Биологическая антропология

Из книги "Антропология"

Научное понимание человека исходит из того, «что человек, хотя и завершает лестницу живых существ, возникает и существует в мире в соответствии с законами эволюции» (Марков Б.М., 2001, с. 3).

Впервые мысли об эволюции природы [Эволюция предполагает наличие трех признаков: изменения, совершенствования, единство субъекта. Изменение предполагает, что каждое новое состояние по отношению к предшествующему мыслится как более совершенное в количественном или качественном отношении, оно становится сложнее, ценнее, значительнее предшествующего. Новое состояние заменяет собой предшествующее в том же самом субъекте, новое состояние представляет новую ступень, на которую поднимается индивид (Энциклопедический…, 1892)] были высказаны еще древнегреческими мыслителями Анаксимандром, Эмпедоклом, Демокритом, Эпикуром. Их идеи в последующем обстоятельно систематизировал Лукреций Кар в поэме о «Природе вещей». Правда, греки использовали идею эволюции только для объяснения происхождения мира, не применяя понятие «развития» к современной им природной или общественной реальности. Только Аристотель пошел дальше: противостоя учению Платона, он включил понятие «развития» в свое учение о переходе возможности (потенции) в действительное актуальное бытие. Встречается у греков и противоположное эволюции понятие, например в учении Плотина появляется представление об истечении (эманации), то есть постепенном ухудшении явлений по мере их удаления от первопричины бытия.

Вновь идея эволюции, как развития природного мира, актуализируется в эпоху Возрождения в учении оккультиста Джордано Бруно (Гайденко П.П.). Он представлял мироздание, состоящим из системы монад различной степени сложности, которые объединялись и одухотворялись мировой душой, оформляющей и направляющей все развитие от простого состояния к сложному. Но эволюционные идеи Бруно не получили достойного признания в эпоху Нового времени и Просвещения, лишь в эмпирическом учении Ф. Бэкона встречаются идеи трансформизма [ учение о возможности изменения видов растений и животных]. И только В. Лейбниц, возвращаясь к монадам Дж. Бруно, оживляет в своем учении эволюционную идею.

Конец XVIII века стал судьбоносным для философской антропологии. И. Кант, не будучи приверженцем эволюционизма, издает текст лекции: «Антропология в прагматическом отношении» (1772-1773 гг.), где впервые рассматривает учение о человеке, как вид жизненной философии, понимающей человека целостно во всех проявлениях его жизнедеятельности. После Канта многие немецкие философы понимали под антропологией знание о специфической сущности человека, дающее представление об особенностях его физической, психической, моральной, духовной и культурной жизни.

С конца XVIII века изменяется содержание антропологического знания. Антропология постепенно, по мере секуляризации, освобождается сначала от учения о божественном происхождении человека и его понимания как венца творения, затем она прекращает заниматься рассмотрением целей и задач человеческой жизни, и в конце концов, начинает изучать человека с точки зрения естественной классификации или положения его в природе, как создания, подобного другим организмам, особенно животным. Такое определение человека упраздняет дуалистические подходы (Платона, Декарта) в понимании природы человека, чем облегчает теоретические построения и практическую деятельность научных исследований.

Но своё основное развитие эволюционная идея получает не в трудах философов, а в работах ученых естествоиспытателей. В 1795 году Дж. Геттон сформулировал теорию эволюции геологических формаций. П. Лаплас в 1796 году предложил космогоническую идею происхождения Солнечной системы.

Одним из первых исследователей нового естественнонаучного направления в антропологии стал граф де-Бюффон (1707-1788 гг.), интендант королевского ботанического сада, который в своей «Естественной истории» отвел место и человеку с оговоркой, что человек, хотя и животное, но отличается от всех прочих животных своей духовной жизнью.

За ним особое место в мире животных определил человеку Жан Батист Ламарк (1744-1829 гг.), посвятивший ему третью часть своей «Философии зоологии» (1809 г.), где последовательно изложил основы психической жизни человека, связав ее с психическими проявлениями у близко стоящих к человеку животных (приматов).

Эразмус Дарвин - дед знаменитого Чарльза Дарвина, врач, практикующий психиатр, поэт, философ, ботаник и зоолог, опубликовал теорию эволюции жизни в виде поэмы «Зоономия» ("Zoonomia or the laws of organic life" 1794-1796 гг.), в которой описывал идеи эволюции животных под влиянием внешней среды.

Постепенно антропологи из общего свода вопросов познания человека исключили медицинское и психологическое направления, и перешли к изучению происхождения человека как вида [Понятие о виде совпадает с обыденным представлением о породе животных или растений. Вид - это группа особей, обладающих совокупностью сходных признаков, воспроизводящихся устойчиво в течении многих поколений и изолированных от других организмов, невозможно смешение одного видового генофонда с другим].

Для сравнения можно посмотреть содержание учебника начала XIX века по антропологии Эрнста Бурдаха (1801-1876 гг.), сына известного профессора анатомии и физиологии Карла Бурдаха (1776-1847 гг.), под названием «Антропология, или Рассмотрение человеческой природы с ее различных сторон» (1847г.). В "Антропологии" Бурдаха есть главы:

- о крови, ее составе, об органах кровообращения и дыхания;

- о нервной системе, об органах чувств и органах движения, особенностях скелета и т. д.;

- о духовной сфере человека, его восприятии, чувствительности и воле, здесь же говорится о творчестве и религиозных верованиях;

- о течении человеческой жизни от рождения до старости и смерти;

- о месте человека в природе и животном мире, описывает человеческие расы и их расселение.

Учебник заканчивается провозглашением веры в светлую будущность человечества, улучшенного просвещением и религией. Карл Бурдах был хорошо знаком с Фихте, Шеллингом и Гегелем, в философии которых теория развития получает отчетливое и полное обоснование в приложении к явлениям как эмпирического, так и социального миров, выступая в первом случае, как идея эволюции, а во втором как идея социального прогресса.

Процесс сокращения областей антропологического познания, после изменения его содержания постепенно нарастал. Так к середине XIX века в философской антропологии еще более усиливается влияние взглядов представителей естественнонаучного и культурно-исторического направления.

На первое место выходит вопрос о времени и форме происхождения человека, идет спор об изменяемости видов в животном мире, предварял эти вопросы в своем философском учении В. Лейбниц, а естественнонаучную концепцию эволюции первым описал Жан Ламарк (1744-1829 гг.). Его теория (ламаркизм), гласила, что постоянства видов нет. Под воздействием внешних условий изменяются потребности организма, что в свою очередь влечет изменение деятельности, что сказывается на всей организации живого существа. Приобретенные изменения закрепляются наследственно и передаются потомкам. Естественный отбор, как способ борьбы за существование, крайние ламаркисты отвергали. В противоположность этой точке зрения стало формироваться биологическое направление, считающее естественный отбор главным фактором эволюции (дарвинизм).

Эволюционную теорию происхождения человека  активно развивали англичане  Ч. Дарвин (1809-1882 гг.), Т. Гексли (1825-1895 гг.) и Ч. Лайель (1797-1875 гг.).

Чарльз Лайель, основатель современной геологии, в своей книге «Основы геологии» (1830-1833 гг.) даже устанавливает время появления человека на земле в эпоху образования новейших отложений, предшествующих ледниковым образованиям. При этом историю земли он объясняет действием сил, изменявших земную поверхность (землетрясения, наводнения, извержения вулканов и т.д.), чем зарождает сомнения в библейской версии происхождения земли и живых существ. После открытия Буше де Пертом в долине Соммы останков доисторического человека, Лайель с увлечением начинает собирать данные о первобытном человеке, которые публикует под названием «Древность человека». Эта работа послужила мощным толчком для активных исследований в области доисторической археологии. Он же убедил Ч. Дарвина в необходимости публикации работы «Происхождение видов», считая безупречными доводы последнего в объяснении эволюционной теории происхождения жизни на земле.

Чарльз Дарвин.

Родился Дарвин в 1809 г. в Шрюсбери, в семье врача, сына известного поэта и философа Э.Дарвина. Чарльз рано лишился матери, она умерла, когда ему не было восьми лет. В школе Дарвин учился весьма посредственно его больше интересовали природные явления, чем древние языки. В нем рано проснулось пристрастие к коллекционированию, причем собирал он всё, начиная от растений, минералов, птичьих гнезд и заканчивая конвертами, автографами и монетами, за что его постоянно упрекали взрослые. После окончания гимназии в 1825 году Чарльз поступает в Эдинбургский университет, где в течение двух лет безуспешно пытается овладеть медициной, но, видя всю тщетность задуманного, он принимает решение стать священником, для чего поступает в Кембридж, но и здесь не проявились его способности, так как обучение он закончил без отличий.

Истинный интерес в нем вызывало участие в геологических раскопках на берегу моря или посещение естественнонаучных обществ, где он знакомился с натуралистами и путешественниками. Благодаря своим знакомствам и страсти собирательства, он получает возможность принять участие в кругосветном путешествии на корабле «Бигль», продолжавшемся в течение пяти лет (1831-1836). За это время им были собраны обширные коллекции млекопитающих, насекомых, птиц, растений и образцов геологических пород. Но, кроме того, во время своего путешествия он вел дневник, который был им опубликован под названием «Путешествие вокруг света на корабле Бигль». Коллекции, отчеты по геологическим наблюдениям и публикация дневника принесли ему известность ученого, после чего его основным занятием становится наука. После возвращения в Англию он женится и из-за слабого здоровья поселяется в имении Доун, где живет безвыездно до самой смерти.

С упразднением понятия души [Т. Гоббс и Дж. Локк своими учениями подготовили естественнонаучное объяснения психических процессов, а английский врач Д. Гартли все психические процессы объяснил материальными процессами деятельности мозга. Душа - была заменена на психику, под которой понимали проявления физиологической работы мозга (Шабельников В.К., 2003, с. 221).] антропология не только изменила предмет своего изучения, которым стала «психика», как производная телесной организации, но и утратила целую область важнейших вопросов, связанных со смыслом существования человека и его духовным самоопределением (этику). Со временем из антропологии исчезает и психическая организация человека, вместе с познавательными способностями (гносеологией), что философскую антропологию делает биологической, рассматривающей человека как биологический вид. Не последнюю роль в этом сыграла эволюционная теория Чарльза Дарвина. До него в науке господствовало положение о кардинальном различии между человеком и животным - в их происхождении. Не было сомнения, что Бог сотворил человека иначе, чем прочий животный мир. Наличие у человека разума и свободной воли, которые отличали его от животного, предполагало и присутствие ответственности за принятые решения и поступки. Поэтому невозможно было переносить результаты, полученные в экспериментальных исследованиях поведения животных, на объяснение поведения человека.

Три основных постулата эволюционной теории стали исходными точками развития различных направлений антропологии и зародившейся экспериментальной психологии.

Первый постулат: между человеком и животными нет принципиального различия, которое стирается целым рядом переходных форм, поэтому поведение человека и животных может иметь общие черты.

Второй постулат: развитие вида есть результат размножения и отбора тех живых существ, которые смогли приспособиться. А человеческий интеллект явление не исключительное, но закономерное - как продукт истории.

Третий постулат: особенности строения тела дают преимущества в естественном отборе и определяют индивидуальные различия в приспособлении.

Все эти постулаты стали возможными вследствие изменения Дарвином «действующей аристотелевской категориальной структуры, в основе которой лежало различие материи и формы, рода и вида. Он допустил изменение формы под влиянием случайных индивидуальных отклонений... которые постепенно приводили к фундаментальной перестройке всего организма. Дарвин исключил внешнюю целесообразность, управляющую ходом развития живого: природа сама по себе цель, и она управляет всеми изменениями жизни» (Философская антропология, под ред. Маркова Б.В., 2001, с. 5). Природа из слепой - стала зрячей, из бесцельной - строящей планы. «Бездушная машина» ожила и стала клонировать мир по одному ей ведомому плану и для одной ей ведомой цели.

Развивая свое учение, Дарвин постепенно приходит к заключению, что различие между психикой человека и человекообразной обезьяны не качественное, а количественное (Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, 1892).

Так сформировалась эволюционно-атеистическая концепция, основным положением которой является отрицание существования любого другого мира, кроме мира органической материи.

Этот мир возник стихийно и путем эволюции усложнился до возникновения человека разумного. Психика и сознание в этой системе взглядов - продукт сложно организованной материи и свойство головного мозга. Психика существует при наличии живого организма, с его смертью она прекращает свое существование, так же как прекращает свое существование тело после разложения органических тканей на элементы. Постепенное развитие психики прослеживается в филогенезе, возникая и развиваясь из такого свойства материи как раздражимость.

При таком концептуальном подходе неудивительны, с одной стороны, стремительный рост экспериментальных исследований психики человека, что и ознаменовало собой рождение психологии как науки, а, с другой стороны, - потеря последних смыслов существования человечества в рамках нравственности и добродетели.

В 60-е годы XIX века во Франции открываются антропологические общества, на заседаниях которых разрабатываются новые методы антропологического изучения человека. Так, Поль Брока (1824-1880 гг.) вводит числовые показатели разных частей тела для представителей разных рас. Большой популярностью пользуются кунсткамеры и различные зоологические музеи, где Божественная природа человека умаляется и низводится до уровня природы животных.

В конце XIX века появляется новое направление - зоологическая антропология, которая изучает человека как один из видов млекопитающих. Французская антропологическая школа отбросила вопросы чистой анатомии и физиологии, психологию передала в руки психиатров и занялась описательной частью наружных признаков живого человека и его останков с целью установления метода в дальнейшем развитии своей науки. Предметом исследований становятся цвет кожи и волос, размер черепа и сочленений скелета.

Совокупность проблем, которые сегодня определяют предмет и содержание биологической антропологии, включает в себя вопрос происхождения человека и его места в животном мире, раскрытие движущих сил эволюции, разработку комплексной характеристики человека, как биологического вида.

Современная биологическая антропология содержит в себе комплекс знаний, раскрывающих содержание понятий: «филогенез», «эволюция», «эмбриогенез», «постнатальное развитие», «внутривидовая изменчивость», «репродуктивные особенности», «динамика численности популяций», «антропогенез» и прочие. Все эти понятия рассматриваются целой совокупностью биологических наук: анатомией, физиологией, морфологией, генетикой, иммунобиологией, экологией и многими другими дисциплинами. На данных биологической антропологии базируются - медицина, психология, педагогика, социальные науки. Биологическая антропология дала толчок развитию гендерной и валеологической антропологий, а так же антропологии возраста (Бочаров В.В.).

Незавидна участь антропологии, как «отрасли естествознания, изучающей происхождение и эволюцию физической организации человека и его рас» (Хомутов А.Е., 2002, с. 3). Это важное для понимания природы человека антропологическое учение, к сожалению, не имея этических оснований, дает простор для использования научных открытий как кому заблагорассудится. Если в 70-е годы на Западе при обострении экологической ситуации возникли стихийные движения «общества зеленых», защищающие природу от человека, то сегодня должны активизироваться общества «охраны человека» которому грозит полное уничтожение в расплату за безмерную любознательность и безнравственность. Современная биологическая наука, открывшая уникальные биотехнологии, заглянувшая в святая святых - живую клетку, разгадавшая тайну генома человека, подвела человечество к той черте, за которой нейтронная бомба кажется игрушкой.

Трансплантация органов, эвтаназия, генные технологии, клонирование, вот не полный перечень тех нововведений, которые сегодня как грибы вырастают на ниве страстного стремления взять под свой контроль жизнь и смерть человека, отобрав это право у Бога, принадлежащее Ему как Творцу.

Параллельно с биологической антропологией интенсивно развивалась социальное направление, имеющее не менее насыщенную историю.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру