Мудрые сказки и истории для детей и взрослых

Эта программа разрабатывалась более двадцати лет и первоначально содержала только два раздела - творческий и технологический по двенадцати видам декоративно-прикладного искусства. Но, приблизительно, лет пятнадцать назад, в программу включен и третий раздел - духовно-нравственного воспитания. Острая необходимость введения этого направления вызвана следующими причинами.

Огромное влияние западной псевдо-культуры (боевики, ужасники, мультфильмы), напряжённая социальная и экономическая обстановка в стране способствовали воспитанию детей с искажённым нравственным пониманием добра и зла, жизненными девизами “мне” и “дай”. И если раньше не они устанавливали правила игры в ребячьем мире, то, за последние годы, ситуация резко изменилась. Педагоги отмечают у многих современных первоклассников нежелание трудиться, творить, думать, неумение слушать и слышать, сложности в общении – отсутствие доброжелательности, внимания, уважения и любви друг к другу. Это так же проявляется и в творчестве, если раньше рисунок под девизом “радость” большинством детей выполнялся радужными красками, то теперь, чаще всего, для выражения радости выбирают тёмно-синюю, коричневую, чёрную краски.
Автором были разработаны технологические и творческие методики, дающие очень высокий результат обучаемости. Следовательно, возникла и проблема огромной ответственности за использование детьми полученных знаний и умений (куда они их направят – на бездушное штампование игрушек на продажу, на воплощение в жизнь нравственно сомнительных героев фильмов ужасов и мультсериалов?). Ещё Достоевский говорил об ответственности за знания: «Дай негодяю высшее образование, и это будет утончённый негодяй». Религиозные мыслители, философы, учёные отмечают, что внутренний мир человека, как в фокусе, отражается в его творческой деятельности. Велика ответственность каждого делающего (пусть пока ещё ребёнка) за своё детище. Сегодня они научатся отвечать за свою работу – игрушку, которая должна быть доброй и радостной, а не злой и отталкивающей. А завтра это проявится в чувстве ответственности за любое дело, за людей, которые рядом.


Каждый человек должен пройти путь познания добра и зла. А можно и нужно ли облегчить его, сделать этот путь более светлым и понятным? Об этом думали многие педагоги, в том числе и современные. Нужно помочь детям разобраться и понять, в первую очередь, себя, обрести нравственный стержень, опору в жизни.
Очень верно сказано русским педагогом В.А. Сухомлинским, что «отношение к труду является важнейшим элементом духовной жизни человека. Было бы недостаточным и наивным сказать, что трудолюбие воспитывается в процессе труда. Трудолюбие, как важнейшая черта морального облика, воспитывается в процессе духовной жизни – интеллектуальной, эмоциональной и волевой. Не может быть трудолюбивым человек мало думающий, мало переживающий». Но трудолюбие, добросовестность, старательность рождаются не просто в процессе выполнения трудовых функций (хотя и это важно), а являются результатом богатой духовно-нравственной жизни.

Как же ведётся работа в этом направлении? Дети и сами замечают, как внутреннее состояние отражается не только на поведении, но и на работе и творчестве; что игрушка может быть не только доброй и весёлой, но и вызывающей отрицательные эмоции. Почему? Ищем ответ вместе: разговариваем о непреходящих нравственных ценностях, о добре и зле, стыде и совести, мире видимом (природа, человек) и невидимом (чувства, мысли, эмоции, желания), об умении видеть и слышать не только внешнее, чувствовать и разделять радость и беду другого человека, об ответственности и долге, послушании, благодарности и бескорыстии; разбираем и ищем выход из конкретных жизненных ситуаций. Когда заняты руки и глаза (например, во время обклеивания форм для папье-маше бумагой или выполнения шариков-основ), читаем и анализируем рассказы и сказки – русские народные, Пушкина, Ушинского, Аксакова, Андерсена и др.

Ребёнку легче найти твёрдую опору в жизни, если он ощущает свою причастность к целому народу, имеющему свой огромный многовековой духовный, культурный и исторический опыт. Ещё В.И. Даль подметил, что «у нас… более чем где-нибудь, просвещение сделалось гонителем всего родного и народного… ревнители готового чужого, не считая нужным изучить сперва своё, насильственно переносили к нам всё в том виде, в каком оно попадалось им на чужой почве, где оно было выстрадано и выработано, тогда как тут могло приняться только заплатами и лоском…».
Поэтому очень важно приобщение ребят к тысячелетнему наследию Руси, её обычаям и традициям. Знакомство детей с историей Москвы, Твери, с житиями православных святых – Сергия Радонежского, Николая Чудотворца, Нестора Летописца, Ильи Муромца, Серафима Саровского, князя Владимира и княгини Ольги, Михаила Тверского и Анны Кашинской поможет понять себя и обрести свои корни в древе Русском. Ребятишкам радостно узнавать, что преподобный Сергий Радонежский мастерил деревянные игрушки и раздавал их детям из соседних сёл.

Еще К.Д Ушинский писал: «Воспитание, особенно в детстве, в первые годы жизни ребенка – задача приоритетная. Обучение может доставлять ребенку всевозможные знания, развивать психические способности, изощрять и восприятие, и память, и мышление, но не культивировать в нем нравственных чувств, не учить его соотносить личные интересы с интересами других, окружающих его людей, не приучать его оценивать свои поступки с точки зрения их общественной пользы. А между тем именно это и является задачей «гораздо более важной, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснение каждому его личных интересов».

Чем ниже уровень нравственного развития общества, тем больше усилий требуется при нравственном воспитании подрастающего поколения. От самого рождения в душе ребенка могут укореняться различные чувства – и эгоистические, и социально ценные. Последние К.Д. Ушинский сравнивал с нежным цветком, нуждающимся в заботах, а эгоистические – с сорняками. «Нравственное чувство, благороднейшее и нежнейше растение души человеческой, требует большого ухода и присмотра, чтобы вырасти и окрепнуть, другое, как всякий бурьян, не требует для своего преуспеяния ни ухода, ни присмотра и, на обуздываемое вовремя, скоро подавляет все лучшие, нежнейшие растения».

Ушинский считал, что в воспитании не должно быть места нравоучениям, склонность к которым так сильна у многих учителей и родителей. Вот почему основу блока духовно-нравственного воспитания составляют сказки и истории, то есть то, что дает возможность в увлекательной форме, без скучных нравоучений пройти с героем сказки путь его нравственных исканий.
В чем притягательность сказки? Иногда говорят: «Нельзя читать сказки православным детям, они уводят от реальности». Такое мнение прозвучало из уст одного священника на встрече с учителями. Позвольте не согласится! Как был бы беднее мир без народных сказок, в том числе и русских, авторских – Пушкина, Аксакова, Андерсена, Сельмы Лагерлёф и других. Сколько в них многовековой мудрости, любви, доброты; сколько веры в то, что добро победит зло; надежды, что кротость, смирение, терпение, любовь будут вознаграждены. А какие уроки преданности, верности, жертвенности, стремления к свету, к горнему миру они преподносят.

«Сказка ложь, да в ней намек – добру молодцу урок»

Если зададим вопрос «Чему же учит нас сказка?» и попытаемся дать ответ, то в списке будут все добродетели во главе с верой, надеждой и любовью. А за внешним увлекательным, казалось бы, нереальным сюжетом – цепь реальных проблем и реальное же решение, выход из трудных ситуаций.

Если детская душа осознает, что Русалочка готова была отдать все за один день человеческой жизни - начнет больше ценить свою жизнь. Если будет сопереживать маленькой Герде и думать: «А я, я мог бы так – все оставить, не струсить, все преодолеть ради спасения другого?» А в конце сказки, где, после молитвы на помощь Герде приходят ангелы, поймет, что только с помощью Божьей ей удалось пройти все испытания. Если поймет, что трусость, жадность, обман, гордыня, злость, предательство не могут быть опорой в этой жизни – не захочет культивировать эти качества в себе: появится желание быть чуть-чуть лучше, послушней, искренней, сострадательней, милосердней; сопереживать чужим бедам, бережнее относиться ко всему живому, да и к вещам тоже. Если появится понимание ответственности за свою жизнь, за всех кто рядом и кто далеко – за весь мир, то обретет внутренний стержень, опору на всю жизнь.
В беседах по духовно- нравственному воспитанию используются не только эти, но и многие другие сказки: Андерсена, Пушкина, Киплинга, других писателей. Кроме сказок, читаем рассказы для детей, отрывки из произведений Чехова, Достоевского, басни Крылова, «Жития святых» в изложениях для детей. Некоторые сказки читаю детям уже более 10 лет. Некоторые появились совсем недавно, например, сказание Л. Ганаго «Город желаний» из сборника «К кому приходят ангелы». Но и они сразу полюбились детям.

Конечно же, нравственный блок программы выстаивается не только на сказках. Иногда сказка завершает беседу о добре и зле, о стыде и совести, о выборе и свободе, о видимом и не видимом в мире и в человеке, о любви и дружбе, о верности и долге. Иногда сказка является поводом для последующего разговора о непреходящих ценностях. Зачем я живу? Зачем я живу? Зачем я живу? Задавая вопросы, делаем ударение поочередно на всех трех словах, В чем смысл жизни? Почему есть богатые и бедные? Больные и здоровые? Счастливые и несчастные? Эти вопросы задают себе многие, и с них мы начинаем первую беседу.

А знаем ли мы себя? Кто такой Я? И что такое Я? Я – это моя рука, нога, голова? Я – это то, что можно потрогать, увидеть? А может быть Я - это еще что- то другое? У каждого есть ум, чувства, желания, воля, - это мы знаем опытным путем. А можно ли их потрогать? Почему ни один хирург, делая операции, не находил там ума? Значит, кроме видимого тела в моем Я есть еще не видимая часть – душа и дух. А начинаем «познание себя» с пяти телесных чувств: слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса.

Есть удивительная книга А. С. Шишкова, ученого- филолога 19 века, президента Российской Академии Наук, министра народного просвещения, составителя «Славяно- русского корнеслова». Она называется «Беседа мудрого старца с девицей юной о чувствах и словах». Этой книгой можно воспользоваться при подготовке занятий.
 
Умеем ли мы видеть? Да, глаза есть у всех. Посмотрите кругом и назовите пять разных слов того, что вы увидели. Почему все увидели разное? Умеем ли мы слышать? Умеем ли мы слушать? Одинаковые ли это слова - «слышать» и «слушать»? Если мы сейчас закроем глаза и посидим в полной тишине, что мы услышим? Кто-то услышал, как за окном проехала машина, кто-то услышал, как часы тикают, кто-то услышал, как бьется собственное сердце. Почему все услышали разное? Давайте послушаем сказку о двух волшебных палочках.

Учитель читает сказку, приведенную в данной хрестоматии, и задает вопросы. А в конце, когда звучит фраза «палочка потерялась, но каждый может ее найти», дети замирают и спрашивают: «А где ее найти?» И тогда мы вместе думаем, а можно ли без палочки научиться видеть то, что не видят другие, слышать то, что не слышат другие, понимать то, что не понимают другие…
А на следующем занятии слушаем «Святую ночь» из книги «Сказания о Христе» Сельмы Легерлёф. Выделяем слова «Но в тот же миг, когда показал, что и он может быть милосердным, открылись у него глаза и уши, и он увидел то, чего раньше не мог видеть, и услышал то, чего раньше не мог слышать».
В одной из групп задаю младшим школьникам вопрос: « в чем для вас счастье?» Ответы разные, но суть их одна – счастье для них в том, чтоб что-то получить: собаку, компьютер, игрушку, велосипед, поездку, даже, свой дом у моря.

А когда, на этом же занятии, начали читать сказку о двух волшебных палочках, то на вопрос : «Какую бы вы выбрали палочку – золотую или деревянную?» - все до одного ответили, не сомневаясь, - «Деревянную».

Да, соблазнов кругом много. Магазины, реклама – что только не предлагают – продукты, одежду, технику, отдых на заморских островах.

А душа, душа просит невидимого, утерянного ею в Раю: видеть то, что не видят другие, слышать то, что не слышат другие и понимать то, что не понимают другие.
- А богатым быть хорошо или плохо?
- А что бы вы пожелали, если бы у вас была золотая палочка?

Выслушиваю их ответы – почти все желания в сфере материальной, все хотят что-то для себя.
- А хотите знать, как я бы распорядилась волшебной палочкой?
- Конечно, хотим.
- Я бы себе жилье купила (это детям понятно, как же без жилья).
- Купила бы компьютер, чтоб задания для вас печатать игры, книги (понимают, что и покупка компьютера не для развлечения, а для работы).
- А еще многодетным семьям помогла бы, больным на лечение, вас бы стала возить на экскурсии в другие города (задумываются, но тоже понимают, пусть не себе, но помощь нуждающимся людям).

Продолжаю:
А еще бы отдала деньги, чтоб монастыри и храмы побыстрее восстановили: как же людям без храмов…
Молчат. Это третья ступень часто детям вовсе непонятна без первых двух – первая ступень- для себя, вторая - на нужды другим людям.
Умение задавать вопросы – это мудрость, педагогическое искусство.
-Можно просто прочитать сказку.
-Можно просто прочитать с выражением, интонацией, мимикой, показать свое отношение, свои симпатии.
-Можно слушать записи, читать и задавать вопросы в нужном месте, комментируя текст, направляя мысль, сознание от услышанного в нужное русло.
Какие вопросы задавать? Они не должны быть слишком назидательными. В этом случае не захочется и ответ искать: взрослый уже «навязал» его в вопросе. Чаще всего задаются вопросы:
- А вы как думаете?
- А вы как бы поступили?
- А почему герой сказки не мог поступить иначе?
- О чем эта сказка?
- А в жизни такое бывает?
- А в вашей жизни было такое событие?

Оставьте право ребенку на свой ответ, может быть он «найдется» в сердце через день, неделю, месяц.

Сколько вопросов задавать? К каждой сказке или истории можно задать очень много вопросов. Но много - это не всегда хорошо. После прочтения и прослушивания некоторых сказок хочется просто помолчать: у человека есть сердце - оно понимает многое без комментариев. Когда задавать вопросы - в начале, по ходу повествования или в конце сказки? Все зависит от ситуации, возраста и подготовленности слушателей - услышать вопросы и возможности ответить. Здесь нужен особый такт, опыт и мудрость не прерывать вопросом и не сбить драгоценные минуты сопереживания герою. Так, в одной группе, дети совершенно спокойно слушают музыкальный спектакль И. Литвака по сказке Андерсена «Гадкий утенок». Останавливаю запись, задаю вопросы, думаем, рассуждаем, снова включаю магнитофон.
 
А в другой группе – потрясающая тишина, все перестали работать (мы слушаем сказки в записи во время монотонной работы – когда шьем, рисуем, клеим). И вдруг всхлипывания: «Что ж его мама- то не любит, бросила, она же должна его любого любить!..» Прослушиваем сказку на одном дыхании без всяких вопросов.

Иногда вопросы задают сами дети. Если был вопрос, значит, думали, размышляли. Поэтому на вопрос, чаще всего отвечаю вопросом: «А вы сами как думаете?»

К прочтению некоторых сказок надо готовить маленького слушателя. Например, сказка «Ноев ковчег». Рассказываю кратко, почему Бог решил послать на землю потоп, почему Он велел Ною сделать ковчег. Рассказываю, что ковчег до сих пор находиться на горе Арарат, куда были организованы экспедиции. Показываю фотографию и рисунок, где размеры Ноева ковчега сопоставлены с размерами современного океанского лайнера. Объясняю для того, чтобы дети поняли, что это не просто вымысел, а детская сказка о реальном, величайшем событии в истории человечества. Страшно, но спаслось- то всего 8 человек, остальные не вняли призывам к покаянию и изменению жизни, были очень заняты своими делами и забавами, смотрели на Ноя как на сумасшедшего, забыли своего Создателя.
 
Читаем «Сказку о принце Фредерике» из книги «Простые беседы о нравственности». Запоминаем совет мудрого старца – «Все другие лучше тебя». На одной из лекций в Тверском Областном Институте Усовершенствования Учителей слушатели стали возражать, объясняя, что им ближе позиция, высказанная в одном из учебников: «Ты не лучше, ты не хуже, ты такой же, как все».
Но если мы выбираем православную основу в духовно-нравственном воспитании, то давайте вспомним молитву святого Иоанна Златоустого, читаемую перед причастием: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, ОТ НИХ ЖЕ ПЕРВЫЙ ЕСМЬ АЗ». То есть, я- первый грешник, худший из всех живущих. А сколько святых, чья святость ещё при жизни не вызывала сомнений современников, искренне сознавали себя худшими из худших. Но к этому православному отношению к себе надо дорасти.(вставка- слова препод. Сисоя) Дети очень хотели знать, что же дальше было с принцем Фредериком? Так родилось продолжение - «Сказка о короле Фредерике».

Какие- то произведения я читаю детям, но на чтение длинных сказок нет времени, - все -таки основную программу по декоративному творчеству выполнять необходимо. А вот прослушивать аудиозаписи (сказки, рассказы, жития святых), когда занимаемся монотонной работой (шитьем, обклеиванием форм, росписью орнаментов) очень хорошо: руки работают, ушки слушают и не отвлекаемся на разговоры с соседями. Здесь сталкиваемся с тем, что иногда записи по мотивам какого – либо произведения так искажены в худшую сторону, что вместо светлого нравственного начала несут отрицательные впечатления, нежелательные ассоциации.

Несколько лет мечтала купить кассеты с записями сказок «Снежная королева» и «Аленький цветочек». В этих произведениях заложен большой нравственный потенциал. На их основе можно провести много мини – бесед: о преданности, верности, жертвенности, любви и дружбе. И вот, наконец, покупаю обе сказки в записи. Счастливая, прихожу домой, включаю магнитофон, и … горькое разочарование. Введены новые герои, какая то нечистая сила, изменения в оригинале такие, что после прослушивания остался неприятный осадок на душе. Желание дать прослушать эти сказки детям пропало. Поэтому сказку «Аленький цветочек» приходится читать, а «Снежная королева» - появилась прекрасная аудиозапись издания Новоспасского монастыря.
Такая же ситуация со сборником коротких русских народных сказок. Казалось бы, что там можно изменить? Но, обнаруживается, к тексту каждой сказки был добавлен какой – либо отрицательный поступок или привычка героя, которых нет в оригиналах сказок, и которые заметно снижают нравственный потенциал сказок.

Но есть примеры, когда аудиозапись значительно выигрывает в сравнении с оригиналом. Например, сказка «Гадкий утенок» (режиссер – постановщик, автор музыки и текста песен И. Литвак) – одна из самых любимых у детей. Автор литературно-музыкальной композиции внес в сюжет небольшое изменение. Читаем у Андерсена:

Раз вечером, когда солнце так красиво закатывалось, из-за кустов поднялась целая стая чудных, больших птиц; утенок сроду не видал таких красавцев: все они были белы как снег, с длинными, гибкими шеями! То были лебеди. Они испустили какой-то странный крик, взмахнули великолепными, большими крыльями и полетели с холодных лугов в теплые края, за синее море. Они поднялись высоко-высоко, а бедного утенка охватило какое-то смутное волнение. Он завертелся в воде, как волчок, вытянул шею и тоже испустил такой громкий и странный крик, что и сам испугался. Чудные птицы не шли у него из головы, и когда они окончательно скрылись из виду, он нырнул на самое дно, вынырнул опять и был словно вне себя. Утенок не знал, как зовут этих птиц, куда они летели, но полюбил их, как не любил до сих пор никого. Он не завидовал их красоте; ему и в голову не могло прийти пожелать походить на них; он рад бы был и тому, чтоб хоть утки-то его от себя не отталкивали. Бедный безобразный утенок!

В музыкальном спектакле утенок восклицает: «Я столько раз слышал, что я некрасивый, но что такое красота я не знал, а теперь понял!». как часто мы говорим детям: « Ты такой - сякой»,- не показывая им истинного идеала, к которому они должны стремиться. Далее звучит удивительная песня, где и слова, и мелодия помогают ощутить стремление к истинной красоте.
«Гадкий утёнок», «Морозко»- эти и все другие музыкальные сказки И. Литвака – это радость детям, помощь взрослым. Низкий поклон ему за его труд.

В хрестоматии собраны сказки и истории разных авторов. Они подбирались для чтения и обсуждения с детьми 7 – 12 лет. Но оказалось, что эти сказки и мини-беседы по ним, так же интересны и значимы для подростков и взрослых. Так при прослушивании казалось бы простенькой сказки – истории о незабудке (из аудио-сборника «Сказки к Пасхе») плакал не один человек.
«Меня ты только не забудь», - сказал Создатель голубому цветку с желтым сердечком, на просьбу повторить его имя, так как он в восторге от созерцания Творца забыл самого себя и не услышал, как нарекли его.

Почему сказки так воздействуют на взрослых? Большинство из нас, взрослых, воспитывалось вне религии. Но взрослые, как и дети, задают себе вопросы о смысле жизни, о добре и зле, о смысле страданий. Конечно, сейчас очень много различной духовной литературы. Но как тяжело постигать азы богословских знаний большинству взрослых.
 
Известно, что у каждого человека есть возраст физический и возраст духовный. Хорошо, когда они совпадают. У одного старого человека спросили:
- Сколько вам лет?
- Пять, – ответил он. И пояснил, - пять лет как я узнал Христа.
В книге преподобного Варсонофия Оптинского «Духовное наследие» читаем:
- Отдавшись водительству Божественной благодати, христианин проходит все возрасты христианской жизни: младенец, отрок, юноша и, наконец, зрелый муж в христианстве. Было бы весьма желательно, если бы христианское развитие человека совпадало с его естественным развитием, то есть младенец летами был бы младенцем в христианстве и т. д. Но худо, когда старец летами будет младенцем в христианстве.

Согласитесь, что малыша не будут обучать высшей математике, не обучив элементарному счету. Так и в духовной жизни надо пройти «детский период».
Если маленьким детям читать произведения святых отцов, или объяснять научные данные по психологии – они ничего не поймут. А если во взрослой аудитории читать сказки, то сразу появляются радостные улыбки- все мы родом из детства. А иногда устанавливается такая звенящая тишина в аудитории,- от понимания глубины, заложенной в сказке. Часто ответ на какой-то очень серьезный жизненный вопрос находится при прослушивании простой детской сказки. Простой, да не простенькой.
У сказки много общего с притчей (иносказанием, обращенным к душе). Вспомним Евангелие – сколько удивительных притч оставил Спаситель нашему, часто детскому, разуму.
Многие сказки были закрыты от нас, многие сокращены и искажены так, что терялся весь их нравственный смысл. Например, сказки Андерсена «Русалочка», «Дочь болотного царя» и другие. Так хочется прочитать их снова, без сокращений.

С годами утрачивается детское восприятие, а до него не опускаться, а восходить надо – до детской радости от ощущения жизни, до детской чистоты видеть мир глазами Адама до грехопадения, до детской жажды познания, до детской доверчивости, открытости и любви.
«Если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное».
Пусть чтение этой хрестоматии поможет вам – взрослым и детям хоть немножечко познать себя и взглянуть на окружающий мир другими глазами. И в заключение напомним две фразы, сказанные мудрыми людьми.
«У Бога нет внуков, у Бога все дети».
«Если мы узнаем какими нас создал Бог, то поймем какими нас сделал грех».


Задания для детей.
Задание 1.
Нарисуйте понравившихся вам героев сказок, историй, басен.

Задание 2.
Попробуйте на чистом листе красками (пятнами или мазками) изобразить настроение каждой сказки, передать характер каждого персонажа.

Задание 3.
Прочитайте или перескажите сказки друзьям, братьям и сестрам. Придумайте свои вопросы к сказкам.

Задание 4.
Как вы считаете, у всех ли сказок счастливый конец?
Могли ли некоторые сказки и истории закончится по-другому?
Чему учат эти сказки?
Придумайте продолжение понравившихся сказок.




© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру