Что нужно знать о детском воровстве…

Сегодня я хочу поговорить с вами о детском воровстве. В последнее время количество обращений, связанных с этой проблемой, растет не по дням, а по часам. Очевидно, что для семьи она является одной из самых трудных и болезненных. Возникая, она разрушает психологическое и психическое здоровье людей, их социальную и материальную стабильность, лишает спокойствия и защищенности.

Я часто вижу растерянность взрослых, встретившихся с этой проблемой. Они не знают, что считать воровством, а что нет, почему оно возникает, как обсудить произошедшее с ребенком, нужно ли его наказывать и мн.др. Отсутствие информации делает их положение еще более тягостным. Все это подвигло меня на наш с вами разговор. Итак, начнем!

Возрастные особенности….

Существуют определенные возрастные всплески, во время которых дети наиболее падки на чужие вещи, игрушки и деньги. К ним относятся 3-4 года, 7-8 лет и подростки 13-15 лет. Родители детей именно этого возраста чаще всего спешат за помощью к психологу, обеспокоенные нахождением в доме кукол, зайцев и жвачек неизвестного происхождения, или же обескураженные пропажей денег из своих кошельков.

В каждом из этих периодов ребенок проживает определенные стадии развития личности, которые побуждают его брать чужие вещи. Так что от взрослых требуется отношение, поведение и помощь в соответствии с этими возрастными особенностями.

3-4 года…

Начиная с трех лет и вплоть до школы, ребенок учится взаимодействовать с окружающими по поводу явления: «мое – чужое». И от нас требуется терпение и способность объяснить основы этого взаимодействия: Как попросить на время поиграть то, что мне не принадлежит, но очень нравится? Как пережить отказ? Как дарить и принимать подарки? Как поменяться? Как вовремя вернуть то, что одолжил? и многое другое.

В этом возрасте малыши активно общаются. Они совершают первые походы в гости, идут в детский сад и на развивающие занятия. Нелегко приходится ребятишкам, растущим в семьях, в которых понимание явления «мое - не мое» нарушено у взрослых. По принципу: «Мы так друг друга любим! У нас все общее!» В таком доме все вытираются одним полотенцем и носят папины тапки. Бабушка умиляется, когда внучек ест у нее из тарелки приглянувшиеся ему лакомые кусочки. Дядя не может оторваться от игры в только что подаренный племяннику конструктор.

Попадая на детскую площадку, этот ребенок не способен понять, почему нельзя просто взять себе все, что ему нравится. И если ему не удается заполучить желаемую игрушку по-хорошему, он стремится отобрать ее силой. А если и этот номер не проходит, то пытается прихватить ее с собой тайком.

Так что позаботьтесь, чтобы в доме помимо «всего общего», у каждого члена семьи были свои личные вещи. А главное, чтобы существовали правила обращения с этими вещами и уважение к их неприкосновенности.

Например: «Телевизор - общий. Мы его смотрим все вместе и договариваемся, какую выбрать передачу. А папин ноутбук можно трогать только с его разрешения».

Не забывайте, что ваш ребенок также является хозяином собственных вещей. Неправильно полагать: «Ребенок мой! И все его – тоже мое!» Если вы подарили малышу игрушку, он может ее разобрать, передарить или отдать в долг. Вы должны подсказывать, в каких случаях это делать уместно, а в каких – нет. Но не запрещайте ему распоряжаться своими куклами и мишками.

Будьте готовы к тому, что у детей нет денежного эквивалента вещей. Не исключено, что, уйдя сутра в детский сад с Барби, вечером ваш ребенок может вернуться счастливым обладателем наклейки, которую он выменял у приятеля. Вам не следует ругать кого-то из маленьких участников этой сделки или пытаться ее отменить.

Но поток конструкторов, машинок и велосипедов не должен быть бесконечным. Искренне посочувствуйте малышу, расстроенному из-за только что сломанной им игрушки. Попытайтесь починить ее вместе с ребенком. Но не бросайтесь в магазин за обновкой. Объясните, когда вы сможете (и сможете ли вообще) купить эту вещь опять и почему. Обычно, если взрослый принципиален и уверен в своих словах и поступках, дети проникаются его позицией. И тогда дело обходится без капризов и катания по полу в горючих слезах.

Кроме отсутствия каких бы то ни было границ и запретов, о которых говорилось выше, излишне пуританское воспитание также провоцирует детей на «охоту за чужим». Поэтому «игрушечный доход» вашего сына или дочки должны примерно соответствовать «доходу» детей, с которыми они общаются во дворе, на даче или в саду.

Довольно часто мне приходится слышать рассказы о том, как «особо прозорливые» взрослые подловили 3-4х летнего гражданина за поеданием конфет из чужого кармана. После чего, обычно, сценарий развивается так: все преисполняются искренним негодованием. Разгорается ужасный скандал. Растерянным родителям сообщают, что они растят уголовника. Малолетнему сладкоежке пророчат страшное будущее, и, нередко, инцидент как-то сам собой заканчивается поркой незадачливого любителя карамели и шоколада.

Конечно, такую добычу дополнительного питания из чужих сумок и карманов нельзя оставлять без внимания. Но в этом возрасте она связана с несформированностью собственных границ, навыков поведения или определенными эмоционально-личностными проблемами, о которых я скажу чуть позже. Никакого отношения к воровству во взрослом понимании смысла слова это не имеет. Так что, пожалуйста, дорогие взрослые, постарайтесь не играть в народных обличителей, борцов с криминалом или Глеба Жиглова! Вместо этого разберитесь, чем вызвана данная ситуация, и окажите ребенку помощь, в которой он нуждается.

7-8 лет

К семи-восьми годам положение дел меняется. Младший школьник уже знает, что такое свое и чужое. Кроме того, он прекрасно осознает, что то, что не его, брать запрещено. И практически у всех детей возникает намерение этот запрет преодолеть. Ребенок решает попробовать получить желаемое тайно. И вот теперь это уже действительно попытка воровства. Так что в этот период нужно быть очень внимательным и этот порыв не пропустить. К счастью, сделать это не трудно. В этом возрасте новоиспеченный похититель настолько впечатлен произошедшем, что, обычно, сам пробалтывается кому-то из близких.

Обязательно поговорите с ребенком о чувствах других людей. Скажите: «Человек, у которого ты взял эту вещь, очень огорчен. Поэтому, скорее пойдем, и вернем ее!» Сходите вместе с ребенком к владельцу краденного. Проследите, чтобы он попросил прощения и узнал, что он должен сделать, чтобы искупить свою вину. Важно, чтобы он встретился лицом к лицу с хозяином вещи и признался в своем поступке. Для детей этого возраста раскрытие их замысла и такая очная ставка - довольно тяжкое испытание. После него, если, конечно, у ребенка нет каких-то эмоционально-личностных проблем, желание экспериментировать на тему воровства больше не возникает.

Основной урок, который ребенок должен уяснить в этом возрасте, заключается в том, что попытка украсть никогда не остается не замеченной.

Лет с семи можно начинать учить ребенка пользоваться деньгами. Каждую неделю давайте ему определенную сумму денег. Объясняйте, как ею лучше распорядиться. Берите ребенка с собою в магазин и обращайте его внимание на цены. Рассказывайте, где вы работаете, чем занимаетесь, и на что тратите то, что получаете. Это поможет предотвратить восприятие взрослых, как людей, способных чудесным образом доставать из сумок и кошельков бесконечные денежные бумажки, и не желающих ими ни с кем делиться. А именно на такое отношение к себе часто жалуются родители подростков.

Подростковый возраст…

Итак, мы с вами подошли к обсуждению этого трудного переходного возраста.

Чтобы не искушать судьбу, следите, чтобы у подростков были средства на мелкие расходы. Если в случае младшего школьника, это желательно, то когда дело касается подростка, это просто необходимо. Он экономически зависит от родителей, но стремится к самостоятельности. Было бы хорошо, если у него будет возможность купить бутылку воды или оплатить транспорт.

Признаюсь, мне немного странно слышать истории о том, что во избежание траты денег на нечто опасное, родители не дают их вообще. А потом в изумлении обнаруживают, что в доме пропадают мелкие и крупные купюры.

Как это ни парадоксально, но проблемы с подростками возникают у ответственных, заботливых и внимательных родителей. Чтобы уберечь своего подросшего, но не повзрослевшего ребенка от бед и неприятностей, сначала его пытаются поставить в рамки. И тогда ему говорят: «Ничего не получишь, пока не отработаешь то, что взял!», «Сиди дома!», «Не смей общаться с этими негодяями!» «Делай, что мы тебе говорим!» Но, так как подросток никаких ограничений не терпит, эффект достигается полностью противоположный желаемому. И в минуты отчаяния, преисполнившись ужаса перед лицом грядущего, бедные родители кричат: «Убирайся и живи, как хочешь!»

Но основной урок, который должен извлечь подросток – это его ответственность за его же собственную жизнь. Ему необходимо понять, что внешние события и другие люди влияют на его жизнь. Но за последствия отвечает он сам.

Поэтому, вместо того, чтобы в бессилии осыпать его неисполнимыми угрозами, нужно сказать так: «Мы тебя очень любим! И что бы с тобой не случилось, мы никогда не перестанем тебя любить! Но тех, кто ворует, наказывают по закону. Нам очень жаль, что ты выбираешь этот путь, но мы не можем тебе препятствовать. Если ты воруешь, получишь свое наказание».

Воровство в подростковом возрасте – всегда показатель какого-то нарушения во взаимодействии с окружающими. Подросток как никто другой чувствителен к противоречиям жизни. Например, к неискренности в отношениях членов семьи друг к другу, или к тому, что взрослые поступают иначе, чем говорят. Он мгновенно реагирует на подобного рода рассогласования. Но проявляет он это еще большим несовершенством собственного поведения. Так что пытайтесь найти причину.

О каких психологических проблемах нам говорит детское воровство…

Если вы постоянно находите чужие деньги, вещи и игрушки, вероятно, ваш ребенок страдает и нуждается в помощи и поддержке. О чем же говорит воровство?

Дети с низкой самооценкой, всегда думают, что у других - все лучше! Одежда, игрушки и даже родственники! Одна девочка с такой проблемой постоянно брала рисунки и поделки ребят, чтобы подарить их своей мама. Потому что то, что она делала сама, ей никогда не нравилось. А вот девочка двенадцати лет таскала у родителей деньги, чтобы покупать подарки, одежду и даже цветы своим одноклассникам. Она, считала, что только так они захотят с ней дружить и общаться.

Иногда из-за отсутствия эмоционального тепла, малыши пытаются сами побаловать себя чужими игрушками, сделать себе что-то приятное. Так вел себя пятилетний мальчик, у которой умерла мама.

Порой, это способ обратить на себя внимание. Это не значит, что вы не уделяете ребенку внимания. Это значит, что по каким-то причинам ему его не хватает. И тогда за отсутствием положительного, он пытается получить отрицательное, провоцируя скандальные ситуации.

Нередко, воровство – результат неосознаваемой обиды на родителей. Ребенок пытается отомстить им, вызывая панику, раздражение и бессилие своими выходками.

Стоит упомянуть и излишне далекую дистанцию с родителями, не позволяющую детям объяснить свои потребности.

Если в вашей семье у кого-то из родственников были проблемы, связанные с темой воровства, лучше обсудить свои переживания с психологом, чтобы тягостное прошлое не мешало адекватно реагировать на поведение ребенка.

О наказании…

Цель наказания – помочь ребенку осознать и искупить свою вину. Оно не должно навсегда заклеймить позором «маленького негодяя». Напротив, получив возможность понять и исправить свою ошибку, ребенку дается шанс не повторять эту ситуацию, оставить ее в прошлом. Чтобы это было так, необходимо соблюдать несколько правил.

1. Нужно очень хорошо сформулировать, за что наказан ребенок.

2. Должны быть оговорены точные сроки, в течение которых он будет искупать вину. Например: «Не пойдешь гулять до следующего вторника».

3. Наказание должно быть выполнимо как вами, так и ребенком. Не угрожайте ему тем, что вы не можете сделать: «Никогда не буду с тобой разговаривать!»

4. Наказание должно быть адекватно ситуации и возрасту ребенка. Если наказание сильно превосходит проступок, то это может спровоцировать желание воровать вновь и вновь, «пока не наворуешь на наказанное». Такой случай мне довелось наблюдать в собственной практике. Четырехлетняя девочка взяла чужую игрушку в детском саду. Когда вечером за ней пришел папа, воспитательница не нашла ничего лучше, чем заявить в присутствии всех детей и родителей, что его дочь – воровка. Молодой отец, не перенеся унижения, решил девочку избить. Ко мне на прием ее привели десять лет спустя, с жалобой, что с того самого момента проблема воровства ее не покидала. Она не переставала брать чужие деньги, вещи и косметику.

Заключение…

Несмотря на распространенность проблемы воровства, сталкиваясь с ней, родители часто оказываются один на один со своими переживаниями. Почуяв неладное, они боятся обсудить свои подозрения с учителями, воспитателями, психологами, а, порой и с лучшими друзьями. Взрослые опасаются обвинений в том, что они плохие родители или недобросовестные учителя. Но детское воровство – это социо-культурная болезнь. И вместо того, чтобы обличать и бояться, нам стоит повернуться лицом друг к другу, чтобы найти причины этой болезни, помочь нашим детям излечиться от нее и перестать их ею заражать.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру