Русский как иностранный. Интервью с Богородицкой Инной Константиновной

Богородицкая Инна Константиновна по первому образованию - филолог, учитель русского языка и литературы, а по второму - логопед-психолог.  Возглавляемый ею центр "Оранжевый квадрат" занимается практической помощью детям, которые никак не могут "подружиться" с русским языком. А таких сейчас много. Гораздо больше, чем, скажем,  лет 20  назад. Хотя и тогда, конечно, горе-грамотеев было немало, ведь русский язык считается одним из самых сложных языков в мире. Помогая  детям, испытывающим трудности в овладении родным языком, Инна Константиновна, естественно, стала задумываться над тем, почему число таких ребят сейчас стремительно растет. И любезно согласилась поделиться своими соображениями с читателями.

Для начала уточним, какие категории детей обращаются в Ваш центр.

Возрастной диапазон достаточно велик: от четырехлеток до старшеклассников. Малыши с  отставанием речевого развития, школьники,  которым плохо дается обучение чтению и письму. Такие дети часто не  успевают за классом, поскольку у них снижен темп чтения или недостаточный словарный запас. А в последние годы все чаще попадаются и  более сложные случаи. Например, когда ребенок не понимает обращенную к нему речь.

Вы имеете в виду иностранцев? В Москве много мигрантов.

Вовсе необязательно. Сейчас нередко бывают и русские дети, которые либо вообще плохо понимают устную речь, либо  недостаточно быстро схватывают смысл. Поэтому даже простые инструкции учителя: взять тетрадь, достать ручку, поменять синюю ручку на зеленую и т.п. - вызывают  у них затруднения. Учителя, которые морально не готовы к встрече с таким ребенком, начинают подозревать у него проблемы со слухом или умственную отсталость, и приходят ко мне, чтобы я помогла разобраться, в чем дело.  В средней же школе приходят дети, не успевающие по русскому языку. Ребенок пишет неграмотно, а когда я просматриваю тетрадки, выясняется, что наряду с орфографическими и пунктуационными ошибками у него есть и проявления дисграфии: пропуски, замены букв, ребенок не видит границ слов, не дифференциирует предлоги и приставки, не дописывает слова и предложения. В процессе чтения он опять-таки либо не дочитывает до конца, либо читает по догадке, заменяя целые слова или буквы в словах.

А какие трудности у старшеклассников?

Опять-таки  неуспеваемость по русскому языку.  Но поскольку все это уже страшно закоснело, о какой-то эффективной помощи тут говорить сложно. В подобных случаях больше оказываешь психологическую помощь родителям, объясняя им, что ребенок  - жертва неких обстоятельств, а не просто лентяй и лоботряс. В свое время, лет в пять, а может  и раньше, ему не было оказано профессиональной помощи, и  теперь "букет"  расцвел пышным цветом.

Вы перечислили много разных проблем. Какая кажется Вам самой серьезной?

Я бы сформулировала ее так: основная масса детей, обращающихся ко мне, воспринимают русский язык как неродной. Такое впечатление, будто ко мне обращаются иностранцы. И это меня сейчас беспокоит больше всего.

Поясните, пожалуйста, что Вы имеете в виду.

Многие дети сейчас не чувствуют  родного языка. Они не просто делают ошибки или медленно читают, а  не понимают неких базовых вещей: смысла вполне доступных их возрасту абстрактных понятий, пословиц, поговорок, фразеологизмов. Появилось  это, по моим наблюдениям, не так давно,  лет 8-9 назад, и заметно усугубилось в последние годы. Сейчас нередки случаи, когда школьники не понимают лексического значения  простых - я подчеркиваю - простых слов и выражений! Скажем, я даю семикласснику пословицу: "Гладко было на бумаге, да забыли про овраги" и спрашиваю, про что это. В ответ - тишина. Нет даже попытки понять иносказательный смысл. А недавно мы провели  эксперимент: взяли семиклассников из достаточно хорошей московской школы и прочитали им начало пушкинской повести "Барышня-крестьянка". Если помните, там говорится о том, как Иван Петрович Берестов ушел в отставку и занялся хозяйственными делами. А жена его была бедная дворянка. Когда я начала задавать самые простые вопросы, уточняя смысл прочитанного, выяснилось, что дворянин - этот тот, который бродит по дворам, он бедный, нищий. Что такое "ушел в отставку" дети вообще не поняли. По поводу "отдаленной губернии" сказали, что это деревня. А "занялся хозяйственными делами" значит "стирал, гладил". А ведь к этому возрасту школьники уже не первый год изучали историю России, да и словарный запас у них должен быть гораздо обширнее! Однако слова воспринимались ими по самому простому, примитивному принципу. Услышал "дворянин" - первая ассоциация, что это связано с двором. Никаких других ассоциаций не возникает.

Это, наверное, потому что дети мало читают?


Да, конечно. Но тут получается замкнутый круг.  Как ребенок может любить чтение, если он из-за скудного запаса слов  не понимает  прочитанного?  Как могут современные дети любить Пушкина, если высокие чувства героев, описанные в произведении, им недоступны? Даже гораздо более простые, казалось бы, знакомые с пеленок переживания нередко бывают неизвестны современным детям. Недавно мы с одним семиклассником  очень долго выясняли, что же такое сочувствие.  Я уж и так и сяк пыталась объяснить. "Собачку тебе  бездомную жалко?" - "Нет." - "А если ей лапку подбили, и она с трудом ковыляет? " - "Нет".  Наконец я прибегла к последнему, что осталось в арсенале моих скудных педагогических средств. Видя, что у мальчика хорошие отношения с мамой, я спросила: "Ну, а если, не дай Бог, заболеет твоя мама, тебе будет ее жалко?"  Тут он все-таки проникся и ответил: "Да". "Вот это и есть сочувствие, - обрадовалась я. - Сочувствие - это когда ты чувствуешь чужую боль, как свою".  Причем, проблема понимания текста современными детьми заметно  усугубляется, когда речь заходит о нравственно-этических вопросах.

Судя по всему, это конкретные проявления  эмоционально-нравственного недоразвития детей, на которое все чаще  обращают внимание психологи и педагоги?

Да. Сейчас многие дети не понимают слов, обозначающих нормальные человеческие чувства. Раньше такого не было.

Почему у детей стали появляться такие трудности?

Причин много, но, наверное, в основе -   возрастающее отчуждение детей от родителей и от культуры. Да и сами родители нередко бывают от нее отчуждены настолько, что просто диву даешься. Несколько месяцев назад к моей знакомой учительнице пришла одна мама  и поделилась своим восторгом: она прочитала потрясающую сказку. Оказалось, что это... "Спящая красавица"!  Представляете? Мама первоклассника никогда раньше не слышала про знаменитую сказку Шарля Перро! Уму непостижимо, но это факт. Конечно, на детей плохо влияет и то, что они подолгу просиживают перед телевизором и компьютером. У них даже мышление другое. Я сразу могу опознать ребенка, который зависает перед экраном.

По каким признакам Вы их опознаете?

Им присуща замкнутость, некоторая аутичность, скупость в проявлении чувств. Они не смотрят в глаза собеседнику, их трудно расшевелить эмоционально. Даже когда показываешь им что-то эффектное, интересное!  У них нет смешливости, присущей детско-подростковому возрасту. Очень снижена мотивация к учебе, оценки не волнуют, рычагов воздействия практически нет. Яркий пример: второклассника, который плохо учился, совсем не старался, решили для острастки перевести на время в первый класс. Думали, ему станет стыдно, что рядом мелкотня, захочется обратно к друзьям, и он возьмется за ум. Но проходит день, другой, неделя - парень прекрасно себя чувствует. Положение "второгодника" его абсолютно не смущает. На вопрос мамы: "Теперь ты  понял, что надо стараться?" , сын отвечает: "Зачем? Мне и тут хорошо". Для него главное - чтобы дали поиграть в компьютер. А все остальное неважно. Такие дети почти ко всему индифферентны, эмоционально выключены. У меня ощущение, что в таком же состоянии патологического покоя находится их мозг. Им невероятно трудно даются интеллектуальные усилия, они быстро устают, причем признаки умственной усталости проявляются даже на физическом уровне. Например, ребенок бледнеет.  Единственное, чем таких детей еще можно  "зацепить" - это соревновательность и игровая стимуляция. Если начинаешь задействовать эти факторы, то дети оживляются и могут немного напрячься.

То есть, они еще не дозрели до нормальной учебной деятельности?

Да, это тоже одно из проявлений психического недоразвития многих современных детей. Учителя и родители предъявляют к ним требования, соответствующие возрасту, а психологический возраст этих детей значительно  меньше. Ко мне приходила  группа четвероклассников после малышей, которых я  учила читать по кубикам Зайцева. Если б Вы видели, с каким энтузиазмом играли с этими кубиками четвероклашки! Я им даже сказала, что они смогут поиграть в кубики, если прилежно позанимаются русским языком. И эта игра действительно стала для них прекрасным стимулом!

Но ведь школу нельзя превратить в детский сад. Может быть, тут надо не на школу влиять, а на родителей, чтобы они не доводили детей до состояния такой запущенности.

Родителям, конечно, надо объяснять, что раннее приобщение к телевизору и компьютеру тормозит развитие эмоционально-волевой сферы. Равно как и ранняя нагрузка на левое полушарие, отвечающее за логику. Сейчас многих детей очень рано учат математике вместо того, чтобы побольше читать им сказок, играть в ролевые игры, петь, рисовать. Но я бы еще ввела при приеме в школу очень строгое тестирование, выявляя дисграфиков и дислексиков. Такие дети нередко оказываются в гимназических классах, потому что при том формальном тестировании, которое сейчас практикуется, их трудности не выявляются.  И в школе с них начинают спрашивать как с обычных  детей. А они "не тянут", учеба становится для них мукой. Я считаю, что для блага  детей и их родителей, которые тоже потом мучаются со своим инфантильным чадом, следует более строго определять, какому ребенку можно идти в первый класс, а  у кого еще не сформированы эмоционально-волевая сфера, фонематический слух, слоговая структура устной речи, ослаблена линейная память. И не принимать таких ребятишек, потому что они еще не готовы  учиться в школе.

Подскажите, пожалуйста, родителям, по каким признакам можно определить в дошкольном возрасте, будут ли у ребенка трудности с русским языком.

Некоторые вещи может определить только специалист. Но кое-что, конечно, могут проверить и сами родители. Например, к пяти годам ребенок должен  правильно повторять за взрослым слоги с глухими и звонкими согласными типа "ба-па-ба", "да-да-та". Или просто "б-п-б", три-четыре оппозиционных звука. В основе обучения грамоте в первую очередь лежит хорошо развитый фонематический слух. Во-вторых, ребенок уже должен правильно произносить довольно сложные слова со стыками согласных. Например, "аквариум",  "экскурсия", "инструмент". А в шесть лет - и такую фразу, вслед за взрослым: "Милиционер Валерий регулирует движение в районе железнодорожного вокзала". Если не с первого раза, то хотя бы со второго. Это стандартные задания из "Альбома логопеда" для тестирования детей от 2 до 6 лет. К школе ребенок должен уже достаточно хорошо владеть речью. Потом с каждым годом у него будет увеличиваться запас слов и понятий, но  фонетический, лексический, грамматический строй родного языка ребенок в норме осваивает к шести-семи годам. Есть и такой показатель: к шести-семи годам ребенок должен  уже знать достаточное количество текстов наизусть. Для дальнейшего овладения письменной речью это  очень важно! В его словарном запасе должны присутствовать  не только широко употребительные, но и довольно редкие слова типа "пасека" и даже некоторые архаизмы, обозначающие вещи,  вышедшие из употребления, но которые будут упоминаться в художественной литературе. Очень рекомендую логичное, грамотное пособие Узоровой и Е.А.Нефедовой "500 контрольных диктантов по русскому языку". Там собраны познавательные, достаточно простые, адаптированные к детскому возрасту тексты хороших писателей.

Вы рекомендуете родителям читать эти тексты с детьми?


Да. И можно еще делать очень простое упражнение. Мама читает коротенький текст. Потом зачитывает его по предложениям, а ребенок за ней проговаривает. Даже такая простая процедура формирует линейную память, которая лежит в основе многих школьных видов деятельности. Например,  в основе написания диктантов. Да и само чтение затруднено, если линейная память недостаточно развита. Ребенок забывает фразу, не успев дочитать ее до конца. Кстати, когда мы что-то диктуем или читаем ребенку для того, чтобы он потом за нами это повторил, следует очень четко артикулировать текст. Особенно на концах слов и предложений. Тогда ребенок быстрее усваивает предложно-падежную систему русского языка и делает меньше ошибок.  А занимаясь с первоклассником, очень хорошо прочитать что-то  слогам, а потом попросить его повторить. Лев Толстой говорил о том, что чтение по слогам - очень важный период в жизни ребенка. Добавлю от себя, что длительность этого периода у каждого своя. Кто-то уже через месяц читает бегло, а кому-то надо "посидеть" на слоговом чтении год.

Почему чтение по слогам так важно?

Именно за этот период у ребенка формируется орфографическая грамотность. Потом он нигде ей  не обучится. Зубрежка правил помогает тут  лишь отчасти, а по-настоящему чувствовать орфографический строй языка  ребенок учится, читая по слогам.

Так, может, поэтому за последние десятилетия так возросла безграмотность школьников? Возросла настолько, что даже пришлось вводить уроки русского языка в вузах! Сейчас многие дошкольники учатся читать, минуя чтение по слогам. Существуют и усиленно пропагандируются методики, обучающие ребенка видеть сразу все слово целиком.

Мне трудно ответить на Ваш вопрос. Но в том, что чтение по слогам закладывает основы будущей грамотности, у меня  сомнений нет. Я бы не рекомендовала на первом этапе учебы убирать внутреннюю артикуляцию. Наоборот, пусть  ребенок подольше "посидит" на орфографическом чтении. В конце концов, умный учитель как-то выйдет из положения, даже если ему нужно представить вышестоящей инстанции результаты проверки на скорость чтения. Все равно он не будет мучить детей и вгонять их в невроз. Сейчас при просьбе прочитать стишок или маленький кусочек текста очень многие дети сильно нервничают: краснеют, бледнеют, ручки начинают трястись. А ведь я всегда прошу прочитать что-то заведомо более простое, чем положено в их возрасте! Такая реакция свидетельствует о том, что при обучении детей чтению со стороны родителей или учителей допускались серьезные ошибки. Нельзя искусственно переводить ребенка со слогового чтения на фразовое, нельзя форсировать скорость чтения. Для детей это стресс, ведь у каждого человека своя скорость речи, свой темперамент. Ребенок может читать очень медленно, но при этом он все поймет. А другой протараторит и не уловит смысла. Чтение - это способ получения информации, а не способ удовлетворения амбиций родителей или эстетических чувств учителя.

Может ли влиять на понижение грамотности школьников то, что сейчас многих детей  рано начинают учить иностранному языку?

На этот вопрос у меня есть очень хороший ответ. Несколько лет назад у нас шли переговоры с одной дамой из французского посольства,  которую интересовала методика обучения чтению по кубикам Зайцева. Она хотела применить ее для детей сотрудников, учившихся в посольской школе. Но когда мы пришли с ней к директору гимназии, та сказала: "Говорить об обучении наших детей русскому языку по кубикам Зайцева можно, но только с восьми или даже с десяти лет. Пока дети не овладеют строем родного языка, мы не рекомендуем изучать иностранный язык". Я полностью разделяю эту точку зрения. У меня сейчас занимается мальчик, классический дисграфик и дислексик. Он учится во втором классе, но вообще-то ему надо было бы вернуться в первый. У него уже настолько расшатана психика, что беднягу направили на консультацию к психиатру. Однако мама  совершенно  не учитывает его состояния. Она приняла решение, что он должен учиться  в языковой гимназии, где детям преподают не один, а два языка: английский и французский. Говорит: "Французский ему нравится больше". Я  спрашиваю: "А как ему русский?" Не понимает! Стоит на своем... По моему убеждению, родителям, которые хотят в дошкольном возрасте учить ребенка иностранному языку, следует проконсультироваться с логопедом и психоневрологом. Самостоятельно решать такие серьезные вопросы я бы не рекомендовала.

На что еще надо обращать внимание родителям, которые хотят, чтобы дети "дружили" у школе с русским языком?

На физическое развитие ребенка. Кто-то, может удивиться, но на самом деле тут ничего удивительного нет.  Многие дети имеют сейчас сниженный мышечный тонус, они неуклюжи, вялы, как бы "стекают" со стула. Пальцы у них неловкие, мелкая моторика плохая. Все это, естественно, отражается на процессе обучения письму. Даже постановка звуков у таких детей проходит гораздо тяжелее, чем у ребенка, хорошо развитого физически. Спортивные упражнения, в которых синхронно задействованы две половинки тела - бег, лыжи, коньки, велосипед - очень полезны для гармоничного развития мозга и, соответственно,  речи. Кроме того, спорт, физкультура прекрасно организуют, дисциплинируют. Слушаясь указаний тренера, ребенок привыкает следовать устной инструкции взрослого. Для обучения в школе это крайне важно, ведь, как мы уже говорили, сейчас немало  детей, которые плохо понимают обращенную к ним устную речь.

Многие современные дети не умеют играть по правилам. Это тоже сказывается  на учебе?

Конечно. Своеволие, желание настаивать на своем тормозят обучение ребенка. Особенно в таких сложных вопросах, как обучение чтению, письму, грамматике русского языка, где  многое построено именно на соблюдении правил.

Вы упомянули о том, что нынешние дети часто не понимают пословиц.  Но, может быть, в этом нет ничего страшного? Нужны ли пословицы вообще?

Многие родители считают, что пословицы не нужны, что это нечто устаревшее, не востребованное современным миром. То ли дело иностранный язык или компьютер! Им невдомек, что пословицы  не какой-то лишний нарост на теле языка, без которого вполне можно обойтись, а, наоборот, важнейшая его составляющая. Это и кладезь народной мудрости, и некий сгусток эмоциональных, нравственных энергий. В них, как и в корневой системе слов,  отражена душа народа.  Они уводят нас от плоскостного мышления, делают его образным, многомерным,  придают нашему восприятию объем.

То есть, пословицы как бы связывают юного, формирующегося человека с  поколениями предков, с его коллективным бессознательным, национально-культурным архетипом?


Да. Они, да и вообще живой, образный народный язык помогают человеку сформироваться как личности, а не как некоей механистической модели, роботу или компьютерной программе. Той же цели служит и приобщение ребенка к классической литературе, к высоким образцам искусства. Ведь чего греха таить, в современном мире вполне можно прожить и без произведений Пушкина или Толстого. Но человек, который не умеет, не любит и не хочет читать, человек, не понимающий пословиц и не воспринимающий народного творчества, теряет духовную связь со своим народом. Он оторван от корней и в своей культуре чувствует себя чужаком, иностранцем. А если нет корней, нет глубины, то человек поверхностен.

Этакое перекати-поле... Что ж, именно такой человек востребован глобалистской цивилизацией. Так что родители, наверное, все-таки правы, стараясь поскорее обучить его английскому и посадить за компьютер?

Нет. Поверхностный человек очень неустойчив. Такого человека легко дезориентировать и сломать. Именно поэтому педагогика всегда уделяла повышенное внимание формированию  нравственно, психически устойчивой, глубокой, духовно богатой личности.   А если у тебя к четвертому классу ребенок - неврастеник с акцентуацией неудачника, не умеющий вдумываться и прилагать усилия для преодоления трудностей, то ни компьютер, ни иностранный язык его не спасут. Родителям своих учеников я рекомендую разбирать с детьми по одной пословице или фразеологическому обороту в день: объяснять, побуждать догадываться об их значении, придумывать ситуации, к которым применимы данные пословицы и выражения. Лучше превратить это в игру, засчитывать очки, давать призы, чтобы  у детей занятие русским языком ассоциировалось с чем-то приятным.  А еще можно расширять словарный запас слов, опираясь на специальные словари фразеологических оборотов.

Каким образом?


Взять какое-нибудь гнездо слов  и поиграть: кто больше придумает синонимов, антонимов, описательных объяснений. Потом зачитать то, что указано в словаре. Сперва детям будет, конечно, трудно придумывать, но постепенно они войдут во вкус, у них появится интерес к языку, появится радость от осознания богатства  языковых возможностей. Можно даже сделать так: прочитать слова и выражения, входящие в то или иное гнездо, и сказать, что в следующий раз тот, кто запомнил больше, получит приз.  Главное пробудить в детях любознательность.  Очень полезно подключать к  языковым играм всех членов семьи.

Сейчас немало детей ходит в церковь, где слышит  молитвы и песнопения на церковнославянском языке. А в воскресных школах есть даже специальные уроки церковнославянского языка. Не породит ли это дополнительных проблем с русским языком? Вы же  говорили, что детям неполезно учить иностранный язык, пока они не овладеют родным.

Церковнославянский для нас не иностранный. Это наш праязык, он связывает нас с корнями, помогает глубже понять  нашу культуру, обогащает представления ребенка о русском языке. Современный русский язык, увиденный сквозь призму церковнославянского, приобретает дополнительный объем и глубину. Ребенок начинает отчетливее видеть  корневую связь слов.  Возьмем хотя бы слова  русское слово "жизнь" и  церковнославянское "живот". Православному ребенку, привыкшему слышать за богослужением возглас "И весь живот наш Христу Богу предадим", уже не покажутся смешными и странными выражения "положить живот за Веру и Отечество"  или "не щадя живота своего". Возвышенный и в то же время очень точно обозначающий понятия церковнославянский язык облегчает нам и постижение духовного смысла многих явлений.  Приобщение к нему полезно и даже целительно.

Многие родители, заметив у ребенка  языковые трудности, не спешат обращаться к специалистам и спохватываются лишь тогда, когда от проблемы отмахнуться уже нельзя. Чаще всего в школе...

Да, а надо бить тревогу гораздо раньше. По моему убеждению, самую эффективную помощь ребенку в данном отношении можно оказать  до 9 лет, потом все гораздо сложнее. Сейчас издано много популярной литературы о том, как должно в норме выглядеть развитиеречи у детей того или иного возраста. Можно проконсульроваться со специалистами. Не только с логопедами, а и с нейропсихологами, нейрофизиологами, невропатологами. На консультации важно получить конкретные рекомендации, что делать в том или ином случае. У леворуких детей, у повышенно возбудимых и гиперактивных детей, которых сейчас немало, вполне вероятно возникнут в школе проблемы с письмом. Поэтому лучше заранее походить на корректирующие занятия, поделать специальные упражнения. Если у ребенка выявились какие-то нарушения на энцефаллограмме, следует раз в полгода или год ее контролировать, не бояться применять рекомендованное лечение. Важно не оставлять ребенка один на один с его проблемами.





© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру