Должна ли Россия отказываться от бремени мирового лидера в образовании…

Что имеем – не храним, потерявши – плачем, а потом ищем… не там, где потеряли, и не то, что потеряли



Об общеобразовательной школе

А каких преобразований требует общеобразовательная школа?

Это и есть самый трудный вопрос. Вообще, это наиболее трудный вопрос для всей мировой педагогики и во все времена, притом что именно общеобразовательная школа изучается прежде всего и преимущественно. Ведь если семейное воспитание, если есть нормальная семья, осуществляется во многом само собой, и если профессиональное воспитание определено в силу своего статуса, то общее образование является предметом напряженных поисков педагогической мысли всего  человечества со времен появления этого общего образования. И до сих пор человечество далеко от того, чтобы определить идеал общеобразовательной школы. Разумеется,  во многом его определяет время. Каждое историческое время требует своей школы и каждое историческое время создает свою школу – лучше или хуже. И все-таки главная причина неопределенности  общего образования само общее образование.

Но что здесь мы должны сделать в первую очередь?


Создать единую целостную систему общего образования. Нам нужно, повторю это еще раз, создать такую систему, в которой каждая ступень образования заняла бы  свое и абсолютно необходимое место в общей системе. Ведь это совершенно ненормально, когда в 1 классе надо забыть, чему учили в детском саду, а в 5 – чему в начальной школе. Тогда ради чего все эти перегрузки детей? А они уже в детском саду все более начинают расти.

Тогда как и каким образом должно выстраиваться общее образование?

Во-первых, мы должны осмыслить общее образование в системе общих принципов: антропологического, социального, теологического. Такой многофакторный принцип позволит нам, с одной стороны,  понять школу с общетеоретических позиций, а с другой – проанализировать существующую школу с точки зрения  оптимального развития человека. Да, мы не можем сказать, что ждет страну, скажем, через 10 лет, но мы можем сказать, что человек всесторонне развитый будет наверняка лучше готов к переменам, чем односторонне развитый человек. И далее: важно понять, что академическое, классическое содержание этому лучше способствует, равно как и традиционные технологии, предполагающие обучение как серьезный, постоянный, систематический и последовательный труд.

Какие задачи должно решать дошкольное образование? Его содержание.

Думаю, что уже в ближайшие годы его необходимо сделать таким же обязательным, как и школьное. Необходимо серьезное совершенствование всех его программ, и особое внимание надо уделить физическому и духовному развитию детей, укреплению их духовного и психического здоровья. Главное – детские сады должны стать здоровьеразвивающими учреждениями. Думается, что детский сад должен быть прежде всего учреждением эстетического развития, начального ручного делания, начального нравственного и духовного развития. Но ни в коем случае не школой подготовки к школе. Это своя особая система.

А в начальной школе?

Это общее целостное развитие. Это целостное мировоззрение. И надо  сократить нагрузку. А для этого надо сформировать целостное содержание образования в начальной школе.

А в средней ступени?

Самый трудный вопрос – это средняя ступень  школы. Здесь закладывается системное начало, фундамент общего развития учащихся. При этом средняя ступень должна быть как раз на уровне содержания органично связана со старшей ступенью, особенно в своем научном содержании.  Однако при этом есть  свои существенные различия на каждой ступени.

А на старшей ступени?

На старшей ступени – это продолжение общего развития и в то же время подготовка к профессиональному образованию. Конечно,  надо подумать, нужна ли профилизация в общеобразовательной школе и что она дает. Ведь, по сути дела, в конце средней ступени уже происходит серьезное разделение: часть учащихся остается в школе, часть уходит в систему начального, а часть – в систему среднего профессионального образования. Поэтому не лучше ли в рамках либо существующих, либо вновь вводимых государственных образовательных стандартов  позволить самим школам определять ту или иную направленность их учебных планов? Думаю, что в этом будет больше пользы.

В то же время необходимо сохранить качественную систему общеобразовательной подготовки в начальном и среднем профессиональном образовании.


Страница 6 - 6 из 10
Начало | Пред. | 4 5 6 7 8 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру