« Я - гражданин России». Из опыта работы классного руководителя

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Нормативные документы:

- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 25.12.01. № 1756-Р (определены приоритетные направления образования, среди которых можно выделить: усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного гражданского образования, реализация на практике системного подхода, использование всего образовательного арсенала для достижения основных учебно-воспитательных целей, формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способов к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда).

- Письмо Минобразования РФ  от 15 января 2003 года № 13-51-08/13 «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации»  (главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе).

- Письмо Минобразования РФ  от 02.04.02. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала в общеобразовательном учреждении» (Современная школа должна выявлять и активно реализовывать воспитательный потенциал всех образовательных областей и предметов, формировать у них понимание ценностей демократического общества, важнейших качеств личности: толерантности, гражданской позиции, патриотизма).

- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан «Российской Федерации на 2006-2010 годы». (Приоритетным направлением программы является патриотическое воспитание подрастающего поколения - детей и молодежи. При этом главный акцент делается на работу в образовательных учреждениях как интегрирующих центрах совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественных объединений).

- Государственная программа «Гражданское образование в Российской Федерации на 2005-2010 годы»  (Формирование демократической гражданственности в РФ).

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» предполагает совместную деятельность государственных структур и общественных объединений в решении широкого спектра проблем  и задач гражданско-патриотического воспитания. Комплекс программных мероприятий предусматривает охват патриотическим воспитанием всех категорий граждан РФ. Приоритетным направлением Программы является патриотическое воспитание подрастающего поколения - детей и молодежи. Главный акцент делается на работу в образовательных учреждениях как интегрирующих центрах совместной воспитательной деятельности школы, семьи, общественных объединений. Важнейшими задачами программы является включение в патриотическую деятельность детских общественных объединений и повышение качества патриотического воспитания в образовательных учреждениях.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года важнейшими задачами воспитания называет формирование у обучающихся:

- гражданской ответственности и правового самосознания;
- духовности и культуры;
- инициативности;
- самостоятельности;
- толерантности;
- способности к успешной социализации в обществе;
- активной адаптации на рынке труда.

Обновление общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, формирование ключевых компетенций, определяющих современное качество образования. Именно такие задачи и решает данная программа. Особенности содержания Гражданского воспитания в течение последних лет являются проводниками новых образовательных технологий в массовую практику отечественной школы, позволяют отнести их к основным инструментам повышения качества образования. Программа мотивирует к внедрению новых педагогических  технологий в образовательный процесс.

Программа способствует:

- формированию у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, толерантности, общей культуры, инициативности, самостоятельности, способов к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда;
- становлению общественно-активной, социально-компетентной  личности, обладающей чувством собственного достоинства, знающей и уважающей права и свободы человека, готовой и умеющей отстаивать и защищать их, наделенной гражданским самосознанием. Программа соответствует требованиям социального заказа общества и основным нормативным документам в области образования

Пояснительная записка


Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, коллективу,  к родной школе,  своей семье,  к родному краю, городу, Отечеству. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя и потребителя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Главное в программе «Я - гражданин России» - системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Программа используется в классе. Она включает в себя 6 направлений, связанных между собой логикой формирования гражданина России от воспитания собственного «Я»  до «Я - Гражданин России».

Цели воспитательной  программы   класса


Для классного руководителя:

управление процессом развития личности,
взаимодействие всех участников воспитательного процесса,
создание в классном сообществе комфортной атмосферы жизнедеятельности, побуждающей интерес учащихся к качественной учёбе и реализации своих способностей
Ø    развивать коллектив по ступеням от «песчаной россыпи» до «горящего факела».

Для учащихся:

формирование  индивидуального и коллективного творчества, коммуникативных навыков,
самореализация,
формирование Я - концепции и Мы - граждане.

Для родителей:

научение социальным навыкам;
воспитание мирного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию по отношению к ней;
адаптация к социуму.

Для школы:

активное  участие класса в воспитательной системе школы в качестве ее компонента:
создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей,

Задачи воспитательной программы

способствовать формированию в классе духовно богатой, нравственно чистой и эмоционально благоприятной среды развития учащихся;
внимательно и бережно относясь к любым проявлениям индивидуальности детей,  поддерживать и обеспечивать ее становление;
пробудить интерес ребенка к самому себе, помочь в формировании адекватной самооценки и чувства самоуважения.

Принципы деятельности

все дела творчески, иначе зачем?
коллективные Творческие Дела - это жизнь рядом и вместе.
на рассвете вставать и, помышляя о чуде, рукой обнажённой солнце достать и подарить его людям.
чтобы дети выросли  такими, какими мы хотим их видеть, нужно самим стать такими
воспитывай душой и сердцем.

Диагностика

Изучение особенностей ребенка, понимание мотивов его поведения дают возможность предвидеть его реакции в различных ситуациях, что делает воспитательную работу более качественной   и эффективной.

Направления диагностики:                                                                                                                  

общие сведения;                                                   
способности;                                                         
темперамент;                                                          
 
тип личности в общении;
самооценка;
успешность в деятельности;
уровень воспитанности;
уровень развития коллектива;
социометрия;
социально-психологический климат в классе

Формы диагностики:

анкетирование
тестирование
наблюдение    
беседы

Направления воспитательной работы

Выбор направлений воспитательной работы в классе осуществляется на основе и в соответствии с результатами диагностики, определения уровня развития и интересов учащихся, определения ступени развития коллектива, выявления проблем в личностном развитии и межличностных отношениях.

Функционирование воспитательной системы осуществляется за счет взаимодействия всех направлений, гармоничного развития ребенка в различных сферах.

Формирование гражданского отношения к себе «Я - самый обаятельный и привлекательный»;
Формирование гражданского отношения к коллективу «Мы - сто тысяч Я»;
Формирование гражданского отношения к школе «Дом, в котором я учусь»
Формирование гражданского отношения к своей семье «Мир дому твоему»
Формирование гражданского отношения к родному краю, городу «Я здесь родился, здесь родина моя»
Формирование гражданского отношения к Отечеству «Я – гражданин России».

Механизмы  реализации программы


Выбирая механизмы направления реализации проекта, я не просто ставлю задачу информационного сопровождения педагогического процесса, но стремлюсь открывать детям новое, то, что пригодится им в жизни, поможет почувствовать себя более комфортно в наше информационное время.

Выбор тематики мероприятий неслучаен, потому что только темы, затрагивающие интересы и чувства ребят могут быть эффективными. И главным механизмом является игра и коллективное творческое дело (методика И.П. Иванова). Это подтверждает видный отечественный ученый – психолог Л.С. Выгодский – «Только через игру в своем развитии и движется ребенок». И только пройдя по ступеням развития от «Песчаной россыпи» до ступени «Горящий факел» (методика А. Н. Лутошкина), коллектив может называться сплочённым. Очень интересны ребятам интеллектуальные игры: КВН, дебаты, конкурсы, викторины, коллективное обсуждение, а также и другие методы и формы: театрализация,  книжные выставки, экскурсии, предметные недели (математики, естественных наук, русского языка и литературы, искусства и книги), библиотечные уроки.

Данный проект может быть реализован только тогда, когда у детей сформированы мотивы совершенствования отношений друг с другом.

А эти мотивы формируются, когда дети убеждаются в преимуществе оптимального общения для самореализации и самоутверждения.

Обновление жизненного пространства учащихся. Оформление тематической предметно-пространственной среды в  классе (оформление классного уголка,  выпуск различных стенгазет и презентаций, организация встреч с ветеранами ВОВ и локальных войн, с трудовыми династиями города, посещение музеев, театра и других культурно-просветительских заведений, экскурсионно-познавательные поездки), классные часы, праздники.

Внедрение в практику  педагогических технологий проектной деятельности (проектные игры, школы социального проектирования, социальные практики, конкурсы проектов и т.д.), современных коммуникативных образовательных технологий.

Ресурсное обеспечение программы

Кадровое: в проекте принимают участие дети 10 класса, родители, учителя.

Занятия проводятся в  классном кабинете, читальном зале библиотеки, массовые мероприятия в актовом зале школы, в городских учреждениях, экскурсии в других городах России.

Для эффективной реализации программы привлекаются молодежные учреждения, клубы, центры, привлечение специалистов к реализации программы, центры и объединения военно-патриотического воспитания, совет ветеранов, военкомат, родительский комитет, книги и методические  пособия, опыт других ОУ

Материально-техническое обеспечение: к услугам школьников  предоставляются: фонд художественной, справочной, научно-популярной литературы, детская периодика.

Для реализации проекта необходимо создать комфортные условиям участникам  воспитательной программы: приобрести видеокамеру, цифровой фотоаппарат,  компьютер, принтер, сканер, ксерокс, DVD плеер, различные полиграфические плакаты для оформления праздников и мероприятий, государственная символика, диски с музыкальными и видео программами, грамоты и призы для победителей соревнований и памятные подарки для приглашённых ветеранов и гостей, канцтовары (ватман, цветная бумага, фломастеры, клей, магниты для доски, папки с файлами, бумага для ксерокса).

 
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К КОЛЛЕКТИВУ


«Мы – сто тысяч « Я»

«Жизнь для меня не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела, который попал мне в руки на мгновение, и я хочу заставить его пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям». Б. Шоу

 Задачи:

*    формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность за коллектив и перед коллективом;
*    воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины  в малом коллективе, именуемом «классо» и культуры поведения, ответственности  друг перед другом,  соблюдение Устава школы;

*    формировать потребность к самоуправлению, воспитанию своих морально-волевых качеств, нравственных норм, определяющих отношение учащихся к окружающим людям,  учителям, друг к другу, толерантности;

Вести развитие коллектива  по методике А. Н. Лутошкина от «песчаной россыпи» до  «горящего факела»

Предполагаемый результат деятельности:

высокий уровень коммуникабельности и самодисциплина, понимание учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию, толерантного отношения, ответственности друг за друга и друг перед другом.

Мероприятия по реализации программы

1.    «Я и мы» - Коллективная беседа. - Классный  руководитель, психолог (сентябрь)
2.    Ответственность дежурных. Залог здоровья каждого. – Беседа. Медработник (сентябрь)
3.    «Что   такое    личность?». «Человек среди людей» -  Беседа. Классный  руководитель (октябрь)
4.    «Нам жизнь дана на добрые дела». Классный  руководитель (октябрь)
5.   «Наркомания и здоровье». Оформление стенда. Творческие  группы. (ноябрь)
6.   «Дороги,    которые мы выбираем». Беседы по профориентации - Классный  руководитель (ноябрь)
7.   «Ступени роста коллектива»    Анкетирование, исследование. Самоуправление класса,  классный  руководитель (декабрь)
8.    «Учеба? Это личное дело  каждого или общее дело?»    Коллективная беседа.  Классный  руководитель. (декабрь)
9.    «Наши    профессиональные намерения». Анкетирование. Психолог,   социолог (январь)
10.   Курить   и    пить - здоровью вредить. Выставка    рисунков. Классный  руководитель, учитель  ИЗО (январь)
11.    «Мониторинг успеваемости»    Беседы. Классный  руководитель, актив (февраль)
12.    «Рейд  актива по домам «Мое рабочее место». Дискуссия. Классный  руководитель, самоуправление (февраль)
13.    «Конкурс на лучший дневник». Конкурс. Актив класса (март)
14.   «Твоё и наше». Диспут. Классный  руководитель (март)
15.   «Выход  есть:   живи без наркотиков». Акция. Врач-нарколог (апрель)
16.   «Вместе весело шагать». Экскурсия в музей, театр. Родители, классный руководитель (апрель)
17.   «Фильм! Фильм! Фильм!». Поход в кино. Классный руководитель, актив (май)
18.   «Наши достижения!»  (определение ступени развития коллектива). Составление карты достижений. Самоуправление класса (май)

ФОРМИРОВАНИЕ   ГРАЖДАНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ШКОЛЕ

«Дом, в котором я учусь»

Мы учились, мы влюблялись, мы с тобой делили тайны.
Эти десять лет промчались, прозвенел звонок прощальный.
В сентябре откроешь двери ты совсем другим ребятам.
Школа, школа, я не верю, что прошло всё без возврата!

Наша школа, наша школа! Породнились мы с тобою.
Мы обласканы судьбою, что сошлись в твоих стенах.

Задачи:

*    формировать у детей осознание  принадлежности к школьному  коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе; за бережное отношение к школьному имуществу;
*    воспитывать у детей сознательное отношение к учёбе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;
*    воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
*    вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;
*    способствовать  комфортному  и бесконфликтному проживанию в общем «доме».

Предполагаемый результат деятельности:

Осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик-учитель», «ученик-ученик», выполнение распорядка работы школы и возложенных на учеников обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.

Мероприятия по реализации программы


1. «Устав моего учебного учреждения. Мои права и обязанности». Беседа. Министерство классного органа самоуправления (сентябрь)
2    «Инструктаж по технике безопасности « Как вести себя в кабинетах». Беседа об обязанностях дежурных. Медработник (сентябрь)
3. «Чистота – залог здоровья». Беседы. Учащиеся, классный  руководитель, родители (октябрь)
4. «Комфортно ли тебе в школе?». «Взаимоотношения в классе». Тест. Классный  руководитель, психолог (октябрь)
5. «Инструктаж по технике безопасности « Как вести себя на физкультуре». Конкурс на лучшее письмо самому себе. Творческие  группы. (ноябрь)
6. «Школьная мода – деловой стиль». Фотовыставка причёсок, костюмов и формы. Самоуправление  класса (ноябрь)
7. «Инструктаж по технике безопасности « Как вести себя на переменах». Игра-экспромт. Самоуправление класса. Классный  руководитель (декабрь)
8. «Школьное питание – забота о здоровье детей». Коллективная беседа. Классный  руководитель, зав. столовой, родители (декабрь)
9. «Береги здоровье смолоду. О вреде шума, громкого разговора, звуков мобильных телефонов». Психологический практикум. Психолог, классный  руководитель (январь)
10. «Какую пищу  мы едим?». Тест. Классный  руководитель (январь)
11. «Школа – мой дом и я хозяин в нем». Беседа о бережном отношении к имуществу школы. Классный  руководитель (февраль)
12. «Кто за мной должен убирать?». Дискуссия. Классный  руководитель (февраль)
13. «Неделя пятёрок». Смотр дневников. Классный  руководитель (март)
14. «О красоте, моде и хорошем вкусе». Диспут. Классный  руководитель (март)
15. «Книге вторую жизнь». Акция  милосердия по ремонту библиотечных книг. Библиотекарь (апрель)
16. «День рождения школы». Посещение школьного музея. Самоуправление класса    (апрель)
17. «Листая школьные страницы». Летопись класса. Классный  руководитель (май)
18. «Вот и стали мы на год взрослей». Концерт для родителей, выставка наших достижений Самоуправление, классный руководитель (май)

 
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К СВОЕЙ СЕМЬЕ


«Мир дому твоему»

Дом-это то куда готов
Ты возвращаться вновь и вновь
Радостным, добрым, нежным, злым,
Еле живым, еле живым.
Дом-это там, где  вас поймут,
Там, где надеются и ждут.
Где ты забудешь обо всём.
Это твой дом, это твой дом!!!


Задачи:

*    формировать  уважительное отношение к членам своей семьи (маме, папе, бабушке, дедушке, брату, сестре);
*    воспитывать  хорошего семьянина, любящего своих родителей;
*    формировать потребность к продолжению и преумножению семейных традиций, созданию семейных династий.

Предполагаемый результат деятельности:

- Сформировано представление о том, что  настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
- Сформировано представление о том, что  настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать и терпеть;

- Сформировано представление о том, что  настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботясь о своей семье.

Мероприятия по реализации программы


1. «Знакомьтесь: я и моя семья». Что означает мое имя? Заполнение анкеты    . Классный час (фотовыставка, фотоальбом, стенгазета, визитная  карточка, портфолио семьи)
(визитная карточка семьи)    Министерство классного органа самоуправления (сентябрь)
2. «Здесь живёт моя семья» (помощь в доме по:….)  Заочное путешествие. Творческие группы (сентябрь)
3. «Мы идем  в гости». Очное  путешествие-знакомство с семьёй. Классный руководитель, родители, учащиеся (октябрь)
4. «Мы принимаем гостей». Очное путешествие в гости к семье. Классный   руководитель, родители, учащиеся (октябрь)
5.  «Золотые бабушкины руки», «Акция ко дню пожилого человека». Конкурсы на лучшее сочинение о маме (бабушке), стихотворений  и     Творческие группы    (ноябрь)
6. «День Матери». Праздник. Самоуправление. Классный   руководитель, родители, учащиеся (ноябрь)
7. «Новый год - семейный праздник». Театрализованное представление. Самоуправление класса,  классный   руководитель, родители (декабрь)
8. «Что значит быть хорошим сыном и дочерью?». Коллективная беседа, анкетирование    Классный   руководитель, психолог (декабрь)
9. «Каково на дому, таково и самому». Психологический практикум на родительском собрании. Психолог, классный руководитель (январь)
10. ««Боевой путь моих родственников». Встреча с участниками ВОВ. Психолог, классный руководитель (январь)
11. «Об отце говорю с уважением». Беседы, сочинения. Классный руководитель (февраль)
12. «А ну-ка, мальчики, а ну-ка, папы!». Конкурс. Классный  руководитель,  родители, дети (февраль)
13. «Мамы разные нужны». Кл руководитель, дети, родители     (март)
14. «А ну-ка, девочки, а ну-ка, мамы!». Конкурс. Классный руководитель, мамы (март)
15. «Путешествие по родному краю» ( Русскинское). Маршрут выходного дня. Родители    (апрель)
16. «Здоровый образ жизни - наше кредо». Прогулка в парк на Сайме.  Родители (апрель)
17. «Дружба, любовь, семья».  Беседа. Час  откровенного разговора. Медсестра, классный руководитель (май)
18. «2008-год семьи». Праздник, концерт, творческий отчет семей. Министерство классного органа самоуправления. Классный   руководитель, родители, учащиеся (май)

ФОРМИРОВАНИЕ  ГРАЖДАНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ОТЕЧЕСТВУ


«Я  - гражданин России»

Россия! Россия! Россия- родина моя!


Задачи:
*    развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите её свободы и независимости;
*    воспитывать у детей политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.

Предполагаемый результат деятельности:

Убеждённость учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает её историко-культурно, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

Мероприятия по реализации программы

1. «Овеянные славою флаг наш и герб». Заочное путешествие. Министерство классного органа самоуправления  (сентябрь)
2. «История памятников Сургута».    Творческие проекты «Семь чудес Сургута». Библиотекарь (сентябрь)
3. «Ханты – мансийские народные промыслы». Беседа – выставка. Учащиеся, классный  руководитель, родители (октябрь)
4. «Забота о стариках – дело совести каждого». Акция заботы о бабушках и дедушках. Классный  руководитель, психолог (октябрь)
5. «19 ноября – день ракетных войск и артиллерии (наступление под Сталинградом). Встреча с участником ВОВ. Совет ветеранов    (ноябрь)
6. «Боевая и трудовая слава Сургута». Экскурсия в музей. Самоуправление  класса (ноябрь)
7. «Сургут – город  многонациональный». Фестиваль народов г. Сургута. Самоуправление класса, классный  руководитель (декабрь)
8. «Урок России». Беседа. Классный    руководитель (декабрь)
9. «Я горжусь продукцией местных  производителей». Урок  - дегустация. Классный  руководитель (январь)
10. «Родные картины». Конкурс фото сюжетов о природе. Классный руководитель    (январь)
11. «2 февраля – день победы под Сталинградом». Беседы.    Классный руководитель (февраль)
12. «Русский воин в огне не горит». Дискуссия. Классный руководитель, самоуправление (февраль)
13. «Мать солдата». Праздник. Классный руководитель (март)
14. «Пою мое Отечество». Конкурс патриотического стихотворения и стихотворений собственного сочинения. Классный руководитель (март)
15. «День освобождения узников концлагерей». Классный час. Классный  руководитель,
самоуправление (апрель)
16. «Служу Отечеству». Военкомат, классный руководитель, родители (апрель)
17. «Этот день  Победы». Урок мужества. Классный руководитель (май)
18. «Города – герои и города  воинской славы». Творческие задания. Классный  руководитель, учащиеся, родители (май)


Литература
1.    Административная работа в школе, №1, 2007
2.    Классные часы в выпускных классах/Е.П. Сгибнева. Ростов-на-Дону: Феникс.2005
3.    Когда заканчиваются уроки: конкурсы, викторины, праздничные вечера. 7-5 классы/авт.-сост. Г.В.Погорелова и др. - Волгоград: Учитель,2008
4.    Классный руководитель, №№ 3,4, 2006г.
5.    Работа с родителями в средней школе/сост. О.В.Свиридова.- Волгоград: Учитель, 2008
6.    Журнал заместителя директора школы по воспитательной работе, №8, 2007
7.    А.Н. Лутошкин. Как вести за собой.
8.    Журнал «Классный руководитель», №3, 2008



© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру