Социальная антропология

Из книги "Антропология"

В духе времени, зараженного эволюционными идеями, формируется направление социальной антропологии. Социальная антропология, так же как и биологическая своим происхождением обязана философии, в недрах которой она развивалась в течение продолжительного времени. Но если биологическая антропология делает упор на видовые особенности человека, то социальная антропология рассматривает человека как существо общественное.

Сократ, Платон и киники впервые высказали мысль о том, что справедливость, порядок, нравственность существуют в природе и  заключены в сущности человека, как естественное право, чем положили начало социологическому мышлению. Лукреций Кар впервые ввел понятие «прогресса» для объяснения развития искусства. Христиане не признавали естественного права и строили свое социальное учение на основе божественного закона, заложенного в человеческую природу актом творения. Активными последователями древних греков стали просветители XVII -XVIII веков, которые придерживались мнения, что во всех людях действует единый мировой разум, который делает естественное право для всех одинаковым. Это утверждение легло в основу многочисленных утопических социальных систем, соединяющих в себе учение о государстве, морали и человеке.

Идея человеческого прогресса, возрожденная в XVII веке Гроцием, Фонтенелем, Д. Локком, применяемая по отношению к общественному развитию и принятая мыслителями XVIII века, способствовала утверждению концепции о естественном происхождении и развитии социальных институтов - языка, права, религии и т. д. Постепенно сформировалось убеждение в том, что лучшего понимания человеческой природы и общественного развития можно достичь путем изучения примитивных обществ. Лучшим методом изучения социальных явлений был признан эмпирический метод, предложенный Ф.Бэконом и активно используемый в естественнонаучном познании.

Специалисты по истории социальной антропологии А.Р. Редклифф-Браун (1881-1955 гг.) и Э. Эванс-Причард (1902-1973гг.) считают, что история социальной антропологии начинается с Монтескье (1689-1755 гг.), большого почитателя Декарта и его идеи возведения рациональной культуры, на месте традиционной, которая сделает человека господином природы. Но для этого необходимо открыть общие причины (законы), влияющие на ход исторического развития народов. Монтескье считал, что «все институты каждого общества образуют систему взаимозависимых составляющих. Отношения между ними могут быть получены путем сравнения наблюдений, полученных на материале большого числа различных обществ» (Эванс-Причард Э., 2003, с. 15).  Социальные законы являются необходимым следствием, вытекающим из природы вещей. Его утверждение о том, что даже народы, не имеющие религий, имеют нечто напоминающее мораль, послужило через сто лет, благодаря стараниям Л. Леви-Брюля (1857-1939 гг.) и его знаменитой книги «Мораль и наука о нравах», основанием для изучения примитивных [народы, не имеющие письменности] обществ, особенностей их мышления.

Свой вклад в будущее развитие социальной антропологии внес экономист и философ А. Смит (1723-1790 гг.). Он попытался разработать общую теорию общества в курсе нравственной философии, которую преподавал в университете Глазго. В последующем он намеревался проследить прогрессивное развитие юриспруденции у разных народов от самых примитивных до цивилизованных. С целью выявления закономерностей влияния права на сохранение и умножение собственности. Считая, что таким образом можно получить надёжный способ усовершенствования законодательства и управления. Движущей силой человеческого поведения Смит считал эгоизм, а главный источник богатства народов видел в труде и утверждал, что разделение труда является мощным двигателем прогресса.

Крах революционных преобразований XVIII века обострил проблему социального регулирования. Начался активный поиск способов социальной реорганизации, но уже не с помощью кардинальных методов (войн и революций), а с помощью закона и воспитания. Создание искусственных законов и моральных систем, тоже не оправдало возложенных на них ожиданий, так как убедить человека в необходимости соблюдения искусственных предписаний, оказалось делом еще более сложным, чем организовать революционные преобразования, где мотивирующим началом выступал страх за свою жизнь, а не способ убеждения, рассчитанный на «доброго по природе человека». Тогда и появляются первые попытки, поставить социальную антропологию на научную основу, с тем, чтобы открыть законы социального взаимодействия и создать практическую теорию  социального развития, дающую возможность эффективно регулировать общественные отношения.

Немаловажное значение для создания такой теории имело учение О. Конта, мы уже писали, что по своей значимости оно сопоставимо с учением Дарвина. И хотя его считают родоначальником социологии, но можно сказать, что все социальные науки обязаны ему тем, что он сумел  придать эволюционный характер социальным процессам, сведя общественные явления к природным. Еще одной заслугой Конта перед социальной наукой, является наполнение позитивным содержанием понятия «социального прогресса», без которого «представления о социальных институтах увязли в неясных и химерических концепциях о круговых или колебательных движениях» (Эванс-Причард Э., 2003, с. 67). Идея «прогресса» давала объяснение многообразию форм социальной жизни и её институтов. По сути, философское изучение человеческого прогресса положило начало социальной антропологии, как самостоятельной отрасли знания. Конт первый ясно сформулировал содержание социологического закона, определив его как формулу, полученную на основании анализа культурного развития общества.

Теорию социальной эволюции сформулировал Г.Спенсер в 1860 году в очерке под заглавием «Социальный организм». Спенсер был одним из последователей Конта. Его выдающиеся способности систематизатора привели к созданию им «синтетической» философии, основывающейся на двух идеях: «трансформизма в органической жизни, или как стали говорить после Спенсера "органической эволюции". Второй была идея прогресса в человеческом обществе» (Редклифф-Браун А.Р., 2001, с. 276). При этом общество он определял как продукт надорганической эволюции, уподобляя его организму. Под социальным прогрессом он понимал: «накопление знаний и совершенствование техники, посредством изобретений и открытий, которое ведет от условий жизни диких племен к научным и техническим  достижениям современных обществ» (Редклифф-Браун А.Р., 2001, с. 290).

Дальнейшему развитию социальных наук способствовало принятие идеи однолинейного развития общества, с вытекающими отсюда законами социального развития. Эти идеи развивались Мак-Леннаном (1827-1881 гг.) и Р. Смитом (1846-1894 гг.). Идея однолинейного развития общества требовала предельного упрощения всех культурных и религиозных явлений в древних обществах. Низведения их до уровня суеверий, в которых Бог являлся символом мистического единства группы, а ритуальные жертвоприношения рассматривались как символ единства рода, а не способ покаяния и почитания Божества. Эту концепцию в последующем развивал Э. Дюркгейм.

Датой рождения социальной антропологии Редклифф-Браун считает 1870 год. В это время появляются такие направления антропологии как культурно-историческое и юридическое, составляющие ядро социальной антропологии.

Первое направление сформировал Э. Тейлор (1832-1917 гг.), писавший, что «история человечества, есть часть истории природы; наши мысли, желания и действия сообразуются с законами столь же определенными, как и те, которые управляют движением волн, сочетанием кислот и оснований и ростом растений и животных. Если где-нибудь закон существует, то он должен быть везде. <…> Человеческие учреждения представляют такие же ясные наслоения, как и земля, по которой мы ходим» (цит. по: Энциклопедический словарь…, 1892). Свои антропологические исследования он начал со сравнительного анализа представлений о человеческой душе и её посмертном существовании в различных религиях мира.

Второе направление возглавил итальянец Ч. Ломброзо (1836-1910 гг.). Его основное положение в сочинении «О преступном человеке» (1876 г.), сводится к тому, что преступность в отдельном человеке не зависит от его свободной воли и окружающих обстоятельств, а определяется врожденной склонностью к злым деяниям. Он считал преступника неизлечимо больным и поэтому подлежащим предохранительным, а не карательным мерам. К такому выводу он пришел путем последовательного изучения сравнительной психологии.

Культурно-историческая антропология продолжила свое развитие в трудах Леви-Брюля, Фрезера и других. Антропологи этого направления стремились создать единую теорию общественного развития, путем изучения, сравнения культуры и религии примитивных обществ.

Целью социального антрополога в конце XIX века являлось использование знаний о примитивных обществах для установления надежных и значимых обобщений о социальных явлениях. Для этого «исследовалась природа человеческого общества путем систематического сравнения обществ разных типов, уделялось особое внимание более простым формам общества, существующим у примитивных, туземных или бесписьменных народов» (Рэдклифф-Браун А., 2001, с. 205).

Эти исследования примитивных обществ и магических практик имели своей целью, с одной стороны, доказать правомерность применения понятия эволюция и прогресс к общественному развитию. А с другой стороны, выявить закономерности эволюционного развития общества и сделать социальный прогноз его дальнейшего развития. При этом религиозная стадия развития общества чаще всего рассматривалась как примитивная, не прогрессивная, требующая замены, новой научной стадией, с соответствующим мировоззрением и способом познания мира.

 


Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру