Что сочиняют и чего не сочиняют дети

Знаменитый норвежский писатель Юстейн Гордер убежден, что поскольку со времен появления первых мифов и охотничьих рассказов “человеческое сознание обладает глубоко эпической или повествовательной структурой”, то вовсе “нет необходимости учить слушать рассказы, а также и рассказывать их” (См. Гордер Ю. Слово для мира, где нет читателей? // Библиотека в школе. – 2003. - № 18 (102). - С. 54-57). Писатель сравнивает способность сочинять с врожденным даром.

Увы, это всего лишь иллюзия! И она возникает только в условиях, когда “рассказ живет внутри нас, он живет с нами”, то есть постоянно и незаметно воспроизводится многовековой культурной традицией. А если устная традиция в обществе уже исчезла, а письменной разновидности сочинительства еще не возникло,  если рассказа (эпоса) – устного или письменного – в данной традиции нет (а есть только видеопродукция)? О таком варианте развития общества Ю.Гордер как раз и пишет в своей статье: “…есть нации, которые шагнули… из устной традиции – в общество глобальной массовой культуры”.

Наше общество традицией сочинительства – то есть своей великой литературой – по праву гордится.   Но уже  вырастают поколения как бы вне  этой великой культуры. И навыки сочинительства, как оказывается, им вовсе не присущи. Ведь навыки эти не врожденны, а воспитываются.

Это хорошо видно на маленьких детях. Если с ребенком специально не занимались в семье, не выслушивали его фантазий и рассказов о себе, он не знает, что это значит, “сочинить совсем новую историю”.  Он теряется. Или начинает вспоминать уже слышанное от кого-то.

То же дети, которые могут сами сочинять, нередко  придумывают странные с точки зрения взрослого тексты. В этих текстах нет событий! Там ничегошеньки не происходит. Нет поступков. Нет неожиданностей. Вся история укладывается в формулу ровного течения обыденных, привычных занятий, в некий “растительный” цикл жизнедеятельности: “проснулся - покушал – погулял – поиграл -  покушал – поспал”.

“Мы, - продолжает писатель для старших подростков Ю.Гордер, - не живем виртуально или циклично, наша жизнь линейна и опирается на наши чувства”.  Но жизнь людей в древности, в традиционных культурах, и жизнь маленького ребенка как раз циклична!

Это видно в подобных рассказах дошкольников. Бесконфликтность, бессобытийность этих детских историй  -  реакция на наш жестокий взрослый мир? Это мир детской мечты? Детский рай (все хорошее там уже есть и не нужно прилагать никаких усилий)? Психологи из МГУ с тревогой отмечают, что дошкольники в детских садах предпочитают играть в “мыльные” сериалы, воспроизводя не лучшие образцы взрослого поведения: сцены ревности, измен, жестокость, конфликты. В своих “безоблачных” рассказах дошкольники как бы компенсируют психологический ущерб от этого конфликтогенного жанра? Или они еще просто не умеют выстраивать интересную историю, то есть структурировать рассказ о собственной жизни? А если и пытаются это сделать, то нередко останавливаются на  трагических коллизиях (мальчик пошел в лес, и там его съел медведь) не доводя “ужастик” до счастливого выстраданного, заслуженного финала.

 А как можно научиться структурировать свой рассказ – то есть сделать его интересным и поучительным для слушателей, иными словами, научиться воздействовать на слушателей в нужном направлении? Какие жанры – как образцы - для этого наиболее подходящи?

В первую очередь это, конечно, волшебная народная сказка, выросшая, как известно, из мифа. В ней не просто дана интригующая завязка: что-то неожиданное и, как правило, нехорошее произошло, нарушило привычный ход событий, но и даны способы преодоления возникших неприятностей, показано, как герой делает нравственный выбор, каковы последствия его поступка. И, главное, сказка вводит ребенка в волшебную реальность, где все может быть, где естественны любые превращения, где Добро и Зло полярны, а в конце всегда торжествует справедливость.

Вот мы сочиняем с дошкольником Сашей К. сказку про мальчика Антошу. Взрослый (обозначаемый в протоколе под буквой “В”)  пытается своими вопросами вывести Сашу из обыденной, не сказочной реальности, из описания привычного круговорота действий. И это удается! Виден постепенный переход рассказчика от  личного детского опыта к сказочной реальности. Саша с помощью вопросов взрослого-слушателя открывает закон трансформации обыденного материала в фантастический и с удовольствием экспериментирует:
В.: Что с ним необычное стало твориться? Что с Антошей было? С.: Антоша пошел гулять на площадку – кататься на качелях, лазить, Через забор перелез, побежал к качелям. И он вдруг раскачался.  В.: Ага! С.: И он  сам испугался. И остановился. В.: Он не мог улететь в какую-нибудь Волшебную страну? С.: И он полетел с качелей, спрыгнул, упал. Качели вперед полетели, а Антоша убежал от качелей. И Антоша полез на горку. А горка, оказывается, была ржавая и грязная. И все равно поехал. И он переехал, уселся на попку на земле. И потом побежал полазать по лесенке. И он упал. И пошел домой, а дома никого нет: мамы-папы нет, бабушки с дедушкой нет. Его братика нету,  племянницы нету, папы.  А оказывается, они уехали. И Антоша побежал на улицу опять погулять. А там  выходят тигр, лев. В.:  Тигр или лев? С.: И лев,  и тигр.  И слон. И велосипед стоит. Он забрался на велосипед и уехал от них. В.: Далеко?  С.: Да. А они его не догнали. И он увидел маму – остановился, хотел что-то купить. Увидел сок, шоколад, коктейль. В.: Купил, да? С.: Да. И поехал дальше. А навстречу едут его папа, мама, бабушка, дедушка и его братик – на машине. И Антоша поехал обратно, за ними. Антоша приехал, велосипед поставил в гараж, папин. И Антоша побежал гулять. И опять Антоша увидел этого слона, тигра, льва. Страуса. В.: Еще и страус пришел? С.: Ага! И он, папа, вынул ему велосипед, и он уехал. А сам папа свою машину выгнал, поехал на мойку – она машины моет. В.: А Антоша опять далеко уехал?  С.: Да. И увидел “Мак-Доналдс”. И пошел в “Мак-Доналдс” чипсы себе покупать и попить. И пошел.  И поехал дальше и увидел, продается кукуруза. Купил кукурузу и поехал дальше домой. В.:  Тут и сказке конец? С.: Да.

Здесь две реальности – преобладающая обыденная и на миг показывающаяся сказочная. Они, эти полярные реальности, почти не пересекаются. Законы сказки еще не вступают по-настоящему в свои права. Но рассказчик уже заинтригован открывшейся его герою новой возможностью восприятия мира.

О том, как сделать детскую историю по-настоящему сказочной, - в нашей следующей статье.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру