Третий путь. Интервью с Л. Е. Никитиной, доктором педагогических наук

Какие проблемы возникают у подростка, вступающего во взрослое общество? Легко ли ему найти свое место в современном обществе?

Современному подростку приходится тяжело. Поиск своего места в жизни всегда был чреват разочарованиями и потерями. Однако в нашей стране в социалистический  период развития дети и подростки были надёжно защищены в плане обеспечения плавного перехода из детства во взрослую жизнь. Школа считалась ответственной за своего выпускника до тех пор, пока документально не было подтверждено его зачисление в профессиональное образовательное учреждение, или на работу, или в армию. Всеобуч (всеобщее среднее образование) требовал, чтобы даже работающий подросток получал образование в системе вечерних (сменных) школ. Сейчас эта система контроля разрушена, и подросток после окончания 9 класса никому не нужен, кроме своей семьи, а семьи, как известно, бывают разные. Возникло много маргинальных семей, растерявших свой воспитательный потенциал за годы смены социально-экономических ориентиров. Поэтому совокупность проблем, встающих перед юным и неопытным человеком, непомерно тяжела. Назовём основные проблемы:

- бедность семьи, которая не позволяет подростку рассчитывать на получение качественного образования – репетиторы, курсы, дополнительные занятия, секции и кружки, платное высшее образование. Подросток из бедной семьи (а таких большинство в нашей стране) в условиях жизненного старта уже обречён на заведомое отставание в жизненной гонке. Так репродуцируется бедность поколений одной и той же семьи.
- слабое здоровье. У нас в стране мало здоровых детей. Больные дети  изначально неконкурентоспособны. Они не выдерживают нагрузок, связанных с обучением и работой, а зачастую не понимают, что ресурсы молодости могут быть исчерпаны, и у некоторых процесс растраты жизненных сил идёт очень быстро.
- соблазны красивой жизни. Массовая культура внедряет такие высокие стандарты потребления, которые многим недоступны. Многие атрибуты красивой жизни вредны для здоровья душевного и физического – наркотики, неупорядоченные половые контакты, алкоголь, ночные клубы и игровые заведения. Однако противостоять соблазнам без прочной нравственной основы невозможно. А эта основа устойчива только у зрелых людей. Поэтому так высок процент подростковой преступности.
- низкая бытовая культура. Грубость, пьянство, матерщина, безответственность, привычность насилия в разных формах – всё это разъедает неокрепшую душу, как ржа железо.
- недоверие ко всем без исключения государственным институтам, службам и структурам. Милицию подростки боятся больше, чем бандитов. Армия вызывает ужас. Из интернатов бегут в подвалы.

Только этих обозначенных проблем достаточно для того, чтобы почувствовать весь прессинг жизненного фона на неокрепшую душу подростка.

Многие молодые люди сейчас не решаются создавать семью, вступать в брак, предпочитая "свободу отношений", вследствие чего нередко возникают неполные семьи, оказываются ненужными дети - можно ли как-то исправить данную ситуацию, вернуть авторитет понятию "семья"?


В ряду причин, вызывающих ослабление или разрыв семейных связей между родителями и детьми, можно отметить сверхзанятость взрослых, отсутствие благоприятной эмоциональной атмосферы, низкий уровень психолого-педагогической культуры родителей. Самыми значимыми в семейном воспитании являются субъективные факторы психолого-педагогического свойства, т.е. нарушения и дефекты межличностных внутрисемейных взаимоотношений. Основным фактором, несущим зло юноше, выступают не состав и структура семьи, не уровень материального благополучия, а психологический климат. Выделяется четыре основных типа неблагополучных семей, не готовых полноценно воспитывать детей. Наиболее распространенным типом (до 60%), является конфликтная семья, где преобладает конфронтационный стиль отношений. В аморальной семье родители не придерживаются общепринятых нравственных и этических норм; здесь нередки пьянство, драки, сквернословие и т.п. Для педагогически несостоятельной семьи характерны низкий уровень общей культуры и отсутствие педагогической культуры, что приводит к ошибкам в воспитании детей, а также нежелание такой семьи что-либо пересмотреть в содержании и методах воспитания. В асоциальной семье дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам. Это среда, которая способствует усвоению навыков противоправного поведения. Психологическая атмосфера неблагополучной семьи почти неизбежно вызывает у ребенка эмоционально заостренные переживания, с которыми он не может справиться из-за возрастной незрелости психики, интенсивности травмирующих психику воздействий и не видит выхода из сложившихся обстоятельств.

Поэтому мы считаем, что в число приоритетов семейной политики должны быть включены усилия государства, общественных организаций и движений, а в первую очередь –  образовательных учреждений, усилия, направленные на оказание помощи родителям в воспитании детей, в том числе и посредством традиционной формы взаимодействия образовательных учреждений с семьей – родительского всеобуча, выпуска психолого-педагогической литературы для родителей, написанной понятным и доступным языком.

Важно осознать еще одну вещь: изменения в брачно-семейной сфере носят стремительный характер, и общество не готово воспринять новые правила игры на этом поле. В 2004 году, прогнозируя ситуацию, я писала о том, что  в ближайшие годы произойдет трансформация семьи. Нормой станут дистантные и гостевые браки, холостых людей обоего пола станет больше. К 2010 году на мировом брачном рынке будет резкий избыток мужчин. Вступление в брак до 30 лет станет редкостью. При этом общество становится все более терпимым к однополым связям и бракам, и на повестке дня в мире оказался вопрос о клонировании как одном из путей продолжения рода. Это означает наступление революции в брачно-семейной сфере, сопровождающейся кардинальным изменением норм полового поведения и реформированием морали, что впрямую влияет на развитие воспитания как общенациональной системы. Как мы видим, всё это становится реальностью. Это мировой процесс, и нам надо не просто понимать это, но и выработать стратегию в рамках семейной политики государства и общественного мнения относительно семьи и её меняющихся функций.

Наше время - эпоха индивидуализма, где главное - личный карьерный рост, стремление занять лучшее "место под солнцем" в обществе вне традиционных ценностей. Как помочь ребенку осознать себя частью общества, частью страны, повысить его интерес к культуре своего народа?

Главная педагогическая проблема нового времени – это соотношение содержания воспитания  с тенденциями общественного развития. Решение  этой проблемы, возникшей в эпоху выдвижения идеи воспитания «нового человека» (эпоха Просвещения), осуществлялось в контексте исторической ситуации при рассмотрении  вопросов об эффективности воспитания и ответственности за результаты воспитания семьи, государственных и общественных институтов социализации. В XIX веке замечательно проанализировал ситуацию столкновения нравственных основ воспитания и направления развития общества Н.И.Пирогов в статье «Вопросы жизни». Он выделяет три возможных пути разрешения этого противоречия: «Или согласовать нравственно-религиозные основы воспитания с настоящим направлением общества. Или переменить направления общества. Или, наконец, приготовить нас воспитанием к внутренней борьбе, неминуемой и роковой, доставив нам все способы и всю энергию выдержать неравный бой... Следовать первым путем не значило бы ли искажать то, что нам осталось на земле святого, высокого и чистого? Изменить направление общества есть дело Промысла и времени. Остается третий путь. Это путь воспитания человека, путь, делающий из нас людей. Именно на это должно быть направлено прежде всего общее человеческое образование».

Педагогическое  сообщество  всегда отчетливо понимало опасность духовно-нравственного оскудения общества,  что и явится неизбежной расплатой за социальную успешность отдельных личностей. Если нельзя изменить направления общественного развития в соответствии с нравственными основами развития воспитания и невозможно согласиться подстраивать нравственные основы  под антигуманные тенденции, остается единственный выбор – приоритетное внимание к  воспитанию поколений людей,  обладающих высоким гражданским, патриотическим и нравственным потенциалом, способных эффективно развивать и совершенствовать себя и страну. Главная задача на этом направлении – формирование нового понимания воспитания в качестве технологии общественного развития.

В России, принимая во внимание экономическое, политическое и социально-психологическое состояние общества,  важной задачей является  соединение  всех форм общественного и семейного воспитания в единую систему, способную к гибким и эффективным изменениям в интересах подрастающих поколений, всего общества и государства.

Совсем недавно российское школьное образование по праву считалось лучшим в мире. Зачем реформировать его, какие задачи стоят перед реформами современного школьного образования, по Вашему мнению?


Общество и государство предъявляют обоснованные претензии к российскому образованию в плане его качества. Мы уже не в первых рядах. Когда-то вторую мировую войну выиграл  не солдат, а школьный учитель, воспитавший русского солдата. И космос покорил советский учитель. А вот страну «растрясли» мальчиши-плохиши из гайдаровской сказки о Мальчише-Кибальчише. Пока мальчишки и девчонки себя не щадили в боях за Родину, эти плохиши стаскивали себе в норки общее имущество, а затем побежали наниматься на службу к новым хозяевам. Теперь они же хотят реформировать российское образование. Но слово «реформировать» не употребляется. Говорят о модернизации, то есть о приведении содержания образования к соответствию общественным потребностям нашего времени. А каковы именно эти потребности? Иностранный язык нужнее, чем родной. И как результат – молодое поколение владеет английским, но не умеет ни писать, ни говорить грамотно на родном языке. Достигнуть уровня продвинутого пользователя, знающего, какие кнопки в компьютере нажимать, чтобы скачать новую игрушку или забраться на порносайт,  а в лучшем случае – скачать реферат, курсовую работу, доклад и сочинение на заданную тему, и это оказывается важнее, чем  научиться  работать творчески самому. Не секрет, что подростки в большинстве ничего не читают. ЕГЭ (система тестирования) – главное достижение модернизации – вызывает резкую критику учителей, видящих в этой системе оценивания знаний выхолащивание смысла школьного образования, которое есть в истинном смысле воспитание качеств, позволяющих юноше, выходящему самостоятельно в жизнь, преодолевать жизненные барьеры. Такая «модернизация», которая развивает лишь память, но не ум и сердце, не нужна.

Может ли современная школа решить проблему нравственного воспитания?


Российский учитель – наше всё. Это последний рубеж обороны. Как ни ужасно это звучит – счастье, что учителям мало платят. Только это и спасает пока систему образования   от окончательного краха. Ведь здесь работают не за деньги. Здесь работают по призванию. Свой моральный опыт, свою стойкость, свою нравственную силу учитель передаёт детям. И у нас много хороших детей! Какие лица, какие глаза я видела в залах, полных детей и подростков, в Александрове Владимирской области, в Якутске,  Березниках,   Перми,  Кирове,  Рязани,  Ярославле,  Туле, Тамбове, Балаково Самарской области! Такие глаза бывают только у детей, у которых настоящие учителя. Только учитель, которому веришь, как себе, способен воспитать настоящих людей.

Основные направления воспитания в системе образования, формулируемые на основе выдвигаемого обществом и государством социального заказа на тип личности, востребованный в настоящее время и на перспективу, это:
- физическое воспитание;
- общая культура;
- патриотизм;
- толерантность;
- нравственное воспитание;
- гражданственность;
- инициативность и предприимчивость;
- самостоятельность и ответственность;
- социальная мобильность и трудолюбие. И эти направления вполне соответствуют целям воспитательной деятельности.

Что Вы можете посоветовать родителям будущих первоклассников? Как правильно выбрать школу, не переоценив сил и возможностей ребенка?

Я бы так посоветовала тем родителям, которые по-настоящему любят своих детей и заботятся о них: не делайте своих детей заложниками своих родительских амбиций и своего родительского честолюбия. Помню, как один папа просил меня помочь устроить ребёнка в первый класс английской спецшколы, поскольку на собеседовании ему было отказано. Ребёнок, что называется, «не тянул». Я рассказала ему, что мой собственный ребёнок тоже когда-то не прошёл такое же собеседование, и что я не стала настаивать, так как видела его неуспех собственными глазами. Я подала документы в обычную школу около дома и наняла ему репетиторов по английскому и немецкому языкам,  а впоследствии и по математике, и по химии, и по физике, и по истории. Эти меры обеспечили ему знание языков (английского и немецкого) на уровне свободного общения устного и письменного, а также документ об образовании без троек. После 9-го класса я забрала сына из школы, поскольку было понятно, что репетиторов ему придётся брать по всем предметам, а это мне было не по средствам, и направила его в колледж, который он успешно заканчивает. Далее в плане – поступление в профильный вуз на третий курс. Мало того, что сэкономлен 1 год, но и обучение не было патогенным для подростка, не обладающего блестящими способностями и не испытывающего необоримой тяги к знанию. Тем не менее, тот мой знакомый папа настаивал, и я ему помогла. Результаты плачевны. Ребёнок очень плохо учится. Часто болеет, школу ненавидит, учиться не хочет, родители извелись и ссорятся друг с другом. Мать ушла с работы и посвятила себя сыну, что ещё больше усугубило положение, потому что ребёнок оказался под уже невыносимым гнетом осознания собственной никчёмности. Семья на грани развала. Другой причины, кроме неправильного выбора школы, нет.

Узнавайте всё о школе заранее – за год или за два. Тестируйте возможности своего ребёнка сами или с помощью специалистов. Консультируйтесь. Доверяйте педагогам, которые говорят, что Ваш ребёнок не сможет учиться по той или иной программе. Если учитель видит талантливого или способного ребёнка, его возьмут и без ваших просьб и взяток. Если не хотят брать, это чаще всего именно по объективным причинам прогнозирования будущего неуспеха. Есть разные пути получения достойного образования. Используйте эти пути и возможности.

Желаю всем успехов в нелёгком родительском труде, желаю любви и благодарности детей!




© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру