Личностное развитие ребенка

Заботливые родители довольно рано задумываются об успешном профессиональном будущем детей. Они обеспокоены, как не упустить время, наиболее благоприятное для развития тех или иных способностей, и правильно подобрать соответствующие занятия. Мамы и папы торопятся приступить к обучению малышей. Мне случалось видеть полуторагодовалых мальчиков и девочек, изучавших иностранные языки и игру на музыкальных инструментах.

Сейчас существует огромное количество возможностей для гармоничного становления детей. Однако родители часто сосредоточены на развитии интеллекта, упуская из виду личностный рост малышей.

Тем не менее, в созревании личности ребёнка есть определённые стадии, неучитывание которых приводит к неприятным последствиям. Люди с высоким уровнем интеллекта, которые получили блестящее образование и провели детство, посещая бесконечные студии и кружки, бывают неспособными найти всему этому применение. При отсутствии определённых личностных качеств их успешная самореализация и поддержание здоровых отношений весьма затруднены.

Поэтому сегодня я расскажу нашим читателям о стадиях развития личности ребёнка с рождения и до школы. Мы поговорим о том, как учесть возрастные потребности личности, и к чему приводит их игнорирование.

Пессимист или оптимист

Почему одни смотрят в будущее с тревогой, а другие с надеждой? Почему одни ждут интересных приключений, а другие неприятных сюрпризов? Почему одни убеждены, что их недолюбливают, а другие уверены, что им симпатизируют?

С рождения до года у ребёнка складывается тип эмоционального контакта с миром. У него формируется мнение о том, дружелюбна ли или враждебна к нему жизнь. Человек, прошедший эту стадию благополучно, чувствует, что достоин любви и расположения к себе. В противном случае, он испытывает сложности в налаживании контакта с окружающими. Сколько бы ему ни доказывали, что он горячо любим, такой человек всегда найдёт доказательства обратного. Даже если что-либо сложится в его пользу, он усомнится в происходящем и произнесёт: «Это слишком хорошо, чтобы быть правдой».

Что же влияет на особенности контакта с людьми и миром?

Трудности с доверием к миру, не всегда связанны с тем, что человек в детстве не получил должного внимания и любви. Чаще на доверие ребёнка воздействует не отношение близких к нему самому, а обстоятельства, в которых они находятся. Для него значимо их душевное состояние и оценка происходящих с ними событий.

Важно, в каком мы настроении при общении с маленькими детьми. Необходимо учитывать, что они связывают наше состояние с собою. Они неспособны осознать, что у их мамы послеродовая депрессия, а папа склонен к беспричинным перепадам настроения. Малыши склонны воспринимать себя самих причиной счастья или несчастья близких.

Конфликты между членами семьи создают у детей впечатление опасности и нестабильности вокруг них.

Слишком сильной обеспокоенности за здоровье и благополучие малыша также следует избегать. Она заставят его поверить, что с ним что-то не в порядке, что он слабенький, проблемный, болезненный и подвергается почти смертельной опасности.

Наконец, нам придётся стать наблюдательными не только к своему состоянию, но и к собственным личностным особенностям и установкам. Если мы сами тревожны и недоверчивы, очень вероятно, что это повторят наши дети. С нами могло что-то произойти, что заставило нас стать настороженными и пугливыми. Но когда мы не предпринимаем усилий по осознанию того, что именно заставляет нас волноваться, дети автоматически копируют нас, даже если у них нет на то объективных причин.

Уверенность в себе или зависимость

Наверное, вы замечали, что в период от года до трёх дети стремятся всё делать самостоятельно. Они хотят есть ложечкой из своей тарелочки, пить из чашечки, одеваться и т.п. Малыши заинтересованы не только в своих делах, но и пытаются участвовать в занятиях старших. Они стремятся схватить мамин кухонный нож, горячую сковородку, включить плиту, стиральную машину или компьютер.

В это время у детей складывается представление о том, способны ли они на самостоятельные действия. Поэтому необходимо предоставить им возможность поступать независимо. На этом этапе ценно не качество того, что совершает ребёнок, а его стремление, которое нужно замечать, поощрять и поддерживать.

Вместе с тем в доме должны быть сформулированы чёткие ограничения того, что пока запрещено малышу. Лучше, чтобы у него были игрушечные предметы, которые нельзя брать у взрослых. В этом случае он получит в игре необходимый ему опыт.

Что же произойдёт, если постоянно запрещать малышу поступать самостоятельно или критиковать его? В первом случае, он станет человеком, ждущим, что кто-то перехватит инициативу и всё выполнит за него. Во втором, он начнёт ощущать собственную неловкость и неуклюжесть. Такой человек будет ожидать критику его действий и образа мыслей, поэтому ему потребуется постоянная эмоциональная поддержка и одобрение в любых начинаниях.

Период становления самостоятельности весьма беспокоен для родителей. В этот момент им приходится запасаться колоссальным терпением. Попытки малыша самостоятельно есть, пить и копаться в земле заканчиваются тем, что он перепачкан с ног до головы. Нужно следить, чтобы ребёнок не принялся за что-то опасное для него. Гораздо проще одеть малыша, чем ждать, пока всё утро он будет натягивать и застёгивать свою одежду. Кажется, что проще отвлечь его мультиками, чем отнестись серьёзно к попыткам подмести и вымыть пол вместе с вами.

Однако чем терпеливее нам удаётся быть с малышом в это время, тем свободнее оказываемся мы, спустя несколько лет. Когда мы подходим продуманно к этому этапу, то удаётся избежать многих трудностей, с которыми обычно сталкиваются родители. К примеру, мы знаем, как сложно заставить подростков помогать по дому. Мы спрашиваем учителей и психологов о методах, предназначенных исправить положение дел. Но мы забываем, что, будучи ещё совсем маленькими, эти же самые люди брали в ручки веники и пылесосы и по-своему, неловко старались участвовать в ведении домашнего хозяйства. И в этот момент нам нужно было их поощрить, даже если в результате такой уборки в доме становилось больше грязи, чем чистоты. В противном случае, мы сперва разрушаем мотивацию чем-либо заниматься, а спустя несколько лет хотим её выстроить заново.

Умение ставить цели

С трёх до шести лет мы должны научить детей ставить перед собой задачи и цели.

Здесь наибольшие сложности возникают у ребят, чьи родители обладают хорошими менеджерскими задатками. Из лучших побуждений такие мамы и папы шаг за шагом выстраивают судьбу своих малышей. Они не позволяют им терять времени зря, планируя, как его следует провести.

В итоге, лет через 25 мы наблюдаем такую картину: тридцатилетние мужчины и женщины с блестящими способностями и образованием приходят к психологу с жалобой, что их мамы и папы до сих пор управляют их жизнью. Они выбирают за них специальность, друзей, новую мебель в квартиру и мужа. Внешне такие люди выглядят вполне благополучно. Но субъективно у них присутствует беспокойство, что они несчастны, потому что так и не начали жить по своему усмотрению.

Основная проблема заключается в том, что когда эти люди избавляются от сильнейшего влияния родителей, обнаруживается их неспособность понять, к чему они сами стремятся. Они обижаются на родных, полностью подчинивших их себе, но сами ищут того, кто теперь вместо мамы и папы возьмётся принимать решения и ставить цели. Они перекладывают эту задачу на жён, мужей, друзей, психологов и даже детей.

Чтобы мальчики и девочки в будущем не столкнулись с подобными трудностями, нужно постепенно предоставлять им условия, в которых они смогут решать, чем хотят заниматься. Полезно не просто разрешить ребёнку спонтанную активность, но помочь ему в осознании его выбора. Для этого можно говорить так: «Я сейчас буду мыть посуду, а что ты будешь делать?» «Мы едем на дачу. Я сложу вещи в свою сумку, а ты сложи, что тебе нужно, в свою». Общаясь так с малышом, мы помогаем ему быть независимым в его желаниях, оставаясь при этом с близким человеком в контакте. Люди, у которых этот навык не сформирован, интересуются и поступают так, как им советуют другие. Однако, почувствовав чужое влияние, они избавляются от него только через конфликт и разрыв отношений

В заключение

Как уже говорилось, сейчас есть много возможностей для развития наших детей. Существует огромное количество студий, курсов и школ для самых маленьких. Нам доступны пособия и психологическая литература, рассказывающие о том, как развивать их навыки и способности. При этом мы не должны забывать о том, что кроме успеха нашим детям в жизни понадобится счастье.

На нас постоянно влияют различные обстоятельства. Из-за этого бывает трудно разобраться, почему при, казалось бы, равных условиях один человек становится счастливым и гармоничным, а другой больным и ущербным.

В любом случае, нашим детям не помешает наше стремление помочь им почувствовать себя защищёнными, уверенными, способными к самостоятельным поступкам и знающими, к чему они сами стремятся.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру