"Ограждать детей от трудностей – большая ошибка". Интервью с Белоусовой Верой Сергеевной, засл. учителем республики Хакасия

Учеба в школе занимает значительную часть жизни человека, более того, это большой труд. Вера Сергеевна, откуда, по-вашему, возникает проблема  нежелания  школьников учиться?

Да, отношение к труду является важнейшим показателем  характера человека, поэтому  воспитание ребенка  вне труда и без труда невозможно! И без трудолюбия никакая учеба в школе немыслима. Но трудолюбие и способность к труду не даются от природы, они воспитываются с самого раннего детства. И все начинается с простого домашнего труда, еще до школы.


Радость от физического труда, мышечная радость, радость от результатов своего труда проходит сегодня мимо многих детей. Я не хочу бросать камни в огород родителей, но в больших городах, особенно в семьях обеспеченных, в которых детям хотят дать только все лучшее, не понимают, что не в этом счастье, не в этом радость, и не в этом смысл воспитания ребенка. Упускают главное. Я вполне согласна с восточной мудростью,  которая гласит, что если у детей нет трудностей, то их нужно купить им  за большие деньги.

Трудности от слова труд, преодоление трудностей есть  подготовка к самостоятельной жизни. Глубоко ошибаются  родители, которые заботятся только о том, чтоб ребенок был накормлен, одет, чтобы он занимался тем, что ему нравится, словом, счастья, счастья… И только самое главное, с чем ему придется потом столкнуться в жизни: муж  и дети, которые требуют внимания и ухода, трудности в будущей работе, забота о ближних, – здесь упускается из виду … и потом в жизни ребенка  начинается сплошное разочарование. Чудовищный лозунг: «Все лучшее – детям», по сути это  подножка ребенку в его развитии.

В чем же задача родителей?


Наверное, мне как учительнице было бы выгоднее говорить, что от учителей многое зависит. Но считаю, что от родителей зависит гораздо больше. Не могу точно назвать процентное соотношение, но наверное процентов восемьдесят. Остальное – школа, улица, телевидение. Все из семьи, от родителей: и посыл к учебе, и желание учиться!
У нас у родителей сегодня  все бантики на уме… На самом деле задача родителей научить ребенка самостоятельно жить, самостоятельно переживать, готовиться к реальной жизни,  причем не к той, которую придумали родители в силу того, что у них есть возможность обеспечить «бесконечное счастье» своему дитятке. А нужно, чтобы ребенок встречался с трудностями, сначала небольшими, а потом большими, преодолевал бы их. Вот так человек учится твердо стоять на своих ногах.

А вообще как приучить ребенка к труду?

Столько голов над этим бьется, и если кто-то думает, что есть готовые рецепты, те очень глубоко заблуждается! Но не ошибусь в одном –  этому учить надо с рождения, с кормления его грудью, без всякого пафоса это говорю. В народе говорили, воспитывают дитя пока он поперек лавки лежит, а мы начинаем, когда  лет семнадцать исполнится.  Ну, что они, дурачки что ли? Ведь так, ничего не делая, лучше, легче жить… - мама, папа, бабушки, дедушки все за них уже сделали…

И все же есть какие-то общие советы по воспитанию трудом…?

Процесс этот многотруден, длителен и требует мудрости и терпения воспитателя, а  родитель - это самый главный воспитатель ребенка. Но самое важное: постепенно и каждодневно.  Ежедневное выполнение  элементарных  трудовых  заданий приучает детей к систематическому труду. Дети  начинают  понимать,  что в семье и вообще все вокруг  имеют трудовые обязанности.  Так  воспитывается отрицательное отношение к безделью и лени.

Надо начинать с самообслуживания ребенка – это постоянная забота о  чистоте,  о  порядке платья или костюмчика. Надо, чтобы ребенок  привык  сделать  все  необходимое самостоятельно,  без требований  извне. Очень важно, чтобы это стало  его  внутренней  потребностью. Понятно, что такого отношения детей  к  труду  можно добиться только кропотливой систематической работой в семье, а дальше поддерживая  в детском саду и школе.

Скажу, что тут от мамы требуется колоссальное терпение, в последнюю очередь о себе вспомнишь! Вот немножко стал ходить– пусть что-то принесет, ложечку маме подаст, тапочки папе принесет,  игрушечки прибрал…. Не хочется? Ну, как-то уговорил, заинтересовал. Можно сделать эти  поручения интересными и привлекательными по форме выполнения. Словом,  не упускать ни одной минуты – у нас двадцать четыре  часа в сутках, так вот все двадцать четыре часа эти держать под контролем каждый день. Только так можно вырастить человека, способного самостоятельно, независимо от взрослых жить, работать и учиться, уверенного  в  своих  силах,  умеющего преодолеть препятствия.

Кто должен заниматься ребенком дома: мамы вынуждены работать, может ли няня выполнять эту роль?


Зачем няня? У нее контракт, и там прописано прогулка 20 минут, покормить, поиграть, позаниматься, почитать… Зачем ей это. Только мама и только родные! Няни не заменят маму в смысле нравственного воспитания, в смысле трудового воспитания, в смысле любви, заботы, тепла. И потом, должен быть пример отца и матери. Важен труд взрослого, который сможет организовать труд ребенка. Где-то надо сказать строго: «Все работают – и ты работай!» Не обязательно «покупать» через пряник. Надо это понимать, и надо захотеть – и все приемы и способы придумаются! Сейчас потеряны эти навыки родительские, знания, которые раньше были интуитивными.

Как Вы приучали своих детей к труду?


В семье было негласное правило: труд должен быть каждый день. У меня росли мальчишки, как приучить их к домашнему труду, когда на четвертом этаже живешь, когда нет огорода и вода из крана течет,  ничего особо делать не надо. Тут надо было включать фантазию: каждый день мыли пол – надо это было, или не надо. Мне нужно было, чтобы они привыкали  через «не могу» трудиться. Они конечно, хитрили. Внучки с 3-х лет стирали: вот тазик, вот мыло, вот носочки, вот платочки, плавочки – неважно, что стирают плохо, когда они не видят, я перестираю. Ну, и остальное.

А откуда Вы все эти приемы почерпнули, через педагогическое образование?


Только из дома, от моей матери, и никакой пединститут этого не даст.  Мама себя полностью отдала детям. Света Божьего она не видела: у дома десять соток оттяпать и еще где-то пятнадцать, поросята, корова, и нас четверо. Мы были рядышком, мы все видели,  видели и разделяли с родителями этот реальный каждодневный труд, не вымученный, не придуманный.

И все то хорошее, что стало со мной и моими сестрами и братом - это мамин триумф. Она дала нам  уроки на всю жизнь. Дети участвовали в жизни семьи, со всеми ее большими и малыми делами, не считая это за  доблесть: родители работали еще больше. Хвалили крайне редко, да и за что хвалить, мы делали обычные дела.


Как Вы оцениваете влияние трудового воспитания на успешность в учебе?



Образование, учеба - это же многослойный пирог, в котором есть разные виды развития,  от эмоционального до интеллектуального. Учеба – это тоже труд, большой труд, и надо постараться: и кляксу не посадить, и подумать, что твою писанину будет проверять люди в очках, ну и много всего такого! Тот, кто привык дома трудиться, он и здесь трудится! Но самое главное, что ребенок,  преодолевающий трудности в учебе, добивается гораздо больших результатов – он умеет соединять «надо», «трудно» и «хорошо».

Бывали у меня родители, которые  возмущались тем, что я их отвлекаю от дел собраниями: «Вы делайте свое дело: учите! А мы дома свое дело сделаем: постираем, покормим. Наше дело отправить детей в школу чистыми и накормленными, а ваше дело учить!» Как они заблуждались, но достучаться иногда было невозможно…

Как мотивировать ребенка к учебе?

Есть два пути. Первый  – родительский, когда они пробуждают интерес и жажду знаний у ребенка. А второй – искусство учителя, конечно. Хорошо бы попасть к учителю, увлеченному своей работой, к тому, кто  поддерживает то, что заложено в ребенке родителями дома.

Очень важно, чтобы родители интересовались тем, что проходит в школе ребенок, что интересно,  что получается и т.д. Но по моим наблюдениям, все-таки родители очень боятся перегрузить ребенка, как бы не переломился, бедный! Я вспомнила статью из газеты о том, как отправляли американских и японских детей на каникулы. В  Америке: ничего дети не делайте, отдыхайте, набирайтесь сил, восстанавливайте нервную систему… В Японии: отправляют с огромным списком литературы, которую необходимо за лето прочитать, Вот такой разный подход. Но думаю, выиграли японцы! И нас так воспитывали.

Но есть и такие родители – сами бесталанные и не видят необходимости учиться, не проверяют, не интересуются состоянием учебы детей.

Приведу в пример еврейских матерей. Еврейская мать  каким-то невероятным чутьем обладает: и если есть в округе пять учителей, она попадет к самому лучшему. Она прозондирует заранее, за три – за четыре года. Посмотрит, как учитель общается с детьми, с другими родителями  поговорит. Она очень хорошо знает свою задачу. Я наблюдала на отдыхе в Литве такую картину, слышу разговор: «Мама, можно я не буду сегодня на скрипке играть!?» - «Нет, Левушка, в сутках двадцать четыре час, часик ты будешь заниматься, это совсем немного!». «Ну, тогда английским не буду заниматься!» - «А английским ты будешь заниматься до тех пор, пока во сне не начнешь говорить по-английски!» Вот это мама! Если ребенок пропустил занятие, она сама позанимается, если более серьезные проблемы – репетитора наймет. Она настроена на образование детей. Поэтому очень часто так получается, что лучшие скрипачи, портные, врачи – евреи. Потому что мамы им помогли!

А разве не  любовь и взаимопонимание в семье должны быть главными, это уж очень строго и сухо?


Отсутствие строгости – это как раз отсутствие любви! Это очень трудно быть строгой, нужно себя заставить, работать над собой. Частенько родители любят себя в ребенке, безотчетно, пестуют любовь к себе, а не о его дальнейшей судьбе! Очень многие хотят угодить детям, чтобы в старости к ним вернулась их забота. Это ошибка – ограждать детей от трудностей. Не будет  обратной волны, если не научить человека трудиться – быть человеком!




© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру