Духовность не знает возраста

Уже несколько  лет продолжаются споры о том, быть ли религиоведческому компоненту в школьном образовании , и если да, то на каких – урочных или факультативных- правах, в каком объеме и, самое главное, отдать ли изучению православия преимущество  в многоконфессиональной России ? А между тем  подрастает еще одно постперестроечное поколение, не успевшее, как и  их родители и учителя, в школьные годы  познакомиться с подлинной историей предков, познать истинную духовность отечественной литературы и прикоснуться к величию духа, выраженного в слове, красках и музыке - тем, что могло бы дать полноценное религиоведческое просвещение.  Все  составляющие данной  проблемы встают перед учителями, решившимися в нынешних условиях  преподавать основы религии. Предлагаю неравнодушному читателю свою  позицию - учительницы-практика, с 1991 г. преподающей основы православной культуры (ОПК) в начальных и старших классах общеобразовательной школы, создавшей авторскую программу («Основы православия для детей» Дмитров, ИД «Север Подмосковья», 2003г) и в настоящее время работающей над учебным пособием для начальных классов и блоком интегрированных гуманитарных предметов для историко-православного класса.

Нужен ли религиоведческий предмет в массовой школе?


Безусловно, ибо  общество, слава Богу, освободилось от тотального принудительного атеизма, определяемого советской государственной политикой, и интерес к вере, религиозной философии в разных  социальных слоях  велик. Это огромный положительный противовес в  сегодняшней ситуации падения уровня нравственных и  культурных ценностей, роста нарокомании и преступности . Конечно, интерес к духовному наследию предков не есть проявление веры, но  показательный  вектор позитивного движения определенной части общества. Массовая  школа как интститут общественного обучения и воспитания, может и должна создавать благоприятные условия для поддержания интереса и тем самым выполнять социальный заказ. Иными словами – духовное просвещение – прямая обязанность современной школы.

Оппонентам, утверждающим, что  для интересующихся достаточно воскресных школ при храмах, отвечу:специфика воскресных школ очевидна, они удовлетворяют потребность воцерковленных детей ,  глубоко верующих семей. Процент их ныне не велик, как  не велико и количество таких школ. Воскресная школа не может  быть массовым явлением – значит, большинство останется лишенным возможности услышатьСлово Божие, которое  могло бы привести  в Церковь…

Современные реалии в нашей стране таковы, что путь к Богу после века атеизма идет не естественным образом - сызмальства, от семьи, а через знания, которые  школа может дать лучше семьи.

Место религиоведения в современной общеобразовательной школе и юридическая основа его преподавания

Согласно Конституции, школа в государстве, где Церковь отделена от него, Закону Божию учить не может. И вряд ли в ближайшем обозримом в законодательстве на этот счет произойдут кардинальные перемены.  Вернуться к модели Российской гимназии образца 19 века, где богословский предмет стоял на первой строке учебного плана, в 21 веке так же невозможно, как дважды войти в одну и ту же реку… На мой взгляд это правильно. Наше светское образование, которое основные предметы школьного курса трактует по советскому материалистическому образцу (с малыми корректировками), и детям до сих пор вопросы антропогенеза преподают лишь с свете теории Ч. Дарвина, а существование Туринской плащаницы и чудо  Святого Огня на Гробе Господнем не комментируются на уроках физики,  не может сочетаться с богословием. Должны проити  десятилетия, чтобы российская школа изжила косные последствия образовательного соцреализма. А пока в массовой школе, на мой взгляд, оптимален и не противозаконен вариант светского преподавания знаний о религии. В моем понимании это – 1) преобладание образовательной просветительной составляющей, 2). изучение духовного наследия в литературе, истории и философии, 3) знакомство в рамках краеведческого компонента с местными святынями, 4) изучение истории религии и соответствующей темы в искусствоведении. Все компоненты складываются в курс Основ религиозной культуры, изучение которого  продлится  ряд школьных лет.

Кто может и имеет право преподавать религиоведение в школе?

Кадровый вопрос - всегда главный в практике любого дела. Лозунг «кадры решают все» никогда не потеряет актуальности.

О том, что священник мог бы, но не имеет права преподавать в массовой школе , читателю уже понятно. Священник лишь может быть приглашен для беседы (лучше- ряда тематических бесед). Но религиоведение - предмет сложный,  разноплановый курс. И его должен вести специалист - учитель – дипломированный, подготовленный и положительно решивший для себя вопрос о вере.. Среди верующих  учителей воцерковленных немного, среди воцерковленных – немного учителей. Иными словами – может ли преподавать религиоведение подготовленный верующий , но невоцерковленный учитель? Дерзну ответить, как думаю : в воскресной школе – нет, в массовой светской школе – да. Ибо учитель массовой школы в первую очередь дает знания и воспитывает уважительное, почтительное отношение к религиозной культуре, но  не учит молитве, не ведет в храм, не проповедует. Учитель готовит почву для того, кто приведет в храм ,кто встретит в храме, направляет мысль ученика на дорогу к храму, может быть, первым рассказывает ребенку о Боге, Библии,Церкви. Важно, чтобы учитель не был равнодушным\, т.н. скрытым атеистом. А если общество будет ждать, когда в классы придут кадры - и знающие, и воцерковленные,- преподавание светского курса  религии может и в отдаленной перспективе  не состояться.

С какого возраста начинать преподавание религиоведения?

В социальном контексте религия – духовное мировоззрение личности. Те, кто предлагает начать преподавание со средних или старших классов – грешат против законов личностного развития. Духовность не знает возраста. «Она трилетствовала возрастом, но многолетствовала  духом»,- написано о Богородице. Дать знания допустимо в любом возрасте, но они по-разному воздействуют на душу . На мой взгляд, оптимально  начинать религиоведческое образование с 1 класса, с момента начала школьной социализации. Если не с молоком матери, то с первой буквой родной русской речи, естественно, год за годом , через чувство, воидет знание в жизнь ребенка. А вот в 15 лет- путь уже скорее через разум, а разум у большинства к этому сроку «безверием остужен» , и учитель выполняет не свою естественную  роль , а функцию миссионера. Потому что благодатное время ушло. Помните,  в Евангелии: «Будьте, как дети»…? И еще: « Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» Детство- естественная пора познания Бога.

И, наконец, каким быть предмету в разноязыкой России?

Господа политики, педагоги и социологи,  выступающие за обезличенное религиоведение, где поровну рассказывается о всех мировых религиях (далеко не равнопропорционально  представленных в России), утверждают, что таким образом они охраняют интересы  от засилья православия представителей иных религий. Ну сколько же можно пугать национальные окраины выпущенным Лениным фантомом  «великорусского шовинизма»! А ведь именно так и сеется межрелигиозная рознь. Возможно, мои православный взгляд пристрастен. Прежде чем привести собственную точку зрения, предоставлю  статистику: по данным социологов, за  введение Основ православной культуры – 51,7 % населения, против-23,6%, остальным все равно. Следуя принципам демократии, можно хоть сейчас принимать всенародное решение в пользу изучения православия на территории России. И это будет…ошибкой! Не лучше ли  вводить ОПК в регионах,  где это  востребовано большинством населения.? В мусульманских автономиях - ОИК ( основы исламской культуры), и т.д. Различные диаспоры при желании всегда организуют в своей среде национальные школы, кружки, факультеты.

В смешанных по нацсоставу школах возможно изучение предмета параллельно ( как изучается иностранный язык - делением класса на подгруппы).  Факультативный курс   изучают желающие. В 1-6 классах это желание родителей, с 7 кл- волеизявление ученика. Стоит ли оценивать знания? Я думаю, только не в привычной балльной системе. Как вариант- зачет/незачет.

Вместе с тем, каждый человек должен иметь представление о вере ближнего. Но только после того, как в начальной школе, формируя личностное мировоззрение, познакомится с отчей религией. Религиоведческий кругозор уместно  расширять в старших классах, когда, осознав себя в душе православным ( мусульманином , иудеем и т.д.), человек через призму религиозной морали начинает достойно принимать окружающий мир, учится толерантности, вырабатывает социальные нравственные принципы. Осознав себя православным в детстве, в юности легче принять противоречивый многоконфессиональный мир – христианская душа уже не позволит себе проявить вражду и ненависть.

А в беспристрастном уравненном знакомстве с религиями мира (такой вариант рассматривается ныне педагогами) я вижу серьезную опасность: школьник не столько проникнется духом отчей веры, сколько будет анализировать, сравнивать, сопоставлять… К чему приведет этакий  духовный космополитизм формирующуюся личность? Все религии хороши - выбирай на вкус?

Боясь противопоставить, выделив родное, уделив ему больше времени и внимания на фоне мирового калейдоскопа, ставя все равнопропорционально в один ряд, мы в лучшем случае уйдем от воспитания духовности к энциклопедизму, а в худшем - посеем ту самую рознь, которой так опасаемся. И безразличие, равное бездуховности.

Ни один уважающий себя верующий учитель, представитель любой религии, не приемлет уравнительного бездуховного голого образовательного подхода в обучении. Его примут только атеисты, которым все равно, какому Богу молиться и молиться ли вообще. А зачем тогда потуги?

И закончить хочу фразой, которую постоянно мысленно повторяю, идя на урок основ православной культуры к своим ученикам-младшеклассникам: «Учить вере нельзя - её дает Господь. Учить с верой - нужно». Если решать вопрос о преподавании религиоведения станут не с думой о шовинизме, пропорциях и т.д. и т.п., а с искренней верой и заботой о духовном просвещении, – Господь направит на путь истинный и древо знаний даст плоды добрые.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру