Должна ли Россия отказываться от бремени мирового лидера в образовании…

Что имеем – не храним, потерявши – плачем, а потом ищем… не там, где потеряли, и не то, что потеряли


Система повышения квалификации и  переподготовки кадров

Ваши предложения в этой сфере?


Сегодня важно создание, с одной стороны, системы  повышения квалификации, а с другой –  системы переподготовки кадров. Это полноценная часть нашего образования, без которой невозможно ни развитие непрерывного образования, ни развитие современного  образования вообще. Их развитие позволит разрешить проблемы, которые сегодня кажутся неразрешимыми, и прежде всего ту застарелую болезнь образования, когда на каждой его ступени мы пытаемся дать учащемуся не оптимум, а максимум знаний. Мы пытаемся вложить в ученика все, что только можно, все, что только ученик или студент  могут или не могут вместить, или то, что, как нам кажется, когда-нибудь ему вообще может пригодиться. А это сделать нельзя, как нельзя догнать горизонт. Поэтому система повышения квалификации должна разрешить именно эту проблему – давать то, что нужно человеку в его конкретном деле.  А для этого необходимо  создать  систему образования концептуально схожую с  аспирантурой.  Подготовка в каждой отрасли труда должна иметь свою особую непрерывную систему повышения квалификации. Для рабочих специальностей – своя, для сфер услуг – своя, для управления – своя и т.д.

В чем Вам видятся основные функции системы повышения квалификации?

Важнейшее предназначение этой системы – аккумуляция передового опыта, практики, сбор инновационных и научных проектов. Учреждения повышения квалификации должны стать важнейшими центрами сбора научной информации, обобщения передового опыта  и системой передачи их учащимся. Непрерывное совершенствование каждого человека. Здесь необходимо создать систему подобную системе тренер–спортсмен. Например, учитель повышает  квалификацию под научным руководством мастера-педагога, или научного руководителя.

А система переподготовки кадров?


Так как современное общество – это общество непрерывной смены профессий, нам надо создавать и быстро реагирующую на запросы общества систему переподготовки кадров. Она должна быть  гибкой и мобильной и готовить кадры для всех сфер деятельности.

А где должны открываться такие учреждения?

Думается, что создание и системы повышения квалификации, и системы переподготовки кадров должно прежде всего осуществляться на базе реально работающих образовательных учреждений. В этих учреждениях  должны существовать гибкие системы повышения квалификации для каждой отрасли труда. Отчасти – это система вечернего и заочного обучения, отчасти и  скорее всего система экстерна.

А может ли такая переподготовка осуществляться на рабочем месте?

Безусловно, центры переподготовки и повышения квалификации должны быть в системе производства.

А что надо сделать, чтобы наша педагогическая наука стала самой передовой в мире.


Вопрос без ответа. Во всяком случае, еще никто не придумал рецептов, как готовить Сухомлинских или Макаренко. Но если говорить о планируемом уровне, то мы вполне держим мировой уровень, хотя … мировой уровень сегодня и не очень-то высокий. Кажется, что  идет угасание педагогической мысли в мире.

А на внедренческом уровне?


Важнейшая проблема – юридическое сопровождение  педагогической инноватики. Оно пока даже на уровне законодательства не прописано. Ну почему у нас до сих пор идут эксперименты со всем российским образованием? Хочет кто-то ввести то или иное новшество – и проверяет его на образовании всей страны. Чтобы этого не было,  необходимо разработать соответствующий раздел  в «Законе об образовании», который бы определенно  предписывал, как  и каким образом то или иное новшество может войти в образование.

А на содержательном уровне?

Решить эти вопросы нельзя без серьезного развития вузовской науки.  Принципиально важно сохранять и развивать научные школы. Во-первых, связать вузы с РАН, с отраслевой наукой, а самое главное – сохранить возможность вузов работать в своем ритме: либо это высшая школа – где много направлений, либо научная школа. Думаю, что создание образовательных учреждений как центров повышения квалификации и переподготовки кадров позволит превратить эти учреждения в мощные  информационные  центры, что позволит организовать системное внедрение передовых технологий, передовых идей. Например, у нас сегодня защищается много диссертаций, совсем неплохих. И куда уходят эти разработки? В никуда. Поэтому  надо технологизировать систему внедрения новых идей в практику.


Страница 9 - 9 из 10
Начало | Пред. | 6 7 8 9 10 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру