Проблема счастья в свете христианской антропологии

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Христианская антропология имеет огромное практическое значение. Картина блаженной, счастливой жизни, нарисованная Христом и Его апостолами, обладает привлекательностью почти для сотни поколений на протяжении вот уже двадцати столетий. Христианство сформулировало предельно высокий идеал человека и постоянно ориентирует личность на достижение совершенства, олицетворенного в Самом Господе: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный".

Учение Христа дает нам в этом смысле непреходящие высокие образцы любви к людям, гуманизма, сострадания, прощения, милости, так недостающие в современном обществе.

Евангелие, в противовес Ветхому Завету, учит нас тому, что для счастья совершенно не нужны все земные блага, и заботиться нужно не о них, а о своей душе, ибо тело смертно, а душа уходит в вечность:

Не собирайте себе сокровищ на земле,
где моль и ржа истребляют
и где воры подкопывают и крадут;
Но собирайте себе сокровища на небе,
где ни моль, ни ржа не истребляют
и где воры не подкопывают и не крадут;
Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше...
Никто не может служить двум господам:
ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить;
или одному станет усердствовать,
а о другом нерадеть.
Не можете служить Богу и маммоне.50
Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей,
что вам есть и что пить,
ни для тела вашего, во что одеться.
Душа не больше ли пищи, и тело — одежды?
...Всего этого ищут язычники...51

...жизнь человека не зависит
от изобилия его имения.52

В то же время следует отметить, что христианское учение о человеке внутренне исполнено огромного оптимизма, поскольку говорит о том, что достижение счастья зависит от самого человека, от его нравственного уровня, и это возможно уже в земной жизни.

Как мы уже видели выше, существенным пунктом христианской антропологии является установление внутренней онтологической связи между моральным обликом человека и его здоровьем. На протяжении всего Священного Писания звучит мотив о том, что соматические и психические болезни возникают именно вследствие нарушения нравственных законов. Это открытие подтверждается современными исследованиями в области медицины и психофизиологии. Например, свердловский врач, профессор И.И. Бенедиктов в своей книге "Письма о любви" проводит мысль о том, что качество человеческой любви и физическое здоровье человека во многом зависят от соблюдения конкретных ограничительных норм (или заповедей). И напротив, утверждает он, распущенность и бесконтрольность вполне могут привести к различным заболеваниям: бесплодию, фригидности, аноргазмии и проч.53

Таким образом, если исходить из понимания здоровья как состояния полного физического, духовного и социального благополучия, то эффективность и целесообразность этических принципов как профилактики всевозможных психосоматических заболеваний не вызывает сомнения. Именно нравственное воспитание, социальная справедливость и активный, здоровый образ жизни помогут избежать многих болезней.

Антропологическое и этическое наследие прошлого, в том числе и нормы христианской культуры, говорит о том, что счастье и здоровье не даются людям просто так, от природы. Для этого нужно сознательное, целенаправленное усилие самого человека. Высокая духовная цель, составляющая смысл и ценность жизни, нравственное поведение, адекватная состоянию организма активная физическая и психическая нагрузка — необходимое условие здоровья и счастья.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

В поисках счастья люди живут на протяжении тысячелетий... Меняются поколения, социально–политические ориентиры, религии, научно–эстетические воззрения на мир людей, а человек и человечество по–прежнему в пути: В ПОИСКАХ СЧАСТЬЯ...

Счастье — уходящий горизонт, мираж, иллюзорная реальность, виртуальная реальность...? Нет! Счастье — реальность... избирательная. Счастье — магнит и сладкий сон, увлекающий человека и человечество на вечные поиски блаженства…

Я отдаю себе отчет в том, что не все определения и положения данной работы бесспорны. Пожалуй, многовариативность ответов на поставленные здесь вопросы является убедительным свидетельством многогранности самого предмета исследования. Ведь счастье каждый понимает по-своему. Я преднамеренно не стал заострять внимание на всевозможных определениях счастья, выработанных различными современными областями знания. Пусть уважаемый читатель после совершения этой небольшой экскурсии по безбрежному океану "хеппинистики" постарается сам для себя найти ответ на вечный вопрос — что же это такое в конце концов — счастье?...

 
ПРИМЕЧАНИЯ

1. 1 Послание Иоанна, 4 : 8.
2. Бердяев Н. А. Смысл истории. С. 84.
3. Евреям. 9, 24 - 28.
4. Бердяев Н.А. Смысл истории. С. 46.
5. Деяния, 17 : 26, 27.
6. 2-е Коринфянам, 5 : 19.
7. Иоанна, 3 : 16 – 18.
8. Матфея, 4 : 17.
9. 1-е Послание Иоанна, 5 : 3.
10.1-е Послание Иоанна, 5 : 12.
12.К Галатам, 5 : 22, 23.
13.От Матфея, 22 : 36 – 39.
14.Матфея, 5 : 37.
15.Откровение Иоанна Богослова, 21 : 4.
16.От Матфея, 15 : 11, 18, 19.
17.От Матфея, 5 : 3 – 12.
18.1-е Иоанна, 2 : 12.
19.К Римлянам, 3 : 20, 28.
20.К Галатам, 2 : 16, 21.
21.К Галатам, 3 : 31.
22.К Римлянам, 2 : 13.
23.1-е Коринфянам, 6 : 6 – 11
24.Там же, 6 : 12
25.1-е Иоанна, 2 : 4, 6.
26.Иакова, 2 : 20.
27.От Матфея, 5 : 17 – 20.
28.От Матфея, 23 : 13.
29.Сборщики налогов.
30.От Матфея, 21:31.
31.От Матфея, 5 : 21, 22.
32.От Луки, 23 : 43.
33.1-е Коринфянам, 13 : 13.
34.1-е Коринфянам, 13 : 2 – 3.
35.1-е Иоанна, 4 : 7, 8.
36.От Матфея, 5 : 25
37.Там же, 5 : 39.
38.Там же, 5 : 43, 44.
39.К Римлянам, 12 : 19 – 21.
40.Саддукеи – эллинизированная секта иудейских священников,отрицающих бессмертие души и воскресение мертвых.
41.От Матфея, 16 : 6.
42.Там же, 12 : 1 – 7.
43.Там же, 12 : 10 – 12.
44.По закону человек должен был отдать Богу десятую часть своего   дохода.
45.От Матфея, 23 : 23.
46.К Римлянам, 2 : 29.
47.2-е Коринфянам, 3 : 6.
48.1-е Послание Петра, 4 : 1, 2.
49.От Иоанна, 5 : 14.
50.К Римлянам, 8 : 28.
51.Бог богатства.
52.От Матфея, 6 : 20 – 25, 32.
53.Бенедиктов И. И. Письма о любви. С. 20.
 
БИБЛИОГРАФИЯ

1. Абеляр Петр. История моих бедствий.: Пер. с латин. - М.: Республика, 1992. - 335 с.
2. Августин Аврелий. Исповедь.: Пер. с латин. - М.: Республика, 1992. - 335 с.
3. Августин, архим. Руководствк оновному богословию. - Минск, 2001. - 384 с.
4. Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руководство  к  изучению  Священного Писания Нового Завета. - М.:ПСТБИ, 2003. – 848 с.
5. Алипий (Кастальский – Бороздин), Исайя (Белов), архимандриты. Догматическое богословие. Курс лекций. Издание Свято – Троице – Сергиевой Лавры, 2002. – 288 с.
6. Антоний, митр. Сурожский (Блум). Беседы о вере и церкви. М.: СП Интербук, 1991. – 320 с.
7. Антропологический синтез: религия, философия, образование /  Сост. А.А. Корольков. - СПб.: РХГИ, 2001. - 352 с.
8. Бахтин  М.В. В поисках  счастья. Религиозно-этические  учения древности. – СПб.: Нива, 2003. – 92 с.
9. Бахтин М.В., Клевцов П.Б. Введение в православное богословие. - М.: МГИПКиПК, 2004. - 112 с.
10. Бернар Клервосский. О благодати и свобод воли. - Средние века. 1982. Вып. 45.
11. Библейская энциклопедия. Под ред. Лопухина. – М., репринт 1912 г.
12. Библейский Богословский словарь. – М.: Издательство Свято-Владимирского Братства, 1995.
13. Библия. Ветхий и Новый Завет. – М.: Российское библейское общество, 1997. – 1376 с.
14.Бобринский А. Свидетельства нехристианских писателей первого и второго веков о Господе нашем Иисусе Христе и христианах. – Клин: Фонд "Христианская жизнь", 2002. – 54 с.
15. Болотов В. В. Собрание церковно-исторических трудов. Т. 2: Лекции по истории древней церкви. Введение в церковную историю. / Под ред. А. В. Храпова, прим. А.И. Бриллиантова, А.И. Сидорова. – М.: Мартис, 2000. – XIV, 306. – c.30-48, 88-100.
16. Бонхеффер Д. Следуя Христу. Предисловие к русскому изд. М. Моргулиса. – М., 1992. – 260 с.
17. Бубер Мартин. Два образа веры. Пер. с нем. Под ред. П.С. Гревича, С.Я. Левит, С.В. Лезова. – М.: Республика, 1995. – 464 с. (серия "Мыслители XX века").
18. Булгаков С. Н., прот. Православие. Очерки учения православной церкви. - М.: Терра, 1991. - 416 с.
19. Булгаков С. Н., прот. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. - М.: Республика, 1994. - 415 с. (Мыслители XX века).
20. Варнава (Беляев), еп. Основы  искусства  святости. Опыт  изложения  православной аскетики. – Нижний  Новгород: изд. Братства  во  имя  св. Князя Александра  Невского, 2002.–392 с.
21. Варсануфий Великий и Иоанн, препп. Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников.  – М.,  2003.
22. Василий Великий, свят. Нравственные правила. – М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2003.
23. Вениамин (Пушкарь), арх. Священная библейская история. Изд-е 3-е. – Владивосток - СПб., 2003. – 768 с.
24. Вениамин (Федченков), митр. О вере, неверии и сомнении. – СПб., 1992.
25. Воронов Ливерий, прот. Догматическое богословие. Курс лекций. – М., 1999.
26. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса / Вступ. стат., сост. и коммент. В.В.Сапова. – М.: Республика, 1994. – 368 с. (Библиотека этической мысли).
27. Гармаев А., свящ. Этапы нравственного развития ребенка // газета "Свет Православия" - Изд. Макариев-Решемской обители, 1998. Вып. 43. – 128 с.
28. Гельвеций. О человеке // Соч. В 2-хтт. Т. 2. Сост. и общ. ред. Х.Н. Момджана. – М.: Мысль, 1974. – 688 с. ("Философское наследие").
29. Гельвеций. Счастье. Сост. и коммент. А.В. Серегина. Вст.ст. Х.Н. Момджана. – М.: Советская Россия, 1997. – 480 с.
30. Грачев А., свящ. Когда  болеют  дети. Советы  врача-священника. – М.: Даниловский  благовестник, 2003. – 88 с.
31. Григорий Нисский. О блаженствах. – М.: Изд-во святителя Игнатия Ставропольского, 1997. – 127 с.
32. Григорий Нисский. Об устроении человека. – М., 2000.
33. Григорий Палама. Триады в защиту священнобез-молвстующих. / Перевод, послесловие и комментарии В. Вениаминова. - М.: Канон +, 2003. - 384 с. - (История христианской мысли в памятниках).
34. Гусейнов А.А., Апресян А. Этика.  – М.: Гардарики, 2002.
35. Давыденков О., свящ. Догматическое богословие. Курс лекций в 2-х тт. – М.: ПСТБИ, 2001.  Т. 1 – 160 с. Т. 2 – 292 с.
36. Давыденков О., иерей. Катихизис. Курс лекций. – М.: ПСТБИ, 2000. – 232 с.
37. Давыденков О., свящ. Тайна велия сия. Бог явися во плоти.  – М.: ПСТБИ, 2002. – 120 с.
38. Догматическое богословие. Учебное пособие. Под ред. М.В.Бахтина. – М.:МГИПКиПК, 2004. – 100 с.
39. Дорофей авва, преп. Душеполезные поучения. М., 2000
40. Духовная жизнь. Аскетические творения святых Отцов. – М., 2000.
41. Емельянов А., иерей. Введение в Новый Завет. – М.: ПСТБИ, 1999. – 48 с.
42. Еротич Владета. Психологическое и религиозное бытие человека. (Серия "богословие и наука"). - М.: Библейско-богословский иститут св. апостола Андрея,2004-212 с.
43. Ершова Г.Г., Черносвитов П.Ю. Наука и религия: новый симбиоз? Моделирование каритиы мира: исторический, психологический, системный и информационный аспекты. - СПб.: Алетейя, 2003. - 368 с.
44. Ефрем Сирин, преп. О свободе воли человека // Творения в 8-ми тт. Т. V. М.: Изд. отдел Мос. Патриархии, 1993. – С. 24 - 33.
45. Зарин С. Аскетизм по православно-христианскому учению. СПб., 1907.
46. Зеньковский В., прот. На пороге зрелости. Беседы с юношеством по  вопросам пола. – Клин: Фонд "Христианская жизнь", 2004 – 64 с.
47. Зеньковский В. В. Основы христианской философии. – М.: Канон +, 1997. – 560 с. (История христианской мысли в памятниках).
48. Зеньковский В.В., прот. Педагогика.– Клин: Фонд "Христианская жизнь", 2004 – 224 с.
49. Зеньковский В., прот. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – М.: Школа-пресс, 1996. – 250 с.
50. И дух прав обнови во утробе моей. Сборник святоотеческих изречений и поучений. Ч. II. – Свято-Троицкий Новоголутвин монастырь, 1992.– 306 с.
51. Иванов В., прот. Священное Писание Ветхого Завета. Учебное пособие. Под ред. М.В. Бахтина. – М: МГИПКиПК, 2004. – 110 с.
52. Иванов Н., прот. И сказал Бог… Библейская онтология и антропология. – М., 2001. – 350 с.
53. Игнатий (Брянчанинов), еп. Ставропольский. О Православии. – М.: Изд. Мос. Патриархии – Донской монастырь, 1991. – 24 с.
54. Игнатий (Брянчанинов), еп. Полное собрание сочинений. М., 2001 – 2003. Том 1. Аскетические опыты. Том 2. Слово о смерти. Том 3 и 4. Аскетическая проповедь.
55. Иерофей (Влахос), митр. Православная духовность. Свято-Троице Сергиева Лавра, 1998. – 136 с.
56. Иерофей (Влахос), митр. Смерть и первородный грех. О смерти младенцев (перевод с греческого). – М.: Сардоникс, 2002.
57. Иисус Христос в документах истории. Составление, статья и комментарии Б.Г. Деревенского. Изд. 4-е, исправленное и дополненное – СПб.: Алетейя, 2001. – 574 с. (Античное христианство. Источники).
58. Иларион, митрополит Киевский. Слово о законе и благодати. / Сост. , вступ. Ст., пер. В.Я. Дерягина. Реконструкция древнерусского текста Л.П. Жуковской. Коммент. В.Я. Дерягина, А.К. Светозарского. – М.: Столица, Скрипторий, 1994. – 146 с.
59. Иларион (Алфеев), еп. Во что верят православные христиане. Катехизические беседы. - М., 2004. - 160 с.
60. Ильин И.А. Аксиомы религиозного  опыта. – М., 2002. – 500 с.
61. Ильин И. А. Путь духовного обновления // Путь к очевидности: Сочинения. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998. – 912 с.
62. Иннокентий, еп. Пензенский (Смирнов). Живите  достойно  неба. Житие. Слова. – М., 2002. – 256 с.
63. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. – М.: Лодья, 2002. – 465 с. (репринт издания: СПб., 1894).
64. Иоанн Златоуст. Бог по любви попускает бедность, болезни и скорби // Иже во святых отца нашего Иоанн, архиеп. Константинопольского Златоустаго избр. творения. Т. 1. – СТСЛ, 1993. С. 98 - 100.
65. Иоанн Златоуст. К верующим в судьбу // Там же. С. 325 - 328.
66. Иоанн Златоуст. О скорбях благочестивым и о Промысле Божьем // Там же. С. 431 - 434.
67. Иоанн (Крестьянкин), архим. Толкование на девять заповедей блаженства // журнал "Санкт-Петербургские епархиальные ведомости", № 5 (стр. 58-66), 1990.
68. Иоанн Лествичник, преп. Лествица. М.: Издание Сретенского монастря, 2003. – 200 с.
69. Иустин Попович, преп. Философские пропасти. - М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2004. - 288 с.
70. Кассиан (Безобразов),еп. Христос и первое христианское поколение. 4-е изд., испр. и доп. – М.: ПСТБИ, русский путь, 2003. – 576 с.
71. Кассиан (Безобразов), еп. Водою и кровию и духом. – Париж, 2001. – 252 с.
72. Катехизис. Конспект лекций для студентов 1 класса Московской духовной семинарии. Под ред. М.В.Бахтина. – М.: МГИПКиПК, 2004. – 56 с.
73. Киприан (К. Э. Керн), архим. Антропология святителя Григория Паламы. Пред. А. И. Сидорова. – М.: Паломник, 1996. – 452 с.
74. Киприан (Керн), архим. Евхаристия. – М.: Храм святых бессеребренников Косьмы и Дамиана на Маросейке, 1999. – 300 с.
75. Козлов М., прот. 400 вопросов и ответов о вере, Церкви и христианской жизни. – Издательтво Сретенского монастыря, 2001. – 400 с.
76. Корольков А. А. Русская духовная философия. – СПб.: РХГИ, 1998. – 576 с.
77. Иоанн Кронштадсткий. Христианская философия. Репринт 1902 г. - М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1992. - 212 с.
78. Кураев А. Если Бог есть Любовь. – М: ПСТБИ, 1997. – 123 с.
79. Кураев Андрей, диак. Куда идет душа? – М., 2001.
80. Кураев А. Школьное богословие. – М., 1997.
81. Лазарь, архим. О тайных недугах души. – М.: Мос. Подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1995 – 90 с.
82. Левшенко Б., свящ. Догматическое богословие. – М.: ПСТБИ, 2001. – 234 с.
83. Левшенко Б., свящ. Катихизис. Курс лекций. – М.: ПСТБИ, 2000. – 324 с.
84. Леонтьев К. Н. Славянофильство теории и славянофильство жизни // К. Леонтьев, наш совеременник. Сост. Б. Адрианов, Н. Мальчевский. – СПб.: Изд-во Чернышева, 1993. – 464 с. (Серия "Русь многоликая", кн. 1).
85. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии / Сост. А.А.Тахо-Годи; Общ. Ред. А.А. Тахо-Годи и И.И. Маханькова. – М.: Мысль, 1993. – 959 с.
86. Лосский В. Н. Очерки мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие // Богословские труды. – М.: Центр СЭИ, 1991. – 232 с.
87. Лосский В.Н. По образу и подобию. – М., 1995.
88. Лосский  В.Н., еп. Петр (Люилье). Толкование на Символ Веры. – Киев: Издательство храма преп. Агапита Печерского, 2000. – 60 с.
89. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Осноы этики; Характер русского народа. - М.: Политиздат, 1991. - 368 с. (Б-ка этической мысли).
90. Лука (Войно - Ясенецкий), арх. Дух, душа, тело. – М.:  Сибирская  благозвонница. – Клин: Христианская  жизнь, 2003. – 128 с.
91. Льюис К.С. Любовь. Страдание. Надежда. М.: Республика, 1992. – 550 с.
92. Любимов А., свящ. Крест семейной жизни. – М.: Православная педагогика, 2002. – 32 с.
93. Макарий (Булгаков), митр. Московский и Коломенкий. Православно-догматическое богословие. В 2-х тт. Изд-е 4-е. – Тутаев: Православное братство св. кн. Бориса и Глеба, 1999. – Т. 1 – 604 с. Т. 2 – 684 с.
94. Максим Грек, преп. О том, что промыслом Божьим, а не звездами и кругом счастья устраивается человеческая судьба // Творения в 3-х ч. Ч. II. Догматико-полемичекские сочинения. – СТСЛ, 1996. – С. 225-239.
95. Максим Исповедник. Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия // Творения преподобного Максима Исповедника. Книга I. Богословские и аскетические трактаты. Перевод, вступ. статья и коммент. А.И.Сидорова. – М.: Мартис, 1993. С. 215-260.
96. Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию // Там же. Т. 2. С. 18, 27.
97. Малиновский Н., прот. Православное догматическое богословие. Очерк православного догматического богословия. - М., 2000.
98.  Марк (Петровцый), архим. Священное Писание Нового Завета. Учебное пособие Под ред. М.В. Бахтина. – М.: Московский гуманитарный институт повышения квалификации и переподготовки кадров, 2004. – 164 с.
99. Маркин В., свящ. Руководство к изучению Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Под ред. М.В.Бахтина. – М.: Московский гуманитарный институт повышения квалификации и переподготовки кадров, 2004. – 400 с.
100. Мейендорф Иоанн, прот. Брак  в  православии. – Клин: Христианская жизнь, 2000. – 96 с.
101. Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие. Изд-е 2-е., испр. и доп. – Клин: Христианская жизнь, 2001. – 448 с.
102. Мейендорф И, прот. Православие и современный мир. – Минск: Лучи Софии, 1995. – 112 с.
103. Милеант А.,прот. Нагорная проповедь.–Киров,1990
104. Михаил (Семенов), архим. Бессмертие души. - СПб., 1906.
105. Найт Дж. Философия и образование. Введение в христианскую перспективу. Пер. с англ. М.В. Бахтина. – СПб.: Нива, 2004. – 320 с.
106. Несмелов В.И. Вера и знание как гносеологические категории. – Казань, 1992 (репринт).
107. Несмелов В.И. Наука о человеке. – М., 2000. – 900 с.
108. Нижников С.А. Метафизика веры в русской религиозной философии. – М., 2001.
109. Никодим  Святогорец. Невидимая брань. – М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002. – 300 с.
110. Николай Сербский, свят. Мысли о добре и зле. – М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001.
111. Новгородцев П. И. Существо русского православного сознания // Сочинения / Сост., вступ. ст. и прим. М. А. Колерова, Н.С.Плотникова. – М.: Раритет, 1995. – 448 с. (Библиотека духовного возрождения).
112. Новиков Д.В. Христианская антропология // "Человек". 2000, № 5, 6; 2001, № 1. - 37 с.
113. Новиков Д.В. Учение о личности в христианском богословии IV-VIII вв. - М., 2000.
114. О вере и нравственности по учению Православной Церкви. Под ред. митрополита Филарета, проф. ЛДАиС, прот. В. Стойкова и прот. В.Цыпина. - М.: Издательство Московской Патриархии,1991. – 368 с.
115. О женщина! Велика вера твоя. Антропология жены и спасительная тайна ее для мужа. - СПб.: Издательство Л.С. Яковлевой, 2000. - 328 с.
116. О семье и воспитании. В 2-х тт. – СПб.: Общество святителя Василия Великого, 1996. Т. 1 – 512 с. Т. 2 – 512 с.
117. Осипов А. И. Путь разума в поисках истины. (Основное богословие). – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2002. – 430 с.
118. Основы социальной концепции РПЦ. – М.: ОВЦС РПЦ, 2001. – 128 с.
119. Основы христианской антропологии. Хрестоматия / Сост. Д.В. Новиков. - М.: ПСТБИ, 2003. - 120 с.
120. Остроумов Стефан, прот. Жить – любви служить (очерк православного нравоучения). – М.: Москов-ский гуманитарный институт повышения квалификации и переподготовки кадров, 2005. – 300 с.
121. Ответы о. Иоанна Кронштадтского на вопросы о духовной жизни. Сост. Митр. Вениамин (Федченков). – М.: Синтагма, 1999. – 190 с.
122. Очерк православной антропологии // Настольная книга священнослужителя. Т. 8. – М.: Издательство Московской Патриархии, 1988. С. 193 – 206.
123. Петр Дамаскин, преп. Творения. – М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001.
124. Пестов Н.Е. Христианский брак. – М.: Православная педагогика, 2003 – 40 с.
125. Петренко О. В., иерей. Уверение Фомы. Симфония веры и знания. – М.: Из¬дательст¬во Спа¬со - Преображенского Валаамского монастыря, 1996. – 100 с.
126. Платон (Игумнов), архим. Православное нравственное богословие. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. – 330 с.
127. Покровский А.И. Библейское учение о первобытной религии. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901.
128. Половинкин А. И. Пробуждение России: преодоление барьера неверия и маловерия. – Волгоград: Издатель, 2000. – 248 с.: ил.
129. Помазанский М., прот. Догматическое богословие. – Клин: Христианская жизнь, 2001. – 352 с.
130. Православие: pro et contra. – СПб.: Русский Хрис-тианский Гуманитарный Институт, 2001. – 792 с.
131. Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. – М.: Церковно-научный  центр "Право-славная энциклопедия", 2000. – 656 с.
132. Православное учение о человеке. Избранные статьи. - М.: Синодальная Богословская Комиссия, Хритианская жизнь, 2004. - 432 с.
133. Пясковский Н.Я. Внешний и внутренний мир в христианской религии. – М., 1900.
134. Рафаил (Карелин), архимандрит. Тайна спасения. – М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001.
135. Рудаков Александр, прот. Священная история Нового Завета. – М.: Московское подворье Свято-Троице-Сергиевой Лавры, 2001.
136. Русская религиозная антропология. Антология. Под ред. Гаврюшина Н.К.  – М: Прогресс-Культура., 1997. Том 1. – 528 с.,  т. 2 – 480 с.
137. Сагарда Н., проф. Вера и жизнь христианская по учению святых отцов и учителей церкви.  – М., 1996.
138. Самарин Ю. Ф. Избраные произведения. – М.: Московский философский фонд – Российская политическая эниклопедия (Росспен), 1996. – 608 с.
139. Светлов П.Я., проф. Христианское вероучение в апологетическом изложении.  – Киев, 1910.
140. Свешников В., прот. Христианская этика. – М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2000.
141. Священное Писание Нового Завета. Учебное пособие для 3 класса Московской Духовной Семинарии. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1971. - 190 с.
142. Священное Писание Нового Завета. Учебное пособие для 4 класса Московской Духовной Семинарии. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1971. - 180 с.
143. Серафим (Роуз), иером. Душа после смерти / пер. с англ. М., 1991.
144. Серафим (Роуз), иером. Православное мировоззрение. Будущее России и конец мира. Православие и религия будущего // Приношение православного американца. – М.: Российское отделение Валаамского общества Америки – Калифорния:Братство преп. Германа Аляскинского,1998. – 704 с.
145. Серафим (Роуз), иером. Человек против Бога. – М., 1995.
146. Сергий  (Страгородский), арх. Православное  учение  о  спасении. – Казань: Типолитография Императорского  университета, 1898 – М.: Издательский Отдел  Московского  Патриархата; Иосифо-Волоцкий  монастырь;  издательство "Просветитель", 1991. – 266 с.
147. Сердце чисто созижди во мне, Боже. Сборник святоотеческих изречений и поучений. - М.: Свято-Троицкий Новоголутвин монастырь, 1992. - 306 с.
148. Силуянова Ирина. Этика врачевания. – М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001.
149. Симеон Новый Богослов, преп. Сочинения. – М., 2004.
150. Смысл жизни: Антология (В.В. Розанов, В.И.Несмелов, А.И. Введенский, М.А. Тареев, Е.Н.Трубецкой, С.Л.Франк) / Сост., общ. ред., предисл. и прим. Н.К. Гаврюшина. – М.: Прогресс-Культура, 1994. – 592 с. (серия "Сокровищница русской религиозно-философской мысли". Вып. II).
151. Соколов Н., прот. Ветхий Завет. Курс лекций. В 2-х тт. – М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 2002. Т. 1 – 104 с. Т. 2 – 100 с.
152. Сокровищница духовной мудрости. Выписки из творений святых Отцов, составленные в соответствии с кругом Евангельских чтений. Сост. прот. М. Нейгум. – М.: Русь, 2001. – 768 с.
153. Соловьев В.С. Смысл любви // Сочинения. // Сост., авт. вст. ст. и прим. А.В. Гулыга. - М.: Раритет, 1994. - 448 с. (Библиотека духовного возрождения).
154. Сорокин А., прот. Введение в Священное Писание Ветхого Завета. Изд. 2-е, испр. и доп. – СПб., 2003. – 300 с.
155. Стейнбек Харолд. Смерть ради жизни. Сила прощения. – М.: Фонд "Лютеранское наследие", 1998. – 234 с.
156. Судьба и вера. Беседы с учеными, священниками, творческой интеллигенцией. – М.: Изд. Мос. Подворья СТСЛ – "Татьянин день", 1999. – 218 с.
157. Табрум А.Г. Религиозные верования современных ученых / Пер. с англ. М., 1912.
158. Тайнов Э. А. Трансцендентальное. Опыт православной метафизики. – М.: Мартис-Пресс, 2002. – 216 с.
159. Той  повеле  и  создашася. Современные  ученые  о  сотворении  мира. – Клин:  Христианская  жизнь, 1999. – 192 с.
160. Троицкий С.В. Христианская философия брака. – Клин: Христианская жизнь, 2001. – 224 с.
161. Тупицын О. В. Верую и исповедую. Записки православного ученого. – М.: Лествица, 1997. – 192 с.
162. Феодор, архим. (А.М. Бухарев). О духовных потребностях жизни. – М.: Столица, 1991. – 320 с.
163. Феофан (Говоров) Затворник, еп. Вышенский. Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра – М.: "Новая книга", "Ковчег", 1998. – 112 с.
164. Феофан (Говоров) Затворник, еп. Вышенский. Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться. – Л., 1991. – 200 с.
165. Филарет  (Дроздов), митр. Православный катехизис. – М.: Издательство Сретенского  монастыря, 2003. – 224 с.
166. Филарет (Дроздов), митр. Толкование на книгу Бытия. – М., 2002.
167. Филимонов С., свящ. Православная Церковь и современная медицина. – СПб., 2000.
168. Флоренский П., свящ. Сочинения. В 2-х тт. / Вст. ст. С.С. Хоружего, историогр. очерк игумена Андроника (Трубачева). – М., 1990. Т. 1 – Столп и утверждение истины (в 2-х частях). – 840 с. Т. 2 – У водоразделов мысли. – 448 с. (серия "Из истории отечественной философской мысли", приложение к журналу "Вопросы философии") (репринт).
169. Флоровский Г.В., прот. Вера и культура. – М., 2002.
170. Херасков  М., прот. Руководство  к последовательному  чтению Пятикнижия Моисеева. Под ред. М.В.Бахтина. – М.: Московский гуманитарный институт повышения квалификации и переподготовки кадров, 2005. – 300 с.
171. Хомяков А. С. Церковь одна. – М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2001. – 253 с.
172. Хоружий С.С. К феноменологии аскезы. – М.: Изда-тельство гуманитарной литературы, 1998. – 352 с.
173. Хоружий С.С. Синергия: проблемы аскетики и мистики православия. – М., 2000.
174. Человек-храм Божий. – Тутаев: Православное братство святых благоверных князей Бориса и Глеба, 1999. – 222 с.
175. Шестун Е., свящ. Православная педагогика. – М.: Про-пресс, 2001. – 576 с.
176. Шестун Е., свящ., Огудина Н. Православная семья. – Самара: ЗАО "Самарский информационный концерн", 2001. – 272 с.
177. Шмеман Александр, прот. Евхаристия. Таинство царства. – М.: Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, 2001. –311 с.
178. Шмеман Александр, прот. За жизнь мира. – М.: Изд-во храма святой мученицы Татианы при МГУ, 2003. – 112 с.
179.  Шмеман Александр, прот. Проповеди и беседы. - М.: Паломник, 2000. - 206 с.
180. Шопенгауэр Артур. Избранные произведения. Сост., прим, вст. ст. И.С. Нарский. - М.: Просвещение, 1992. - 479 с.
181. Христос Яннарас. Вера Церкви. – М., 1992.
182. Янушкявичюс Р., Янушкявичене О. Основы  нравственности. Учебное пособие  для  школьников  и студентов. 4-е изд., испр. и доп. – М.: Про-пресс, 2002. – 456 с.

 


 

 


Страница 3 - 3 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру