Должна ли Россия отказываться от бремени мирового лидера в образовании…

Что имеем – не храним, потерявши – плачем, а потом ищем… не там, где потеряли, и не то, что потеряли


О семье и семейном воспитании


Воспитание начинается с семьи. Что надо сделать в этой сфере? С чего надо начинать?

С осознания важности семейного воспитания, необходимости его совершенствования. А это предполагает не только  серьезное улучшение материального положения семьи, но прежде всего восстановление  психического и нравственного здоровья семьи, и особенно  восстановление традиционного духовного состояния семьи.

Но ведь не все верующие. А с другой стороны, разве все верующие семьи благополучные?


А что, во время тифа или холеры врач не может заболеть? Все возможно. Но… Одно дело когда,  когда вы стимулируете болезнь, другое – когда вы с ней боретесь!

Согласитесь, что Восток имеет то, что не имеем мы. Например, японская  семья принципиально отличается от российской.

Чтобы говорить о том, что имеем или не имеем мы, надо понять простую вещь, что человек принципиально отличается от всего живого, и отличается самим типом воспроизводства своего бытия. Если в основе воспроизводства поведения всех живых существ, даже высших приматов, лежит генетическое начало, то в основе поведения  человека – архетип, матрица, топос, т.е. основа поведения человека совершенно иная. Не генетическая заданность, а ориентация человека  на тот или иной образец, идеал, топос, матрицу. И это относится и к семье, и к обществу. И вот если человек, общество по той или иной причине теряют эту матрицу, то они перестают существовать.

И благодаря чему создается эта матрица?

Прежде всего на  религиозных идеях, представлениях, законах. Обратите внимание – в основании всех существовавших и существующих цивилизаций лежит религиозное начало. Какую бы цивилизацию мы ни взяли. Например, вы сказали о японской семье. Действительно, уникальная семья. Одно отношение к детям чего стоит! Но вы можете сказать, каков  идеал нашей семьи?

Не патриархальная. Это хорошо, потому что патриархальная семья – это деспотизм мужа. И не матриархальная, конечно. Хорошо было бы, чтобы она была  как на Западе – равноправие жены и мужа.

Да, равноправие там полное. В брачных договорах там даже записывают, сколько тарелок каждый мыть будет. Ну и что, разве на Западе самая прочная семья  в мире? Что, там разводов меньше, чем в других странах?

Куда больше!

Ну а тогда, что же это за идеал, если семьи, в соответствии с ним построенные, рассыпается на глазах? Воистину, как говорил Иоанн Кронштадтский, – демократия в аду, на Небе – иерархия.

А  каков традиционный идеал русской семьи?

Семья – малая церковь! Величайшая святыня! И если семья – малая церковь, причем не образно, а онтологично,  объективно, то и отношение  к семье должно быть, как к малой церкви. И согласитесь, семья как святыня – это чуточку выше, чем идеал  японской семьи.

Ну что? Была в России семья – малая церковь. И что мужья жен не  били? И угнетенья не было? И что разводов не было?

Да, было! Все было, и били жен. И разводы были. В дворянских семьях, давно потерявших всякую веру. Но …. Давайте откроем книгу Д.И. Менделеева «Заветные мысли». Он писал, что самым главным критерием прогресса любого общества является демографический показатель. И вот по всем! демографическим! показателям! (а он сравнил все тогдашние страны от Японии до Америки) Россия была на первом месте! Мы провели атеистический эксперимент, в результате чего даже забыли свой идеал семьи. И что! Какова демографическая ситуация  в России? По всем показателям самая худшая в мире.

Но ведь, воспроизводя традиционную семью, мы воспроизводим патриархат. А это согласитесь, угнетение женщины.

Патриархат – это не главное положение мужа в семье. Патриархат – это когда муж молится за всю семью перед Богом. Потому что молиться за семью перед Богом должен муж, и поскольку он молится перед Богом  за всю семью, потому он – патриарх.  И в чем здесь угнетение? В том, что муж перед Богом молится за всю семью и перед Богом отвечает за всю семью? Ни перед обществом, ни перед народом, ни даже перед президентом, а перед Богом. А уже затем перед обществом. Неужели этим он угнетает женщину?

Ну почему во главе семьи должен стоять  муж?


Есть много вещей, которые мы не понимаем. Одна из таких вещей – семья. Семья –  это великая тайна, тайна Божия. И мы должны с благоговением принять эту тайну. И эту истину.

Ну неужели идеал имеет такое большое значение. Ведь это только представление людей. У одного – одно представление, у другого – другое.

Да нет. В том-то и дело, что идеал – это более серьезная вещь, чем чье-то представление или фантазия. Идеал – это матрица, это принцип и норма бытия всего мира. Самый простой пример. Идеальная фигура шар. И этот идеал лежит, скажем, в основе мыльного шарика. Но как только мыльный шарик потеряет свой идеальный контур, что с ним происходит?

Рассыпается.

И представьте, что такое же происходит и во всей природе. А в человеке это действует вдвойне.  Если в природе, в живом организме идеал действует на уровне геннозаданной программы, то у человека еще и  на уровне общественно заданного  функционирующего идеального образа, идеала. Самый простой пример – деньги. Что такое деньги? – Бумажка. Но какая колоссальная сила в них! Так же и в семье. Есть определенный идеал – и семья есть. Нет… Чтобы понять это, приведу пример. В Сыктывкаре был интернат, которым руководил Католиков. Это был своего рода идеальный интернат. Там прекрасно жилось детям. Но вот вдруг в 70–80-е годы из  интерната совершенно немотивированно дети стали убегать. Почему? И Католиков понял,  в чем объяснение этого явления. Дети, попавшие в интернат в силу потери родителей из нормальных семей, хорошо учились, а по выходе из интерната создавали свои семьи. Напротив, дети из неблагополучных семей плохо учились, неизвестно почему убегали,  став взрослыми, не могли создать свои семьи. В чем причина? А в том, что дети из благополучных семей  имели образ семьи, который они и воспроизводили затем в своих семьях. У них был идеал, к которому они стремились в своей интернатской жизни. У детей из неблагополучных семей не было вообще образа семьи, они его не видели, не знали. И значит, воспроизвести не могли. Им нечего было воспроизводить.

Значит, образ семьи…

Совершенно верно… имеет определяющее значение. Если нет самого этого образа, то никакие деньги не помогут. Поздно пить «Нарзан», если почки отказали… Поэтому и ситуация с семьей в нашей стране в тысячу раз страшнее, чем это кажется многим. У нас разрушен сам идеал, сама матрица воспроизводства семьи.

Значит, прежде образ семьи?

Да, прежде – образ. Семья – малая церковь. Это тот образ, который дал нам сам Господь Бог. Мы должны быть благодарны Господу Иисусу Христу за то, что он вернул человечеству подлинный образ семьи.

Но ведь это так узко… Так сковывает человека…

Конечно сковывает. А разве не сковывает его то, что температура человеческого тела 36,6, а не свободно гуляет от 0 до 1000. Представьте, как легко и свободно  жилось бы человеку тогда! Но…

Но ведь тогда мгновенно разрушились бы все органы человеческого тела.

То же и с семьей. Есть только одна норма – норма, данная Господом: семья – малая церковь. Все остальные – это разрушение семьи, а значит, – человека, и значит, – общества. Вспомним еще раз Рим. Где он? Поэтому, если мы не хотим разделить судьбу Рима, мы должны выстраивать жизнь семьи по нормам, которые открыты нам Господом.

Но если мы понимаем и принимаем, что нам дан идеал семьи, то…


Трудность в том, что потребуются десятки лет, прежде чем этот образ станет живым, естественным идеалом, определяющим реальную жизнь реальной семьи. От крещения Руси до «Домостроя» прошло почти шесть веков. Но когда была создана православная семья, тогда русский народ создал самое великое государство в мире.

Итак, вопрос семейного воспитания – это вопрос создания православной семьи. Правильно?


Да, правильно! Сегодня нужна не демографическая, а семейная политика. Создайте прочную семью – и у нас будут решены не только демографические проблемы, но и многие другие, кажущиеся неразрешимыми сегодня. И соответственно, будут решены проблемы семейного воспитания. Семейное воспитание в нормальной семье – это, по сути, такой же процесс, как защита организма в его нормальном, здоровом состоянии. Ведь здоровый организм не нуждается в лечении – он сам спасает себя. И точно так же само собой осуществляется семейное воспитание. Конечно, и здоровому в целом организму иногда требуется специальное лечение. Но это уже особый случай. Нормальная семья – это самый лучший воспитательный институт, который когда-либо создавало человечество, подобно тому как лучший врач и больница – это сам организм.

Страница 5 - 5 из 10
Начало | Пред. | 3 4 5 6 7 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру