Суд над семьей

Интервью с адвокатом Ларисой Октябристовной Павловой

Лариса Октябристовна ПАВЛОВА, юрист, член-корреспондент Московской коллегии адвокатов, член правления Некоммерческого партнерства в защиту семьи, детства, личности и охраны здоровья «Родительский комитет».  

Что такое ювенальная юстиция? Что входит в это понятие? Когда возникла эта система?

«Ювенальная» значит «детская». Ювенальная юстиция – явление не новое, ему уже около ста лет. Корнями своими оно уходит в США, где в 1899 г. был принят проект о создании детских судов для того, чтобы более активно защищать права детей. Первый детский суд был создан в Чикаго. В начале прошлого века и в России в качестве эксперимента действовали такие детские суды. Задачи этой программы на первых порах ограничивались уголовно-правовым законодательством, разрабатывались определенные процедуры, которые гарантировали бы защиту прав ребенка в рамках уголовного преследования.

В то же время стала развиваться международно-правовая система, в рамках которой разрабатывались различные модели защиты прав ребенка. Была принята Конвенция о правах ребенка, другие международные документы, регулирующие вопросы защиты прав ребенка. В рамках правозащитной деятельности ряда международных сообществ дети были выделены в отдельную категорию граждан, требующих специальной защиты. Постепенно понятие «ювенальная юстиция» претерпело изменения и теперь под «ювенальной юстицией» понимается не только защита прав ребенка в рамках его уголовного преследования, но оно охватывает широкий спектр правовых норм и мероприятий, направленный на обеспечение защиты прав ребенка.

Реальная практика «ювенальной юстиции» в разных странах мира различна,   базируется на национальном законодательстве и исходит из наиболее актуальных задач того или иного государства. Это часто сложная система, не только  правовая, но и социальная, порой самостоятельная система судопроизводства. В целом – в это понятие входит единый комплекс мер, выработанных государством и направленный на защиту прав ребенка.

Когда и почему в России снова стал подниматься вопрос о введении ювенальной юстиции?

В России тема ювенальной юстиции активно стала обсуждаться в течение последних 10 лет. В нашем праве нет пока  такого термина, как «ювенальная юстиция», «ювенальный суд». В 1995 году на волне перестройки и «вписания» России в международное сообщество появился указ президента Б. Н. Ельцина, которым были утверждены основные направления государственно-социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации. В данном Указе ставился вопрос о необходимости в целях укрепления правовой защиты детства приведения законодательства Российской Федерации в соответствие с положениями Конвенции ООН о правах ребенка и Конституции РФ. Почему  необходимо было привести законодательство РФ в соответствии с положением конвенции ООН о правах ребенка? Потому что в нашей Конституции сказано, что международные договоры имеют приоритет, т. е наше законодательство должно соответствовать тем международным конвенциям и договорам, которые подписала Россия. Вследствие этого  исполнительным структурам было дано задание подготовить проекты по улучшению российского законодательства в области защиты интересов ребенка.

Далее вышел еще один указ президента о необходимости рассмотреть вопрос о создании ювенальных судов. Но создание ювенального суда рассматривалось очень узко – его полномочия должны были ограничиваться защитой прав ребенка в рамках уголовного судопроизводства. Очень активно эта проблема обсуждалась в 2000 и 2003 гг. Государственной Думе и общественности было предложено несколько авторских проектов законов о ювенальной юстиции. В ряде регионов проводились экспериментальные «пилотные» проекты по созданию ювенальных судов. Законопроекты обсуждались в Госдуме и по ним было высказано множество замечаний. Итогом обсуждений был вывод о том, что предложенные законопроекты выходят за рамки  существующей правовой системы, входят в противоречие с законодательством РФ с  существующей системой исполнения наказаний, вовлекают в систему неправительственные общественные организации, чьи полномочия весьма расплывчаты.


Как предлагается выстроить систему ювенальной юстиции? Что говорят о ней ее сторонники?

В настоящее время вновь активно идут дебаты о создании ювенальной юстиции в России, готовятся новые проекты законов. Недавно эта тема вновь была озвучена на парламентских слушаниях в Государственной Думе. Есть и сторонники и противники. Сторонники ювенальной юстиции делятся, пожалуй, на два типа. Первая группа говорит о создании некой системы ювенальной юстиции, деятельность которой направлена на защиту интересов ребенка.

Во главе этой системы стоит ювенальный суд, который ведет все дела, связанные с несовершеннолетними, произошедшие на данной территории. Он разбирает  не только дела по преступлениями несовершеннолетних, против несовершеннолетних, или административные правонарушения, по и рассматривает  вопросы, связанные с воспитанием детей, защиты их имущества, взаимоотношения детей с родителями, решает вопросы отобрания ребенка из семьи, применения каких-либо санкций к ребенку за неподобающее поведение и вопросы применения санкций к родителям, вопросы ограничения их прав или вообще лишения родительских прав.

Помимо ювенального суда, в систему ювенальной юстиции, по мнению первой группы сторонников, должны входить и другие органы и организации: уполномоченные по правам ребенка, органы опеки и попечительства, органы МВД, прокуратуры, социальной защиты и неправительственные общественные организации. Интересно, что родитель во всех предложенных проектах в лучшем случае упоминается только как лицо к которому применяются санкции, а  лицом, замыкающим перечень его участников являлась исправительно-трудовая колония для несовершеннолетних.

Есть и другой тип защитников ювенальной юстиции, они говорят: «Ну что вы? Какая ювенальная юстиция?  Давайте говорить только об уголовном судопроизводстве над несовершеннолетними. Вот, например, есть в Тольятти ювенальный суд, прекрасное здание с чистыми кабинетами, замечательно работает…» В таких рассуждениях лукавство. Так как ювенальный суд - это только первый этап –, а за ним стоит идеология  системы ювенальной юстиции, которая не принимает во внимание приоритет семейных ценностей и приоритет прав родителей по воспитанию своего ребенка перед всеми иными лицами.

Предполагается, что все социальные работники и все работники МВД вдруг вмиг изменятся и будут носиться с конкретным Петей Ивановым, совершившим восемь краж более эффективно чем его родители – но это же абсурдно! Где найти этих идеальных людей, да и может ли кто-то заменить ребенку отца и мать? Улучшение  системы защиты прав ребенка – огромный труд, требующий осторожного отношения по принципу «не навреди».


Какие есть аргументы против этой системы? Насколько опасно введение ювенальной юстиции?


Когда я познакомилась с прелагаемыми структурами ювенальной юстиции, мне стало понятно, что ничего принципиально нового в вопросе правонарушений несовершеннолетних она не вносит, кроме сознания судов по типу военных судом, которые потребуют огромных неоправданных бюджетных затрат и дополнительных кадров. Одновременно  за внешне хорошо разработанной схемой проглядывало следующее: любой конфликт (серьезные неприятности в семье, ребенок совершил преступление, ребенок убегает из дома, плохо учится и т.д.) разрешает некий посторонний человек – судья. Родителей, естественных опекунов ребенка, заметьте, нет в этой схеме. Интересы родителей и детей в целом  противопоставлены.

Вместо родителя решение о судьбе ребенка принимает судья, органы опеки, МВД и социальные органы, которые этим ребенком занимаются, а конец характерен: исправительно-трудовая колония. Начало схемы – суд, конец – колония – очень символично, мне кажется. Когда ребенок изъят из семьи, и его судьбу решают исключительно чиновники, путь его скорее всего и завершится колонией. Эта система очень несовершенна, она не только отражает западную идеологию ювенальной юстиции, но содержит в себе начальную идеологию коммунизма, целью которой было создание особой государственной структуры, которая занимается жизнью ребенка и решает его судьбу. Мы знаем, сколько детей репрессированных были воспитаны в детдомах без права знать своих родителей, свою родословную.

А ведь, кто как не родитель, лучше  знает нужды ребенка и лучше защитит его права?  Именно родители в силу закона обязаны защищать права ребенка. Когда же  права родителей и детей противопоставляются, создается внутренний конфликт в семье.
Уже есть примеры того, когда дети обращались в судебные органы за защитой своих прав, а ответчиками были родители. Например случай, когда четырнадцатилетнюю девочку отец не пускает на дискотеку и дает ей пощечину, а идет с иском в  суд, под крики в СМИ сторонников ювенальной юстиции  о фактах вопиющего насилия в семье. Мы не можем доходить до абсурда и позволять кому-либо произвольно и просто вмешиваться во взаимоотношения внутри семьи. Это противоречит и конституционным положениям, направленным на защиту семьи.

Опасно и то, что в рамках предлагаемых проектов настойчиво предлагалось максимально освободить детей от уголовной ответственности, от принудительного заключения в трудовую колонию – мол надо просто принимать меры воспитательного характера. Нетрудно представить себе результат. Я много работала с несовершеннолетними, защищала в суде детей, совершивших кражи, разбойные нападения, драки, угоны машин… и знаю: когда ребенок регулярно совершает преступление, когда вокруг него собирается группировка, а семья не может его контролировать, поскольку неблагополучна, когда не помогли ни предупреждения, ни условные наказания, ни какие-либо меры перевоспитания, и он знает, что ему никогда не вынесут наказание, связанное с лишением свободы, остановить его преступную деятельность практически невозможно. Единственным способом пресечения правонарушения после множества неудачных попыток вразумления,  остается реальное принудительное наказание. Попытка освободить детей от уголовного преследования чревата безответственностью и безнаказанностью. Мало того, это меняет всю нашу пенитенциарную систему.

Как вы отметили, в России в 1910-1918 годах уже был опыт введения ювенальной юстиции. Почему он себя исчерпал?

Россия в то время была прогрессивной страной и пыталась внедрять новейшие опыты в судопроизводстве. В качестве эксперимента были созданы специальные суды для несовершеннолетних. Однако после революции была коренным образом изменена вся система законодательства, к тому же необычайно возросла детская преступность, было очень много сирот и беспризорников, и требовалось принять жесткие меры по их перевоспитанию.

На смену экспериментальным ювенальным судам, как известно, в 1920 г. пришли комиссии по делам несовершеннолетних. Что это такое? Насколько эти комиссии справляются со своими обязанностями сейчас?

Комиссии по делам несовершеннолетних были созданы во время полной разрухи в  нашем государстве. Нужна была структура, которая занималась бы беспризорниками, бесчисленные толпы которых бродили по стране, детьми-сиротами, потерявшими в годы войны родителей, ведь многие из них становились преступниками. Комиссия – не репрессивный орган, в отличие от суда, она проводит меры воспитательного и превентивного (предупреждающего) характера.

Эта структура сохранилась и по сей день, поскольку в полной мере оправдала себя.  В комиссию входят депутаты, представители органов МВД, уважаемые люди. Она работает с детьми, совершившими преступление, семьями, в которых не занимаются воспитанием детей. Комиссия по делам несовершеннолетних создается по территориальному признаку и  работает совместно с органами опеки и попечительства и работниками МВД.

Единственная проблема заключается в том, что, после десятков лет своего существования, комиссии уже не так активно действуют, нередко наблюдается формализм в их работе.

Какая система защиты прав несовершеннолетних и система наказания детей существует в России на сегодняшний день?

В России создана и действует хорошо  проработанная система защиты прав несовершеннолетних. Это прежде всего система законодательства, закрепляющего  права и интересы ребенка в различных областях, создана система  государственных,  правоохранительных органов,  система социальной защиты, недавно выстроена новая  структура органов опеки и попечительства, годами отработаны способы   защиты прав ребенка. В рамках уголовного судопроизводства сейчас у нас существует следующая схема: судья по уголовному делу выносит приговор. Наказанием может быть лишение свободы и направление ребенка для отбытия наказания в колонию для несовершеннолетних Часто это условное наказание ребенку, когда лишение свободы не применяется и осужденных несовершеннолетний находится под надзором органов МВД по месту жительства. Сотрудники МВД должны проверять, как ведет себя ребенок, во сколько приходит домой, как учится… но, к сожалению, они не всегда выполняют свои обязанности добросовестно.

В России уже давно создалась такая практика, когда практически в каждом суде  выделяется наиболее опытный судья, который ведет дела несовершеннолетних, то есть своего рода специализация по делам несовершеннолетних.

В  Уголовном Кодексе РФ есть специальная глава, посвященная судопроизводству по делам несовершеннолетним, предусматривающая специальные меры по тщательному рассмотрению дел, соблюдения принципа гуманности и учета личности несовершеннолетнего. Судебный процесс должен проходить с участием педагогов, органов опеки. У нас разработана и действует система условного наказания детей за не тяжкие преступления. Оставляет желать лучшего работа с подростками групп риска. Но здесь виновата не сама правовая система, а скорее то, что в свое время была практически развалена имевшаяся система работы с трудными подростками, исчезли дома пионеров с многочисленными кружками, спортивные клубы, массовые  пионерские лагеря, бесплатные путевки, наставничество под трудными подростами на работе. Сработал отрицательный фактор СМИ, ТВ, создавших культ отрицательного героя и пропагандирующих культ наживы, жестокости, насилия, планомерно и массово растлевающих детей и молодежь. К сожалению, до настоящего времени не создано реальных механизмов  информационной защиты ребенка.  Имеющиеся проекты  законов по данному направлению не вносятся в Госдуму, серьезно не рассматриваются.

Как, по-вашему, можно совершенствовать работу уже имеющейся системы?

Не только можно, но и должно. Во -первых нужна целостная концепции улучшения системы защиты прав ребенка, в которой будут сформулированы задачи и приоритеты, отражена приоритетная роль родителей и семьи Нужно срочно принимать законопроекты в области информационной безопасности ребенка, защиты его нравственности. С моей точки зрения лучше направить бюджетные средства на поддержку детского спорта, кино, книгоиздательства, создающих образы положительных героев, пропаганду среди молодежи всеми доступными средствами семейных ценностей. Конечно очень важно создать четкое взаимодействие имеющихся структур правоохранительных органов, органов опеки и социальной защиты, деятельность которых  направлена на защиту прав ребенка, находящегося в трубной жизненной ситуации, специальные меры контроля и реабилитации детей, совершивших преступление. Все это должно происходить конечно с максимальным участием семьи. Родителям должна оказываться максимальная помощь. Мне же известны неоднократные случаи, когда  например мать, чтоб оторвать сына от улицы идет в милицию с просьбой  «припугнуть» его, итогом такого похода является решение об отобрании ребенка из семьи. Конечно надо улучшать профессиональную подготовку судей, которым поручают  дела несовершеннолетних (совершенствовать их знания по психологии,  педагогике), не вредно и улучшить условия их работы, создав нормальные условия для работы с детьми. Но не обязательно строить за миллионы рублей новое  здание ювенального суда, когда в округе нет ни одного бассейна  и доступного спортклуба для детей и все развлечения окрестной молодежи состоят в посещении зала с игровыми автоматами и пивных ларьков. Главное по-моему - это подготовка кадров для всех структур, работающих с детьми, разработка специальных методик и программ работы, в том числе отработка практики программ индивидуального сопровождения трудного ребенка или «трудной» семьи.

Можно в рамках социальных служб создать структуру,  сотрудники которой,  будут осуществлять совместно с органами МВД надзор за детьми, получившими условное наказание. Эти работники должны работать в семье, помогать ей в воспитании «трудного» ребенка.

Возможно, стоит подумать и о дополнении УК нормами специального наказания для детей. Например, я читала о любопытном случае судебного наказания  в одном из штатов США. Группа детей ломала деревья, их привлекли к судебной ответственности. Судья определил им наказание, по которому они должны написать эссе на десяти страницах о пользе леса. Мне кажется, от такого наказания (сколько надо обдумать, нужно сил  вложить, чтобы написать эссе аж на десяти страницах!) будет намного больше пользы, чем если бы ребенок  находился полгода под надзором милиции.


Если родители совершают тяжкое преступление по отношению к своим детям, имеют ли последние право, согласно нашему законодательству, жаловаться в суд? Как можно защитить ребенка, если он находится в крайне неблагополучной семье?


Согласно семейному законодательству при нарушении прав и интересов ребенка  он имеет право самостоятельно обращаться в органы опеки и попечительства, а с 14 лет и в  суд. Но, надо сказать, очень мало детей пойдет жаловаться в суд на своих родителей, какими бы они ни были.

А если ребенку нет 14 лет?

До 14 лет в суд от имени ребенка имеют право обратиться только его родители, органы опеки и попечительства, опекуны или прокурор. Проблемными семьями на своем участке должны заниматься органы опеки и органы МВД. Например, участковый милиционер должен знать, что творится на его участке, и если в одной из квартир постоянно происходят драки, оттуда слышны крики ребенка, или ребенок без присмотра, он обязан реагировать, ставить в известность  прокуратуру, органы опеки и попечительства. Еще раз повторю, что нужно следить за тем, чтобы уже существующая система защиты прав детей добросовестно выполняла свои обязанности, улучшать ее работу,  а не создавать просто создавать новую, разрушив уже имеющееся.

А какими правами вообще обладает ребенок в нашей стране?

Правоспособность ребенка возникает с его рождения. Но его дееспособность, в связи с тем, что ребенок в силу  возраста, не может сам  все свои права осуществить, наступает только с 18 лет, за исключением установленных законом случаев вступления в брак до 18 лет или в случае  эмансипации (объявления совершеннолетним по достижению 16 лет).  Все права ребенка до определенного возраста должны реализовать родители, начиная от права на оказание медицинской помощи, когда младенца несут в поликлинику, продолжая обучением в школе, защитой его имущественных интересов и т.д.  Если родители не справляются со своими задачами, ребенок попадает под контроль органов опеки и попечительства. Полностью реализовывать свои права самостоятельно может только совершеннолетний человек с 18 лет. Однако право реализации некоторых права ребенок получает раньше. Например право совершать мелкие бытовые сделки (купить хлеб или мороженое) он может с 6 до 14 лет; а с  14 лет, например, ребенок вправе распоряжаться своим заработком, осуществлять право авторства и реализовывать другие права.

Это влияние Запада?

Мы отдали дань западному законодательству, когда ввели право ребенка с 14 лет самостоятельно обращаться в суд за своей защитой без родителей. Отдали дань Западу и тогда лишили родителей права  реализовывать права ребенка на охрану его здоровья, контролировать оказание медицинской помощи ребенку по достижению им 15 лет. С 15 лет ребенок без согласия родителей может сделать например любую операцию, к примеру косметическую операцию или аборт… И только наркоманы имеют право самостоятельно, независимо от родителей, обращаться за медицинским лечением начиная с 16 лет…


До революции в России действовало «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных», где в отношении малолетних преступников предусматривалось очень своеобразное наказание: они могли быть отданы "для исправления" на срок, определенный судом, но не более чем до достижения ими возраста 18 лет, в монастыри их вероисповедания... Какова сегодня роль Церкви в создании исправительных учреждений? Может ли она помочь в решении проблемы детского правонарушения?

У нашей Церкви есть огромный опыт помощи страждущим в тюрьмах. Мы, православные, знаем, что ведет человека к преступлению грех. Поэтому, если помочь человеку осознать свою греховность в свете христианских ценностей, он может исправиться. Просто жестким наказанием можно напугать, но, чтобы измениться, человек должен заново переосмыслить всю свою жизнь. Особенно актуальна такая помощь детям, которые лишены нормальной среды и находятся под влиянием СМИ и молодежной поп-культуры, пропагандирующих потребительский подход к жизни.
Конечно, сейчас невозможно государственным указом направить детей на исправление в храм или монастырь, ведь Церковь официально отделена от государства. Государство может создавать условия, чтобы Церковь могла помогать в перевоспитании детей. Может, стоит начать с того, чтобы более свободно допускались священники в колонии для несовершеннолетних, организовать там специальные занятия по духовному воспитанию. Потом нельзя забывать, что в нашем государстве существует свобода вероисповедания и  насильственные меры здесь не годятся.
В Церкви есть уже некоторые энтузиасты (храмы, монастыри или просто отдельные люди, миряне), которые работают с детьми-преступниками, детьми-наркоманами. Это наша реальность.

На какой стадии вопрос о введении в нашей стране ювенальной юстиции  находится сейчас? Произойдет ли реформа российского правосудия?


Сейчас обсуждение проблемы введения ювенальной юстиции в России идет очень активно. Я уже сказала, что в нынешнем году летом состоялись парламентские слушания в профильном комитете Госдумы, и было высказано много предложений, много критических замечаний. Основной вывод этих слушаний сводится к тому, что на сегодняшний момент не существует приемлемого проекта, эта тема подлежит неоднократному обсуждению.
Никто не говорит, что не надо совершенствовать систему, связанную с защитой интересов ребенка, его прав, его наказания, но вопрос в том, как это делать, какие приоритеты ставить и что брать за основу: свой путь или путь Запада.

Подводя итог, мне хотелось бы сказать, что сейчас, после конфликта с Грузией, когда наши руководители государства стали говорить о том, что мы самодостаточны, - нам ничего не страшно. Так что не все рекомендации Запада нам годятся. У нас есть огромный опыт создания  правовой системы, в которой  интересы несовершеннолетних должным образом защищаются. Эту систему необходимо совершенствовать, но делать это постепенно и очень осторожно, чтобы не потерять то хорошее, что уже есть. Нам нужно идти по пути максимального сохранения семьи для каждого ребенка, поскольку только так мы можем достичь положительных результатов.





© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру