую природу. Это форма сохранения природы и, соответственно, социума. Это – развитие-сохранение.

Но и такая форма, хотя теоретически и осуществима, не срабатывает в ситуации даже количественного развития общества, тем более бурно развивающегося современного социума. Даже сибирские народы могли выживать при стабильном населении. Увеличивалось население – и природа не могла прокормить его.

Третья форма – форма преображения внешней природы, среды обитания в самом широком смысле этого слова. Это – развитие-преображение. Конечно, чтобы перейти к этой форме хозяйствования, преобразоваться должно само человечество.

Эти позиции по отношению к внешней среде напрямую относятся и к социуму. При всем возможном выборе векторов его развития в нем опять же можно выделить три главных направления: его потенциал может падать, может иметь более-менее постоянную величину, а может и стремительно возрастать.

Первый вектор – падение. Вспомним римский народ. Сегодня фактически такое же зрелище представляет русский народ.

Второй вектор – сохранение. Обычное общество – в обычном состоянии.
Третий вектор – развитие потенциала. Например, русский народ XIV–XVI вв., скопивший такой колоссальный духовный потенциал, что дошел до Аляски и Курил и все территории освоил земледельчески.

Самой страшной является ситуация, когда социум, государство превращается в «черную мельницу», перемалывающую народ. Пример – Римское государство. При этом многие римские императоры понимали гибельность этого пути развития. Но вывести народ из ситуации погибельного развития они не могли. Это могло сделать только христианство. Но оно спасло только остатки римского народа.

Сегодня в этой ситуации находится российский народ. Поймем ли мы весь драматизм ситуации, в которой мы живем? А самое главное – сумеем ли принять адекватные меры? Вообще нет таких исторических ситуаций, на которые бы люди так или иначе не реагировали. Причем диапазон реагирования может быть бесконечно разнообразен: от убегания в горы и леса до активного изменения ситуации.

Наиболее же оптимальным, как правило, является способ, который направлен на преображение природы и самого человека. Доказывать взаимосвязь этих процессов нет нужды. При этом форма преображения окружающего мира и совершенствование самого социума органично связаны – преображение общества ведет к преображению природы. Деградированный человек и деградированное общество не могут преобразовывать внешнюю природу. И поэтому прежде человек должен преобразовать себя, а преображение себя начинается с преображения своей души, а уже затем интеллекта.

Однако, как точно заметил М. Делягин, современное человечество все более будет переходить на развитие человеческого потенциала преимущественно в форме пиара, в форме воспитания основной массы населения в целях, необходимых для господствующих классов. Но это не развитие человека, не развитие социума – это вариант обманного развития, вариант деградирующего развития человека и социума.

Напротив, сегодня выиграет то сообщество, которое сознательно, системно и жестко, а может быть, и самым жесточайшим образом переведет развитие человека и общества в режим их постоянного внутреннего развития, в режим готовности к любым, самым жестоким природным и социальным вызовам. А внутреннее развитие социума – это и есть прежде всего развитие его духовно-нравственного потенциала.

И, соответственно, первая проблема, которую должно решать современное образование, – развивать, а не разрушать духовно-нравственный потенциал человека. Поэтому оно должно быть сосредоточено на развитии глубинных духовно-нравственных качеств человека, а не только его интеллекта. При этом образование не сможет изменить сам ход развития общества. Но оно может стать важнейшим механизмом его успешного развития. И с этих позиций образование становится действительно определяющим фактором развития человечества, а духовно-нравственное воспитание – основой развития образования.



© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру