Особенности подхода к проблеме воспитания

Из книги "Итегративная антропология"

Вся духовная жизнь есть некая «невидимая брань»; там, где стихает внутренняя борьба, наступает духовное усыпление. Для этого состояния характерно переживание внутренней двойственности личности в духовном самосознании. Задача педагогики восстановить целостность, при условии развития всех сил и всех сторон в человеке.

«Смысл воспитания заключается в том, чтобы развить и укрепить находящиеся в душе ребенка силы; необходимо душу освободить от страстей, помочь ребенку в раскрытии образа Божия в нем» (святоотеческая позиция, цит. по: Зеньковский В.В., 1993).

Позиция секулярного образования: через школу без Бога создать «здорового, нормального» человека. Для этого нужно «оразумить» воспитание. На место Бога ставится исключительно сила разума (основоположник Ж.-Ж. Руссо, продолжатели - И.-Г. Песталоцци, Ф.-В.-А. Фребель, Г. Спенсер, Л. Толстой).

Развитие педагогической мысли шло под влиянием трех течений:

- педагогический натурализм (Ж.-Ж. Руссо - Л. Толстой), которое привело к анархизму в деле воспитания;

- психология ребенка (И. Гербарт, Л. Штрюмпель), оно дало научную психологию детства, здесь нет превознесения природы ребенка, а, в основном, его изучение, и как следствие такого подхода, реформаторские стремления в школе, постановка педагогических экспериментов;

- социально-педагогическая тенденция (П. Наторп), «человека нужно воспитывать не для индивидуальной жизни, а для жизни с другими». Это направление наиболее характерно для США, здесь «социальный идеал», высказанный Ко, - «вместо Царства Божия - "демократия" Божия».

Тема воспитания, как исцеления духовного начала, может быть правильно поставлена лишь как тема спасения и искупления. Ошибочно думают, что через развитие психической «периферии» можно организовать духовную жизнь в человеке.

Воспитание как спасение всегда направлено на конкретную личность, судьба которой уходит в эсхатологическую перспективу, к которой мы все приобщаемся через смерть.

В историческом контексте период секуляризации педагогики в России сопровождался следующими событиями:

1. Закончилась Кавказская война накануне отмены крепостного права.

2. Россией была проиграна Крымская компания.

3. Восстание на территории современных Белоруссии, Польши и Литвы и Украины, подавлено властями, в результате чего начались процессы либерализации в России.

В России первые научные педагогические подходы в образовании появились после отмены крепостного права в 60-е годы ХIХ в. Возникли комитеты и общества грамотности, возглавляемые русской интеллигенцией. Была восстановлена связь с европейской научной мыслью, прерванная после французской революции 1848 года.

1863 году был принят новый Университетский устав, по которому университеты становились носителями науки и просвещения и получали автономию. В это время было восстановлено преподавание философии и расширены специализации по психологии.

В пореформенный период большее внимание стало уделяться педагогическому образованию, получили распространение 4-6-недельные курсы повышения квалификации педагогов начальных школ. Планы для этих занятий были разработаны К.Д.Ушинским, при участии которого открылись первые педагогические факультеты при университетах. В своей статье «Общий взгляд на возникновение наших народных школ» (1870), Ушинский писал: «Идея церковной школы не пустила у нас корней ни в народе, ни в духовенстве... в стремлении учреждать школы при церквах... было что то напускное и не дало положительных результатов... сами крестьяне высказываются, и иногда довольно решительно, против назначения лиц приходского духовенства учителями в крестьянские школы».

При этом изменились принципы, на которых базировалась педагогика, а именно с позиций святоотеческих перешли на светские, научные. В основу всего легла эволюционная теория Дарвина и концепция развития, не осталась в стороне и психофизиология, дающая представление о происхождении высших психических функций и физиологических основах психики. Главными стали биологическое и социальное направления в изучении детства.

Процесс секуляризации образования в России начался с реформ Петра I. Тогда перед педагогикой стояла задача подготовки человека к выполнению определенной служебной деятельности, получение образования светского было привилегированным, и его получали очень немногие. Этот процесс секуляризации образования получил свое дальнейшее развитие именно в период отмены крепостного права. Во второй половине ХIХ века образование становится доступным во всех слоях населения. Идеал воспитания стали видеть в формировании всесторонне развитой, высоконравственной личности. В результате воспитания ребенок должен был стать человеком с большой буквы. Для этого в основу образования легла идея народности, что позволило заменить преподавание церковнославянского языка - русским. Начинается разделение на образование религиозное и светское, по этому поводу Ушинский писал, что хотя школе не следует противоречить церкви, но она должна строиться не на единых с нею основаниях, будучи призвана удовлетворять и потребностям реальной жизни, и что религиозное образование само по себе, а светское - само по себе. В нравственном воспитании Ушинский главное место отводит не религиозным, а гражданским задачам - подготовке деятельного, проникнутого чувством общественного долга гражданина своего отечества.

Другой реформатор образования Л.Н.Толстой в основу воспитания ставил свою «толстовскую» религию, - признание, что человек носит Бога «в самом себе», всеобщую любовь к людям, непротивление злу насилием, резко отрицательное отношение к обрядовой, церковной религии. Воспитание с точки зрения Толстого есть насилие над личностью и поэтому недопустимо. Следует ограничиться лишь образованием. «Критериум педагогики один - свобода». Определенного учебного плана, программы обучения и твердого расписания учебных занятий у него в школе не было. Не было домашних заданий и требований обязательного посещения школы.

К концу ХIХ века в русской психолого-педагогической науке сформировались основные области научной деятельности, научное обоснование получила идея совместной работы педагогов, психологов и врачей по изучению ребенка. Это помогало реализации теории и практики школьной гигиены, как правильной организации жизни ребенка в школе и вне школы, с позиций психофизиологии. На основании этих выводов от правительства требовали школьной реформы, позволяющей всемерно расширять частную инициативу в деле народного образования.

К началу ХХ века русская возрастная и педагогическая психология вошла в тесный контакт с мировой психологической наукой. Появляются институты и экспериментальные лаборатории, выпускаются специализированные психологические журналы, начинается преподавание психологии в школе. Здесь же выдвигается основной принцип воспитания - уважение к личности ребенка, признание ценности индивида, при его оценке с помощью теста. Начали вводиться классификации детей по показателям уровня умственного развития, с привлечением понятий нормы и аномалии.

Интенсивно изучалась личность ребенка, и были разработаны специальные программы исследования личности, для решения основной цели воспитания - формирования высоконравственной и всесторонне развитой личности. Для этого важно обрисовать старшеклассникам горизонты человеческого знания, - так считали И.А.Сикорский и П.Ф.Каптерев. И.А.Сикорский писал: «Изучение души ребенка открывает новые широкие перспективы для педагогического усовершенствования людей». А.П.Нечаев рассматривал нравственное чувство, как одно из проявлений эмоциональной жизни, поэтому считал он, для его развития и воспитания необходимо стимулировать переживание самых разнообразных оттенков чувств. «Одно из важных требований воспитания нравственного чувства - сделать человека способным к переживанию разнообразных эмоций..., а также тонкого интеллектуального развития..., так как не может быть воспитания нравственного чувства, когда интеллект остается в пренебрежении».

Революция 1917 года положила начало новой эпохе в педагогике, завершив процесс секуляризации образования, полностью уничтожив религиозное направление. 20 января 1918 г. был принят декрет «О свободе совести, церковных и религиозных обществах». Этим декретом объявлялась «свобода совести» и запрещалось преподавание религиозных вероучений вообще, чем «устранялось реакционное влияние церкви на молодое поколение». Стало доминировать научно-материалистическое содержание образования, главное внимание отводилось воспитанию у детей трудовых навыков. Идеологической задачей стало построение коммунистического общества, а общие цели воспитания сводились к гуманизму, коллективизму, интернационализму, демократизму и идее соединения обучения с производительным трудом, как обязательным условием формирования всесторонне развитой личности. Сущность и цель нравственного воспитания в советской школе сводилась к борьбе за победу коммунизма.

В дореформенной России основным было религиозное воспитание и начала его закладывались в семье.

«Дух веры и благочестия родителей, должен почитаться могущественным средством к сохранению и укреплению благодатной жизни в детях» (св. Феофан Затворник).

«Если ты упражняешься даже в высшем любомудрии, а о других погибающих не радишь, то не будешь иметь никакого дерзновения перед Богом» (св. Иоанн Златоуст).

Понятие домашнего православного воспитания включает в себя труд, который, духовно питая воспитуемого, помогает расти и воспитателю. Беседы на религиозные темы заставляют продумывать и осмысливать многие вопросы духовной жизни, систематизировать свои религиозные знания. Но самое главное - помогают взглянуть на себя, соотнести эти знания со своей собственной жизнью, с проповедуемыми евангельскими заповедями.

Православных детей нужно готовить к неприятию зла мира, его страстей и соблазнов, а не к уходу из него, в них нужно воспитывать способность противостоять миру в сердце своем, способность сохранять веру среди неверия, чистоту - среди грязи и греха. Отношение христианина к миру должно быть «ни чувственно, ни бесчувственно, но сочувственно» (преп. Максим Исповедник). Всегда должна чувствоваться грань: здесь - мы, а там - мир.

Литература:

1. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1993.
2. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. СПб., 1915.
3. Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети. М., 1994.
4. Основы православной педагогики. М., 1993.
5. Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. В 2-х частях. - СПб.: Алетейя, 2000.
6. Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. Дубна, 1995.
7. Святитель Феофан Затворник. Внутренняя жизнь. М., 1994.
8. Священник Евгений Шестун. Православная педагогика. Самара, 1998.


 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру