Пути и возможности православного воспитания

В современной российской действительности единой сформулированной концепции воспитания подрастающих поколений, которая признавалась бы государством и обществом, нет. Вместе с тем, теория педагогики учит нас, что, если воспитательные принципы не сформулированы, это вовсе не означает, что их нет. В этом случае говорят о наличии т.н. имплицитной концепции воспитания, т.е. существующей в скрытом, невыраженном виде. Если попытаться выразить основные принципы имеющейся ныне имплицитной концепции воспитания подрастающих россиян, то получится приблизительно следующая аксиоматическая база
 
Всё разрешено,
Ты никому не обязан,
Все обязаны тебе.

Быть может, этот перечень неполный, но механизм формирования человека по таким принципам прозрачен. Всё это работает на разрушение личности, способствует не соединению воедино всех сторон телесно-душевной и духовных составляющих личности, а общему расслаблению, “разжижению” интеллекта, воли, скудости проявления эмоций, сужению интереса не только к познанию окружающего мира, но и самого себя. Можно предположить, что существование и далее в таком скрытом виде имеющейся воспитательной концепции поможет очень быстро подготовить целое поколение легко управляемых, послушных потребителей, “свободных” выбирать из того, что им предложено. А ведь в истории России выстрадана и оформлена, сформулирована явно, а не скрытно-имплицитно удивительнейшая воспитательная система. В Православии и суровой русской природе лежат истоки русской души и ключи к её пониманию. В Православии были воспитаны наши военноначальники – полководцы и солдаты, писатели и художники, учёные, естествоиспытатели, врачи, подвижники благочестия. В настоящее время лишь Православная Церковь может предложить целостную, позитивную воспитательную систему, апробированную на протяжении десяти веков.

Каким образом и как возможно в нынешних условиях православное воспитание в общеобразовательной школе? Попытаюсь наметить те пути и возможности, которые есть (а они есть всегда!) у тех, кто дерзнёт предложить современной школе свою помощь в деле православного воспитания. Свои предложения делаю, основываясь на небольшом, чуть больше года, опыте хождения в обычную, общеобразовательную школу и занятий с детьми – 1,2,3,4,5 классов. Затрудняюсь дать название этим урокам. Сами дети, увидев меня, говорили – “Воскресная школа пришла!” Видимо в этом названии отразилась основная суть наших занятий, т.к. в самом начале дети с удивлением услышали, что один день в неделю, воскресный день, надо посвящать Богу, для того, чтобы самому не пропасть в этой жизни. Занятия были инициированы родителями одного из классов. В 3 классе родительский комитет договорившись со всеми родителями (а в классе есть ребята-мусульмане и их родители тоже дали согласие), обратился к настоятелю нашего приходского храма с просьбой дать учителя от Воскресной школы. Так я оказалась в третьем классе. Учитель сразу попросила меня – “побольше говорите о нравственности, поменьше о Церкви”. Поначалу и у меня возникли некие мысли насчёт её пожелания, но по истечении некоторого времени я поняла, что по большому счёту учительница была права. Объяснение этому постараюсь дать в приводимом далее педагогическом анализе.

Какими путями возможно православное воспитание в современной общеобразовательной школе?

Введение предмета “Основ православной культуры”. В этом случае акцент делается на информационное наполнение, которое, конечно же, призвано влиять и на воспитательный процесс. Это отдельное направление, которое специально разрабатывается. Единственное, о чём стоит предупредить делателей на этом пути, так это об одном из основных законов православного образования. Морально-нравственное образование всегда должно опережать рационально-информационное. Это значит, что ребёнок должен дорасти в своём нравственном развитии до некоторого уровня, когда ему можно будет доверить и поведать некоторые духовные знания. Повествования о Евангельских событиях, о священной истории, истории церкви не могут становиться объектом святотатства в детских устах. К великому сожалению такие факты имеют место не только в общеобразовательной школе, но даже и в православных гимназиях.

Воцерковление педагогов школы. Как показывает опыт, воцерковлённые педагоги – это самый мощный источник православного воспитания в школе. Как не может укрыться град, стоящий на вершине горы, так и верующего человека в школе узнают и дети и взрослые. В этом случае любой предмет устами верующего человека “хвалит Господа”. Вот как вспоминает свои школьные годы митрополит Антоний Сурожский: “ Профессор, у которого я учился физике, был один из Кюри, он физику знал и мог раскрыть ее как тайну, а не просто как серию фактов. Были другие профессора; они все были неверующие, но давали свой предмет как раскрытие тайны мира, и я очень легко мог видеть, как в этой тайне мира отражается лик Божий. Надо показать ребенку, что весь этот мир для нас, верующих, создан Богом и что он – раскрытая перед нами книга. Вместо того чтобы противопоставлять веру, учение Церкви и т.д. окружающему нас миру, т.е. литературе, искусству и науке, мы должны бы показать детям, что и в этом раскрывается все глубже и шире тайна о Боге”.

В этом направлении – катехизации и воцерковлении педагогов школы стоит работать не покладая рук. Могу сказать, опять же из собственного опыта общения с учителями, что почти в каждом педагогическом коллективе существует потребность в общении со священником. Конечно, большая часть учителей в церковь практически не ходит, но у большинства педагогов есть о чём спросить священника и что ему поведать. Кто-то начинает спрашивать о том, как ему преподавать литературу или историю, у кого-то много личных, семейных вопросов и проблем. Конечно, наши батюшки очень загружены и находить время и силы ещё и на общение в стенах школы очень затруднительно, но необходимо. Особенно стоит потрудиться в деле воцерковления талантливых педагогов, интересных, ярких личностей, тех, к кому тянутся дети. Как правило, это честные, ищущие люди. Порой складывается впечатление, что они самодостаточны и есть большой соблазн (не только у священников, но и у простого мирянина) говоря православным сленгом – смирить такого человека. И в этой ситуации стоит учиться у русских православных миссионеров, которые были не только самоотверженными свидетелями своей веры, но нередко и подлинными создателями культуры целых народов. Как писал архиепископ Николай Японский (Касаткин): “Наше служение есть духовное рождение чад Богу; какое же рождение не сопряжено с муками?”. Создание педагогической православной среды – первостепенная задача в наших школах. Православная среда складывается в том случае, когда к педагогам постепенно приходит понимание того, что со своими сомнениями или проблемами можно обратиться к священнику. Есть “наш батюшка”, и у него найдутся силы, время и любовь для нас. Он подскажет, он помолится, он утешит. И только потом рождается понимание, что Церковь – это не только наш батюшка, но и мы сами. Постепенно педагоги напитываются благодатью и сами становятся в состоянии подсказать, утешить, помолиться.

Дополнительное образование в школе силами православных родителей или просто заинтересованных воцерковлённых прихожан, которые готовы заниматься с детьми в кружках и секциях. Почти на каждом приходе есть люди, умеющие что-то очень хорошо и с любовью делать. Кто-то замечательно фотографирует, у кого-то есть дар сочинять стихи, кто-то поёт песни под гитару, а кто-то занимается спортом. Совсем не обязательно, чтобы творчество этого человека прямо соприкасалось с церковным искусством или ремеслом. Человек, живущий церковной жизнью, вносит свет в каждое своё делание. Дети это очень хорошо чувствуют. А в подростковом возрасте просыпается особый интерес именно к такому человеку – носителю социально значимых умений. Будет разумно, если такие люди посвятят несколько часов в неделю общению со школьниками, чтобы у них складывалось положительное представление о Церкви. В этой ситуации стоит, однако, предостеречь от очень опасной тенденции, которая к сожалению имеет иногда место. Необходимо обстоятельно подстраховаться от того, чтобы в школу не пошли психически-неустойчивые, зачастую духовно искорёженные люди, которые как раз и стремятся работать с детьми. Совсем нелишним будет в этом случае обязательное письменное разрешение местного благочинного или настоятеля местного храма. Именно местного, той епархии и того благочиния, на территории которого находится школа. Опять же из опыта знаю, что часто в школу приходят люди, имеющие благословение “от своего батюшки”, который проживает в далёкой епархии и с которым неизвестно сколько раз в год общается его чадо. Думается, что в такой ситуации строгие бюрократические процедуры призваны предотвратить более серьёзные проблемы. Есть желание у человека потрудиться на ниве православного воспитания? Пусть потрудится и получит благословение здешнего настоятеля. А в процессе преодоления им бюрократических процедур, становится хоть немного ясно, с кем имеем дело.

Такими нам видятся основные пути православного воспитания в современной школе. Возможностей очень много. И здесь опять обращусь к наследию протоиерея Глеба Каледы, который незадолго до своей смерти, во второй половине 1994 года, сформулировал основные задачи и принципы православного образования. Один из них – об опережении морально-нравственного образования информационным наполнением, мы уже приводили. Следующий принцип – это исполняемость заповедей Христа в современных условиях. Как пишет о. Глеб “Когда говорят в проповеди о делах любви и милосердия, обычно приводят примеры из жизни святых первых веков и прошедших столетий. Гораздо действеннее примеры из более близкого к нам времени”. В самом деле, рассказы о новомученниках российских живо воспринимаются детьми в любом возрасте, и даже в самых сложных классах (так называемой “коррекции”). Известен случай, когда прихожанин одного из подмосковных храмов приходил в школьные классы и рассказывал о жизни прихожанина своего храма, показывал фотографии, а завершал свой рассказ повествованием о мученической кончине этого человека и в конце урока открывал детям икону Новомученника. Так постепенно дети в своём понимании приходят к духовному осознанию некоторых событий сначала жизни другого человека, а потом уже и своей.

И ещё один важный закон православного воспитания. Православие – это радостная полнота жизни во Христе. “Сам Спаситель сказал: да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна (Ин15:11). Апостол Павел писал: Радуйтесь всегда в Господе; и ещё говорю; радуйтесь.(Флп4:4). Вот откуда, пишет о. Глеб, светозарность преподобного Серафима Саровского, который обычно встречал людей словами “радость моя”, вот откуда светящаяся и радостная улыбка епископа Стефана (Никитина), бывшего Можайского, а затем Калужского: “Как можно унывать, когда Христос воскрес!”. Да и сам отец Глеб поражал всех знающих его своим оптимизмом и радостью жизни, и потому так тянулись к нему люди. Православное воспитание можно доверять только оптимистам.



© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру