Труд – это метод жизни...

Уважаемая Светлана, Ваша профессиональная карьера сложилась таким образом, что Вы  не добились видимых для всех результатов, не стали, например, лауреатом какой- либо премии. Вы считаете себя профессионально состоявшимся человеком?

Да, безусловно, ведь считать себя состоявшимся человеком возможно и без внешних атрибутов признания.  Есть удовлетворенность оттого, что удалось внедрить свои разработки в жизнь, что они работают в промышленности. Это так здорово, когда люди довольны тем,  что ты сделал, когда есть реальный эффект от твоих стараний и есть радость и удовлетворенность завершенностью задуманного дела, непростого и трудного.

Ваши авторские  изобретения были внедрены в жизнь, а что если бы Ваши разработки остались на бумаге, и Вы бы так и не смогли увидеть реальных результатов?

Было  бы гораздо хуже, даже печально. Так в моей жизни сложилось, что мой отец научил меня завершать каждое начатое дело конкретным результатом. Именно завершенность дела – результат, давал удовлетворенность  в его жизни, а потом в моей.

Сам труд над изобретениями, он приносит радость?

А как же!  Что такое изобретение? Это серьезнейшая инженерная задача, решение которой, как правило, лежит на стыке наук, например, химии, физики, механики. Как специалисту в одной области, тебе приходится овладевать знаниями в дополнительных новых областях. Во всяком случае, мне пришлось самостоятельно заняться  углублением уже имевшегося университетского образования. Учиться новому – это всегда радость.

И учеба тоже может давать радость?

Понимаете, изучение предмета, доселе тебе неизвестного, часто  дается с трудом  …. Вот это самое усилие над своим незнанием открывает внутреннюю перспективу и красоту изучаемого  предмета. Как дополнительные руки  вырастают и открываются новые степени свободы внутри тебя. Это своего рода удовольствие для мозгов, похожее на телесное удовольствие от движения. Если хотите, голова испытывает радость от интеллектуальной нагрузки – она выполняет свою функцию. Так же как, наверное, радуется сердце, когда бьется и перекачивает кровь. Эти нагрузки важны – они развивают человека и физически, и интеллектуально. При этом чтобы сделать что-то хорошее и интересное, нужно сначала приобрести навык к постоянной систематической черновой работе. Это  помогает не смущаться неудачами, которые совершенно неизбежны в любом деле, не скорбеть, а радоваться каждому пройденному этапу. Отрицательный результат тоже результат.

Когда же начинается эта систематическая работа в жизни человека?

В моей – с того момента, как себя помню, наверное, в 2-3 года. Этому могли научить только родители: мои папа и мама. Мама считала, что для внутренней свободы в творческих занятиях прежде необходимо научиться  повседневному обычному труду. Не ошибусь, если скажу, что он редко оказывается привлекательным для ребенка. Так вот, моя  мама старалась, чтобы  домашний труд  не представлялся скучным, а выполнялся бы незаметно, почти автоматически, как ежедневная чистка зубов. Повседневная жизнь приносит человеку много хлопот. И если не научиться хорошо и быстро обслуживать себя и свою семью, то времени для серьезных дел будет катастрофически не хватать. Как у мамы все ловко получалось! Руки заняты,  голова свободна: гладит и мы что-нибудь обсуждаем. Наверное, она хорошо понимала, как важно выработать в детях естественную привычку к любому труду, потому что в любой работе  есть смысл.

Еще она прививала своим детям – их у нее трое – эстетическую  чуткость, что ли, к  окружающей обстановке. Приучала делать уроки в прибранной комнате, с чистыми полом и окнами, за рабочим столом требовала от нас порядка и аккуратности. Тогда, говорила она, и в тетрадях будет порядок и правильное решение появится поскорее. Согласитесь, что на чистоту и порядок в жилище сердце откликается. Я знаю, многие женщины, когда вдруг случается в жизни какое-то серьезное огорчение, принимаются за уборку квартиры. И это не значит, что до этого там был погром. Физический труд – это  первое быстродействующее лекарство от уныния, он внутренне упорядочивает человека.

Но ведь к тому опять нужен  навык, и его человек приобретает постепенно с детства. Ребенок всему учится, подражая взрослым. Ребенок снимает кальку с тех, кто его воспитывает. Я, например, во многом  подражала отцу,  которого нежно люблю по сей день. Руки его нам казались волшебными: чего только он не умел делать! Все время что-то мастерил,  а мы все вились около. Мама, которая во всем всегда поддерживала отца (так, во всяком случае, нам виделось), приучала к нехитрому домашнему труду. И при этом умела вокруг этого создать атмосферу радости и праздника: рядовая весенняя уборка на  летней веранде закачивалась чаепитием с рассказами из ее детства, например. У нее была способность создавать какой-то особый  эмоциональный  настрой на важность любого маленького дела. Она с уважением относилась к нашим детским трудам, и вообще с большим  пиететом относилась к трудам других людей разных профессий.

А каково было распределение обязанностей по дому между детьми или, может быть, все делали что-то одно?

Мы жили в частном доме, был огород, сад, и дел было много, и на детях много лежало обязанностей. И мы старались оказать родителям, которых очень любили, посильную  помощь. Помню, как мне в 4 года поручали вытирать пыль, причем особенно тщательно просили вытирать ее в витых деталях мебели, отверстиях там всяких и ложбинках. Ох, и изводила же меня та нудная работа! А потом я как-то незаметно перестала ее отвращаться – привыкла к ней. Еще у меня была маленькая леечка, а фронт работ – поливать цветы и т.д. А старшие выполняли более трудную работу,  но тоже по силам. Жесточайшим правилом было сначала сделать все необходимое в доме, а уж только потом гулять и играть. Бывало, я обижалась: все подруги резвятся, а мне – работай. Так мама как-то сказала: «Не обижайся, дочка,  на меня, твои слезки тебе потом бриллиантами обернутся!» Так и вышло.

Очень важным оказалось и то, что у нас в доме, если ты здоров, не полагалось спать позже семи утра.

Сурово и несовременно. Но кто-то скажет, что главное в доме не труд и режим, т.е. строй жизни, а мир и лад – любовь.

Это лукавство. Лукавство лени. Если родитель не научает ребенка самостоятельному осознанному труду, не научает строить свой быт и поддерживать чистоту и порядок, он прикрывает словами свою лень и нежелание искренне и кропотливо заниматься детьми, которые не научатся радости труда. Какая же это любовь, когда человека не научили быть человеком!

Что же выходит? Труд сделал человека из... кого?

Из человека ленивого, эгоистичного, грязного, неряшливого труд делает человека Божьего. С помощью труда в человеке  разворачивается образ Божий, развивается личность. Роль родителей в этом деле трудно переоценить. Образ матери, которая встает раньше всех, трудится, не покладая рук, трудится как хозяйка жизни, вовсе не как раба. И образ отца с волшебными натруженными руками – они, как маяки, направляют человека по жизни, даже если вдруг что-то не заладится.

Сейчас среди родителей появилась такая практика - за определенную работу поощрять детей деньгами. Как вы к этому относитесь? Могли бы Вы себе представить, чтобы за работу родители поощряли Вас деньгами?

В таком случае я перестала бы чувствовать с ними кровное родство, ушла бы любовь, а вместе с ней возможность помогать моему дорогому папе или любимой маме просто так, из любви, из желания разделять с ними одну на всех семейную жизнь, потеряла бы свою неразрывную связь с семьей.

Хорошо. Вот леечки в сторону – началась школа. Как дальше рос изобретатель?

Образование родители считали настоящим богатством человека. Атмосфера любви к учению, уважения к нему как труду создавалась родителями всеми доступными способами. Мама была особенно находчива. Чтобы я легче запоминала правила русского языка, она попросила меня с ней позаниматься. Завела себе тетрадь для диктантов, каждый день на полчаса становилась ученицей, а я учительницей. Бедная моя дорогая мама, ей приходилось делать много ошибок, чтобы я их исправляла и объясняла правила правописания. А какие семейные соревнования по решению хитрых задачек по арифметике устраивали родители вечерами под рыжим абажуром в столовой! Делалось это не от избытка времени (нянек никаких у нас не было), а от искреннего желания содействовать нашему образованию.

Как отцу  удавалось находить применение тем малым школьным знаниям в практической жизни, до сих пор удивляюсь! Мы сделали с ним, например, весы, пружинные и рычажные, а пока делали, сколько я всего практического узнала. Дал он мне целую кучу пружинок на выбор для самодельного «безмена»  и я поставила красивую, изящную, блестящую. Огорчению моему не было границ, когда она под весом гирек обвисла. Отец тогда дал мне на всю жизнь свою установку: «Не надо огорчаться неудачному результату, ведь ты прошла этот путь. Зато теперь ты знаешь, что он неверен - а это дороже чем, если бы  ты случайно сразу наткнулась на верный путь!»

Если сам ты лентяй, может ли быть у тебя уважение к труду другого человека, или может ли быть наплевательское отношение к труду другого человека,  если ты сам трудяга?

Зависимость прямо пропорциональная. Человек трудящийся хорошо знает меру усилий, лежащих в основании всякого труда, он не может не уважать труд других, не важно какой – физический или интеллектуальный…

Семечки и банки из-под пива на наших улицах не означают ли, что по улицам ходят  люди, не знающие что такое труд?

Сейчас слишком много людей, которые зарабатывают, но не трудятся – это ведь вещи разные. Труд – это вовсе не то, чем заняты руки  человека. Это не просто мытье окон, полов, это не просто работа над книгой в библиотеке. Труд – это созидание, украшение того пространства,  в котором ты оказался. Больше того, это усилия ради этого созидания, они-то и доставляют сердцу радость – не только и не столько самый результат труда.

Можно ли исправить ленивого ребенка?

Это конечно гораздо легче, чем оживить мертвого… Исправлять придется только своим во много раз усиленным примером. Любыми способами –  тут нужно проявить сообразительность и природную педагогическую смекалку, помочь ребенку по-настоящему пережить радость от труда. К сожалению, сейчас все направлено наоборот на изнеживание детей. И в летних лагерях, не только дома и в школе, не должно быть праздности, безделья. Помню свой первый и последний лагерь после первого класса – дети изнемогали от ничего неделания, попросту бесились. Ведь что такое отдых? Это не свобода от труда, не свобода от каких бы то ни было занятий, а  смена видов труда, но к тому должна быть привычка находить полезное занятие. Не зря говорят: «Праздность — мать всех пороков».

Стало быть, Вы считаете, что стоит побуждать старшеклассников работать?

Еще как стоит! Они от этого уважать себя станут, труд другого научатся ценить,  научатся самостоянию. Это и мощное средство социализации ребенка. По моим наблюдениям ленивый человек одинок, трудолюбивый – открыт и общителен, ему легко жить!

Вам легко жить, Вы не одиноки и не скорбите о том, что Вы не лауреат?

И лауреатом быть, наверное, хорошо, но и без этого совсем неплохо. Каждый на своем месте должен делать то, что ему назначено. Вот опять вспомнила слова моего отца.  «Делай с удовольствием и радостью то,  что приходится делать, и не ищи особенного чего-то,  тогда оно само тебя найдет! И будешь счастлива всегда,  чем бы не пришлось  заниматься». Конечно, хорошо если заслуживающий своим трудом мзду, получает ее, но если гоняться за денежными знаками, то  дело сделано не будет, а бывает,  и  знаков тех не добьешься.

Очень многие добиваются. И пребывают в удовольствии от них.

Так мы о труде ведем разговор, а не добыче денег. На самом деле это разные радости и разные удовольствия, и в степенях они несоизмеримы. Например, радость от полученного подарка несоизмеримо беднее,  чем радость от дарения оттого, что отдаешь – тут удовольствие более высокого порядка, а  это можно только испытать.

Какие качества воспитывает труд?

Как мне кажется, прежде всего, самостоятельность и целеустремленность, меньшую  зависимость от внешних обстоятельств. Благодаря труду человек  учится заботиться о людях практически, учится действенной любви и дружбе.  Воспитание трудом дает уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия, рождает в человеке способность терпеть неудачи, упорство и мужество. Пытливость развивает в человеке и любознательность. Труд  рождает радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире.

Я уже не говорю о том, что труд воспитывает ответственность, дисциплинированность и инициативность.

Вообще говоря, труд – это не столько метод воспитания, скорее, труд – это метод жизни.




© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру