Старшие и младшие

В семье протоиерея Александра и матушки Марии Ильяшенко 12 детей и уже 16 внуков. Отец Александр – настоятель храма Всемилостивого Спаса в Москве, также он работает в секторе по взаимодействию с МВД Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с вооруженными и правоохранительными силами, читает лекции в академии МВД, и успевает не только руководить работой портала "Православие и мир" - одного из крупнейших православных сайтов. Мы попросили отца Александра рассказать о проблеме взаимоотношений отцов и детей.

Отец Александр, расскажите, пожалуйста, что такое почтение к старшим и как оно воспитывалось в прежние времена?

В старое доброе время уважение к старшим воспитывалось очень последовательно, решительно и грамотно. Одна пожилая женщина рассказывала о том, как ее воспитывал отец:

- Папочка, а можно, я в церковь пойду?, - спрашивает шестилетняя дочка.
- Нет, доченька, нельзя, - как мягко ей отвечает отец!
- А почему, папочка?
- А ты сегодня по улице шла?
- Шла, папочка.
- Старушку видела?
- Видела.
- А ты ей в пояс поклонилась?
- Нет, папочка.
- А почему? Она перед тобой уже свою жизнь прожила, она тебе   дорожку проложила, а ты ей не поклонилась. Нет, доченька, ты в церковь ты сегодня не заслужила пойти.

Вот так вот строго и одухотворенно воспитывали детей в крестьянских семьях, какое мы здесь видим удивительно уважительное   и бережное отношение к ребенку! Из других воспоминаний мы знаем, что отец мог и выпороть за то, что сын не поклонился старику. Авторитет старших поддерживался, и сами старшие были такими, что их нельзя было не слушать и не уважать: это были люди с огромным жизненным, духовным и практическим опытом.

Сейчас семья разрушается, семья как основа народа уничтожена практически полностью, уничтожено крестьянство, которому нет сейчас даже названия в русском языке. Остались сельские жители, но это не крестьяне. В городах - деградация. Когда я был мальчишкой,  было вполне нормально поднести пожилому человеку сумку, а сами пожилые люди обращались к молодым людям ласково: "сынок" или "доченька". А сейчас и обратиться страшно к молодежи, что они скажут в ответ, что сделают? Это страшное разрушение нравственных устоев народной жизни приводит к изменениям миропонимания, восприятия мира, поэтому мы и воспринимаем любую ерунду, вещаемую средствами массовой информации, поэтому нами так легко бывает управлять.

Возможно ли сейчас так воспитывать детей? С трудом представляется, что современные дети смогут так же осмысленно обсудить с родителями причину того, что им не разрешают пойти в храм…

Конечно, такое воспитание – прошлый век. В воспитании детей нужно начать с воспитания взрослых. Сегодня часто можно увидеть как ребеночек замахивается на мамочку. Это недопустимо, это нужно решительно и быстро пресечь! Не прекратив это, мать собирает своему ребенку гнев на день гнева. В Священном Писании сказано не только "Чти отца и матерь и благо тебе будет", но и "Злословящий отца и матерь смертию да умрет". Если мамочка не пресекает такое поведение сразу же, если говорит: "Ах, у меня такой ребеночек", значит, она сама подрывает свой авторитет в глазах ребенка, и не только свой авторитет, но и авторитет всех старших. Ребенок не виноват, он пока не понимает, что можно, а что нет, но родители должны сразу же определить, что можно, что нет. Ребенка за такое нужно, образно говоря, в бараний рог скрутить, сделать так, чтобы он больше никогда такого не повторил. Твори, выдумывай, пробуй, но повторить такое – нельзя.

"Скрутить в бараний рог" значит, что ребенка надо отшлепать за такое поведение?

- Нет, совсем не обязательно. Вспомните сказку "Малыш и Карлсон": когда Карлсон прогонял грабителей, он приговаривал: "Я привидение дикое, но симпатичное! Сейчас я вас настигну, и нам всем будет весело!". Так и воспитатель должен себя вести, он должен быть добрым, веселым, но при этом он может быть и очень строгим. Ты ребеночка любишь, но такого поведения ты не допустишь, вот что должен уяснить ребенок.

Воспитание основано на постоянном повторении. Ребенок может забыть, может не запомнить, может потерять самообладание – ничего страшного – нужно снова и снова повторить, стараясь это повторение сделать максимально эффективным. Талантливому педагогу одного раза хватит, но будь готов, что повторять придется не один раз.

Если хамский и грубый тон допустим в семье, то, значит, такая грубость –норма и для общества, поэтому и вырастает поколение людей, которое не представляет, что такое хорошо, что такое плохо. В какой-то мере это их беда, их так воспитали. Это хамство пронизывает всю нашу жизнь. Всем нам известна фраза "Я начальник, ты дурак. Ты начальник – я дурак". Ее произносят иногда серьезно, иногда в шутку. Эти слова демонстрируют пренебрежение всякими нормальными правилами человеческого общения. Ведь в нормальном обществе, если я начальник, я должен тебя выслушать и если ты прав,  согласиться. В русской армии на военных офицерских советах,  начинали совет с младшего, и далее каждый мог выразить свое мнение, а начальник говорил последним, и, выслушав все мнения, высказывал свое окончательное мнение последним.

Взаимоотношения со старшими братьями и сестрами ведь тоже закладывает основы отношения к старшим?

Безусловно. Младшие должны помогать старшим, а пока они еще маленькие, слушаться старших братьев или сестер. И в нашей семье мы стараемся поступать по Лермонтову. Помните, в "Песни… про купца Калашникова" есть такие строки: "Ты нам старший брат, нам второй отец".

Конечно, не надо старших братьев и сестер идеализировать, нам в семье, например, приходилось очень решительно бороться против дедовщины. Но авторитет старших детей, если он направлен в нужное русло, конечно, надо поддерживать. Старшего брата, надо слушать в отсутствие отца: при папе воспитывать его детей совершенно недопустимо! Никто не имеет права воспитывать родителей, делать замечания в резкой форме, так утрачивается доброжелательное и здравое отношение к друг другу. Тысячу раз подумав, очень мягко, очень деликатно, можно сделать замечание, но это, возможно,  принесет больше вреда, чем пользы. Чтобы замечание было услышано, воспринято и исполнено, ты должен быть авторитетом для самого родителя.

Ребенок растет, становится подростком. Меняются жизненные ориентиры, меняется отношение к родителям. Неизбежна ли переоценка ценностей в подростковом возрасте?

Это совсем не обязательно, в нашей семье не все через это проходили, у девочек этот период более незаметный, чем у мальчиков.  Многое зависит от характера и воспитания. Если родители с самого начала растили детей в разумной строгости, интересно, разносторонне, то, скорее всего,  в тяжелый переходный возраст ребенок не будет обособляться, мнение родителей и их авторитет будут значительными, несмотря на такую серьезную мировоззренческую, и физическую перестройку, происходящую в ребенке.

Жизнь ребенка должна быть наполненной и трудной: можно перевести в более сильную школу, кружок, спортивную секцию. Многие сложности и беды, связанные с воспитанием детей начинаются, когда ребенок не может заставить себя заниматься чем-то серьезным, занимается ерундой, становится неуправляемым. Если найти то, что ему самому интересно, если  ребенка увлечь, если детей учить чему-то важному и содержательному, то дети будут это воспринимать.  Но для этого взрослые должны проводить сами над собой сложную напряженную работу, советоваться, читать книги о воспитании, искать то, чем можно увлечь ребенка.

Если время воспитания упущено, то нужно помнить: нет ничего непоправимого. Если человека испортили неправильным воспитанием, то воспитанием же его можно и исправить. Но если родители не научили своего ребенка почтительно относиться к старшим, значит, они позволяли себе не уважать окружающих и самих себя. Значит, начинать нужно с того, что внимательно и критически посмотреть на свой стереотип поведения и понять свои же ошибки. Если требовать от самих себя глубокого уважения к окружающим, то на нашем примере и дети будут учиться такому отношению, постепенно перестраивая свое привычное поведение.

Среди таких распространенных недостатков - излишняя мягкотелость. Воспитатель должен быть твердым, добрым, веселым, но в то же время спокойным, упорным, твердым. Можно привести классическое сравнение: у воспитателя должна быть железная рука в бархатной перчатке. Для этого ты должен твердо знать, чего хочешь, что хорошо, а что плохо. Зло нужно побеждать добром. Если подросток ведет себя по-хамски, нужно побеждать такое поведение активным мудрым добром. Различать добро и зло – плод духовных усилий. Если ты этого не знаешь – воспитателя из тебя не получится.

Батюшка, а к чему же может привести такое неуважение к старшим, которые мы сегодня видим повсеместно?

Оно уже привело к тому, что современная молодежь стала источником агрессии: страшно вечером и выйти на улицу. Утрачена чистота нравов,  человек сам себе господин и хозяин, он живет, относясь к жизни потребительски. Почтительным уважением к старшим мы воздаем дань благодарности тому, что они подготовили нам возможность для жизни, создали культуру, удобства, а мы считаем, что заслужили это как некий дар, который можно принять готовым, принять неблагодарно. Значит и нам будут воздавать такую же дать в свое время. Неблагодарность - это негатив, такой негативный заряд приводит к тому, что и от жизни будет уже нечего ждать и зло умножится, а доброе будет теряться перед таким напором зла.

Приведу такой пример: в историческом музее есть один интересный экспонат: модель железнодорожной станции, которую сделали ученики реального училища в подарок Государю Императору ко дню коронации. Представьте себе: реальное училище – это современное ПТУ, Могут ли современные учащиеся ПТУ сделать не просто удивительной красоты модель, но такую тонкую, филигранную музейную работу? Утрата ценностей сказывается на всем, даже на мастерстве.

Отец Александр, а верно ли, что забвение, небрежность и невнимание к истории во многом способствует развитию такого хамски-циничного отношения к старшим? Знакомые рассказывали леденящую кровь историю, о том, как ветерана Великой Отечественной войны обокрали: поскольку брать в доме было нечего, воры унесли только парадный пиджак старика, на котором были прикреплены все его боевые награды. Как он пережил это – не знаю, знаем только, что на Парад Победы на 9 мая он не пошел: стыдно перед однополчанами было без боевых наград появиться. Это уже не просто неуважение, это словно надругательство над всей нашей историей…

Связь здесь прямая: историческая память выбита прочно, а этот провал не заполнен ничем. Недавно на лекциях в военном училище я спросил первокурсников, кто были современниками: Александр Невский, Батый или Дмитрий Донской. Один студент робко ответил, что, наверное, Батый и Александр Невский. А остальные промолчали. Это говорит о качестве образования в нашей средней школе. Школа должна прививать гордость за свою историю, а сейчас в головах у школьников черная дыра, в которой витают отдельные разрозненные мифы, в которых и  царь Иван Грозный святой, и многие другие невероятные события представлены как правда.

Воспитание же на примерах исторических, на примерах доблести и отваги прошлого способно сформировать твердый характер и почтение к старшим.

А что значит "отцы, не раздражайте детей ваших!"?

Это значит, что каждый человек – личность, сотворенная по образу и подобию Божиему, поэтому в человеке, независимо от его возраста, нужно личность уважать. Ты можешь быть строгим, но если ты относишься с уважением, то ты не будешь провоцировать воспитанника, будешь стараться всеми силами его не раздражать, ведь  и самые неприятные вещи можно говорить с уважением.

Последний вопрос о взрослых детях: что делать, если родители слишком настойчиво и требовательно вмешиваются в жизнь уже выросших детей?

Такие проблемы особенно отчетливы в тех семьях, где один ребенок и все внимание, все силы сосредоточены на нем. Конечно и в многодетных семьях могут возникнуть такие проблемы, многодетность – это не панацея от проблем, но  конечно, во многом такие проблемы свойственны маленьким семьям. Инфантильность родителей и детей, эгоизм родителей, родивших одного ребенка – это то, с чем ребенок может не справиться. Важно одно: если молодая семья живет вместе со старшими, то нужно всеми силами разъезжаться. В этом не проявится никакого непочтения к родителям, которых обязательно нужно навещать, жить надо отдельно. И на Руси молодой семье всегда ставили новую избу: собственно, изба и приспособлена под жизнь только одной семьи – это большая комната, несколько семей в ней едва ли смогут жить. Когда появилась возможность влиять на общественную жизнь, нужно добиваться, чтобы общественные движения, власти, содействовали решению жилищных проблем.

 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру