Православная школа России: укрепление позиций в современной системе образования

Много говорилось на открытии Рождественских Образовательных Чтений о тех важных шагах, которые были сделаны в последние годы на пути сотрудничества церкви и государства, в том числе о возможностях общества использовать тысячелетний опыт православной церкви в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Была проделана огромная работа для введения во всех школах страны обучения основам православной культуры, но даже попытка ознакомить школьников с элементами традиционной культуры России вызвала, как вы знаете, огромное сопротивление, а многие из принятых ранее решений и соглашений остались невыполненными.

В этих условиях особенно важным становится значения православной школы.

Много ли у нас таких школ? По данным Отдела религиозного образования сейчас в России около 170 православных общеобразовательных учреждений, из которых 11 – Государственные школы с   этнокультурным компонентом, сюда же входят маленькие организации, состоящие из 1-3х классов внутри государственной  общеобразовательной школы. Больше всего православных общеобразовательных заведений работает в Москве -20 и в Московской области -19. При этом есть регионы без единой православной школы. Ясно, что общее  количество школ не соответствует потребностям верующих в полноценном духовно-нравственном воспитании детей на позициях православия. Почему же их так немного?

Может быть, православные школы не оправдывают себя? Можно ли говорить о том, что все наши православные школы являют собой положительный пример? Думаю, что нет. Не каждый православный человек праведен. Но путь православия – путь к праведности. Так и со школами.

Случается  слышать о плохих православных школах или в отношении качества обучения, или в плане воспитательном. Но правильнее было бы называть такие школы неокрепшими и  развивающимися. Потому что сама по себе инициатива создания православной школы нуждается во всемерной поддержке  и поощрении, и многие неудачи – от отсутствия такой помощи со стороны, а не от нерадивости устроителей.  Большая часть православных школ пользуется авторитетом в обществе и в системе образования своих районов, запрос родителей на обучение в подобных школах значительно превышает возможности обучения в них. Но создание  подобных учебных заведений и обеспечение нормальной их жизнедеятельности требует колоссальных усилий и само по себе является чудом помощи Божией, а не нормальным человеческим делом. На чем основано это утверждение?

В ситуации отделения церкви от государства школа с конфессиональной направленностью, за редким исключением, вынуждена существовать в рамках негосударственного образования. При наличии аккредитации негосударственное образовательное учреждение имеет долю государственного финансирования, покрывающую малую часть расходов. В редких случаях школу содержит, частично или полностью, благотворитель.

Таким образом, в большинстве своем школы живут за счет  платы родителей. Образование – дело недоходное, не зря все НОУ по закону  являются организациями некоммерческими, то есть не предполагающими получение прибыли. Но если образовательные учреждения, ориентированные на подготовку русских детей к жизни за границей или работе с иностранцами, имеют немалую коммерческую перспективу, то  идея  национальной русской православной школы коммерчески не престижна и  непопулярна. Таким образом, финансовое обеспечение таких школ всегда за гранью экономической логики.

Неминуемы здесь и кадровые проблемы. Содержание образования в конфессиональных школах приходится переосмысливать заново по всем без исключения предметам, а где найти такое количество православных педагогов, не только опытных, но способных к научному поиску, к новаторской работе?

Требования к воспитанию детей в наших школах очень высоки, это  поднимает планку и для самого педагога, работа здесь  требует максимальной отдачи сил и времени. Вот и получается, что  создание православной негосударственной школы всегда – огромный труд, граничащий с подвигом.

Конечно, одно дело - выбор линии, другое – ее осуществление. Школы наши – первопроходцы на этом пути. И тут неизбежны пробы, а значит, и ошибки.  Говорить же мы будем о том, чем могут и должны, при надлежащей поддержке со стороны церковных и светских властей, стать все православные школы, и о положительных примерах, каковых – большинство.

Главное дело любой школы – сам образовательный процесс. На уроках и за их выполнением дети школьного возраста проводят большую часть дня. И как бы хорошо не воспитывали их после уроков, то воздействие, которое оказывается на ребенка   в учебное время, ни с чем не сравнить. Не секрет, что основное содержание современных школьных программ было разработано еще в советское время и ставило своей целью воспитание атеистического сознания. Прошло два десятилетия, но мало что изменилось. Прямо или косвенно методически обновленные старые программы продолжают проповедовать безбожие, а новаторские пропагандируют оккультизм (как, например, одобренная Министерством программа по литературе Бунеевых) или  ценности, далекие от традиционных христианских. Положительные примеры крайне редки. Системно этим никто не занимается – ни Российская Академия образования, ни педагогические ВУЗы.

А педагоги православной школы понимают, что, не переосмыслив все учебные программы с точки зрения православия и традиционных ценностей, не воспитаешь верующего человека, не явишь и глубины научных истин. И маленькие общеобразовательные школы начинают самостоятельный научный поиск. В православных школах Вятки, Москвы, Новосибирска и других регионов    создаются  учебные пособия и авторские программы, разрабатываются открытые  уроки. Жаль, никто всерьез не занимается сбором  и систематизацией этого важного опыта, не поощряет педагогов к описанию собранного методического материала. 17 и 18 декабря в рамках нашего 1 направления будут проходить методические семинары, где вы с такими программами и уроками сможете ознакомиться. Так, на семинаре по истории будет обсуждаться новый учебник для средней школы, подготовленный православными учеными и педагогами.

В хорошей православной школе снята одна из острых  проблем современной педагогики – создания учебной мотивации, то есть сохранение любознательности и желания учиться. Ученики с радостью бегут на уроки, побеждают в олимпиадах, пишут исследовательские работы. Потому что, побуждая их к учению,  им говорят не о бездушных преуспевании и успешности, а о подвиге и служении, приучают не к зубрежке и натаскиванию к экзаменам, но к постижению сути и смысла предметов и явлений – что куда более привлекательно для детей и подростков.

Кто учится в православных школах? Статистика школ Москвы и области говорит, что основное количество в большинстве школ – дети из многодетных и социально незащищенных семей, немало учится детей-сирот, инвалидов детства. Часто в православную школу приводят детей с проблемами в здоровье, уповая на христианское терпение педагогов, на благотворность самой атмосферы такого учебного заведения. Немало сложных подростков не стали «трудными» и выросли в лоне школы нормальными полноценными членами общества. При этом результаты Единого государственного экзамена по православным школам Москвы и области в прошлом году говорят о хорошем качестве обучения– «неудовлетворительных» балов не было, результаты намного лучше, чем в среднем по районам! Выпускники православных школ успешно поступают в  ВУЗы, многие стали учащимися духовных семинарий.

Большая часть православных школ работает  в режиме полного дня, тем самым создавая нормальную воспитательную среду и полноценное общение и во внеурочное время. В некоторых школах действует более 20 кружков и секций разной направленности. Дети занимаются спортом, где, например,  на секциях борьбы их не просто учат хорошо драться, но воспитывают мужество, умение защитить слабого, патриотизм. И так во всем: танцуют ли они, или рисуют, но педагог словом и делом проповедует любовь к родной культуре, красоту и благородство. И здесь тоже создано немало методик и программ, которые могли бы обогатить современную Российскую педагогику, но пока  никем не собранных и не осмысленных.

В последние годы наметилась обнадеживающая тенденция - православный календарь приходит в нашу  гражданскую жизнь. 4 ноября, день празднования Казанской иконы Божией Матери, объявлен всенародным праздником примирения и согласия. Рождество Христово тоже отмечается во всех календарях. Верующий педагог в светской школе теперь может организовать соответствующие утренники и концерты. Где взять программы, методики, сценарии? Снова – в наших православных школах, где их очень много наработано за истекшие годы, потому что все наши православные школы живут по Церковному календарю, в цикле церковного года. Многие давно проводят такие праздники не только в своих стенах, но и в районе, для местных жителей, детей из детских домов   и учащимися обычных школ.

Другая острая проблема современной педагогики – сохранение здоровья детей,  создание здоровье сберегающих технологий. В наших школах они изначально оздоравливающие – и по отношению к детям, и по организации рабочего дня, прогулок  и питания школьников, и просто благодаря благожелательному микроклимату.

Многие школы занимаются со своими воспитанниками не только в течение учебного года, но и организуют работу с ними в каникулярное время, не желая упускать прекрасные воспитательные возможности походов, паломничеств, экспедиций, молитвенно-трудовых лагерей.  В этой области тоже наработано немало программ и методик, которые некому собрать и обобщить. Думаем, со временем  этот опыт будет востребован и светской системой летнего отдыха детей.

Таким образом,  мы видим, что состоявшаяся православная школа являет себя образцом во многих современных областях педагогической деятельности. Более того – школа дает уникальную возможность создания традиционного русского уклада общественной жизни. Такой пример целостного  православного уклада трудно воссоздать в какой-либо ещё светской (не монастырской) форме, дабы явить его как возможность и образец обществу, и тем семьям, которые подобного опыта пока не имеют.

Но что значит горстка таких школ по сравнению с совершенно иного духа общей системой образования в России? Даже одна маленькая школа может оказать благотворное влияние на систему образования в своем районе.  Многие школы не замкнуты в себе, но активно сотрудничают с государственными органами управления образованием , с другими учебными заведениями. Проводятся Дни открытых дверей, районные конференции. Педагогические чтения.  Но сильнее любой лекции действует на учителя из обычной школы  посещение мероприятия в школе православной. Обычно гостей поражает все, но особенно – лица наших детей и атмосфера в коллективах. Кого-то такой визит заставляет пересмотреть всю свою предыдущую педагогическую деятельность.

Теперь поразмышляем о том, какой вклад вносят существующие православные школы в нашу общую церковную жизнь?

Начнем с того, что здесь совершается ежедневная соборная молитва взрослых и детей, возносятся чистые детские молитвы за нас всех, за Русь православную, дети привыкают к сознательной исповеди, приобщаются Святых Христовых тайн, изучают Закон Божий, читают Святое Евангелие.

Подрастая и вставая на ноги, любая православная школа начинает расширять границы своей деятельности, занимается социальным служением, приходя с помощью в детские дома, больницы, дома престарелых. Детские коллективы ездят в дальние села, выступают с концертами в возрождающихся приходах, поют на литургии, помогают в восстановлении храмов и монастырей.

Многие православные школы организуют или активно участвуют в крестных ходах, в  том числе в таких необычных формах, как горные паломничества или крестные ходы по рекам, которые сложны для взрослых, а для школьников представляют большой интерес и при этом оказывают на них благотворное педагогическое воздействие.

Надо сказать, что школы и школьные летние базы являются хорошим ресурсом для организации самых разных церковно общественных, молодежных мероприятий: здесь есть и материальный ресурс в виде помещений, организации питания, транспорта. И человеческий – административная база, сработавшийся верующий коллектив.

Православная школа видит свое назначение в служении Церкви, в сознательном воцерковлении учащихся, воспитании в каждом из них образа Божия. И мы видим, что в тех епархиях и благочиниях, в тех приходах, где не жалеют сил для их создания и поддержки, это благотворно сказывается и на самих школах и в общецерковной жизни. Такие школы становятся подлинным украшением всех епархиальных мероприятий, инициаторами многих добрых дел.

Заключая  первую часть моего доклада, скажу, что как не велико влияние этого «малого стада» наших православных школ, надо, чтобы их стало как можно больше, чтобы у всех верующих родителей была возможность учить и воспитывать своих детей в полноте православия.

Теперь перейдем к проблемам, которые встают на пути развития православной системы образования. В дореволюционной России все школы де юре считались православными, хотя по сути не всегда ими являлись и при преподавании предметов естественнонаучного цикла насаждали в детях атеистическое сознание, несмотря на утреннюю молитву и преподавание Закона Божия. Там, где происходило подлинное воцерковление школы, как это было в школе Рачинского или Екатерины Победоносцевой, там расцветали уникальные, великолепные педагогические открытия и успехи. Но чаще это и тогда было не инициативой церкви, но делом частных лиц.

О Советском времени и говорить не приходится – тогда церковь к школе близко не подпускали. Но ведь обеспечение всеобщего среднего, дошкольного и дополнительного   образования – конституционная обязанность государства. Более того, государство и организует, и контролирует образовательный процесс. Движется он в последнее время по пути тревожному – разрушения нормальных стандартов общего образования, замены их размытыми формулировками, ориентированными  на западные прагматические ценности, диктаторского введения неподготовленной, механистической системы Единого Государственного экзамена. Кто, как не Церковь и не православная система образования может хоть как-то противостоять этому процессу, давать ему честную оценку и являть пример развития образования в другом, традиционном русском направлении?!

Нам давно пора определить место православной школы в жизни нашей Церкви, принципы взаимодействия, те сферы их деятельности, которые должны направляться Церковью, механизм такого сотрудничества и контроля. Не раз поднимался вопрос о введении положения о православном образовательном заведении для мирян в устав Русской Православной Церкви. Полагаю, что пришло время его решать. Необходимо продумать конкретную программу Церковной поддержки всех форм православного образования в России.

При поддержке Церкви легче было бы выработать и провести  государственную политику   поддержки  системы православного образования.

Положительный пример в этом отношении за последний год явила собой Москва. По инициативе Комиссии по делам молодежи при Епархиальном совете г. Москвы Московский департамент образования разработал, утвердил и начал воплощать в жизнь такую программу. О ней будет рассказана в докладе представителя  Департамента образования города Москвы. Предстоит еще очень много сделать, но и то, что уже сделано, существенно поддержало наши православные школы, помогает им выжить в условиях начавшегося кризиса. Школы получают финансирование, равное государственным аналогичного типа, всемерную поддержку по различным направлениям.

Но есть проблемы, которые не решить на региональном уровне, для их решения требуется создание Федеральной программы поддержки и развития православной системы образования.

Необходимо создать условия для  сбора и обобщения педагогического опыта, накопленного православной системой образования России за истекшие 15-20 лет и внедрения его в систему образования России.

Необходимо продумать участие православных школ в национальном проекте «Образование», о дотациях в финансировании коммунальных платежей, о том, как сделать, чтобы у школ появились отвечающие всем требованиям здания, либо на правах долгосрочной безвозмездной аренды, либо  в собственности.

Проект таких Программ Церковной и Государственной поддержки православных образовательных учреждений будет представлен для обсуждения на заседании Круглого стола руководителей православных учебных заведений, который начнется здесь сегодня  в 15 часов. Всех желающих приглашаем к участию в его работе.

В заключение скажу, что нам  в этом году довелось активно сотрудничать с руководителями  православных школ и с руководством Московского Департамента образования, и в процессе этой работы было  сделано немало приятных открытий. Сотрудничать можно и нужно, поиск путей не будет гладким, но такое сотрудничество должно налаживаться  и приносить реальную пользу всем участвующим в нем сторонам. Дорогу осилит идущий. Иногда совершить  доброе дело и добиться реальных результатов нам мешает только наша косность и лень.





© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру