В гостях у сказки

Думаю, на свете нет ни одного человека, детство которого было бы напрочь лишено сказок. И во время новогодних и рождественских праздников, когда все мы ждем чудес и волшебных приключений, я хочу поговорить с вами о них. Какие тайны они скрывают в себе, почему так влекут детей, а порой и скептически настроенных взрослых, чем помогают, а когда с ними нужно быть настороже? Много этих и других загадок мы зададим себе, и даже попробуем их разгадать.

Сказка ложь, да в ней намек

На что же она нам намекает? Каков её смысл?

Случись нам спросить об этом философа, антрополога, историка или культуролога, мы получили бы множество разных ответов. Более того, даже среди моих коллег вряд ли удастся найти два одинаковых мнения. С одной стороны, это сильно усложняет мою задачу, а с другой делает ее проще и приятнее. Я позволю себе поделиться с вами своими мыслями, исходя из собственной испорченности психологическим образованием.

Перво-наперво, сказка повествует о существующих в обществе ценностях. Такой часто упоминаемой в сказках ценностью является семья. Её создание – это всегда результат долгого пути. Чтобы принц и принцесса могли быть вместе, им приходится вынести немало испытаний и сыграть свадьбу «в награду за смелость».

К счастью для родителей, воспитателей, дедушек и бабушек, сказки повествуют о принятых нормах поведения. Одна из любимейших сказочных норм – послушание и помощь старшим. Соответствие поощряемому поведению награждается пол-царством, царевной или дождем из драгоценных камней. На худой конец, с героем просто не случается никаких злоключений. А вот несоответствие тут же приводит к наказанию. Например, в небезызвестном «Пиноккио» с первой до последней страницы перечисляются печальные последствия того, как деревянный человечек пренебрегал советами папы, сверчка и других добропорядочных персонажей. Причем в сказочной реальности все поступки оставляют следы во внешности персонажа, делая их очевидными для окружающих: Не слушал сестру – стал козленочком, обманул Маленького Мука – заслужил ослиные уши. Плохо вела домашнее хозяйство – окатили смолой, хорошо – осыпали сокровищами.

Перипетии сказочного сюжета – это и иносказание о внутреннем развитии человека. В жизни случаются события, заставляющие каждого из нас совершить в своей душе настоящие волшебные превращения. Только такой «сказочный подвиг» позволяет понять и принять произошедшее, иначе посмотреть на себя и открыть новый этап жизни.

Боясь показаться голословной, хочу разобрать вместе с вами расхожий сказочный сюжет.

Итак, все начинается с описания семьи и дома главного героя. Это своего рода его исходное внутреннее состояние. И вот что-то нарушает былое сказочное счастье: дракон похищает невесту, умирает царь-отец, пропадает конь и т.д.

Так же и в жизни! Нередко мы расстаемся с безмятежностью. Мы теряем близких, работу, разочаровываемся в том, что радовало раньше. Чтобы восстановить равновесие приходится многое пересмотреть.

Наш сказочный герой стремится в путь в надежде вернуть коня, невесту и то, что принесет покой. А все мы, простые смертные, пускаемся на поиски того, что вновь вселит уверенность в себе.

Во время странствий герой встречает помощников – волшебников, зверей или предметы, говорящие человеческим голосом. Они дают ему дары, помогающие найти и победить злодея.

В сложной ситуации мы не решаем проблему сразу. Даже, чтобы осознать её, нам приходится добыть «волшебные подарки» в виде опыта и знаний. Мы обращаемся за советом, резко меняем свою жизнь, ищем информацию, копим силы. И только получив все это, нам удается «найти Кащея» и догадаться, как «снять заклятье ведьмы» с самих себя. Иными словами нам удается увидеть и решить свой внутренний конфликт.

Прежде чем герой попадает домой, он успевает умереть и вновь воскреснуть. Изменения, обогащение внутреннего мира, а иногда обычное взросление приводят к тому, что мы исчезаем для себя и окружающих в своем старом качестве, чтобы возродиться в новом. Например, дочь умирает для родителей как их маленькая девочка, чтобы воскреснуть в качестве матери их внуков.

В завершении сказки в доме героя восстанавливается покой. В результате его странствий и подвигов он получает немалые приобретения. А в нашу душу спускается уверенность и радость.

Как добро победило зло

Известно, что в сказке «добро всегда побеждает зло». Возможно, именно в этом кроется секрет её притягательности и успеха. Усилия и старания в ней всегда вознаграждены, потерянные родители найдены, злодеи наказаны.

Когда чаяния, надежды и мечты волшебных жителей напоминают нам наши собственные, мы ждем встречи с ними, как с близкими друзьями. Счастливое разрешение их сказочных, но так знакомых нам, проблем успокаивает и вселяет надежду. Если вы, как Малыш, одиноки, и не находите понимания – вам будет приятно узнать о забавном Карлсоне. Если вы в заточении – прочтите про чудесное спасение. Если вас заклевали на птичьем дворе и обозвали Гадким, послушайте историю про день, в который все поймут, как вы прекрасны, а они вам не чета.

Правда, дотошные психологи усматривают здесь некий подвох со стороны сказки. Начитавшись и насмотревшись, мальчики и девочки надеются, что их оценят, отмстят и вызволят. Но время прошло, а волшебники так и не сняли ослиные шкуры с повзрослевших и уже заматеревших малышей. И хорошая девочка-Золушка отменно чистит кастрюли и растит младших сестер, а заказное письмо с приглашением на бал все не приходит. И «Гадкий утенок» вместо написания в социальную службу жалобы на жестокое обращение ожидает собственного перерождения. Так не должны ли мы обвинить сказку в том, что она учит ребятишек терпеть лишения, послушно выполнять требования окружающих и пассивно ждать помощи?

Но проблема кроется не в том, что сказка «слишком много обещает», а в реальной жизни вокруг ребенка. Дети оказываются в ситуациях, с которыми им справиться чрезвычайно трудно. Они не могут ответить на несправедливость и грубость, боятся отпустить маму и остаться в детском саду, не знают, как обратить на себя внимание взрослых. А сказки и фантазии помогают малышам снять напряжение и решить ситуацию эмоционально, если реальные действия предпринять пока невозможно.

Кроме того, в сказках ребенок может пережить запрещенные и недоступные для него эмоции. Например, до подросткового возраста малышу трудно осознать, что один и тот же человек способен поступать двояко - и хорошо и плохо. Особенно, если этот человек его собственная мама. Даже если она алкоголичка, которая напивается и забывает его покормить, ребенок не может принять, что она делает что-то не так. Для него она всё равно самая лучшая, добрая, и красивая. К тому же проявление негативных чувств к старшим в нашей культуре обычно не приветствуется. И тут на помощь приходит замечательный сказочный персонаж - «мачеха». Она-то и помогает детям, взяв на себя все негативные эмоции, адресованные маме.

Как выбрать сказку

- Представляешь! Не могу найти нормальную сказку! – пожаловалась мне одноклассница. - То маленькую девочку отправят в лес одну! То коза зашьет волку камни в живот и утопит его. А козлята радуются на лужайке! Просто не знаю, что читать ребенку!

Действительно! В сказках есть много неоднозначных вещей. Без конфликта и проблем сказке не бывать!

Но если вы не создали в семье ситуацию, соответствующую сказочной, то волшебная история вряд ли оставит в ребенке следы негативных сценариев. История про Гадкого Утенка не произведет особого впечатления на ребенка без комплекса неполноценности. А уверенной, способной постоять за себя девочке, чьи потребности и желания слышат и учитывают родители, не придет в голову ждать спасателя-рыцаря. Если же вы заронили в ребенке зерно неуверенности, тревоги, агрессии и страха, то оно все равно найдет почву, чтобы прорасти. А сказка просто поможет снять напряжение.

Выбор сказки лучше предоставить самому ребенку. Не надо гоняться за ним по дому, в надежде прочесть ему вашу любимую сказку. Если она вам так дорога, найдите минутку, прочесть её себе самостоятельно.

И напротив, не надо с ужасом восклицать: «Сколько можно! Сто раз одно и то же!» Если малыш просит читать именно эту историю, значит она-то ему и нужна и сто, и двести и триста раз подряд.

Вместо того, чтобы прятать зачитанную до дыр книжку, задумайтесь, что в окружении вашего сына или дочки напоминает любимую, но надоевшую историю, и как нужно поменять ситуацию. И возможно, для этого вам потребуется сказочное терпение и проницательность.

Не спешите расспрашивать ребенка, почему ему мил именно этот сюжет. До подросткового возраста он вряд ли сможет осознать свой выбор. И на свой вопрос «Почему?» вы получите какую-то разновидность ответа «Потому!» А вот назвать свое любимое место, малыш сможет. И это сильно продвинет вас в ваших поисках.

Читать или смотреть?

Случается видеть иступленных родителей, выбросивших из окна телевизор и перерезавших все кабели в доме, в надежде спасти ребенка от круглосуточного просмотра мультиков и фильмов. Но, вопреки всему, снова и снова они находят его перед экраном.

К сожалению, как ни крути, а сидеть перед экранами всё равно будут. Это часть детско-подростковой культуры, и ребенок не может быть из неё полностью исключён. Так что не стоит усердствовать в этой неравной борьбе, а лучше подобрать детям фильмы и мультики хорошего качества, и соответствующие их возрасту.

Но всё же для развития ребенка в чтении есть бесспорное преимущество. Слушая сказку, он самостоятельно создает в воображении образы персонажей, которые доступны и нужны именно ему. Они помогают и исцеляют его, соответствуют его состоянию и потребностям. А, просматривая фильмы и мультики, ребенок вынужден воспринимать взрослое видение сказки. И оно-то исцеляет не мальчиков и девочек, а скорее самих мультипликаторов и режиссеров.

Чем больше вы читаете ребенку, тем сильнее развивается его любовь к книге, и тем меньше остается времени и желания на дружбу с телевизором.

Еще один сказочный секрет

Как страшно, что кто-то подумает о нас не так! Как трудно слышать, что пора менять свою жизнь. Как хочется закричать «Не учите!» в ответ на нудные нотации!

А вот в сказке найден замечательный секрет того, как говорить на безопасном языке. Сказка – это всегда метафора.

Все, что в ней происходит, конечно, «не про нас и не для нас». Это всегда дела давно минувших дней и тридесятого государства. Она не обвиняет и никому ничего не объясняет. Она не спрашивает мальчиков и девочек, почему они не помогли своей бабушке. Но она просто рассказывает детям про каких-то провинившихся перед старушкой принцев, принцесс и лесных зверюшек. И сочинили эту историю не папа и мама, а мудрые сказочники. А с ними не поспоришь!

Таким образом, содержание сказки воспринимается нами некритично. Она дает нам возможность понаблюдать со стороны, что нужно и не нужно делать. Что приносит дары, а что наказание. И мы не рискуем предстать перед ней в невыгодном свете.

Заключение

Я обещала, что сегодня мы пойдем к сказке в гости. Но время пробежало, и нам уже пора готовить и принимать новогодние подарки, а узнали мы совсем немножко. И немудрено! Уж слишком она велика и многогранна. Но я надеюсь, что вместе со своими детьми вы войдете в дверь, которую мы с вами приоткрыли. И там, в стране сказки, вас будет ждать увлекательное приключение, пройдя которое вы обнаружите самих себя и своих детей как настоящие волшебные сокровища…

Начало...


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру