Должна ли Россия отказываться от бремени мирового лидера в образовании…

Что имеем – не храним, потерявши – плачем, а потом ищем… не там, где потеряли, и не то, что потеряли


Система дополнительного и специального образования

Каково Ваше отношение к системе дополнительного и специального образования?


Дополнительное образование – это опять же наше национальное  достижение. И здесь важно, что благодаря этой системе в работу включаются разные ведомства, в том числе, через воскресные школы, Русская Православная Церковь. Благодаря тому, что в ее работе принимают участие самые разные ведомства, функционируют самые разные школы: музыкальные, спортивные и т.д.

Но вот где мы отстаем от других стран – это система специального образования. Сегодня в России очень остро стоит проблема специального образования. Фактически эту систему надо совершенствовать или даже создавать на современном уровне.

О профессиональном образовании

Самая острая проблема профессионального образования?


Здесь, видимо, надо указать на то, что, по сути дела, мы имеем номенклатуру специальностей,  которая сложилась в 30-е годы и которая с тех пор принципиально не пересматривалась. В результате мы имеем ряд явных нестыковок. Например,  в  30-е годы, когда срочно требовались кадры, по многим специальностям одновременно готовили как в системе среднего, так и в системе высшего профессионального образования. И так до сих пор. Поэтому первое, что требуется – это пересмотр всей номенклатуры специальностей.  Надо определить, какие отрасли и какие профессии требуют начального, какие – среднего, а какие – высшего профессионального образования и чем содержательно и функционально характеризуется подготовка в этих системах образования. Ответы на эти вопросы дадут возможность в значительной мере оптимизировать систему профессионального образования.

Думаю, что принципиальный подход должен быть таким:

 – начальное профессиональное образование  –  подготовка по промышленным  и сельскохозяйственным  специальностям;

– среднее профессиональное образование –  подготовка специалистов для работы в сфере обслуживания;
 
– высшее образование –  подготовка в  сфере управления и экономики, науки и искусства, образования и медицины, государственной и военной сфере, технической и промышленной сфере.

При этом основными критериями выбора ступени образования  должно быть, с одной стороны, государственное регулирование, а с другой –  желание, интересы, возможности и способности поступающих в учебные заведения.

Что Вам представляется наиболее важным в начальном профессиональном образовании?

Конечно,  начальное профессиональное образование сверхважно, потому что без крестьянства и рабочего не может быть страны. Поэтому вопрос полноценного развития современного  начального профессионального образования – это вопрос о том, быть или не быть рабочему классу и крестьянству. Поэтому в его развитии необходимо, во-первых, сохранить высокий уровень общего среднего образования, для чего требуется поддерживать  высокий педагогический потенциал, сложившийся в ПТУ. И общеобразовательный уровень должен быть достаточным для поступления в вуз. Главное – не направить ПТУ в тупиковую ветвь образования, как на Западе. Не забывать, что мы, пожалуй, первыми в мире создали систему начального профессионального нетупикового образования.

Второе – создать систему духовно-нравственного воспитания, которая бы формировала и рабочего, и крестьянина высокодуховным человеком. Это самое главное. Без нравственного крестьянина и рабочего –  нет народа.

И третье – профессионализм. Мы должны развивать систему, которая бы позволяла выпускникам постоянно совершенствовать свой профессионализм в течение жизни. Думаю, что постепенно мы должны будем переходить на 4-летнее начальное профессиональное образование. Необходимо создавать систему постоянного профессионального совершенствования после окончания учебных заведений. А люди, достигающие мастерства в своем деле, должны соответствующим образом вознаграждаться за свое профессиональное совершенство. И морально, и материально.

А среднее специальное образование?


Среднее специальное образование готовит специалистов для  сферы обслуживания. И здесь важно не только профессиональная подготовка, но опять же, и может быть в первую очередь, общее образование и духовно-нравственное воспитание. Ведь  изъяны в духовно-нравственном воспитании специалистов сферы обслуживания мы все ощущаем.

А что бы Вы могли сказать  о высшем профессиональном образовании?

С возникновения университетов и до сих пор будущее любой страны решается в них, потому что оно готовит кадры для всех важнейших сфер общества.

Что делать?

Здесь возможно два  правильных решения. Первое – вообще не трогать нашу систему высшего  образования, тем более что в ней заложено множество резервов для совершенствования. А разрушать его, чтобы показать, что у нас  тоже, как в  Европе – это просто глупо. Да и  не пустят нас в европейское образовательное пространство. На мой взгляд, начавшийся переход на двухуровневую систему высшего образования в России, предусматривающий магистратуру не как массовую форму обучения, а потому  фактически сводящий высшее образование к 4-летнему сроку, скорее приведет к негативным, нежели к положительным последствиям, так как неизбежен ряд существенных потерь: значительная утрата фундаментальности подготовки специалистов, понижение уровня научной и практической подготовки, снижение творческого начала и т.д. Есть и явные нестыковки. Например, теперь в аспирантуру можно поступать после бакалавриата, специалитета и магистратуры. Но какой смысл учиться на специалитете и в магистратуре, когда в аспирантуру можно поступать после бакалавриата, т.е. после 4-х лет обучения? Не совсем понятно и функциональное предназначение магистратуры – это уже  не высшее образование, но еще и не аспирантура, А самая большая ошибка состоит в том, что вводится двухуровневая система образования, фактически не предусматривается серьезной содержательной преемственности, аналогичной той, которую мы видим между средней и старшей ступенью общеобразовательной школы. В результате мы будем получать недоучившегося специалиста, с одной стороны, и недоучившегося аспиранта – с другой.

Второе решение. Поскольку процесс пошел, а нам так хочется  быть похожими на европейцев, то давайте используем его для реального развития, а не разрушения существующего образования, для чего сделаем бакалавриат системой общего высшего образования, а магистратуру – системой специального высшего образования, причем ее второй ступенью,  подобно  ступеням средней школы. При этом в аспирантуру можно поступать только после магистратуры. Это позволит,  во-первых,   сохранить именно высшее образование, во-вторых, даст возможность более гибкой, более глубокой, более узкой и более широкой (где необходимо, ведь не везде нужны узкие специалисты), более целенаправленной, словом, более  адресной  подготовки специалистов. И тем самым мы не только выдержим формальные параметры европейского образования, но, главное, и это куда важнее,  –  сохраним наше высшее образование.

Для создания  преемственности между этими ступенями  нужно внести коррективы в Закон РФ «Об образовании», закрепив в нем положение о том, что бакалавриат является первой ступенью высшего образования,  системой общего высшего образования. Он будет предусматривать фундаментальное общее образование, где заметное место должен занять блок гуманитарных дисциплин, направленных в том числе, а может быть и прежде всего, на воспитание студента, на освоение фундаментальных основ науки и практики, на включение каждого студента в творчество. Магистратура станет второй ступенью, и системой специального общего образования. При этом магистратура – это именно вторая ступень высшего образования, а не отдельное учреждение образования.

А это  даст более широкое пространство педагогического поиска в подготовке специалистов. Так,  если в настоящее время магистратура в основном ориентирована на узкую специализацию, то переход к магистратуре как общей форме подготовки позволит, напротив, необходимую подготовку. В результате  часть магистратур будет иметь узкую направленность, другие – общую направленность, а третьи, например в педагогическом образовании, даже более широкую, нежели при подготовке бакалавров. Да и нужны ли узкие специалисты в школе вообще? По большому счету, педагогическая деятельность требует широкой, а не узкой подготовки. И таких специальностей немало. Это должно быть учтено в магистерском образовании. А в целом,  образование в   магистратуре будет направлено на подготовку студента к конкретной сфере его будущей деятельности: производство, наука, государственная служба и т.д. Тем самым магистратура займет свое особое, разумное, понятное  и необходимое место в российском образовании.

 При этом необходимо  магистратуру сделать массовой формой высшего образования, только тогда она естественно и органично станет второй ступенью высшего образования.

 Даст магистратура возможность организовать и более широкую подготовку в зарубежных вузах, причем, может быть, преимущественно в форме обмена магистрантами.

Но самое главное – она даст широкое пространство маневра, она даст реальную возможность выстраивания индивидуальной траектории подготовки каждого магистранта, позволяя вписывать его в жизнедеятельность конкретной  социальной сферы, страты и даже конкретного учреждения.

При  переходе на двухуровневую систему крайне важно сохранить специальные, исторически сложившиеся академии, например военные, духовные, как особую форму поствузовского образования, где накоплен богатый и уникальный научный, духовный и педагогический  опыт.

Переход к магистратуре как массовой форме высшего образования   не потребует значительных организационных, кадровых, законодательных и т.п. ресурсов.  Да, он  потребует увеличения расходов на высшее образование, в пределах 15–20 процентов от сегодняшних расходов.  Однако переход ко всеобщей системе магистерской подготовки,  позволяющей готовить высококвалифицированного, мобильного, готового сразу приступить к деятельности специалиста, достаточно быстро окупит себя.

А тогда за счет чего может быть достигнуто хорошее качество?


Во-первых, за счет умных руководителей образования.

Но их в нашем образовании может не быть.

Тогда за счет правильно организованного образования. Сократить высшее образование до 10 % нетрудно, но это не развитие, а уничтожение образования; развитие же образования – это перевод его на уровень 90 % обучающихся. Вот это развитие.

Таким образом, при сравнительно небольших затратах и усилиях, в том числе и материальных,  мы сумеем не только сохранить все самое  лучшее в нашем высшем образовании, но и значительно улучшить его, придав новый импульс его развитию.

А что нужно для сохранения качества   высшего образования? Например, есть идеи оставить всего 10 % от числа современных вузов, а остальные перевести на региональный уровень. То есть, если называть вещи своими именами, превратить в техникумы.

На первый взгляд, это безумная идея. Но на самом деле она отражает стратегию ряда ненавистников России – целиком посадить Россию на нефтяную иглу. И тогда даже 10 % вузов не потребуется. Но если исходить из того, что мир уже вступил в стадию неопределенности, то мы должны создавать условия для того, чтобы все способные учиться в вузах, получали высшее образование. Необходимо также отказаться от массового перехода на сомнительные технологии обучения. Например, модульно-рейтинговую.

А что же нужно?

Во-первых, сохранить и развить важнейшие характеристики нашего высшего образования: фундаментальность, творческое начало, теоретичность,  академическое содержание, более совершенные технологии преподавания.

Во-вторых, более широко развивать  научно-исследовательскую сферу.  Подготовка творческих специалистов достигается при высоком теоретическом уровне подготовки, плюс систематическая  творческая работа, начиная с первого курса, которая должна стать органичной частью общего образовательного процесса. А для этого надо увеличить время на их подготовку. Любой магистрант должен свободно ориентироваться в науке. Но самое главное – создание научных школ в университетах, без которых творческая работа будет большей частью формальностью.

В-третьих, необходим высокий уровень духовно-нравственного воспитания, потому что речь идет о подготовке кадров, определяющих развитие страны. Как могут люди, определяющие развитие государства, народа, не иметь идеологии, нравственности?

Как решить эти проблемы?

Необходимы грамотные организационные решения. Например, сегодня много дублирования в подготовке кадров. А вот переход на двухуровневую систему даст возможность быстро и безболезненно перевести все учреждения среднего специального образования, готовящие по специальностям, требующим высшего образования, в систему   высшего образования путем преобразования современных колледжей в институты, причем не формально, а делая их филиалами университетов.  При этом институты  должны оставаться на своих местах и сохранять свою юридическую самостоятельность. И это станет важным фактором развития многих малых городов России.

А что Вы можете сказать об аспирантуре и докторантуре?

Это опять же наше важное достижение. Кажется это сегодня осознали, и на аспирантуру и  докторантуру никто не покушается.

В чем их предназначение?

Аспирантура – это система подготовки научных и педагогических кадров высшей квалификации,  подготовка «штучных» специалистов для наиболее наукоемких  отраслей общества, управления, науки и высшего образования. Ее работу можно улучшить за счет углубления общего образования по специальности, глубокого изучения зарубежного опыта в исследуемой области науки. Видимо, имеет смысл перейти к 4-летнему  сроку обучения. И это могло бы приравнивать нашу систему образования в аспирантуре к аналогичной зарубежной и соответственно наши кандидатские к зарубежным докторским степеням.

Важно совершенствовать и работу докторантуры, равно как и сохранить ВАК в ведении  ученых.


Страница 8 - 8 из 10
Начало | Пред. | 6 7 8 9 10 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру