Глава XX. Общепедагогические идеалы в практике средней школы

Из книги "История русской педагогии"

Примечания:

1. В 1875 г. Двухлетний курс 7 класса, введенный Толстым Д.А., при реформе гимназий был разделен на два самостоятельных класса.

2.Никитенко А.В. Моя повесть о самом себе. СПб., 1905. Т. II. С. 307, 427, 428, 437, 443, 444 и др.

3. Сборник постановлений. Т.V. С.74.

4. Эта статья позднее была переиздана особой брошюрой под заглавием: Катков М.Н. Наша учебная реформа. С приложениями и предисловием и примечаниями Льва Поливанова. М., 1890.

5. Давно, еще в 60-х годах прошлого столетия были отмечены увиливания защитников классицизма (Каткова) от прямого педагогическо-психологического обоснования классицизма, слабость их аргументации и противоречивость их суждений. См. статью Писарева "Педагогические софизмы" в IV томе собрания его сочинений и заметку Ушинского "Чего хотят московские педагоги?" (Собрание педагогических сочинений. Т. 2. С. 386-392).

6. С голоса своих учителей и ученик – граф Толстой Д.А. – писал в представлении Государственному совету о предоставлении учащемуся юношеству возможности "без чрезмерных усилий достигать надлежащей умственной зрелости на изучении предмета, равномерно развивающего и упражняющего все стороны человеческого духа" (т.е. древних языков).

7. Подобное критическое рассмотрение взглядов Каткова и Леонтьева на классицизм как единственную систему общечеловеческого образования предложено нами в "Русской школе" 1890 г. В статье "Основы классической школы".

8. Русский архив. 1899, №8. Pia Desideria ("О системе классического образования в России").

* "Ни столько чести, ни столько бесчестья". Пер. с фр. – Ред.

** Вот где собака зарыта. Пер с нем. – Ред.

9. См. брошюры: Георгиевский А.И. Предположенная реформа нашей средней школы. СПб., 1901; Мусин-Пушкин А.А. Чем должна быть наша среднеобразовательная школа. СПб., 1902.

10. Капнист П. К вопросу о реорганизации среднего образования. СПб., 1901. С.90-91.

11. Сборник постановлений. Т. XI. Ст. 466.

12. См., например, брошюру: Дурылин С. В школьной тюрьме. Исповедь ученика. М., 1907.

13. Масловский А.Ф. Русская общеобразовательная школа: мысли отца семейства по поводу предстоящей реформы средней школы. СПб., 1900.

14. Министру Д.Толстому удалось испросить такое высочайшее повеление: "Воспретить печатание в повременных изданиях коллективных заявлений частных лиц, заключающих в себе обсуждение, одобрение или порицание действующих законов и также предположений правительственных установлений об изменении существующих узаконений и законопроектов, внесенных на утверждение в установленном порядке". После этого было уже легко зажимать рот всем, не смирившимся с толстовским классицизмом. И когда дворянские собрания – курское, смоленское, орловское и самарское – хотели было снова поднять вопрос о положении среднего образования в России, то их попытки были пресечены.

15. Сборник постановлений. Т. V. Ст. 196 – обширное представление о реальном образовании с разными объяснениями и доказательствами полемического характера.

16. При Александре II под влиянием политических событий была высказана мысль о необходимости контроля за семейным воспитанием в правительственных интересах. В Высочайшем рескрипте (3 мая 1866 г.) на имя председателя комитета министров изложены  следующие  руководящие  начала деятельности вновь назначенного Министра народного просвещения (графа Д. А. Толстого): "Преподавание, соответствующее истинным потребностям юношества, не принесли бы всей ожидаемой от него пользы, если бы в частной семейной жизни проводились учения, несогласные  с правилами христианского благочестия и с верноподданническими обязанностями. Посему я имею твердую надежду, что видам моим по этому важному предмету будет оказано ревностное содействие в кругу домашнего воспитания". Предписав попечителям учебных округов вышеизложенную монаршую волю принять за руководство во всех действиях по управлению округами, министр обратил особенное внимание попечителей, между прочим, на необходимость бдительного надзора за состоянием частных учебных заведений, за домашними учителями и наставниками (см.:  Рождественский С. А. исторический обзор деятельности министерства народного просвещения 1802-1902. СПб., 1902. С. 640-643).

17. См. изложение проектов министров Глазова и Кауфмана в "Русской школе" 1910 г. (№11 и 12) в ст. Малиновского Н.П. "Очерк реформы средней школы".

18. См. труды первого съезда директоров неучебных заведений С.-Петербургского учебного округа. СПб., 1912. Доклад С.Л.Степанова "Об установлении связи между низшей и среднеобразовательной школой" и прения по этому докладу, особенно же заявление псковского директора А.Г.Готлиба. Из этого доклада взяты приведенные в тексте данные о числе средних школ.

19. Арнольд М. Об участии родителей в жизни средней школы // Вестник воспитания. 1911, №4 (апрель).


Страница 5 - 5 из 5
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру