Коварные "капризы". Интервью с детским психиатром проф. Галиной Вячеславовной Козловской

Г.К.: Отношение к неврозам у нас достаточно легкомысленное. Проявление невроза нередко считается капризом или чудачеством, чем-то несерьезным. Дескать, над чем тут задумываться и уж тем более, чего бояться? Однако такой подход неверен. Невроз никакое не чудачество, а психическое заболевание. Просто у него есть свои специфические особенности.

Корр.: Какие?

Г.К.: Поскольку невроз - заболевание психическое, его патопластика находится в мозгу. Но при этом в мозгу не происходит сколь-нибудь выраженных изменений. Мозг остается неповрежденным, и это дает основания считать невроз состоянием функциональным, то есть, зависящим от определенных условий, и, стало быть, обратимым. Кроме того, считается, что невроз - состояние, которое не имеет тенденции разрастаться, увеличиваться. В отличие, например, от шизофрении, оно не имеет признаков процесса, прогрессирующей болезни. Таково условное обозначение невроза. Хотя на самом деле все далеко не так. Раз начавшись, невроз вовсе не собирается "свертываться" обратно и исчезать. Напротив, он закрепляется в человеческой личности, из простых ситуационных реакций превращается в некое стабильное состояние, а затем развивается сам по себе и обнаруживает признаки настоящей болезни, которая уже не зависит от внешних факторов. Причем, иногда развитие невроза может даже угрожать жизни больного, так что невроз вовсе небезобиден, как думают несведущие люди.

Корр.: А в каких случаях невроз так опасен?

Г.К.: Например, при нервной анорексии, которая сопровождается отказом от еды с целью похудения. Это чисто невротическое поведение, вызванное определенными установками личности. Казалось бы, безобидные реакции: девушка хочет походить на некую модель, на результат некоей малопродуманной моды. И сначала это бывает похоже на игру. Подружки соревнуются между собой, измеряют талию, обмениваются рецептами диет. Но, к сожалению, невроз коварен. Если с ним не бороться, он завладевает организмом. Казалось бы, уже не надо голодать, девушка и так потеряла чуть ли не 40% своего веса, она не просто похудела, а истощена! Но остановиться не может. Ее начинают насильно кормить, а организм уже настроился на уход из жизни и отторгает пищу. Конечно, случаи смерти от анорексии редки. В основном, девушек спасают. Но бывают и летальные исходы. Опасна и невротическая депрессия. Сначала она тоже в какой-то степени напоминает игру, особенно если сопровождается истерическим налетом. Истерические проявления всегда требуют публики, сочувствия, в них есть элемент театральности. И действительно, депрессивный человек вызывает сочувствие, желание помочь. У него быстро вырабатываются иждивенческие, рентные установки, он привыкает спекулировать своим невротическим состоянием, манипулировать окружающими. Но потом депрессия углубляется и из рентной формы превращается в самостоятельное состояние, настолько трагическое и нестерпимое, что в конце концов, человек может даже решиться на самоубийство.

Корр.: Почему возникает невроз?

Г.К.:: Это как бы срыв адаптационных возможностей человека. Вообще-то человек должен уметь существовать в ситуациях стресса. Ведь стрессы, удары, психологические и физиологические проблемы нужны, чтобы человек развивался, совершенствовался. Для развития личности, психики, для повышения уровня знаний человеку необходимо проходить через препятствия, преодолевать трудности и испытания. Для этого в человеческой природе существуют особые способы приспособления: так называемый стрессовый синдром, стрессовые формы адаптации, с помощью которых человек преодолевает различные неприятности.

Корр.: Поясните, пожалуйста.

Г.К.: Возьмем, к примеру, голод. В обычных условиях человек нуждается в достаточно частом и регулярном приеме пищи. Но у организма имеются резервные возможности, когда люди могут не есть длительное время, и мы знаем примеры голодания даже до 40 дней. В меньшей степени человек может терпеть жажду - всего лишь несколько дней. И уж тем более ему сложно обходиться без сна. Однако при необходимости, например, во время сессии у студентов, преодолевается и эта трудность. Но когда адаптационные механизмы перенапряжены или если они изначально у человека ослаблены, то травма становится непосильной, и наступает так называемая дезадаптация, возникают невротические расстройства. Впрочем, это всего лишь один из путей формирования невроза. С точки зрения фрейдизма, невроз возникает в результате вытесненных комплексов, которые существуют в подсознании и являются как бы подспудными камнями преткновения. При соответствующих обстоятельствах эти комплексы пытаются вырваться из подсознания наружу и реализуются в виде неврозов. Например, бронхиальная астма, казалось бы, соматическое заболевание. Однако она имеет, до определенный степени, и невротический генез. То же можно сказать и о многих кожных заболеваниях. Ну, и тем более, о страхах, навязчивостях. По Фрейду, эти комплексы в нас заложены с первых лет жизни. Они возникают из-за конфликтов с родителями, бывают связаны с неправильным воспитанием, а также в результате рано пробужденного эротического комплекса. Фрейд считал, что в нашей психике есть два основных начала: эрос - стремление к удовольствию и танатос - тяга к смерти. Эти две противоположные тенденции, по мнению Фрейда, запечатлены в подсознании с раннего детства и напряжение, возникающее между ними, служит пусковым механизмом для развития невротических расстройств. Однако эта теория спорна. Если адаптационный синдром досконально изучен физиологами, терапевтами и другими специалистами, то психоанализ Фрейда является всего лишь гипотезой. Да, эта гипотеза имеет ряд практических подтверждений, однако все равно она зиждется лишь на некоем вербальном предположении: "Возможно, что это так..." Хотя, конечно, неправильное воспитание ребенка, нарушенные детско-родительские отношения, конфликты между родными ребенка создают очень большие трудности в дальнейшей адаптации маленького человека к жизни, закладывают, так сказать, подводные камни в структуре его личности и являются факторами риска. Они могут провоцировать развитие различных психических заболеваний, в том числе, разумеется, и неврозов.

Корр.: Каковы основные признаки невроза? Как его определить?

Г.К.: Признаков очень много. Они могут быть сосредоточены на физическом уровне, а могут развиваться и исключительно в психическом поле. На физическом уровне это расстройство аппетита (отсутствие аппетита называется анорексией, а чрезмерный аппетит - булимией), расстройство физиологических отправлений: недержание мочи (энурез), еще более тяжкое расстройство - недержание кала (энкопрез), запоры, поносы. Это навязчивый кашель, который часто неправильно диагнгосцируется как коклюш, навязчивая икота, остановка дыхания (апноэ). Это различные кожные расстройства: по типу крапивницы, экземы, атопический дерматит. Это облысение, особенно гнездное, когда выпадает часть бровей, на голове образуются проплешины. Это кривошея, когда человек не может правильно держать голову. Это блефароспазм, когда опускаются веки, и человек никак не может их поднять; афония, когда исчезает голос, писчий спазм, когда пальцы скрючиваются, и очень трудно писать.

Корр.: И все это на нервной почве?

Г.К.: Да. Но поскольку выглядят эти заболевания как физические расстройства, люди идут к невропатологу, кожникам, терапевтам, легочникам и другим врачам, ища причину своего состояния совсем не там, где следует. Ведь в основе этих невротических расстройств лежит совсем другое - неразрешимый личностный конфликт. К неврозам относятся также заикание и тики. Причем, тики могут быть разнообразными и в самых различных частях тела: открывание и закрывание глаз, частое моргание, подергивание мышц лица, гримасы, поднятие и опускание плеч, кручение рук. Это может быть и навязчивое произнесение каких-то слов, непроизвольно вырывающиеся ругательства, выкрики кощунственного содержания.

Корр.: Неужели это тоже невроз?

Г.К.: Да, так называемый синдром Жиля де ля Туретта, когда пациент не просто подергивается или покашливает, а и говорит нецензурные слова, какие-то гадости. Причем, сам больной относится к этому отрицательно, но ничего поделать с собой не может.

Корр.: А какие неврозы имеют чисто психическую природу?

Г.К.: Те, что касаются настроения, поведения. Например, истерические неврозы, депрессивные неврозы. Или ганзеровский невроз, который возникает в результате тяжелых переживаний, таких, как гибель близкого человека. Наблюдается этот невроз и у преступников, которые кого-то убили или покушались на чью-то жизнь. Ганзеровский невроз имеет истерическую природу и проявляется в том, что взрослый человек вдруг начинает вести себя, как маленький ребенок: сюсюкать, лепетать, проситься на ручки, просить, чтобы его покормили. В еще более зловещем виде ганзеровский синдром проявляется, когда человек пытается уподобиться животному: бегает на четвереньках, лает по-собачьи, лакает из миски. А может быть и полная имитация слабоумия. Это нередко наблюдается, когда преступника застигнут на месте преступления или во время облавы на воровскую шайку. Нередко именно тот, кто бахвалился своей смелостью, неожиданно начинает вести себя, как слабоумный: выкрикивает глупости, лепечет, поет приблатненные песни. Короче, всеми силами демонстрирует свою неполноценность.

Корр.: А он не притворяется?

Г.К.: Нет, это именно бессознательные реакции. Невроз, по большому счету, это компенсаторная, защитная реакция психики перед трудностями. Когда трудности становятся невыносимыми, психика не может справиться с ними и возникает такая странная, часто нелепая защитная реакция. Человек впадает в детство, у него вдруг отшибает память или он утрачивает умение говорить. Невротическая депрессия - тоже защитная реакция. Депрессия - торможение психической и физической деятельности. Человек как бы впадает в состояние некоего анабиоза и тем самым отрешается от проблемы, с которой не может справиться. И действительно, когда человек в таком состоянии, его либо госпитализируют, либо просто оставляют в покое. И проблемы решает кто-то другой. Бывают и другие виды чисто психических форм неврозов. Скажем, достаточно широко распространенные неврозы навязчивых состояний. Они могут проявляться по-разному: кто-то боится загрязнений и по двадцать раз на дню моет руки, кто-то панически страшится уколов, а ужасе от лекарств и никогда их не принимает. А кто-то настолько не уверен в себе, что по многу раз проверяет, выключил ли он газ, не оставил ли включенным утюг, возвращается с полдороги домой проверить, закрыта ли дверь. У кого-то возникают странные, замысловатые ритуалы: каким-то особым образом, через три ступеньки на четвертую или спиной, спуститься с лестницы и тому подобное. Это якобы служит защитой от страха, который гложет больного невротика.

Корр.: Человек может заболеть неврозом в любом возрасте?

Г.К.: Да. Скажем, регресс к более детскому поведению наблюдается и в старческом возрасте, когда старушка пытается защитить себя таким образом от неприятностей, и еще чаще у детей. Например, при появлении второго ребенка в семье старший вдруг начинает вести себя, как младенец: сюсюкает, оказывается самостоятельно одеваться, есть.

Корр.: Такое поведение обычно считается просто проявлением ревности. А на самом деле это, оказывается, невротические реакции?

Г.К.: Конечно! Яркие невротические реакции ревности. У детей неврозы вообще развиваются гораздо чаще, чем у взрослых, потому что адаптационные силы невелики. Если взрослый может перетерпеть многие трудности и подавить в себе желание от них спрятаться, то у детей невротические реакции наступают мгновенно, буквально по любому поводу. В детский сад поместили неправильно - невротическая реакция, выражающаяся, например, в том, что до этого ребенок уже ходил на горшок, а тут вдруг опять мочится и испражняется в штанишки. Или он понервничал в саду из-за крика воспитательницы, и у него поднимается температура. А впоследствии при любой попытке отправить ребенка в садик, он снова начинает температурить. Нередко в подобных случаях может возникать и привычная рвота. Родители, естественно, пугаются, оставляют малыша дома. В следующий раз перед садиком все повторяется сначала, а затем рвотная реакция закрепляется и возникает уже не только при попытке отдать ребенка в сад, но и в других неприятных для него случаях: когда что-то для него не сделали, наказали и тому подобное.

Корр.: Какие факторы чаще всего способствуют развитию неврозов у детей?

Г.К.: Прежде всего ослабленность организма. Например, из-за родовой травмы, асфиксии, из-за перенесенной болезни. Во-вторых, неправильное воспитание: родительский деспотизм или, наоборот, попустительство; недостаток любви, заброшенность или, наоборот, гиперопека, когда ребенку не дают самостоятельно шагу ступить, не учат преодолевать трудности, до трех лет кормят грудью, кладут с собой в постель, оберегают буквально от всего и тем самым подспудно внушают ему страх перед окружающим миром. Необходимо понимать, что страх - это естественная защитная реакция, но когда он начинает превалировать, тогда создается почва для невроза. Поэтому нужно, конечно, осторожно, но все же развивать у детей стрессоустойчивость, выставлять им границы, постепенно развивать волю. Иначе, даже если ребенок до школы будет находиться в тепличных условиях, все равно потом ему придется выйти за пределы семьи, и там его могут ждать большие неприятности. У таких заласканных, изнеженных детей особенно часто развиваются школьные неврозы. Корр.: Пожалуйста, расскажите немного подробнее об этой проблеме.

Г.К: К сожалению, школьные неврозы сейчас распространены очень широко. Причем, нередко они развиваются так: ребенок приходит хорошо подготовленным, но из-за чрезмерной требовательности педагогов и родителей или из-за некомпетентно составленной программы он начинает чувствовать, что не справляется с нагрузкой и впадает в невроз. Очень страдают в массовой школе дети с гиперкинетическим синдромом - повышенно возбудимые и двигательно расторможенные. Это, кстати сказать, тоже одно из проявлений невротического состояния ребенка. И если педагог не пытается найти к такому ребенку подход, применить специальные педагогические приемы, чтобы увлечь его и дисциплинировать, а только его ругает, ставит плохие оценки и жалуется родителям, то у ребенка это вызывает стресс. Ребенок впадает в невротическое состояние, которое часто проявляется в тотальной неуспеваемости. При индивидуальной работе он может обнаруживать хорошие способности, а в классе это будет абсолютный ноль. У другого типа детей при школьном неврозе могут развиться различные страхи: страх чтения, письма, страх опоздать, получить плохую оценку.

Корр.: Я знала мальчика, у которого утром перед школой вдруг начиналась громкая отрыжка. Причем, как выяснилось, это возникало только в те дни, когда по расписанию был английский.

Г.К.: Да, это так называемая аэрофагия, которая может возникать, в том числе и при невротических расстройствах.

Корр.: Какие основные рекомендации по профилактике неврозов Вы бы дали родителям дошкольников?

Г.К.: Многие люди считают, что для воспитания ребенка не нужно никаких особых навыков, этому не нужно учиться, поскольку такие умения заложены в самой природе человека. Животных, мол, никто не учит, а они прекрасно справляются с задачей воспитания детенышей. Неужели человек хуже? Конечно, у человека тоже есть некая генетически заложенная программа действий в отношении к своим детям. Однако тут дело обстоит гораздо сложнее, чем у животных. Ведь и задачи, стоящие перед человеком, неизмеримо более сложны. В традиционном обществе, когда семьи многодетные и многопоколенные, родительские навыки передаются эмпирическим образом. Человек участвует в жизни семьи и задолго до того, как сам становится родителем, незаметно обучается навыкам воспитания детей. Сейчас ситуация другая. Многие родители и хотели бы, да не знают правильного подхода к данному ребенку и в результате совершают ошибки, из-за которых у детей развиваются неврозы. Помощи тоже ждать неоткуда. Ни педиатр, ни невропатолог, как правило, не дают родителям конкретных советов, потому что это не входит в их обязанности. А психологов в поликлиниках крайне мало. В школе психолог, если и есть, то один на шестьсот-семьсот детей, поэтому его функции весьма ограничены. Родители остаются один на один со своими проблемами. Конечно, сейчас много книг, но в них часто высказываются диаметрально противоположные точки зрения, и надо разбираться, каким советам следовать, а от каких будет только хуже. Скажем, новорожденный ребенок различными звуками привлекает к себе внимание, а во многих книжках написано, что к ребенку в ответ на его призывы подходить не надо. Даже когда он разражается плачем! Дескать, ничего страшного, пусть покричит. Но это совершенно неверно, ведь ребенок приучается к тому, что взрослый не откликается на его зов. И начинает как-то сам справляться со своими трудностями, заключающимся в необходимости лежать в мокрых пеленках и памперсах. Волей-неволей младенец привыкает к неприятным ощущениям. Но в результате страдают его кожа, которая воспаляется, и психика, поскольку в таком случае у ребенка задерживается формирование навыков опрятности. А в дальнейшем мама уже хочет привлечь к себе его внимание, а он ее будто не слышит, даже отворачивается. И у мамы с ребенком возникает невротическое неприятие друг друга. Со временем взаимное раздражение накапливается. Ребенок мать не слушается, она его начинает поколачивать. В результате ребенок становится либо робким, забитым, неуверенным в себе, либо наоборот, на фоне невротической депрессии у него развиваются агрессивность, демонстративность, своеволие. Чтобы этого не происходило, надо с самого рождения обращаться с ребенком как с личностью, не механически ухаживать за ним, будто за неодушевленным предметом, а общаться, разговаривать, ласкать, улыбаться, стараться создать у него чувство покоя, защищенности. В таких случаях даже дети с предрасположенностью к психическим заболеваниям (например, к аутизму и шизофрении) расцветают, и заболевание не развивается. За доброе, внимательное отношение к себе маленький ребенок всегда отплатит сторицей. Проявлять разумную заботу и любовь к ребенку - это главная рекомендация по профилактике неврозов. Существует даже специальный метод лечения ранних неврозов, который изобрел известный детский психиатр и психотерапевт Борис Зиновьевич Драпкин - "терапия материнской любовью".

Корр.: Что это за метод?

Г.К.: Если совсем коротко, то Драпкин учил маму выражать свою любовь к ребенку. Ведь на прямой вопрос "любите ли Вы ребенка?" почти любая мать ответит: "Да". Если же поинтересоваться, как именно она выражает любовь, то мы услышим, что она заботится, кормит, убирает, водит куда-то, дарит подарки. Но все это внешняя атрибутика. А любовь - это непосредственный контакт: голосом, словом, глазами, руками и внутренним состоянием души, которую тоже надо стимулировать, чтобы недавно появившийся на свет человечек ощутил любовь. Ведь он жаждет материнской любви, он очень ее ждет! И со временем будет проявлять ее в ответ. Мне кажется, отношения "мать - дитя" призваны служить яркой иллюстрацией завета Христа о том, что если тебя ударили по одной щеке, надо смириться и подставить другую. Да, ребенок порой бывает безжалостен, неадекватен, не соответствует тому доброму отношению, которое к нему проявляют. Но взрослый должен побороть вполне естественно возникающее в душе разочарование и идти дальше. Других советов по преодолению детских неврозов фактически нет.

Корр.: А что Вы скажете про невротические страхи?

Г.К.: Страх темноты или одиночества, когда ребенок ходит за мамой хвостиком и не соглашается спать отдельно даже в одной и той же комнате, это очень частое проявление детского невроза. Кстати сказать, такие страхи, как показывают исследования, нередко проявляются у детей в результате неправильного поведения матери во время беременности: когда она слишком много работала, вела очень активный образ жизни, делала ремонт, испытывала какие-то сильные переживания.

Разумеется, спрашивают, что с этими невротическими страхами делать: оставлять ли ребенка одного, тренируя адаптационные механизмы, или все же вести себя более гибко. Я сторонник второго подхода.

Корр.: А в чем выражается гибкость?

Г.К.: Надо показывать ребенку, что он не один, что мать в каждое мгновение может прийти ему на помощь. А с другой стороны, убеждать его, что в одиночестве тоже есть свои плюсы: можно поиграть в игрушки, посмотреть картинки в книжке, послушать аудиосказку. Надо стараться, чтобы ребенок испытывал чувство уверенности, безопасности и был готов преодолеть трудность. Это называется "изживанием страха через активно- результативное преодоление". Попросту говоря, через успех.

Корр.: А если неуспех?

Г.К.: Что ж, неуспех тоже должен быть. Он помогает вырабатывать стрессоустойчивость. Но надо стараться, чтобы успехов было больше, чем неудач. И вознаграждать успех улыбкой, лаской, похвалой, выражением восторга. Можно на радостях спеть песенку, потанцевать вместе с малышом, подбросить его вверх - короче, оказать ему выразительную эмоциональную поддержку, чтобы у ребенка осталось воспоминание о детстве как о некоем райском периоде своего существования. Потому что для предупреждения неврозов детство должно быть счастливым.

Корр.: Раннее отделение ребенка от матери тоже, наверное, служит фактором риска возникновения детского невроза?

Г.К.: Это сложный вопрос. С одной стороны, когда мамы очень много, возникает гиперопека. Ребенок привыкает, что она всегда в его распоряжении. Мама как бы сходит с пьедестала, на котором она должна находиться, чтобы у детей формировалось трепетное, уважительное отношение к ней, и превращается в обслуживающий персонал. Поэтому если мама добра к ребенку, если общение с ней окрашено в радостные, теплые тона, то небольшая разлука с ней не страшна, а даже полезна. Это тоже посильная тренировка стрессоустойчивости. Но разлука должна быть именно небольшой: скажем, мама вышла в другую комнату или ушла в магазин. Кроме того, ребенку для нормального формирования его личности и профилактики невротических расстройств необходимо присутствие не только матери, но и отца. А об отцах, рассуждая про психическое здоровье детей, часто вообще забывают. Папа обязательно должен присутствовать где-то рядом. Если не хочет, пусть не принимает на себя женских обязанностей, но он должен проявлять свою любовь к ребенку. Психологические опыты, проводившиеся американскими учеными еще в 20-х годах прошлого столетия, показали, что ребенок в возрасте 1-2 месяцев четко различает отца и мать. И на папу смотрит гораздо чаще, чем на маму!

Корр.: Почему?

Г.К.: Они высказали предположение, что мама выполняет некую пищевую функцию, в восприятии ребенка она обеспечивает ему физическое выживание. А папа формирует личность. Поэтому если отец игнорирует ребенка, тот невротизируется. Причем, возникает интересный замкнутый круг: отец избегает ребенка, так как его нервирует детский плач, а ребенок плачет, нервничая из-за того, что отец его отвергает. Разомкнуть этот круг может только взрослый. Будет отец проявлять больше любви и ласки, и ребенок станет спокойней. Хочу подчеркнуть еще следующее обстоятельство: для профилактики невроза нельзя ребенка сосредотачивать на ком-то одном. Должна быть референтная группа: бабушки, дедушки, другие родственники, которые пусть эпизодически, но мелькают в его жизни и оказывают эмоциональную поддержку. Ребенок должен расти в окружении людей, ласки, внимания. Тогда непродолжительное отсутствие мамы не будет для него непосильным стрессом. Если же ребенок был только с мамой, а затем она вдруг выходит на работу, и ребенок оказывается в окружении посторонних ему людей, это колоссальный стресс. Если у ребенка достаточно сил, он как-то свыкается со своим несчастным состоянием и выходит из положения. А если у ребенка есть какие-то физические и психические недочеты, то, конечно, ранний отрыв от матери вызывает невротические реакции или даже еще более тяжелые расстройства.

Корр.: Как реагировать родителям, если у ребенка возник невроз? Например, если при сборах в детский сад у него начинается рвота?

Г.К.: Такого ребенка уже надо лечить. Отдельными психологическими методами тут не обойдешься.

Корр.: А если ребенку мешает одежда? Это ведь тоже невротические реакции?

Г.К.: Да. Тут тоже требуется лечение. Но одного медикаментозного лечения при неврозах недостаточно. Без изменения психологического климата в семье невроз не победить. Надо, чтобы ребенок рос в атмосфере тепла, доброты, безусловного принятия, приятных впечатлений. Но опять-таки, впечатления, даже приятные, не должны быть чрезмерными. От обилия информации, развлечений, всяких приятных и интересных занятий у тоже может перегрузиться психика и появятся невротические реакции. Не должно быть слишком много игрушек, ярких, шумных, быстро сменяемых впечатлений. Особенно если ребенок возбудимый или, наоборот, тихий, задумчивый, со склонностью к уединению. А если была родовая травма и ребенок проявляет гиперчувствительность к громким звукам, прикосновениям и тому подобному, его тем более нельзя перегружать. Хотя превращать детскую жизнь в унылое одиночное заключение тоже нельзя. Всего должно быть в меру.

Корр.: А как бороться со школьным неврозом?

Г.К.: До него лучше не доводить. А если уж возникло такое состояние, то надо ребенка лечить, а не считать, что ребенок избалован и его нужно как следует наказать. Причем, лечение может быть достаточно длительным. Необходимо также вывести ребенка из трудной ситуации, дать возможность отдохнуть, направить в санаторий. Может быть, поменять школу или хотя бы класс.

Корр.: Родители часто боятся, что это станет дополнительным стрессом.

Г.К: Подобные опасения не обоснованы. Конечно, если ребенок попадет в такую же травмирующую обстановку, ничего хорошего не получится. Но если к нему в новом классе отнесутся хорошо и он почувствует себя успешным, такая смена впечатлений пойдет ему на пользу.

Корр.: А как Вы относитесь к идее домашнего обучения?

Г.К.: Во многих случаях оно очень способствует преодолению невроза. Слава Богу, сейчас получить разрешение на домашнее обучение, хотя бы на некоторое время, не составляет большой проблемы.

Корр.: Вы упоминали про возбудимых детей, у которых школьный невроз проявляется в усилении возбудимости. Им тоже показано щадящее домашнее обучение?

Г.К.: Далеко не всегда. Многим из таких ребят, наоборот, становится лучше в более строгих, но в то же время доброжелательных условиях кадетского корпуса. В таких военизированных школах повышенные требования к дисциплине, а, с другой стороны, там понимают мальчуковые особенности, и выкрики с места, подпрыгивание или даже стояние во время урока не воспринимаются как хулиганство. На этом не фиксируется внимание, и ребенок чувствует себя более спокойно. А, успокоившись, ведет себя более сдержанно, становится внимательней. Мне известно много случаев, когда ко второму классу ребята с невротическими проявлениями гиперкинетического синдрома выздоравливали даже без медикаментозного лечения. Однако если это более тяжелые проявления гиперкинеза, то без лечения не обойтись.

Корр.: Суммирем вышесказанное: невротикам нужна, с одной стороны, эмоциональная поддержка, а с другой, совершенно необходимы рамки?

Г.К.: Конечно! Без них ребенок невротизируется, ведь у него нет уверенности, правильно ли он себя ведет, что хорошо, что плохо. Наоборот, строгие рамки помогают выйти из состояния невроза. Жизнь по правилам проще и понятней, а анархия, вседозволенность невротизируют. Кроме того, родители сами не должны нервничать, ругаться и раздражаться. Они не должны быть непредсказуемы и амбивалентны, двойственны в своем поведении и требованиях. Так же плохо действует и несогласованность взрослых, когда кто-то разрешает, а другой это же самое запрещает. Ребенок впадает в растерянность, и у него развивается очень вредное состояние: неумение использовать свою волю. А это, в свою очередь, снижает внимание и интерес. Ведь если он даже что-то сделал, его за это не похвалят, не одобрят. И у него не возникает желания преуспеть, поскольку для достижения успеха нужно напрягаться. А какой смысл напрягаться, если твой успех никому не нужен?

Корр.: Ну да, ведь ведь ребенок очень долго воспринимает себя не как отдельно взятую личность, а в контексте семьи. Поэтому без поддержки близких не может преодолеть многие трудности.

Г.К.: Да. Взрослый человек может добиваться успеха и без одобрения окружающих. А ребенку одобрение совершенно необходимо.

Корр.: В последние годы я замечаю, что у маленьких детей нарастают проявления демонстративности: стремление вредничать, противоречить, подражать отрицательным персонажам, "крутым". Сейчас нередко можно встретить не только первоклашек, но учеников второго, а то и третьего класса, которые на уроке залезают под стол, кукарекают. Это тоже что-то невротическое?

Г.К. Да, это болезненные явления, часто невротического характера. Они свойственны детям с повышенным чувством тревоги и, как ни парадоксально, неуверенностью в себе. Они ожидают неприятия общества и как бы заранее его провоцируют шутовским поведением, демонстративностью.

Корр.: Мне кажется, нарастание этой патологии связано с размыванием четких поведенческих рамок, понятий добра и зла.

Г.К.: Это с одной стороны. А с другой, дети уже невротизированы агрессивными сказками, играми, игрушками. К примеру, "Человек-паук". Вроде бы безобидная сказка. Но на самом деле, она действует на детскую психику разрушительно. Ведь у человека есть ряд инстинктивных защитных реакций от угрожающих действий окружающей среды. Большинство насекомых, в том числе пауки, на инстинктивном уровне воспринимаются как нечто опасное, страх перед ними в нас заложен генетически. И когда ребенку предлагается испытывать сопереживание с пауком, который вдруг преподносится как положительный герой, происходит разрушение неких генетических матриц, архетипов. А оно не может пройти бесследно и породит в дальнейшем целую цепочку деструктивных поступков ребенка, потому что у него как бы нарушена некая логическая прямая, позволяющая правильно ориентироваться в окружающем мире. Когда ребенку предлагаются странные или даже зловещие образы для подражания, у него искажается картина мира. Его поведение тоже становится странным. Подражая злым героям, он тянется ко злу. Увлекшись образом Человека-Паука, ребенок начинает в него играть, часто изображает пауков в рисунках, может их повсюду искать, брать в руки... Конечно, до тех пор, пока паук его не укусит. Ведь даже в наших широтах есть пауки, которые могут причинить боль. Короче говоря, когда в чем-то, что должно вызывать инстинктивное отторжение и страх, находят красоту и удовольствие, то это некое извращение инстинктов. А это уже очень серьезное, глубинное нарушение личности, которое, естественно, пагубно для психики. Ребенок начинает испытывать тревогу. Подсознание говорит ему одно, сознание другое. Возникает беспокойство, ребенок начинает вести себя несобранно: он не понимает границ, не понимает разницы между собой и взрослым, не понимает значимости взрослого и пытается с ним сравняться, подмять его под себя, оспаривать его требования. А если еще и требования взрослого непоследовательны, то у ребенка возникает хроническое преневротическое состояние. Если и не настоящий невроз, то готовность к неврозу, которая проявляется, частности, в протестном, шутовском, демонстративном поведении. Вообще, тут много привходящих факторов риска, которые во многом связаны с современным состоянием общества. Неслучайно сейчас в России наблюдается колоссальный рост психических заболеваний.

Корр.: И неврозов тоже?

Г.К.: Конечно. Если растет число даже таких тяжких заболеваний, как аутизм, то о неврозах и говорить нечего. По сравнению с тем, что было 20-30 лет назад, число больных выросло в разы.

Корр.: Вы упомянули, что взрослый человек при возникновении невротических расстройств может пытаться их преодолеть. Каким образом? На уровне сознания?

Г.К.: Да. И не только взрослый, но, до определенной степени, и ребенок. Допустим, если он боится насмешек других детей, его надо отдать в такое место, где он окажется успешным, почувствует себя сильным, ловким: на ритмику, танцы, в секцию единоборств или еще на какие-то спортивные занятия. Сейчас много секций, где тренеры с пониманием относятся к детишкам и необязательно готовят из них спортсменов. И, конечно, очень важно внушать ребенку, что у него все получится.

Корр.: И что мир доброжелателен, да? А то я много раз сталкивалась с такой ситуацией: родители учат боязливого ребенка драться, фиксируясь на том, что все его обижают, а в результате только еще больше загоняют беднягу в невроз. Когда же настраиваешь ребенка на доброжелательное отношение к другим детям, оказывается, что и их отношение к нему улучшается. Безо всяких драк и отстаивания своих прав.

Г.К.: Невротика учить драться бессмысленно, у него это все равно не получится. Более того, любая попытка подраться вызовет еще большую агрессию со стороны более сильных и ловких ребят. Нет, здесь укрепляюще подействует музыка, развитие каких-то других навыков и умений, в которых он будет состоятелен. Очень полезна таким детям арт-терапия или терапия театром, которая позволяет примерить на себя разные роли, в том числе, смелых, активных людей. Для детей, которые умеют писать, полезно вести дневник. Если они не хотят делиться своими переживаниями с окружающими, то хотя бы поделятся с дневником.

Корр.: Чем человек взрослей и разумней, тем у него больше способов преодоления невротических состояний?

Г.К.: Да, ведь, с одной стороны, человек уже может осмыслить причины своих трудностей и искать пути их преодоления. А с другой стороны, он гораздо свободней в поиске и выборе положительных впечатлений. Главное, не застревать на своих отрицательных переживаниях и не пытаться их преодолеть, идя, что называется напролом. По принципу "боюсь трупов - пойду в морг". Таким способом лечить невроз не надо. Лучше действовать более гибко: постараться переключиться на что-то другое, как бы немножко отойти в сторону. Полезны сильные физические нагрузки. Очень полезна для преодоления неврозов забота о других. Помогая другим людям, человек отвлекается от своих переживаний, чувствует себя более сильным и уверенным.

Корр.: Меня когда-то поразило высказывание одной православной бабушки. Она говорила по поводу неврозов, которые в народе часто называют "нервозами": "Нет никаких нервов, есть только страсти, деточка". Как бы Вы прокомментировали такое мнение?

Г.К.: Нервы - это то, что двигает нашими частями тела и прочими органами. Поэтому действительно, в основе неврозов никакие нервы не лежат. Невроз - психическое заболевание. Наоборот, психика может изменять движение нервов. Что же касается страстей, то они и вправду лежат в основе нашей человеческой сущности. Уже в первый год жизни страсти, влечения, инстинкты играют огромную роль в жизни и развитии ребенка. Они, как некий подземный котел, находятся в подсознании, кипят там и время от времени вырываются наружу. Когда это происходит, тогда и развивается невроз. Так что по большому счету, бабушка права.

Корр.: Значит, становясь более взрослым и разумным, человек может осознать, какие страсти им владеют, и, пытаясь с ними бороться, тем самым будет преодолевать невроз?

Г.К.: Конечно. Когда человек, например, осознает свою жадность, гневливость, обидчивость, боязливость как нечто пагубное, от чего надо избавляться, и старается это делать, он встает на путь выздоровления.

Корр.: Даже без лекарств?

Г.К.: В лечении неврозов у взрослых главную роль вообще играют не медикаменты, а психотерапия. Лекарства - самый малоэффективный способ лечения этого заболевания, особенно в его начальной стадии.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру