Пространством воспитания должна стать культура

Наша школа – старейшая из православных гимназий, основанная в 1990 году обществом «Радонеж». Это первая негосударственная школа, которая возникла еще до появления законов, регламентирующих деятельность негосударственных учебных заведений. Благодаря инициативе Евгения Константиновича Никифорова, возглавляющего братство «Радонеж», школа была основана явочным порядком, с участием журналистов и даже некоторых политических сил. Только большой общественный резонанс позволил гимназии существовать в условиях отсутствия каких бы то ни было официальных государственных установлений и законов.

Поскольку школа стала первой православной гимназией постсоветской эпохи, то она прошла через все этапы развития и усовершенствования негосударственных образовательных заведений, долгое время находилась в поиске, становлении и оттачивании своего курса, своих задач. На этом пути не раз вносились изменения в деятельность гимназии, в направление ее развития. На одном из таких этапов обновления школы меня и пригласили ее возглавить.

Изначально гимназия задумывалась как средняя общеобразовательная школа с очень высокой учебной планкой. Она должна была стать школой для одаренных детей, с высокой образовательной мотивацией, и учебный план и перечень дисциплин изначально устанавливались в соответствии с этими задачами. Таким образом, уже в момент создания гимназия мыслилась как спецшкола с усиленным изучением некоторых профильных предметов. В качестве ориентира школа опиралась на опыт дореволюционных православных классических гимназий, и с самого начала в перечень предметов были введены древние языки, углубленная программа изучения истории – с расширением на историю Церкви, историю Византии, филологические и лингвистические дисциплины, новые языки. Несмотря на эту завышенную планку, гимназии на протяжении многих лет удавалось выполнять этот учебный план. Главным образом, это зависело от отклика учеников и их родителей, от готовности серьезно и напряженно трудиться. Но при этом количество детей (а соответственно – и их родителей), которые не справлялись с нашей программой и даже были вынуждены покидать гимназию, стало возрастать. В связи с этой проблемой программа потребовала некоторой модернизации, и часть предметов было решено перевести в разряд факультативных занятий. В перечне обязательных дисциплин, помимо программы общеобразовательной школы, по-прежнему остались церковнославянский язык, один из новых языков (английский или немецкий по выбору) и латынь. Кроме того, мы решили расширить количество профильных предметов. Если раньше это были только лингвистические дисциплины, связанные с древними языками, то сейчас после восьмого класса мы предлагаем специализацию по одному из трех выбранных профилей: филологический, исторический и физико-математический. Таким образом, наша гимназия стала единственной из православных школ, реализующих профильное образование по программам спецшколы.

Наши ученики – это обязательно дети из православных семей. Мы учимся по церковному календарю, наши ученики соблюдают посты и постные дни, что учитывается в работе трапезной. У нас есть предмет, который называется «богослужебная практика», в гимназии существует домовый храм, и дети участвуют в богослужениях. При такой организации учебы ребенок из невоцерковленной семьи неминуемо столкнулся бы с противоречиями в образе жизни в школе и дома.

Для нас важен опыт совместной, общей молитвы, и одной из наиболее ценных традиций нашей школы стали регулярные богослужения, в которых участвует весь класс. Ведь литургия – это и есть общее дело, и нашей миссией, помимо образования, является воспитание будущих членов Церкви. Вообще, таковой мне видится главная задача любой православной гимназии. Ведь тот процесс апостасии, вероотступничества, который мы наблюдаем повсеместно, надвигается и на наших детей, втягивая целое поколение в пространство безверия и потери смысла. И православная гимназия должна стать тем островком, на котором ребенок может уберечься от всех напастей и угроз современной жизни.

Мы сознательно формировали малочисленные классы – по 10-12 человек, – чтобы иметь возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Кроме того, маленькие классы позволяют поддерживать единство и согласие во внутренних установках и ценностях, сохранять общую направленность православного воспитания.  И именно поэтому так важно, чтобы семья была церковная. Ведь в ином случае ребенку грозит путь двоедушия и лицемерия, когда в семье он придерживается одних правил, а в гимназии – других. Это очень разрушительно влияет на формирование детской психики и мировоззрения: он с детства привыкает к тому, что жизнь открывает несколько равноценных путей, для православного человека –  взаимоисключающих друг друга. Для нас же очень важна общность и единство в совместном пути православного воспитания.

Принципы нашей школы вовсе не предполагают воспитание только лишь будущих священнослужителей и богословов. Нам, разумеется, было бы приятно, чтобы наши выпускники ориентировались на православные вузы и семинарию. Но это не является непременной и конечной установкой. В современном обществе важно иметь стойких, образованных православных мирян на самых разных поприщах и в самых разных профессиях. Само по себе бытие человека в обществе, его образ жизни тоже может стать проповедью веры и свидетельством православия. Люди судят о Церкви по ее представителям – обычным прихожанам. Если эти прихожане будут не только добры и милосердны, но еще и образованны, если они будут обладать отличными профессиональными навыками и высоким уровнем культуры, то слово «православный» будет ассоциироваться со словом «лучший», «отличный». Точно так же и для нас важно, чтобы православное образование ассоциировалось с качественным, первоклассным, лучшим.

Одной из задач воспитания я считаю необходимость научить ребенка жить в культуре, понимать ценности культуры, уметь ими наслаждаться, их переживать. Это некий вектор, оппозиционный потребительскому настрою души. Культура по своей природе нематериальна. Культура – это питание для души. Это мостик к более высоким духовным ценностям, к тому пиршеству духа, который уготован человеку в Церкви. И поэтому очень важно, чтобы человек приобщился к миру культуры еще в детстве. Культура должна стать пространством воспитания.


Беседовала Вигилянская Александра


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру