Дневник непрчитанных книг

Путешествие и осуществление в нем познавательного интереса — вещь неповторимая для путешественника и описателя и в силу этого всегда новая и имеющая возможность хоть стократно повторяться в каждом новом времени и в каждом новом путешественнике или читателе: ездил Булатович в страну Эфиопию, а век спустя и Л. Круглов ездил — все и одно, и разное, и нам интересно. А В. К. Арсеньев хаживал-ездил по Дальнему Востоку и об этом мы можем прочитать, и, может статься, когда-то и сами туда же поедем и своих спутников и приключения там встретим.

«Дерсу Узала» — повесть о путешествиях и приключениях, об исследовании природы и животного мира, написанная в начале прошлого века знаменитым писателем-ученым Владимиром Клавдиевичем Арсеньевым. Эта книга действительно из «золотой библиотеки» и отечественной словесности, и географии, и приключений.

«…пришел пароход «Эльдорадо», но ни А. И. Мерзлякова, ни мулов на нем не было. Приходилось, значит, ждать другой оказии. На этом пароходе в Джигит приехали две семьи староверов. Они выгрузились около наших палаток и заночевали на берегу. Вечером я подошел к огню и увидел старика, беседующего с Дерсу. Удивило меня то обстоятельство, что старовер говорил с гольдом* таким приятельским тоном, как будто они были давно знакомы между собою. Они вспоминали каких-то китайцев, говорили про тазов** и многих называли по именам.

— Должно быть, вы раньше встречали друг друга? — спросил я старика.

— Как же, как же, — отвечал старовер, —я давно знаю Дерсу. Он был молодым, когда мы вместе с ним ходили на охоту. Жили мы в то время на р. Даубихе, в деревне Петроавловке, а на охоту ходили на р. Улахе, бывали на Фудзине и на Ното.

И опять они принялись делиться воспоминаниями: вспомнили, как ходили за пантами, как стреляли медведей, вспоминали какого–то китайца, которого называли Косозубым, вспоминали переселенцев, которых называли странными прозвищами — Зеленый Змий и Деревянное Ботало. Первый, по их словам, отличался злобным характером, второй — чрезмерной болтливостью. Гольд отвечал и смеялся от души. Старик утешал его медом и калачиками. Мне приятно было видеть, что Дерсу любят. Старовер пригласил меня присесть к огню, и мы разговорились.

Дерсу не дождался конца нашей беседы и ушел, а я еще долго сидел у старика и слушал его рассказы. Когда я собрался уходить, случайно разговор опять перешел на Дерсу.

— Хороший он человек, правдивый, — говорил старовер, — Одно только плохо — нехристь он, азиат, в Бога не верует, а вот поди-ка, живет на земле все равно так же, как и я. Чудно, право! И что с ним только на том свете будет?

— Да то же, что со мной и с тобой, — ответил я ему.

— Оборони, Царица Небесная, — сказал старовер и перекрестился. — Я истинный христианин по церкви апостольской, а он что? Нехристь. У него и души-то нет, а пар.

Старовер с пренебрежением плюнул и стал укладываться на ночь. Я распрощался с ним и пошел к своему биваку. У огня с солдатами сидел Дерсу. Взглянув на него, я сразу увидел, что он куда-то собирается — Ты куда? — спросил я его.

— На охоту, отвечал он. — Моя хочу один козуля убей — надо староверу помогай, у него детей много. Моя считал — шесть есть.

«Не душа, а пар» — вспомнились мне слова старовера. Хотелось мне отговорить Дерсу ходить на охоту для этого «истинного христианина по церкви апостольской», но этим я доставил бы ему только огорчение и воздержался».

В. К. Арсеньев. Дерсу Узала.

*  По разным источникам гольды — дальневосточная народность, близкая к нанайцам, или старое название нанайцев.

** Возможно, от кит. дадзы, обозн. народность удыгейцев, усвоивших многие культурные привычки китайцев и маньчжуров.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру