Как воспитать в ребенке разумное отношение к компьютеру

Александр Владимирович Леонтович, директор Дома научно-технического творчества молодежи Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества, разработчик оригинальной концепции исследовательской деятельности учащихся, председатель Оргкомитета Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского, руководитель ежегодной Московской городской комплексной исследовательской экспедиции школьников.

Мы попросили Александра Владимировича ответить на вопросы, касающиеся конструктивного решения проблем использования компьютера в образовании и повседневной жизни ребенка.

Александр Владимирович, многие из нас наслышаны о детской компьютерной зависимости, когда ребенок настолько погружается в компьютерный мир, что общение с ним предпочитает всем остальным видам коммуникации. Взрослые, естественно, озабочены, не произойдет ли это и с их ребенком? И сегодняшний разговор мы хотели посвятить такой важной теме: как сделать компьютер пользой для ребенка, как воспитать в ребенке разумное отношение к этому техническому средству, который сам по себе - не плох и не хорош.

Во-первых, сразу хочу сказать, что в появлении компьютера нет ничего страшного и принципиально нового - это нормальный, сравнимый с другими новшествами этап в жизни человечества. На протяжении развития всех цивилизаций наблюдались качественные скачки в техническом развитии общества, такие как, например, связанные с изобретением книгопечатания, или с развитием железнодорожного, автомобильного, и, наконец, авиационного транспорта. Даже подумать, что дня на два можно будет на конференцию слетать, например, в Америку – когда-то было невозможно: туда надо добираться дней десять, и обратно столько же.

Мне сдается, при появлении всех этих технических новшеств люди их также ругали, как сегодня ругают компьютеры, говоря о том, что они что-то разрушают в жизни человечества, что от этого только вред, и т.д. На мой взгляд, это связано в большей части с консерватизмом общества, с тем, что освоение новых технических средств всегда требует определенного труда, приложения интеллектуальных усилий. На это не все готовы: старшее наше поколение далеко не все освоило тот же компьютер, ту же электронную почту.

И с моей точки зрения, главное, что компьютер это новое техническое средство, новый инструмент, который позволяет многие рутинные вещи делать легко и просто. Например, очевидно же, что сейчас можно со всем миром в течении десяти-пятнадцати минут сделать несколько циклов переписки, тогда как раньше письма шли очень подолгу. Благодаря интернету мы можем узнать о каком-то событии буквально через несколько минут после того, как оно произошло: компьютер делает людей разных стран и разных культур ближе друг к другу. Информация распространяется более свободно - здесь, конечно, есть свои преимущества и свои недостатки, и это требует новых правил общения между людьми. Но все-таки все это способствует открытости общества.

Если появление компьютера можно назвать революцией, сопоставимой с изобретением печатного станка, то его польза должна была быть несравнимо больше, чем то, что мы наблюдаем сегодня в нашем обществе.

Естественно, что любое явление в человеческом обществе имеет всегда две стороны: отрицательную и положительную. Отрицательная его сторона в современном рыночном мире, да и вообще всегда, связана с тем, что производитель чего бы то ни было: журнала или машины, заинтересован в получении максимальной прибыли. И как раз это является чаще всего лейтмотивом во всей его деятельности.

Проблема в том, что по закону средних чисел максимальное количество людей, которые покупают тот или иной товар, обладают средним вкусом и средними притязаниями. Поэтому наиболее выгодным для продажи оказывается товар среднего уровня, а на элитарных вещах прибыли не сделаешь - для них нужны спонсоры. Тот же закон работает и в компьютерном производстве, поэтому мы наблюдаем бум разработки и продаж посредственных игр, эксплуатирующих низменные стороны человеческой души. Речь идет о распространенных сегодня компьютерных играх «активного действия»: всякого рода «бегалках» и «стрелялках», связанных с «убийствами». Это своего рода «культиваторы» агрессивного поведения человека, и в особенности, ребенка. Конечно они таят определенную опасность: вырабатывают у ребенка привычку к бездумным развлечениям и легкости в достижении цели, отучая от терпения и ослабляя силу воли, столь необходимых для серьезных интеллектуальных занятий. Это, к сожалению, правда нашей жизни.

Что делать?

Проблемы, связанные с этим, можно решать только через воспитание, когда мы пытаемся объяснять детям, что главное – добро, главное - заинтересованное отношение к людям. Тут невежество и беспечность взрослых опасны не только для ребенка, но и для них самих. Именно они в первую очередь сталкиваются с результатами своих промахов в воспитании детей, а после страдает уже и общество в целом.

Может ли компьютер заменить общение с другими людьми и живыми существами? Надо объяснять детям, что даже самый мощный, оборудованный современными мультимедиа компьютер этого сделать не может: главное – это разговор глаза в глаза. А компьютер лишь средство подготовки такой встречи: от души к душе.

Мы в наших конференциях тоже широко используем и компьютеры, и всякие он-лайн сервисы, но всегда внушаем ученикам, что это только повод, только необходимый этап для подготовки последующей личной встречи, что любые интернет, теле-конференции, заочные конкурсы не обладают собственно важнейшей точкой – личной встречей, которая обязательно должна быть главным смыслом общения..

Как Вы считаете, отстает ли в интеллектуальном развитии ребенок, выросший без компьютера от сверстников, освоивших это техническое средство еще в школе? Должен ли быть дома компьютер?

Думаю, что компьютер должен быть в каждом доме. И каждый молодой человек должен иметь доступ к этому мощному техническому средству: теперь это просто необходимое условие жизни в современной цивилизации. Кроме того, человек, не имеющий доступа в интернет, в глазах сверстников будет выглядеть белой вороной, отставать от них в силу того, что лишен этого мощного вспомогательного средства в образовании.

Может ли по-Вашему ребенок почерпнуть пользу из социальных сетей: «Одноклассники», «В контакте» и пр.?

Естественно, попадая в социальные сети, можно наткнуться на самую разную информацию, ведь она никем не регламентируется. И тут нужно учитывать, что детская субкультура подчиняется тем же законам, что и общий массовый спрос: наибольший интерес завоевывают достаточно посредственные вещи. Однако мы знаем много семей, и много школ, где дети тянутся к чему-то интересному, новому. Мы должны самыми разными средствами эту культуру в детях воспитывать.

Что мы можем сделать? И в семье, и в школе мы должны воспитывать в ребенке культуру выбора, культуру вкуса, тогда ему станут интересны информативные ресурсы, которые раздвигают горизонты, дают новую полезную информацию: например, возможность познакомиться с жизнью в других странах, с их природными условиями, их историей и т.д.

Какие умения и навыки, по-вашему, формирует компьютер? Чаще всего знакомство ребенка с компьютером происходит через игры, и даже бытует мнение, что без них трудно освоить компьютер. Но не задает ли игра как раз тот негативный тон отношения к компьютеру как к большой игрушке?

Все-таки компьютер оказывает свое положительное влияние на развитие ребенка. Когда он «на ты» с персональным компьютером, то смело выбирает стратегию поведения или самообучения.

Что касается компьютерных игр, то они могут быть разными. Игры, когда ты действуешь по готовому шаблону: задан определенный лабиринт с определенным количеством комнат строгой конфигурации, оттуда выскакивают какие-то страшилища... Другое дело развивающая игра, которая дает возможность ребенку создавать собственные инструменты, когда он должен что-то делать, продумывая алгоритм действий, выстраивать конфигурацию предметов, планировать. Все это формирует деловую мотивацию, развивает логическое, оперативное мышление и умение прогнозировать. Сегодня существует множество увлекательных развивающих игровых программ, которые учитывают возраст, индивидуальные возможности и склонности ребенка, способствуют формированию у него абстрактного мышления. Они дают ему возможность менять по своему усмотрению стратегию решения, пользоваться разными уровнями сложности материала и другими видами компьютерной помощи.

Кроме того, компьютер предоставляет большой набор изобразительных средств: можно создавать не только цвета, но и их оттенки, легко стирая ненужное. А главное, можно экспериментировать до бесконечности. Хочешь — создавай линейный рисунок, а хочешь — комбинируй композицию из цветных фигур или раскрашивай готовый узор. Для маленьких можно приобрести игры с раскрасками: ребенок наносит контур рисунка и заливает разными цветами.

Назовите, пожалуйста, наиболее интересные программы (или развивающие игры), которые могут быть использованы с пользой для развития ребенка в школе и дома.

В образовании интересны инструменты, которые полезно освоить каждому человеку, тем более ребенку.

Во-первых, это компьютерные презентации, у которых свой очень интересный язык: лаконичный, образный, почти художественный, прекрасно выстраиваемый и главное - предельно простыми средствами. Помню, как в прошлом году на «Международной Школе» каждая делегация представляла презентацию о своем городе или о своей школе. Одна из российских делегаций привезла презентацию, в которой было много-много мелких сухих педагогических и административных фраз, а вот двое школьников из Бельгии представили презентацию, в которой почти не было текстов, слайды не были уляпаны фотографиями, хотя был показан даже любимый пирог бельгийца: эта презентация произвела наибольшее впечатление.

Во-вторых, это создание собственных сайтов. Современные социальные сервисы предлагают много сетей, например, «Одноклассники», в которых представлен достаточно бедный шаблон для размещения информации о себе. Гораздо интереснее станет ребятам освоить html – программирование, тогда они сами смогут создавать дизайн сайта, разработать его содержание, и даже передать настроение. Создание собственных сервисов – это очень интересное и важное направление в образовании.

Далее, это различная обработка изображений, создание видеофильмов – тоже интересное дело, а главное простое, тем более, что сейчас есть много интересных программ: «Премьер», например, для монтажа фильмов.

Программа «Фотошоп» для монтажа фото – это тоже достаточно увлекательная для школьников программа.

Перечисленные программы помогают создавать эмоциональный художественный продукт. Особенно видео, когда ребенок делает маленькие зарисовочки на две – три минуты по своему настроению, возможно, по результатам поездки. Например, моя старшая дочка смонтировала свой маленький, всего трехминутный, фильм «Моя младшая сестра», его можно пересматривать время от времени всей семьей: это очень приятно. Можно создавать также мультфильмы в 3d графике, иллюстрируя своя собственные сказки или рассказы.

Опять же можно назвать собственно программирование: широко известны лого- миры, среда, которая позволяет легко и интересно освоить азы программирования на конкретном образном материале. Для серьезно увлеченных можно найти использовать современные языки программирования, обладающие большими возможностями – например, С++; они дают возможность осваивать профессиональные навыки программирования для решения более смелых и интересных задач.

Надо отметить, что одновременно компьютер вырабатывает у юных пользователей такие качества, как аккуратность, точность, рациональность, организованность.

Александр Владимирович, что Вы посоветуете нашим читателям, чтобы их дети с пользой использовали компьютер дома и в школе?

Конечно, мы должны сделать все, чтобы ребенок с самого юного возраста понял, что компьютер – это средство облегчения жизни, которое помогает делать в семье разные вещи, вплоть до технологии умного дома, что с помощью компьютера можно управлять разными техническими и домашними средствами, выполнять бытовые и творческие задачи гораздо быстрее и интереснее.

Наверное, не буду оригинален, если скажу, что все, конечно, зависит от родителей, их понимания данного вопроса, их ответственности, их собственного участия в освоении ребенком компьютера.

Компьютер надо изучать, его нужно использовать, старясь рутину жизни переложить на его плечи, освободив это время для своего развития, для важных размышлений…

Взвешивая все «за» и «против» при покупке компьютера, важно учесть, какой компьютер вы приобретаете, сколько времени будет проводить за ним ребенок и как эти занятия впишутся в его общий режим. Необходимо учитывать содержание программ, качество их подачи и многие другие факторы.

И что особенно важно, покупка компьютера должна происходить под какую-то конкретную задачу. Например, ребенок заинтересовался фотографией - хочет фотографировать, делать какие – то семейные альбомы, составлять коллажи, фото – галереи и прочее. Или он хочет сделать хорошую презентацию для того, чтобы участвовать, например, в конкурсе Вернадского. Под такие конкретные задачи стоит ребенку купить компьютер, но обязательно договорившись с ним, что главное – это работа. Что творчество — дар, присущий только человеку, что его невозможно перевести на формально-логический язык компьютера, что от него потребуется ответственное отношение к к приобретенному техническому средству.


Беседовала Савельева Ф.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру